Научная статья на тему 'Проблемы развития региональной инновационной системы Магаданской области'

Проблемы развития региональной инновационной системы Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брачун Татьяна Анатольевна, Рокотянская Наталья Александровна, Субботина Надежда Сергеевна

Настоящее исследование направлено на изучение актуальных вопросов реализации инновационной политики региона (на примере Магаданской области), проблемы повышения активности субъектов инновационной деятельности и формирования региональной инновационной системы (РИС). Цель. На основе экспертного интервью представителей различных сторон инновационной инфраструктуры (власти, бизнеса, науки)дать оценку эффективности региональной инновационной политики, уровня развития региональной инновационной системы, выявить проблемы и перспективы развития РИС, а также проанализировать специфику взаимодействия субъектов инновационной активности в регионе. Задачи. Оценить состояние инновационной системы региона. Охарактеризовать роль субъектов инновационной активности (бизнеса, власти, науки) в развитии РИС, выделить наиболее перспективные в инновационном плане отрасли экономики, а также факторы, способствующие и препятствующие инновационному развитию региона. Методология. В настоящей работе были использованы методы экспертной оценки, социологические методы, общие методы научного познания, с помощью которых была сформирована общая картина, отражающая текущее состояние региональной инновационной системы, дана оценка проводимой в области инновационной политике, выявлены проблемы и перспективы инновационного развития региона. Результаты. Магаданская область с 2008 г.значительно продвинулась на пути инновационной переориентации экономики: разработана стратегия инновационного развития, нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности, повысилась инновационная активность и т. д. Однако анализ текущего состояния инновационной системы региона и сопоставление мнений экспертов обозначают целый ряд проблем, связанных с функционированием складывающейся в регионе инновационной системы, неравномерность ее развития, слабое взаимодействие субъектов инновационной активности. Выводы. Магаданская область - регион с высоким уровнем инновационной активности и быстро формирующейся инновационной системой, но эффективность ее функционирования остается на низком уровне, прежде всего из-за отсутствия конструктивного взаимодействия между элементами инновационной системы, а также вследствие целого ряда инфраструктурных недостатков. Для решения выделенных проблем должен быть построен механизм, обеспечивающий взаимную заинтересованность всех субъектов инновационной активности и повышение результативности их деятельности на основе синергетического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брачун Татьяна Анатольевна, Рокотянская Наталья Александровна, Субботина Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Regional Innovation System Development: Case of the Magadan Region

This study examines the relevant issues of regional innovation policy implementation through an example of the Magadan region), problems of the increasing ambition of the subjects of innovative activity, and the formation of a regional innovation system (RIS). Aim. This study assesses the efficiency of the regional innovation policy and its level of development, identify problems and prospects for RIS development, and analyze the specific aspects of interaction between the stakeholders of innovative activity in the region, based on interviews of expert representatives of various subjects of innovative infrastructure, such as government, business, and science. Tasks. This study assesses the current state of the RIS, determines the role of the subjects of innovative activity (government, business, and science) in RIS development, identifies economic sectors that are the most promising in terms of innovations, as well as factors that may facilitate or hinder regional innovative development. Methods. This study uses expert assessment methods, sociological methods, and general methods of scientific cognition to help create a general picture that reflects the current state of the RIS. Results. Since 2008, the Magadan region has made significant progress in terms of innovative economy reorientation: an innovative development strategy has been introduced, a regulatory and legal framework for innovative activity has been initiated, and innovative activity has increased. However, an analysis of the current state of the RIS and a comparison of expert opinions reveals a number of problems associated with the functioning of the evolving RIS, its uneven development, and the low level of interaction between the subjects of innovative activity. Conclusion. The Magadan region boasts of a high level of innovative activity and a rapidly evolving innovation system but its efficiency is still low, primarily due to the lack of meaningful cooperation between the elements of the innovation system and numerous drawbacks in the infrastructure. A mechanism that would ensure the mutual interest of all the subjects of innovative activity and improve the efficiency of their performance through a synergistic effect is required to solve the identified problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития региональной инновационной системы Магаданской области»

ш 0.

0

1

О ^

0

о;

s <

со

S

1

о. ш CI

о

Проблемы развития региональной инновационной системы Магаданской области

Problems of Regional Innovation System Development: Case of the Magadan Region

УДК 332.14

Брачун Татьяна Анатольевна

профессор Северо-Восточного государственного университета

(г. Магадан), кандидат экономических наук, доктор философских наук

685000, г. Магадан, Портовая ул., д. 13

Tat'yana A. Brachun

Northeast State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

Рокотянская Наталья Александровна

старший преподаватель Северо-Восточного государственного

университета (г. Магадан)

685000, г. Магадан, Портовая ул., д. 13

Natal'ya A. Rokotyanskaya

Northeast State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

Субботина Надежда Сергеевна

аспирант Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан)

685000, г. Магадан, Портовая ул., д. 13 Nadezhda S. Subbotina

Northeast State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

Настоящее исследование направлено на изучение актуальных вопросов реализации инновационной политики региона (на примере Магаданской области), проблемы повышения активности субъектов инновационной деятельности и формирования региональной инновационной системы (РИС). Цель. На основе экспертного интервью представителей различных сторон инновационной инфраструктуры (власти, бизнеса, науки) дать оценку эффективности региональной инновационной политики, уровня развития региональной инновационной системы, выявить проблемы и перспективы развития РИС, а также проанализировать специфику взаимодействия субъектов инновационной активности в регионе.

Задачи. Оценить состояние инновационной системы региона. Охарактеризовать роль субъектов инновационной активности (бизнеса, власти, науки) в развитии РИС, выде-

лить наиболее перспективные в инновационном плане отрасли экономики, а также факторы, способствующие и препятствующие инновационному развитию региона. Методология. В настоящей работе были использованы методы экспертной оценки, социологические методы, общие методы научного познания, с помощью которых была сформирована общая картина, отражающая текущее состояние региональной инновационной системы, дана оценка проводимой в области инновационной политике, выявлены проблемы и перспективы инновационного развития региона.

Результаты. Магаданская область с 2008 г. значительно продвинулась на пути инновационной переориентации экономики: разработана стратегия инновационного развития, нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности, повысилась инновационная активность и т. д. Однако анализ

текущего состояния инновационной системы региона и сопоставление мнений экспертов обозначают целый ряд проблем, связанных с функционированием складывающейся в регионе инновационной системы, неравномерность ее развития, слабое взаимодействие субъектов инновационной активности.

Выводы. Магаданская область — регион с высоким уровнем инновационной активности и быстро формирующейся инновационной системой, но эффективность ее функционирования остается на низком уровне, прежде всего из-за отсутствия конструктивного взаимодействия между элементами инновационной системы, а также вследствие целого ряда инфраструктурных недостатков. Для решения выделенных проблем должен быть построен механизм, обеспечивающий взаимную заинтересованность всех субъектов инновационной активности и повышение результативности их деятельности на основе синергети-ческого эффекта.

Ключевые слова: инновационное развитие, региональная инновационная система, инновационная политика, инновационная активность

This study examines the relevant issues of regional innovation policy implementation (through an example of the Magadan region), problems of the increasing ambition of the subjects of innovative activity, and the formation of a regional innovation system (RIS). Aim. This study assesses the efficiency of the regional innovation policy and its level of development, identify problems and prospects for RIS development, and analyze the specific aspects of interaction between the stakeholders of innovative activity in the region, based on interviews of expert representatives of various subjects of innovative infrastructure, such as government, business, and science. Tasks. This study assesses the current state of the RIS, determines the role of the subjects of innovative activity (government, business, and science) in RIS development, identifies economic sectors that are the most promising in terms of innovations, as well as factors that may facilitate or hinder regional innovative development.

Methods. This study uses expert assessment methods, sociological methods, and general methods of scientific cognition to help create a general picture that reflects the current state of the RIS.

Results. Since 2008, the Magadan region has made significant progress in terms of innovative economy reorientation: an innovative development strategy has been introduced, a regulatory and legal framework for innovative activity has been initiated, and innovative activity has increased. However, an analysis of the current state of the RIS and a comparison of expert opinions reveals a number of problems associated with the functioning of the evolving RIS, its uneven development, and the low level of interaction between the subjects of innovative activity.

Conclusion. The Magadan region boasts of a g high level of innovative activity and a rapidly g evolving innovation system but its efficiency x is still low, primarily due to the lack of mean- ш ingful cooperation between the elements of the x innovation system and numerous drawbacks in x the infrastructure. A mechanism that would ^ ensure the mutual interest of all the subjects g of innovative activity and improve the effi- ^ ciency of their performance through a syner- K gistic effect is required to solve the identified =Ц problems. g

Keywords: innovative development, regional =jE innovation system, innovation policy, innova- g tive activity

В настоящее время происходит постепенная и последовательная переориентация экономики российских регионов в рамках инновационной стратегии развития. Инновационная политика реализует комплекс мер, которые направлены на формирование устойчивой динамики экономического роста в регионе, повышение эффективности использования его потенциала за счет законодательного и административного регулирования и поддержки инновационной активности, создания благоприятного инвестиционного климата, формирования региональной инновационной системы (РИС) и повышения инновационной восприимчивости экономики в целом.

Инновационность предполагает наличие способности территории к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию продуктов научно-технического прогресса. Успешным вариантом развития признается тот, который способствует более эффективному использованию конкурентных преимуществ и преодолению слабых сторон, характерных для конкретного региона. В рамках реализации инновационной политики особое внимание уделяется таким задачам, как расширенное воспроизводство региональных интеллектуальных ресурсов, развитие инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий инновационной деятельности (в частности, разработка нормативно-правовых актов [1]).

Результатом эффективной инновационной политики должна стать инновационная система, основанная на устойчивых конструктивных взаимоотношениях между всеми участниками инновационного процесса. Функционирование этой системы позволит наиболее полно использовать потенциал территории и будет способствовать ее дальнейшему развитию. РИС являются элементами национальной инновационной системы, расположенными на определенной территории. Большинство исследований основаны на нахождении качественных характеристик региональной инновационной системы: РИС состоит из определенных

§ объединенных компонентов (организаций и § институтов), имеет допустимые границы или £ пределы, которые выделяют эту систему сре-

ш

^ ди прочего пространства.

Составными частями РИС могут быть реги-з ональные институты и организации, относя-^ щиеся к инновационной сфере [2, с. 63]. В на-^ учной литературе выделяются различные фак-^ торы, которые детерминируют состояние и ^ развитие РИС: средовые (географические, со-| циокультурные, исторические и пр.), инсти-о! туциональные (например, образовательная ^ система региона), инфраструктурные и т. д. з [3, с. 31-32]. Рассматривая процесс становления инновационных систем в российских регионах, исследователи сходятся также в том, что в той или иной степени, но РИС сформирована в каждом из них, а ее эффективность отражается в различных индексах инноваци-онности.

Согласно принятому в марте 2010 г. областному закону «О стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2025 года», регион должен развиваться по инновационному сценарию. И хотя нацеленность на инновационное развитие очевидна, необходимо переосмысление подходов к определенным факторам инновационного развития, обусловленное прежде всего территориальной спецификой, которая накладывает свой отпечаток на формирование модели региональной экономики.

Магаданская область представляет собой про-мышленно ориентированный регион со специализацией на добыче природных ресурсов. Его экономика изначально была основана на использовании природных активов и реализо-вывала экспортно-сырьевую модель развития. На горнодобывающую промышленность и энергетику приходится 95% годового объем производства в регионе и около трети валовой добавленной стоимости; на эти отрасли приходится 18% занятых и до 67% всех инвестиций [4].

Поскольку положение дел в горной добыче определяет состояние развития смежных отраслей, наибольшие возможности для дальнейшего развития области традиционно связываются с использованием новых технологий обогащения золотосодержащих руд, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, созданием новых добывающих и перерабатывающих производств, диверсификацией производства и т. д.

Стратегия социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года предусматривает территориальную структуризацию всех имеющихся сырьевых ресурсов и выделение на этой основе пяти зон опережающего экономического роста: Мага-

данской, Южной, Западной, Северной и Восточной [5]. Таким образом, сценарий развития региона в большей степени носит инфраструк-турно-сырьевой характер, однако решающую роль при этом сыграет усиление инновационной компоненты.

Объективный процесс исчерпания невозоб-новляемых природных ресурсов, устаревания техники и технологии производства в современных условиях неизбежно приводит к необходимости смены траектории и формированию инновационной социально ориентированной экономики. Жизненно важное значение для региона имеет инновационная политика, которая позволила бы создать максимально благоприятные условия для инновационной деятельности, сформировать инновационную инфраструктуру и, в конечном итоге, создать эффективную региональную инновационную систему.

Главной задачей формируемой инновационной системы является создание механизма приоритетного развития высокотехнологичных секторов экономики Магаданской области. Одним из критериев оценки инновационного развития региональной экономики является количество организаций, осуществляющих инновации, а также рассчитываемый на этой базе показатель уровня инновационной активности (как правило, анализируются те организации, которые направляют средства на технологические инновации либо имеют законченные или продолжающиеся организационные или маркетинговые разработки).

Долгое время область занимала одно из последних мест в российском рейтинге инновационной активности организаций. Однако начиная с 2008 г. инновационная активность в регионе начинает повышаться: растет число организаций, осуществляющих инновации, внедряются не только технологические, но и маркетинговые, организационные и экологические инновации. В 2010-2012 гг. Магаданская область была лидером по инновационной активности организаций Дальневосточного федерального округа (ДВФО) в области связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, а также в предоставлении прочих видов услуг.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области, с 2012 г. наблюдается спад инновационной активности территории. На рис. 1 представлен график, демонстрирующий динамику изменения удельного веса инновационно-активных организаций (в процентах) в общем количестве организаций. На наш взгляд, тенденция к спаду обусловлена, в первую очередь, характером инновационной

Рис. 1. Удельный вес инновационно-активных организаций в общем количестве организаций

в Магаданской области, %

деятельности предприятий, ориентированной преимущественно на внедрение экспортируемых инновационных продуктов, а не на их разработку и производство.

В условиях санкционной политики (начиная с 2014 г.), заметно ограничивающей сферы экспорта технологий и роста цен на высокотехнологичную продукцию, предприятия вынуждены корректировать свои планы по закупке нового оборудования и дальнейшей модернизации производства. Еще один фактор, оказывающий влияние на инновационную активность, — недостаток собственных средств предприятий и высокий экономический риск инновационной деятельности, на который не готовы пойти предприниматели и инвесторы.

Согласно подпрограмме «Инновационное развитие Магаданской области на 2014-2020 годы», в Магаданской области существует РИС, которая состоит из совокупности взаимодействующих субъектов инновационной деятельности. В данную систему входят 8 образовательных и научных центров, 42 предприятия, которые включены в Реестр субъектов инновационной деятельности, а также региональная инновационная инфраструктура, включая НП «Северо-Восточный центр интеллектуальной собственности», Инновационно-технологический центр горной отрасли в СВКНИИ ДВО РАН, ОКБ «Инновационные разработки», «Магаданское агентство содействия инновациям», Лабораторию стратегических и инновационных исследований в Северо-Восточном государственном университете, Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства и представительство Федерального фонда содействия развитию предприятий в научно-технической

сфере в Магаданской области (Фонда Бортника) [6].

Для более полной оценки эффективности инновационной политики и функционирования РИС был использован один из методов экспертной оценки для определения согласованности мнений. Точки зрения экспертов, имеющих непосредственное отношение к инновационной деятельности и реализации инновационной политики территории, были получены путем полуформализованного интервью, проведенного в марте 2016 г. В качестве экспертов были выбраны представители трех основных субъектов инновационной системы — бизнеса (4 человека), науки (2) и власти (3).

Первый вопрос, на который отвечали эксперты: «Эффективность инновационной политики невозможна без аккумуляции инновационного ресурса — совокупности интеллектуальных, материально-технических, технологических, информационных и финансовых возможностей. Как вы оцениваете состояние каждого из этих показателей на региональном уровне по шкале от 1 до 10?». Результаты опроса сведены в табл. 1.

Далее была составлена нормированная матрица (табл. 2). Алгоритм нормирования заключается в следующем.

1. Записать последовательность целых чисел: 1, 2, 3, ..., п — где п количество рассматриваемых факторов (в данном случае — ресурсов).

2. Определить факторы, которым выставлены наименьшие ранги.

3. Из последовательности чисел выбрать столько наименьших чисел, столько факторов имеет наименьший ранг. Сумму чисел разделить на количество факторов. Полученные значения записать в матрицу нормированных рангов вместо выбранных.

Результаты опроса экспертов по вопросу

№ Ресурс Оценка состояния ресурса

п/п Эб1 Эв1 Эв2 Эб2 Эн1 Эб3 Эн2 Эв3 Эб4

1 Материально-техническая база 6 5 5 6 5 6 5 5 6

2 Интеллектуальный потенциал 6 8 9 7 7 8 5 6 5

3 Кадровый потенциал 4 7 7 5 6 6 5 6 6

4 Технологии 5 3 5 6 5 5 5 3 5

5 Информационный ресурс 8 7 7 7 5 8 5 3 6

6 Финансовая база 7 5 6 4 5 9 5 9 6

^ Таблица 2

2 Таблица нормированных рангов

№ ресурса Эксперты Сумма Отклонение от среднего (|Зг) Ранг ресурса

Эб1 Эв1 Эв2 Эб2 Эн1 Эб3 Эн2 Эв3 Эб4

1 3,5 2,5 1,5 3,5 2,5 2,5 3,5 3,0 4,5 27 -4,5 5

2 3,5 6,0 6,0 5,5 6,0 4,5 3,5 4,5 1,5 41 9,5 1

3 1,0 4,5 4,5 2,0 5,0 2,5 3,5 4,5 4,5 32 0,5 4

4 2,0 1,0 1,5 3,5 2,5 1,0 3,5 1,5 1,5 18 -13,5 6

5 6,0 4,5 4,5 5,5 2,5 4,5 3,5 1,5 4,5 37 5,5 2

6 5,0 2,5 3,0 1,0 2,5 6,0 3,5 6,0 4,5 34 2,5 3

Таблица 3

Результаты опроса экспертов по второму вопросу

№ п/п Ресурс Оценка состояния ресурса

Эб1 Эв1 Эв2 Эб2 Эн1 Эб3 Эн2 Эв3 Эб4

1 Качество инновационной стратегии (есть ли она) 3 2 4 5 3 7 8 9 6

2 Уровень мобилизации инновационного потенциала 3 4 4 4 4 4 5 5 4

3 Уровень привлеченных капиталовложений 5 4 5 4 2 4 4 1 1

4 Уровень культуры (субъектов инновационной активности) при проведении инновационных изменений 4 8 10 3 8 6 5 2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Готовность региона к ведению инновационной деятельности 3 6 10 5 5 6 5 2 4

4. Пункты 1, 2, 3 повторять до тех пор, пока не будут пронормированы все факторы. Далее для нормированной матрицы определяется сумма рангов Sj, назначенных /-му фактору, по формуле:

т

Я = 14 ,

1=1

где т — число факторов; где — нормированный ранг /-го фактора, назначенный Ь-м экспертом.

Получаем S1 = 3,5 + 2,5 + 1,5 + 2,5 + 2,5 + + 3,5 + 3 + 4,5 = 27. Для остальных факторов расчеты проводятся аналогично. Чем меньше величина Sj, тем больше важность /-го фактора. Далее определяется средний ранг совокупности факторов по формуле:

Яср =

I Я,

;=1

получаем,

с _ 27 + 41 + 32 + 18 + 37 + 34

Яср = 6 = ,

Средний ранг позволяет найти отклонения Рг суммарных рангов Si от среднего значения S, т. е. рг = S - Si. Результаты представлены в табл. 2. Мы видим, что эксперты проранжиро-вали перечисленные ресурсы в следующей последовательности: интеллектуальный потенциал, информационные ресурсы, финансовая база, кадровый потенциал, материально-техническая база, технологии.

Далее экспертам был задан второй вопрос: «Оцените основные стратегические показатели инновационной активности (по 10-балльной шкале, где 0 — очень низкий уровень, 10 — очень высокий уровень)». Результаты опроса сведены в табл. 3.

На основе полученных ответов была составлена нормированная матрица (табл. 4). Для определения рангов использовался тот же самый алгоритм расчетов, что и в табл. 2.

Эксперты проранжировали перечисленные ресурсы в следующей последовательности: готовность региона к ведению инновационной деятельности, качество инновационной стратегии (есть ли она), уровень культуры (субъ-

п

Таблица нормированных рангов

№ ресурса Эксперты Сумма (8) Отклонение от среднего фг) Ранг ресурса

Эб1 Эв1 Эв2 Эб2 Эн1 Эб3 Эн2 Эв3 Эб4

1 2,0 1,0 1,5 4,5 2,0 5,0 5,0 5,0 5,0 31,0 4,0 2

2 2,0 2,5 1,5 2,5 3,0 1,5 3,0 4,0 3,5 23,5 -3,5 4

3 5,0 2,5 3,0 2,5 1,0 1,5 1,0 1,0 1,0 18,5 -8,5 5

4 4,0 5,0 4,5 1,0 5,0 3,5 3,0 2,5 2,0 30,5 3,5 3

5 2,0 4,0 4,5 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 3,5 31,5 4,5 1

ектов инновационной активности) при проведении инновационных изменений, уровень мобилизации инновационного потенциала и уровень привлеченных капиталовложений (см. табл. 4).

Исходя из анализа полученных в ходе опроса экспертов данных, можно сделать следующие выводы. Эксперты уверены, что экономическое развитие Магаданской области возможно в рамках инновационного сценария, который постепенно и со множеством проблем, но все же реализуется в регионе. Территория готова к изменениям, выделены стратегические целевые ориентиры, имеется необходимый интеллектуальный потенциал, оказывается информационное и финансовое содействие.

За последние 10 лет инновационная политика оказалась наиболее эффективна в таких направлениях, как координация и управление инновационными процессами (было создано управление по инновационной политике и координационный совет по вопросам инновационного развития при губернаторе), нормативное правовое регулирование (принят закон об инновационной деятельности от 28 апреля 2010 г. № 1271-ОЗ), поддержка инновационной модернизации экономики области (действует государственная программа Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы», открыт бизнес-инкубатор, совершенствуются механизмы финансовой поддержки).

Оценка экспертами успешности реализации инновационного сценария развития области коррелирует с их принадлежностью к определенному сектору инновационной системы. Представители власти в этом вопросе оказываются более оптимистичными, считая, что на пути к формированию нового инновационного формата экономики региона пройдена, как минимум, половина расстояния. Региональная инновационная система рассматривается ими как объективно существующая, но пока действующая не в полную силу, прежде всего из-за незавершенности формирования отдельных элементов инновационной инфраструктуры. Характерно следующее мнение эксперта:

«Можно сказать, что область

ш

на средней стадии развития. По той причине, ^ что у нас не создана вся инфраструктура. Мы з сейчас занимаемся созданием недостающих элементов».

Эксперты, говоря об эффективности инновационной политики, отмечают, что органами власти ведется активная работа, направленная на поддержку инновационной активности в регионе: проводятся конкурсы инновационных проектов, открылся бизнес-инкубатор, действуют фонды финансирования инноваций. Однако позитивный настрой этой группы экспертов можно оценить как весьма умеренный. По их мнению, инновационный прорыв в области возможен только при поддержке федерального центра, так как реализация основных стратегических инновационных направлений развития, особенно в сфере добычи полезных ископаемых, энергетики и транспорта, связана со значительными инфраструктурными издержками и высокими рисками, во много раз превышающими возможности областного бюджета и крайне негативно сказывающимися на инвестиционной привлекательности региона.

Еще одну группу экспертов составили руководители предприятий, чья деятельность в той или иной степени связана с разработкой или внедрением инноваций. Они считают, что инновационный сценарий на территории реализуется слабо. Результативность инновационной политики, по их мнению, связана в основном с модернизационной деятельностью крупных сырьевых предприятий и не учитывает весь потенциал региона, особенно роль малого бизнеса. Инновационная система носит лишь рамочный характер, поскольку для успешного завершения ее формирования должна произойти интеграция усилий власти, бизнес-организаций, научных и образовательных центров, взаимодействие между которыми пока остается весьма поверхностным, а зачастую и разнонаправленным, преследующим свои интересы. Приведем в этой связи следующее мнение эксперта: «Инновационный сценарий рассчитан на старые индустриальные отрасли с низкими показателями. Проектов, связанных с новыми инновационными инду-

§ стриями, у нас нет. Степень успешности реа-§ лизации слабая».

Наиболее критическая оценка инновацион-

ш

^ ного развития сформировалась у представите-^ лей научного и образовательного сообщества, з отмечающих, что, несмотря на определенные ^ достижения в этой сфере, говорить об успеш-^ ности инновационного сценария, так же как об | инновационной системе, пока слишком рано. ^ Эксперты отмечают низкую активность субъ-| ектов инновационной системы в сфере патентов ной деятельности, слабую степень коммерциа-^ лизации научных разработок, отсутствие спро-2 са на инновации со стороны коммерческого сектора. Это подтверждает следующее мнение эксперта: «Есть только намерения проводить инновационную политику. Отрабатываются модели бизнес-инкубаторов. Отчасти налажена поддержка инновационных проектов на уровне конкурсов, грантов. Говорить об инновационной системе как о сложившейся пока нельзя».

Среди всех элементов инновационной инфраструктуры эксперты особо выделили низкую обеспеченность инновационной деятельности высококвалифицированными кадрами. Это во многом объясняется тем, что существующий в области дефицит квалифицированных кадров и постоянный миграционный отток трудоспособного населения и наиболее талантливой молодежи не позволяет региону в полной мере использовать инновационный потенциал, а имеющихся стимулов пока не хватает для привлечения необходимых специалистов.

Интервью с экспертами позволило сформировать следующий список проблем в инновационном развитии территории.

1. Территориальная специфика Магаданской области (значительная отдаленность от центральной части страны, повышенная климатическая дискомфортность) не только влияет на социально-экономическое развитие, но и трансформирует всю инновационную деятельность в регионе. Издержки любой экономической деятельности в области значительно увеличиваются в силу транспортной удаленности и северных удорожаний. По мнению экспертов, влияние этого отрицательно значимого фактора оказывается решающим при инновационной модернизации экономики области и привлечении инвесторов.

2. Проблема недостатка инвестиций и высокий риск инвестиционной деятельности при осуществлении инновационных проектов. Инвестиционная активность — один из решающих факторов инновационного развития, несмотря на то что Магаданская область по итогам национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ поднялась с 66-го места в 2015 г. до 63-го в 2016 г.

Согласно оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», она относится к территориям с незначительным потенциалом и высоким риском.

3. Слабая степень коммерциализации созданных инноваций. Эксперты отмечают значительный разрыв между научным сектором, занимающимся разработкой инновационного продукта, и бизнес-сектором, осуществляющим трансфер результатов научных исследований в конкретный конкурентоспособный на рынке продукт. Приведем в этой связи мнение эксперта: «Наука резко оторвана от производства, на малый бизнес не работает ни одна кафедра в институте». Одну из причин сложившейся ситуации эксперты видят в отсутствии у представителей научного и образовательного сообщества мотивации и необходимых компетенций для придания результатам исследований коммерческой составляющей. Как сказал один из экспертов, «ведущие научно-исследовательские институты нацелены на решение фундаментальных проблем и в меньшей степени на их практическое воплощение».

4. Низкий спрос на инновационную продукцию, разрабатываемую в регионе, обусловлен в первую очередь тем, что область имеет слабо диверсифицированную экономику, ориентированную на сырьевой сектор. Предприятия последнего, с точки зрения экспертов, не заинтересованы в региональном инновационном продукте.

Мы приходим к выводу, что Магаданская область — это регион с высоким уровнем инновационной активности и быстро формирующейся инновационной системой. Однако вопрос об эффективности функционирования этой системы остается открытым. В настоящее время регион обладает значительными ресурсами и потенциалом для инновационного развития, существует стратегия и основа для нормативного правового регулирования инновационной деятельности, действует целый ряд механизмов поддержки инновационной активности. При этом сама система остается малоэффективной.

Инновационная сфера остается малопривлекательной для бизнеса, конструктивное взаимодействие между элементами инновационной системы идет слабо, фактически отсутствует рынок интеллектуальной собственности. Существующий инновационный потенциал не ориентирован на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Эксперты единодушны во мнении, что для решения инфраструктурных проблем должен быть в полной мере использован механизм взаимодействия власти, бизнеса и науки. Последняя должна поддерживать тесные

связи с образованием и производством. В этом смысле важное значение имеет разработка и реализация интегрированной образовательной и научно-технической политики.

Анализ данных, полученных в результате опроса экспертов, показал, что каждая из рассматриваемых подсистем в рамках конструктивных инновационных процессов не может существовать отдельно друг от друга. Магаданская область находится на начальной стадии создания инновационной системы развития. Важно, чтобы каждая из ее подсистем могла функционировать на основе согласованного видения будущего и взаимной заинтересованности.

Литература

1. Об инновационной деятельности в Магаданской области: Закон Магаданской области от 28 апреля 2010 г. № 1271-ОЗ (принят Магаданской областной думой 9 апреля 2010 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 895251577.

2. Михеева Н. Н. Сравнительный анализ инновационных систем российских регионов // Пространственная экономика. 2014. № 4. С. 61-81.

3. Синергия пространства: региональные инновационные системы, кластеры и перетоки знания / Отв. ред. А. Н. Пилясов. Смоленск: Ойкумена, 2012. 760 с.

4. Правительство Магаданской области // Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.49gov.ru/our_region/overview/.

5. Гальцева Н. В., Горячев Н. А. Формирование минерально-сырьевых центров в Магаданской области

и их роль в инновационном развитии региона: [Элек- g тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vse-

gei.com/ru/conf/summary/round_table10/S1_07.doc. х

6. Экономическое развитие и инновационная эконо- g

мика Магаданской области на 2014-2020 годы: х

Государственная программа: [Электронный ресурс]. х

Режим доступа: http://pmb.49gov.ru/registry/pro- 2

gram/srf/44,1161454/. g

References 1

1. Law of the Magadan Region of April 28, 2010 № 1271- m OZ "On innovation in the Magadan Region". Adopted m by the Magadan Regional Duma on April 09, 2010. ш Available at: http://docs.cntd.ru/document/89525 о 1577. (in Russ.). 2

2. Mikheeva N. N. Sravnitel'nyy analiz innovatsionnykh sistem rossiyskikh regionov [Comparative analysis of innovative systems in the Russian regions]. Pro-stranstvennaya ekonomika, 2014, no. 4, pp. 61-81.

3. Pilyasov A. N., ed. Sinergiyaprostranstva: regional'-nye innovatsionnye sistemy, klastery i peretoki zna-niya [Synergy of space: regional innovation systems, clusters and knowledge flows]. Smolensk: Oykumena Publ., 2012. 760 p.

4. Official website of the Government of the Magadan Region. Available at: https://www.49gov.ru/our_re-gion/overview/. (in Russ.).

5. Gal'tseva N. V., Goryachev N. A. Formation of mineral and raw materials centers in the Magadan Region and their role in the innovative development of the region. Available at: http://www.vsegei.com/ru/conf/ summary/round_table10/S1_07.doc. (in Russ.).

6. State Program "Economic development and innovative economy of the Magadan Region for 2014—2020". Available at: http://pmb.49gov.ru/registry/program/ srf/44,1161454/. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.