Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / GOVERNMENT PROGRAM / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ИНДЕКС / INDEX / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ИНДИКАТОРЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / МОНИТОРИНГ / MONITORING / TARGET VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальчук Светлана Геннадьевна, Феоктистова Наталья Ивановна, Рокотянская Наталья Александровна

В настоящем исследовании рассматривается механизм оценки государственных региональных программ на основе предоставляемых органами власти отчетов об их реализации. Цель. Оценить результативность системы оценки эффективности социальной политики Магаданской области посредством анализа отчетов о выполнении государственных региональных программ. Задачи. Проанализировать соответствие представленных ежегодных отчетов Министерства труда и социальной политики Магаданской области о реализации государственных региональных программ установленным нормативным требованиям к отчетам о ходе реализации и критериям оценки эффективности региональных программ. Методология. В результате сопоставительного анализа исполнения государственных региональных программ Магаданской области, а также статистического анализа объемов и динамики их финансирования выявлены недостатки механизма оценивания и необходимость совершенствования системы оценки эффективности социальной политики. Результаты. Значительная часть государственных региональных программ в сфере социальной политики, содержащих в своей основе нововведения, либо не доходит до практической реализации, либо в действительности приносит гораздо меньше пользы, чем планировалось. Одна из причин этих тенденций кроется в отсутствии у руководителя реальных инструментов по планированию, оценке и контролю над реализацией программ. В работе выявлены недостатки в существующей модели оценки эффективности государственных региональных программ. На основе предложенного авторами подхода рассчитан индекс соответствия фактических и установленных показателей оценки программ. Выводы. Проведенный анализ позволил дать оценку эффективности самого механизма оценивания региональных государственных программ и предложить рекомендации по совершенствованию механизма оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковальчук Светлана Геннадьевна, Феоктистова Наталья Ивановна, Рокотянская Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the Efficiency of Regional Governments’ Social Policy Programs in the Magadan Region

This study assesses regional government programs based on implementation reports provided by the authorities. Aim. This study estimates the effectiveness and efficiency of social policy in the Magadan region by analyzing reports about the implementation of regional government programs. Tasks. This study analyzes the compliance of the annual reports provided by the Ministry of Labor and Magadan region’s social policy on the implementation of regional government programs with the regulatory requirements applicable to the progress reports and the criteria for estimating the efficiency of regional government programs. Methods. Comparative analysis of the implementation of regional government programs in the Magadan region and statistical analysis of their funding shows drawbacks in the assessment mechanism and the need for an improved system to assess the efficiency of social policies. Results. Many innovative regional government programs on social policy can either not be practically implemented or their actual effectiveness is much lower than planned. This is partly due to the lack of actual tools for planning, assessment, and control of program implementation. This study identifies drawbacks in the existing model for the assessment of regional government programs’ efficiency. Based on the authors’ approach, an index of compliance between actual and specified indicators of program assessment is calculated. Conclusion. This analysis makes it possible to estimate the efficiency of regional government programs and provides recommendations for their improvement.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

Эффективность механизма оценки государственных региональных программ Магаданской области в сфере социальной политики

Assessing the Efficiency of Regional Governments' Social Policy Programs in the Magadan Region

УДК 332.021

Ковальчук Светлана Геннадьевна

доцент Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан), кандидат экономических наук 685000, г. Магадан, ул. Портовая, д. 13

Svetlana G. Koval'chuk

Northeast State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

Феоктистова Наталья Ивановна

доцент Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан), кандидат экономических наук 685000, г. Магадан, ул. Портовая, д. 13

Natal'ya I. Feoktistova

Northeast State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

Рокотянская Наталья Александровна

старший преподаватель Северо-Восточного государственного

университета (г. Магадан)

685000, г. Магадан, ул. Портовая, д. 13

Natal'ya A. Rokotyanskaya

Northeast State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

CQ

0

1

о

ш o.

0

1

О ^

0

о;

s <

CO

s

1 0. Ш

о

В настоящем исследовании рассматривается механизм оценки государственных региональных программ на основе предоставляемых органами власти отчетов об их реализации.

Цель. Оценить результативность системы оценки эффективности социальной политики Магаданской области посредством анализа отчетов о выполнении государственных региональных программ.

Задачи. Проанализировать соответствие представленных ежегодных отчетов Министерства труда и социальной политики Магаданской области о реализации государственных региональных программ установленным нормативным требованиям к отчетам о ходе реализации и критериям оценки эффективности региональных программ.

Методология. В результате сопоставительного анализа исполнения государственных региональных программ Магаданской области, а также статистического анализа объемов и динамики их финансирования выявлены недостатки механизма оценивания и необходимость совершенствования системы оценки эффективности социальной политики. Результаты. Значительная часть государственных региональных программ в сфере социальной политики, содержащих в своей основе нововведения, либо не доходит до практической реализации, либо в действительности приносит гораздо меньше пользы, чем планировалось. Одна из причин этих тенденций кроется в отсутствии у руководителя реальных инструментов по планированию, оценке и контролю над реализацией программ. В ра-

g боте выявлены недостатки в существующей

g модели оценки эффективности государствен-

х ных региональных программ. На основе пред-

ш ложенного авторами подхода рассчитан ин-

х декс соответствия фактических и установлен-

ных показателей оценки программ. ^ Выводы. Проведенный анализ позволил дать

g оценку эффективности самого механизма оце-

^ нивания региональных государственных про-

к грамм и предложить рекомендации по совер-

^ шенствованию механизма оценки.

g Ключевые слова: государственная программа,

^Е социальная политика, индекс, оценка, эффек-

g тивность, индикаторы, целевые показатели,

мониторинг

This study assesses regional government programs based on implementation reports provided by the authorities.

Aim. This study estimates the effectiveness and efficiency of social policy in the Magadan region by analyzing reports about the implementation of regional government programs. Tasks. This study analyzes the compliance of the annual reports provided by the Ministry of Labor and Magadan region's social policy on the implementation of regional government programs with the regulatory requirements applicable to the progress reports and the criteria for estimating the efficiency of regional government programs.

Methods. Comparative analysis of the implementation of regional government programs in the Magadan region and statistical analysis of their funding shows drawbacks in the assessment mechanism and the need for an improved system to assess the efficiency of social policies.

Results. Many innovative regional government programs on social policy can either not be practically implemented or their actual effectiveness is much lower than planned. This is partly due to the lack of actual tools for planning, assessment, and control of program implementation. This study identifies drawbacks in the existing model for the assessment of regional government programs' efficiency. Based on the authors' approach, an index of compliance between actual and specified indicators of program assessment is calculated. Conclusion. This analysis makes it possible to estimate the efficiency of regional government programs and provides recommendations for their improvement.

Keywords: government program, social policy, index, assessment, efficiency, indicators, target values, monitoring

Социальная политика — одно из основных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Ее важнейшее значение обусловлено как внедрением рыночных механизмов, сокращением сферы государственного регулирования в хозяйственной деятельности, так и социально-экономической ситуацией во всех регионах России, требующей принятия мер для обес-

печения минимальных стандартов жизнедеятельности и предупреждения социальной напряженности. Позитивное развитие регионов невозможно без эффективной социальной политики.

В Магаданской области в настоящее время сформирована целостная и многоуровневая система государственной социальной поддержки населения, в том числе ветеранов, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и социально уязвимых слоев населения. В регионе происходит модернизация социальной сферы, направленная на повышение качества жизни населения и внедрение новых услуг.

Важным направлением социальной работы является полное удовлетворение потребности граждан в социальных услугах. Анализируя объективные статистические показатели, социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в Магаданской области, можно охарактеризовать как достаточно спокойную. В то же время в ней уже наметились негативные изменения.

Социальная политика в регионе осуществляется в рамках модели программно-целевого управления, инструментами которой являются целевые программы, содержащие как определенный набор целевых показателей, относящихся к сфере социального развития, так и механизм оценки степени их достижения.

Основные направления реализации государственных программ в 2014-2016 гг. соответствовали приоритетам социально-экономического развития, установленным программными и стратегическими документами Правительства Магаданской области. Целевые показатели и механизм оценки эффективности региональных программ заложены в постановлении Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. № 151-пп «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области». Согласно этому постановлению, государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов, обеспечивающих в рамках исполнения ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Магаданской области [1].

Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется в соответствии с методикой, которая включает в себя проведение оценок эффективности по следующим направлениям:

• степень достижения целей и решения задач

государственной программы;

• степень соответствия запланированному уровню расходов и эффективности использования средств областного бюджета [2].

Анализ отчета о реализации государственной программы Магаданской области «Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области на 2015-2020 годы»

Раздел отчета Требуемый компонент (согласно постановлению правительства Магаданской области от 26.02.2014 № 151)

Не имеется Имеется не в полном объеме Имеется в полном объеме

Сведения о достижении целевых показателей - - 1

Сведения о выполнении основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий - - 1

Сведения об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию ГП - - 1

Пояснительная записка с описанием конкретных результатов, достигнутых в отчетном году - 0,5 -

Сведения о финансировании государственной программы - - 1

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы и последствий нереализации мероприятий государственной программы 0

Оценка эффективности реализации государственной программы за отчетный год - - 1

Мониторинг программы (индикаторы, мероприятия, обратная связь) 0 - -

Итого 5,5 (индекс соответствия 1ср = 68,7%)

Источник: на основе данных [4].

В научной литературе уделяется много внимания анализу различных видов эффективности, критериям и методам оценки эффективности на разных стадиях жизненного цикла государственной программы. В коллективной монографии «Оценка программ: методология и практика» приводится ряд критериев, рекомендуемых для оценки программы на этапе ее исполнения: уровень исполнения запланированного объема финансирования, уровень достижения целевого индикатора или показателя, эффективность реализации мероприятия [3]. Измерение эффективности на этапе реализации и после завершения государственной программы производится по тем же правилам, что и на этапе планирования, за тем исключением, что для расчетов используются не прогнозные оценки социально-экономических результатов и не предварительные расчеты затрат на реализацию программы, а фактически достигнутые результаты, отраженные в отчетах. Отчеты о ходе реализации государственных программ представлены на сайте Министерства труда и социальной политики Магаданской области [4].

Нормативные требования к отчетам о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ (пункт V указанного выше постановления Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. № 151-пп) предполагают наличие обязательных структурных элементов, в которые включаются:

• сведения о достижении значений целевых показателей государственной программы;

• сведения о выполнении основных мероприятий и контрольных событий подпрограмм государственной программы;

• сведения об использовании бюджетных и иных средств на реализацию государственной программы;

• пояснительная записка с описанием конкретных результатов, достигнутых в отчетном году;

• анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы, и ряд других.

Для выявления эффективности самого механизма оценивания государственных региональных программ проведем сопоставительный анализ представленных отчетов об их реализации с установленными требованиями.

В табл.1 проведен анализ отчета о реализации программы на соответствие требованиям к ее оценке и требованиям к структуре отчета, согласно постановлению Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. № 151-пп «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области (с изменениями на 29.09.2016)» [1]. В табл. 1 занесены необходимые для полноценной оценки эффективной работы программы разделы (согласно нормативным требованиям) и один дополнительный индикатор:

о о со

<

о

Объем финансирования государственной программы «Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области на 2015-2020 годы»

Год Областной бюджет, тыс. руб. Доля от уровню 2015 г., %

2015 470,6 -

2016 601,9 127,9

2017 601,9 127,9

2018 1237,0 262,9

2019 1182,0 251,2

2020 1182,0 251,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: на основе данных [3].

запланированные мероприятия по оценке и мониторингу. Каждый индикатор в табл. 1 имеет шкалу оценки:

• не имеется — есть в требованиях, но отсутствует в отчете (значение — 0);

• имеется не в полном объеме — представлен по отдельным показателям (значение — 0,5);

• имеется в полном объеме — соответствует требованиям к оценке государственных программ (значение — 1).

Оценка степени достижения целей и решения задач государственной программы определяется в два этапа:

• на первом этапе производится сравнение фактических значений показателей оценки с установленными и рассчитываются индивидуальные индексы по каждому показателю по формуле [5]:

Иф

I =—, (1)

с И

з

где 1с — индивидуальный индекс соответствия показателя установленному значению; Иф — фактическое значение показателя; Из — установленное значение показателя;

• на втором этапе с помощью формулы среднего арифметического определяется средний индекс соответствия показателей оценки требованиям к ним I .

Введение дополнительного индикатора обосновано тем, что, согласно постановлению Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. № 151-пп «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области», мониторинг представляет собой процесс наблюдения за реализацией основных параметров государственной программы и анализа факторов, влияющих на ход реализации государственной программы.

Предполагается, что оценка и мониторинг программ предполагают проведение специальных мероприятий и выделение соответствующих ресурсов. Если данные мероприятия не заявлены, то указанные оценки будут являться формальными. Однако в п. 37 постановле-

ния указывается, что объектом мониторинга является использование бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы.

Таким образом, мониторинг сводится к контролю над расходованием бюджетных средств и перестает быть механизмом оценки социального эффекта реализуемой программы [1].

Рассмотрим государственную программу Магаданской области «Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области на 2015-2020 годы». Ее цель — улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Магаданской области, а также предупреждение и снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Программы улучшения условий и охраны труда действуют в области с 2013 г. Общий объем финансирования государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 5 388 000. руб. Динамика финансирования программы представлена в табл. 2.

На 2016 г. объем финансирования государственной программы предусмотрен в объеме 40 787 600 руб., в том числе за счет средств областного бюджета — 601 900 руб., за счет средств внебюджетных источников — 40 185 700 руб. За 9 месяцев 2016 г. освоено всего 5,3% средств областного бюджета, выделенных на реализацию программы. Уровень освоения средств за счет внебюджетных источников (Фонда социального страхования) составил 122,1%. Эффективность исполнения данной программы — 120,4%.

Рассмотрим государственную программу Магаданской области «Формирование доступной среды в Магаданской области на 2014-2016 годы». Ее цель — обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Магаданской области.

Объем и динамика финансирования государственной программы «Формирование доступной среды в Магаданской области на 2014-2016 годы»

Год Областной бюджет, тыс. руб. Доля от уровню 2014 г., %

2014 41772,5 -

2015 21942,7 52,5

2016 9862,5 24,6

Источник: на основании данных [4].

Общий объем финансирования государственной программы определен в 73 577 700 руб. (табл. 3). Данная государственная программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на предоставление им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.

Социальная эффективность государственной программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:

• увеличения уровня информированности инвалидов и других маломобильных групп населения о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;

• преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других маломобильных групп населения в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (досуговые, культурные, спортивные);

• информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;

• повышения уровня и качества услуг, предоставляемых для населения. Подпрограмма содержит 13 индикаторов,

10 из которых уже по итогам 2014 г. достигли или превзошли плановые показатели. Однако плановые значения таких индикаторов, как «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов», «Доля детей-инвалидов, получивших психолого-педагогические коррекционные и реабилитационные услуги, в общей численности нуждающихся детей-инвалидов», «Доля специалистов образовательных учреждений, работающих с детьми-инвалидами, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации», достигнуты не были. В табл. 4 представлены результаты анализа исполнения программы «Формирование доступной среды в Магаданской области на 2014-2016 годы».

Целью государственной программы «Повышение мобильности трудовых ресурсов на

территории Магаданской области на 20152017 годы» является создание условий для реализации инвестиционных проектов в части обеспечения необходимыми трудовыми ресурсами. Общий объем финансирования составляет 44 700 000 руб., из них субсидия федерального бюджета — 24 322 400 руб., средства областного бюджета — 9 202 600 руб. и средства внебюджетных источников — 11 175 000 руб. Целевые показатели программы:

• численность работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов из других субъектов Федерации;

• доля работников из числа привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов из других субъектов Федерации, осуществляющих трудовую деятельность у данных работодателей на конец отчетного периода;

• доля высококвалифицированных специалистов в общей численности работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов из других субъектов Федерации.

Отчет о реализации программы на сайте министерства не представлен, поэтому анализ исполнения программы был проведен на основании постановления администрации Магаданской области от 14 июля 2015 г. № 470-пп «Об утверждении государственной программы Магаданской области „Повышение мобильности трудовых ресурсов на территории Магаданской области" на 2015-2017 годы» [6] (табл. 5).

Отметим, что исполнение этой государственной программы позволит привлечь на территорию области для реализации инвестиционных проектов из других субъектов Федерации 149 человек, из них высококвалифицированных специалистов — 106 человек.

Государственная программа «Трудовые ресурсы Магаданской области на 2014-2017 годы» преследует цель формирования системы обеспечения экономики и социальной сферы области необходимыми трудовыми ресурсами. Для ее достижения в рамках программы должны быть решены следующие задачи:

• содействие занятости населения и привлечение иностранной рабочей силы с учетом по-

о о со

<

о

Анализ отчета о реализации государственной программы Магаданской области «Формирование доступной среды в Магаданской области на 2014-2016 годы»

Раздел отчета Требуемый компонент (согласно постановлению правительства Магаданской области от 26.02.2014 № 151-пп)

Не имеется Имеется не в полном объеме Имеется в полном объеме

Сведения о достижении целевых показателей 0 - -

Сведения о выполнении основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий - - 1

Сведения об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию ГП - - 1

Пояснительная записка с описанием конкретных результатов, достигнутых в отчетном году - 0,5 -

Сведения о финансировании государственной программы - - 1

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы, и последствий нереализации мероприятий государственной программы 0

Оценка эффективности реализации государственной программы за отчетный год 0 - -

Мониторинг программы (индикаторы, мероприятия, обратная связь) 0 - -

Итого 3,5 (индекс соответствия I = 43,7%)

Источник: собственная разработка на основании данных [4].

Таблица 5

Анализ исполнения государственной программы Магаданской области «Повышение мобильности трудовых ресурсов на территории Магаданской области на 2015-2017 годы»

Раздел отчета Требуемый компонент (согласно постановлению правительства Магаданской области от 26.02.2014 г. № 151-пп)

Не имеется Имеется не в полном объеме Имеется в полном объеме

Сведения о достижении целевых показателей - - 1

Сведения о выполнении основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий - - 1

Сведения об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию ГП - - 1

Пояснительная записка с описанием конкретных результатов, достигнутых в отчетном году - - 1

Сведения о финансировании государственной программы - - 1

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы, и последствий нереализации мероприятий государственной программы 0

Оценка эффективности реализации государственной программы за отчетный год - - 1

Мониторинг программы (индикаторы, мероприятия, обратная связь) 0 - -

Итого 6 (индекс соответствия I = 75%)

Источник: на основании данных [5].

требностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров; • реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;

• создание социально-экономических условий, способствующих переезду соотечественников на постоянное место жительства в Магаданскую область.

Объемы и структура финансирования указанной программы представлены в табл. 6.

Общий объем финансирования программы «Трудовые ресурсы Магаданской области на 2014-2017 годы», тыс. руб.

Год Общий объем финансирования Областной бюджет Федеральный бюджет

2014 169 482,2 168 717,2 765,0

2015 162 328,2 160 028,4 2299,8

2016 262 517,8 173 782,4 88 735,4

2017 179 558,4 - -

Источник: [4].

Таблица 7

Объем и динамика финансирования программы «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2018 годы»

о о со

<

о

Год Областной бюджет, тыс. руб. Доля от уровня 2014 г., %

2014 932 719,1 -

2015 999 253,4 106,4

2016 2 966 371,8 318,0

2017 2 779 828,4 298,0

2018 2 997 370,6 321,4

Источник: на основании данных [4].

Решение задач в рамках государственной программы планируется осуществить путем реализации трех подпрограмм:

1) «Содействие занятости населения Магаданской области на 2014-2017 годы»;

2) «Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Магаданской области на 2014-2017 годы»;

3) «Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Магаданскую область на 20142017 годы».

В 2014 г. в целом по государственной программе «Трудовые ресурсы Магаданской области на 2014-2017 годы» среднеарифметический индекс выполнения индикаторов составил 115,4%, в 2015 г. — 121,0%. Кассовое исполнение государственной программы — 161 385 000 руб., или 99,4% от предусмотренного объема финансирования.

По результатам сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы можно сделать вывод о том, что все мероприятия за оба отчетных периода выполнены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то что в самой программе подробно прописаны риски при осуществлении основных мероприятий, отчет не содержит анализа факторов, повлиявших на ход ее реализации. Между тем по состоянию на 1 июля 2016 г. наблюдается снижение уровня безработицы до 1,78% (для справки: уровень

безработицы в среднем по ДФО — 1,7%, в среднем по России — 1,3%) [7], однако ситуация на рынке труда остается тревожной. Эффективность данной программы, а также подпрограмм оценивается как высокая, уровень эффективности составляет более 99%.

Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы составил 0,8 чел. (из числа незанятых трудовой деятельностью граждан) на 1 заявленную вакансию против 0,3 в 2016 г. Несмотря на то что спрос на рабочую силу превышает предложение на регистрируемом рынке труда, сохраняется проблема несоответствия рабочей силы требованиям работодателей к потенциальным работникам в профессионально-квалификационном разрезе. Таким образом, можно говорить о формальном подходе к оценке программы, не учитывающем реальный социальный эффект от ее реализации.

Государственная программа «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2018 годы» направлена на создание условий для повышения уровня и качества жизни жителей региона, нуждающихся в социальной защите. Общий объем финансирования государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 5 324 118 300 руб. (табл. 7).

В рамках государственной программы предусматривается решение следующих задач: • формирование организационных, правовых,

социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и

Эффективность реализации государственной программы «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2018 годы» в 2015 г.

Наименование государственной программы Годовой план, тыс. руб. Исполнение, тыс. руб. Эффективность, %

Государственная программа Магаданской области «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2018 годы» 999 253,4 987 560,5 98,8

Подпрограмма «Старшее поколение Магаданской области на 20142018 годы» 13 690,7 13 167,0 96,2

Подпрограмма «Укрепление материальной-технической базы учреждений социальной поддержки населения Магаданской области на 2014-2018 годы» 12 998,7 12 776,7 98,3

Подпрограмма «Содействие в социальной адаптации отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области, на 2014-2018 годы» 1880,0 1799,5 95,7

Отдельные мероприятия 970 684,0 959 817,3 98,9

Источник: [4].

Таблица 9

Анализ отчета о реализации программы «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2018 годы» за 2015 г.

Раздел отчета Требуемый компонент (согласно постановлению правительства Магаданской области от 26.02.2014 № 151-пп)

Не имеется Имеется не в полном объеме Имеется в полном объеме

Сведения о достижении целевых показателей 0 - -

Сведения о выполнении основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий 0 - -

Сведения об использовании бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию ГП - - 1

Пояснительная записка с описанием конкретных результатов, достигнутых в отчетном году - 0,5 -

Сведения о финансировании государственной программы - - 1

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы, и последствий нереализации мероприятий государственной программы 0

Оценка эффективности реализации государственной программы за отчетный год 0 - -

Мониторинг программы (индикаторы, мероприятия, обратная связь) 0 - -

Итого 2,5 (индекс соответствия I = 31,2%)*

* В 2014 г. индекс соответствия I = 56,2%. Источник: [4].

качества жизни пожилых людей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышению степени их социальной защищенности;

• развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения.

Данные об эффективности реализации этой государственной программы в 2015 г. представлены в табл. 8. Анализ выполнения программы (табл. 9) позволяет сделать вывод

о том, что в 2015 г. имело место снижение индекса соответствия.

Таким образом, ни одна из государственных программ, принятых к исполнению в Магаданской области, не соответствует в полной мере нормативным требованиям. По ряду программ фактически достигнутые значения показателей ощутимо превышают плановый уровень, что может указывать на занижение прогнозной оценки значений показателей и требует их уточнения при подготовке проектов корректировок. Так, например, по показателю «Чис-

ленность граждан, получивших информацию о положении на рынке труда в Магаданской области» в рамках реализации госпрограммы «Трудовые ресурсы Магаданской области на 2014-2017 годы» плановые значения на 2015 г. были установлены на уровне 8500 чел., а фактический результат составил 11 264 чел. (132,5%).

Требуют корректировки количественные и качественные изменения самих индикаторов в ходе реализации программы. В государственной программе «Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области на 2015-2020 годы» на 2015 г. содержится 10 индикаторов. Данная программа реализуется в области с 2013 г. и является продолжением программы «Улучшение условий и охраны труда в Магаданской области на 2013-2015 годы». Однако в 2013-2014 гг. в ней содержалось шесть целевых индикаторов.

Учитывая изложенное выше, считаем необходимым отметить, что качественная оценка эффективности достижения целевых показателей государственных программ возможна лишь при условии стабильности показателей на протяжении нескольких лет. Кроме того, качественное планирование показателей предполагает отсутствие таких, которые не имеют динамики изменения значений или значения которых на протяжении длительного периода неизменны.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что значения отдельных показателей (индикаторов) имеют слабовыраженную динамику, что не дает возможность оценить их влияние на достижение цели госпрограммы. Так, например, в государственной программе «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2018 годы» целевой показатель «Охват пожилых граждан, имеющих хронические заболевания, регулярным динамическим диспансерным наблюдением» имеет динамику изменения всего 0,5%. На 2014 г. он запланирован на уровне 87,0%, на 2015 г. — 87,5%, на 2016 г. — 88,0%, на 2017 г. — 88,5%. А показатель «Численность граждан пожилого возраста, которым оказана социальная помощь подростками в рамках временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время» не изменяется на протяжении всего периода действия программы и составляет 10 человек.

Это связано с тем, что показатели и их значения устанавливаются самими ответственными исполнителями, что позволяет им выбирать ведомственные показатели, имеющие заранее очевидную динамику, не зависящую от качества реализации госпрограммы, а также задавать легко достижимые значения данных

индикаторов, которые, возможно, будут пере- § выполнены. §

На наш взгляд, совершенствование системы £

ш

оценки эффективности социальной политики ^ через анализ государственных программ по- ^ требует использования и/или формирования з новых источников данных, которые могут ^ включать: ^

• оценку корректности последовательности | действий ответственного исполнителя при ^ реализации государственной программы; |

• оценку влияния внешних средовых факто- £ ров, включая анализ институциональной ^ среды взаимодействия с партнерами (другие 5 министерства, региональное правительство, коммерческие и некоммерческие организации и т. д.);

• оценку достаточности и своевременности финансирования;

• учет фактора времени (наступление социального эффекта может быть отложенным);

• сопоставление с результатами прошлых лет. Для повышения прозрачности программного

бюджета и возможности оценивания социального эффекта необходимо внести в отчетные документы информацию о достигнутом состоянии сферы реализации госпрограммы за отчетный период, динамике развития сферы и существующих ограничениях.

Дефицит информации о состоянии проблем в сфере реализации госпрограмм приводит к тому, что оценка сводится к узко понимаемой экономической эффективности в ущерб конечным результатам и социальной результативности.

Еще одним существенным недостатком в существующей модели оценки эффективности является отсутствие информации о мониторинге исполнения мероприятий и анализе полученных результатов.

Анализ отчетов по реализации госпрограмм, размещенных на сайте Министерства труда и социальной политики Магаданской области, выявил формальный подход со стороны ответственных лиц к их подготовке. На наш взгляд, необходимо внедрить более строгую проверку отчетов по реализации госпрограмм (особенно перед их размещением на официальном сайте министерства), привести отчеты к форме, позволяющей сопоставить данные за разные годы и проанализировать динамику изменения показателей.

Модель описания эффективности госпрограммы должна обеспечивать сопоставимость результатов и стоимости программ разных типов.

Литература

1. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных про-

g грамм Магаданской области: Постановление Пра-^ вительства Магаданской области от 26 февра-х ля 2014 г. № 151-пп: [Электронный ресурс]. Ре-ш жим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460 | 285045.

х 2. Об утверждении Методических указаний по раз-ig работке и реализации государственных программ ^ Российской Федерации: Приказ Министерства ^ экономического развития РФ от 16 сентября к 2016 г. № 582: [Электронный ресурс]. Режим до-Ig ступа: http:// docs.cntd.ru/document/420377385. g 3. Оценка программ: методология и практика / Под g ред. А. И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н. А. Кошеле-g вой. М.: Престо-РК, 2009. 396 c.

4. Официальный сайт Министерства труда и соци-s альной политики Магаданской области: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud. 49gov.ru/.

5. Методические указания по проведению экспертизы проектов госпрограмм / Утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 28 марта 2014 г. № 17К (963): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/ audit-of-the-federal-budget/23442/.

6. Об утверждении государственной программы Магаданской области «Повышение мобильности трудовых ресурсов на территории Магаданской области» на 2015-2017 гг.: Постановление Правительства Магаданской области от 14 июля 2015 г. № 470-пп: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/428648049.

7. Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://habstat.gks.ru/.

References

1. Resolution of the Government of the Magadan Region of 26.02.2014 № 151-pp "On approving the procedure for the development, implementation and evaluation of the effectiveness of state programs of the Magadan Region". Available at: http://docs.cntd.ru/document/ 460285045. (in Russ.).

2. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of September 16, 2016 № 582 "On the approval of methodological guidelines for the development and implementation of state programs of the Russian Federation". Available at: http:// docs. cntd.ru/document/420377385. (in Russ.).

3. Kuz'min A. I., O'Sallivan R., Koshelev N. A., eds. Otsenka programm: metodologiya i praktika [Evaluation of programs: Methodology and practice]. Moscow, Presto-RK Publ., 2009. 396 p.

4. Official website of the Ministry of Labor and Social Policy of the Magadan Region. Available at: https:// mintrud.49gov.ru/.

5. Methodological instructions for the examination of draft state programs (approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation, Protocol of March 28, 2014 № 17K (963). Available at: http://www.ach.gov. ru/activities/audit-of-the-federal-budget/23442/.

6. Resolution of the Government of the Magadan Region of July 14, 2015 № 470-pp "On approval of the state program of the Magadan Region "Increasing the mobility of labor resources in the territory of the Magadan Region" for 2015-2017". Available at: http://docs.cntd.ru/document/428648049. (in Russ.).

7. Administration of the Federal State Statistics Service for the Khabarovsk Territory, Magadan Region, the Jewish Autonomous Region and the Chukotka Autonomous District. Available at: http://habstat.gks.ru/..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.