АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.- Ульяновск: УГСХА, 2005. - С. 145-149.
15. Жирнов, А.В. Социальные факторы мотивации трудовой активности работников АПК / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы 111-ой Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века- Ульяновск: УГСХА, 2010. - С. 66-69.
16. Заложнев А.Ю. Внутрифирменное управление. Оптимизация процедур функционирования. - М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2005. - 290 с.
17. Лапшин, Ю.А. Социальная ответственность менеджмента и программы охраны труда / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина А.В. Жирнов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 150-152
18. Лапшина, Г.В. Методика исследований социальной ответственности агробизнеса. / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2013. - С. 55-60.
19. Лапшина, Галина Валентиновна. Менеджмент: учебно-методический комплекс / Г.В. Лапшина, Н.А. Иванова. - Ульяновск: УГСХА, 2008. - 190 с.
20. Личко К.П., Проектирование экономических стратегий на муниципальном уровне [Текст] / К.П. Личко, М.А. Романюк // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. -2010. -№ 6. -С. 55-66.
21. Лущикова А.П. Планирование на предприятии: учебное пособие. -Прокопьевск: Филиал ГУ КузГТУ в г. Прокопьевске, 2008. - 102 с.
22. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2001. - 275 с.
23. Щепкин А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы). - М.: ИПУ РАН, 2001. - 80 с.
УДК 332.024.2
Мосиенкова Н.П. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева
Россия, г. Москва
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА И
МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассмотрены вопросы развития регионального рынка молока и молочной продукции. Насколько важно государственное
регулирование сферы производства и переработки молока и молочной продукции.
Ключевые слова: планирование, регулирование, молочная промышленность.
The article discusses the development of the regional market of milk and dairy products. How important is state regulation of production and processing of milk and dairy products.
Keywords: planning, regulation, dairy industrial-ness.
Молочная промышленность Ростовской области представлена более чем 50 крупными и средними предприятиями, которыми вырабатывается больше тысячи наименований продукции. Такая постановка проблемы позволяет оценить важность государственного регулирования сферы производства и переработки молока и молочной продукции.
Экономическая и территориальная доступность молока и молочных продуктов для всего населения, контроль за соблюдением качества, способствование развитию производственной и перерабатывающей базы молочной промышленности и межотраслевых связей в системе «поставщик-потребитель» - это все основные задачи государственного регулирования в условиях кризисного развития российской экономики.
В результате аграрной реформы в России произошли существенные социально-экономические изменения в сельском хозяйстве. К положительным переменам следует отнести преодоление практически полного огосударствления экономики путем приватизации госимущества и содействия частным формам организации производства, развитие рыночных отношений, многоукладности и т.д. Не приоритетность сельского хозяйства в российской экономики, привело к снижению бюджетного финансирования и уровня продовольственной самообеспеченности страны. Также недостаток в конкуренции на агропродовольственном рынке способствовал росту цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки.
Текущее состояние агропромышленной сферы экономики Ростовской области характеризуется обострением конкурентной борьбы между субъектами рынка аграрной продукции (в том числе молочнопродуктовой). Перед донскими предприятиями-производителями молочной продукции стоит задача не просто удовлетворять потребности регионального рынка, но и сделать это наилучшим образом. Переход в процессе рыночной трансформации главенствующей роли на рынке от производителей к потребителям привел к созданию такой ситуации, когда, прежде всего сам потребитель определяет, какую продукцию, у кого и за сколько он хочет приобрести. Все это требует разработки новых, более эффективных, инструментов развития регионального рынка молока и молочной продукции, которые позволят решить многие устоявшиеся проблемы этого сектора экономики и будут способствовать максимальному удовлетворению потребительских предпочтений.
Отличительными особенностями рынка молока и молочных продуктов являются: низкая эластичность спроса и предложения по отношению к ценам по сравнению с агропромышленными рынками; достаточно острая конкуренция в ряде регионов в сфере предложения молока со стороны производителей, позволяющую предприятиям, занимающимся переработкой молока, снижать закупочные цены на продукцию; занижение отпускных цен на молоко по договоренности руководителей предприятий с предприятиями переработки за вознаграждение; конкуренция между стабильно работающими предприятиями и предприятиями, находящимися в условиях кризиса, которые стремятся продать свою продукцию по низким ценам за наличный расчет; конкуренцию между крупными аграрными организациями и личными (подсобными) хозяйствами (ЛПХ) граждан, которые производят значительную часть молока и не платят налогов.
Мировой опыт функционирования молочнопродуктовых рынков свидетельствует о том, что в странах с развитой экономикой молочному комплексу оказывается значительная государственная помощь с целью обеспечения населения по доступным ценам молоком и молочной продукцией, оставляя при этом стимулы для производителей для обеспечения его расширенного воспроизводства. Одним из основных рычагов государственного воздействия на экономические условия воспроизводства служит цена. Государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности участников рынка молока и молочной продукции, имеет ряд обязательных направлений, из которых следует выделить: развитие конкуренции; организационную, информационную и экономическую поддержку товаропроизводителей; развитие рыночной и товаропроводящей инфраструктуры.
В Ростовской области производство молока не обеспечивает в полном объеме потребность на внутреннем рынке области. Увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе удовлетворить спрос населения области на молоко и молочные продукты в соответствии с минимальным уровнем потребления молочных продуктов в перерасчете на молоко. Для успешного функционирования отрасли молочного скотоводства племенное поголовье коров должно составлять около 15% от общего маточного поголовья. В настоящее время этот показатель составляет всего 9%.
В аграрной сфере существуют значительные страховые риски, то государственное стимулирование практики гарантированного страхового возмещения убытков, связанных с природными явлениями требует повышенного внимания.
Государственная поддержка, позволяющая повысить финансовую устойчивость и конкурентоспособность участников рынка Ростовской области, прежде всего, предприятий молочной промышленности, должна
осуществляться по следующим основным направлениям: институциональное; финансово-кредитное; организационное; научно-методическое.
Таким образом, эффективное развитие регионального рынка молока и молочной продукции обусловлено рядом отраслевых и специфических черт агропродовольственного сектора. Базы межотраслевой координации эффективного функционирования рынка молока и молочных продуктов создает использование ценовых методов управленческого воздействия, совершенствование ценообразования на всех стадиях единого технологического процесса (производство, переработка и реализация), эффективное распределение корпоративного дохода (при этом основная часть прибыли должна оставаться у производителей и переработчиков, а не у торгово-посреднических организаций). Роль органов государственного управления сводится к поддержанию конкурентной среды на рынке, его институционализации и повышению конкурентоспособности участников.
Использованные источники:
1. Жирнов, А.В. Социальные факторы мотивации трудовой активности работников АПК / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы 111-ой Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века - Ульяновск: УГСХА, 2010. - С. 66-69.
2. Зимин, Н.Е. Влияние государственных программ на развитие регионального АПК / Н.Е. Зимин, А.В. Жирнов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П.Горячкина». -2006. - №4. - С. 27-30.
3. Жирнов, А.В. Инвестиции и развитие материально-технической базы сельского хозяйства/ А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Экономика и социум. - 2014. - № 4-6 (13).-С.731-734.
4. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.
5. Лапшин, Ю.А. Социальная ответственность менеджмента и программы охраны труда / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина А.В. Жирнов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 150-152.
6. Лапшина, Г.В. О направлениях государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный
агроинженерный университет им. В.П.Горячкина». -2012. - №1 (52). - С. 111112.
7. Жирнов, А.В. К вопросу о продовольственной безопасности в условиях санкций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Международный научный журнал. -2015. - №1. - С. 7-10.
8. Лапшин, Ю.А. Культура безопасности и производственный травматизм / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина А.В. Жирнов // Экономика и социум. - 2014. -№ 3-2 (12).-С.371-373.
9. Бородуля Е.Б. Оценка результативности деятельности современного предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2015. -№ 5. - С. 20-24.
10. Жирнов, А.В. Методика и результаты исследований социальной ответственности агробизнеса /А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Международный технико-экономический журнал. - 2013. - №6. - С. 65-68.
Муляр Е.Н. магистрант 1 курса направление «Педагогическое образование»
профиль «История» преподаватель
кафедра социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «КубГУ» филиал в г. Славянске-на-Кубани Россия, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ,
ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ Аннотация: в статье автор рассматривает историю развития социального обеспечения в РФ. Подвергнута анализу концепция пенсионной реформы, выявление ее основные направления, цели и задачи.
Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионный фонд, социальное обеспечение.
В любом обществе независимо от его экономического развития и политического устройства была, есть и будет существовать необходимость в экономической и социальной поддержке людей, которые в силу разных причин не в состоянии самостоятельно приобретать средства для своего существования. Это дети и старики, а также люди, потерявшие здоровье, по причине болезни, увечья и т.д. Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Исходя из вышесказанного, данная работа посвящена одной из самых актуальных проблем современного общества.