Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ РЫНОК МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ'

РОССИЙСКИЙ РЫНОК МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОКО / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПЕРЕРАБОТКА / МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров М.П.

Статья посвящена вопросу положения молочных и молокоперерабатывающих предприятий в России на текущий момент.The article is considered to the problem of the situation of milk producing and milk processing enterprises in Russia now.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ РЫНОК МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ»

С.53 - 55.

2. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.

3. Адамов Е.А. Выдающиеся русские ораторы: Из истории ораторского искусства. - М.: Знание, 1961. - Вып. 2. - С.5-60.

4. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

5. Луначарский А. В. Собрание сочинений в восьми томах., т. 7. - М.: 1967. -685 с.

6. Савкова З. В. Искусство оратора / З. В. Савкова. - М.: 2007. - 139 с.

7. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.

8. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой - залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. - С.194 -196.

9. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 - 119.

10. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 - 98.

11. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

Захаров М.П. студент 4 курса факультет «Экономический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва РОССИЙСКИЙ РЫНОК МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ Статья посвящена вопросу положения молочных и молокоперерабатывающих предприятий в России на текущий момент.

Ключевые слова: молоко, молочная продукция, переработка, молокоперерабатывающие предприятия, рынок.

The article is considered to the problem of the situation of milk producing and milk processing enterprises in Russia now.

Keywords: milk, milk production, processing, milk processing enterprises, market.

Современные молочные комбинаты или заводы осуществляют комплексную переработку сырья, выпускают широкий ассортимент продукции, чаще всего оснащены автоматизированными линиями по розливу продукции в различные виды тары, пастеризаторами и охладителями, сепараторами, выпарными установками, сыроизготовителями, автоматами по расфасовке продукциии прочим оборудованием.

В нашей стране молоко и продукты из него относятся к группе социально значимых продуктов питания, т.е. входят в состав потребительской корзины для всех основных социально-демографических групп населения. Именно поэтому в последние годы государство уделяет все более пристальное внимание проблемам молочной отрасли, тем более что сейчас для отечественных производителей молока и молочной продукции складывается не самая простая ситуация: производство молока в России не успевает за ростом потребностей промышленности в молочном сырье.

В стоимостном выражении рынок выглядит следующим образом: доля цельномолочной продукции составляет 54%, а сегменты жирных сыров и масла занимают около 28% и 14% соответственно.

При продаже молока и молочных продуктов, в основном, используется упаковка двух видов: асептическая (для длительного срока хранения продукции) и обычная.

Рынок молока и молочной продукции подвержен влиянию сезонности, которая, в свою очередь, связана с сезонностью сырьевого рынка. Надои молока в летний период увеличиваются, а в зимний уменьшаются. С другой стороны, ситуация с потреблением складывается совершенно противоположная, поэтому зимой существует дефицит молока-сырья, летом - избыток. В связи с влиянием фактора сезонности на рынок, закупочные цены также снижаются в летние месяцы и повышаются в зимние. Однако розничные цены летом не снижаются, а ежегодный рост цен на молоко и молочные продукты приходится на зимние месяцы.

Рынок молока и молочной продукции Московской области развивается в условиях незначительного повышения уровня доходности молочного животноводства, увеличения объемов производства молока, роста продуктивности коров. Сырьевой рынок молочного подкомплекса на 52% формируется за счет молока произведенного в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах. Этот объём молока на 65% не подвергается промышленной переработке и в полной мере не используется на рынке молока и молочной продукции. При этой ситуации производственные мощности молочных перерабатывающих предприятий Московской области используются всего на 47%, в основном из-за отсутствия сырья.

Общая оценка молочно-продуктового подкомплекса Московской области показала, что за последние три года емкость этого рынка остается

стабильной: на сегодня она в среднем составляет 720,3 тысячи тонн. При этом объем потребления молока и молочной продукции в натуральном выражении в России устойчиво растет в среднем на 9% в год на протяжении последних пяти лет.

Насыщенность этого рынка сбыта определяется достижением высокого уровня потребления молока и молочных продуктов на душу населения. Рассматривая данный показатель отдельно в центральном регионе и в целом по России, можно отметить, что Москва и Московская область занимают лидирующее положение. Так, если в целом по стране потребление этой продукции в 2015 году составило 268 кг на душу населения в год, то в Московской области оно достигло 372 кг. Тем не менее, уровень потребления молока и молочной продукции в Московской области по-прежнему ниже физиологической нормы потребления, которая составляет 472 кг в год. Наиболее распространенные и привычные для потребителя молочные и кисломолочные продукты: молоко, сметана, кефир и сливочное масло.

Ежедневно или несколько раз в неделю эту продукцию покупает 56,1% опрошенных. Еще 20,2% респондентов приобретает ее раз в неделю в неделю. Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиционные молочные продукты в Москве и области являются часто потребляемыми и входят в повседневный рацион практически каждой семьи.

Одним из наиболее популярных кисломолочных продуктов в настоящее время является кефир: на его долю приходится 2/3 российского производства. При покупке кефира 56% потребителей выбирают литровую упаковку, а 44% - пулулитровую.Кефир относится к продуктам здорового питания, что сказалось на предпочтениях потребителей по степени жирности этого напитка. Так, наибольшая часть потребителей - 44% - потребляют нежирный кефир. Кефир - это кисломолочный напиток, получаемый из цельного или обезжиренного коровьего молока путём кисломолочного и спиртового брожения с применением кефирных «грибков» - симбиоза нескольких видов микроорганизмов: молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей.

Стоит отметить, что в 2015 году в структуре российского рынка кефира 99% в натуральном выражении составляла продукция отечественного производства. Среди местных производителей выделяются: PepsiCo (ОАО «Вимм-Билль-Данн»), группа компаний Danone («Данон Индустрия») и др.

В соответствии с программой развития маслоделия и сыроделия на 2013-2015 годы одним из целевых показателей в сегменте сливочного масла являлось увеличение объемов выпуска продукта до 264,2 тысячи тонн. Однако даже этот показатель не так велик, если обратится к объемам производства масла в 1990-х годах. В частности, в 1990 году в стране выпускалось 825 тысячи тонн масла, что в 3,8 раза больше, чем в 2014-м. В структуре российского производства преобладает выпуск сладко-сливочного

масла с массовой долей жира от 50 до 79%.

Подавляющая доля потребителей сливочного масла предпочитают приобретать его в 200-граммовыхупаковках. Это можно объяснить тем, что хотя масло и является регулярно потребляемым продуктом, объемы его потребления в последнее время снижаются. При этом особую роль играют тенденции перехода горожан на такой заменитель сливочного масла, как маргарин.

За годы экономических преобразований созданы основы конкурентной рыночной экономики в молочно-продуктовом комплексе России, особенно к его перерабатывающей сфере. В настоящее время рынок молочных продуктов является одним из крупнейших рынков продовольствия. Он имеет весьма устойчивые традиции, его состояние оказывает существенное влияние на другие рынки продуктов питания.

Использованные источники:

1. Дмитриев С.П. Особенности кредитования сельхозпроизводителей в современных условиях / С.П. Дмитриев, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. - 2015. - № 6. - С. 34-38.

2. Жирнов А.В. Совершенствование государственного регулирования АПК / А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. - Вып. № 5. -2004. - С. 12-14

3. Жирнов, А.В. Анализ развития крупных сельскохозяйственных предприятий / А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2008. -№1. -С. 45-48.

4. Жирнов, А.В. Особенности развития крупных сельскохозяйственных предприятий / А.В. Жирнов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. - 2008. - с. 259-262.

5. Жирнов, А.В. Риск-предикторный анализ финансовой составляющей предпринимательской деятельности / А.В. Жирнов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66-1). - С. 926-931.

6. Лапшин Ю.А. Организационно-психологические факторы безопасности труда / Ю.А. Лапшин, К.В. Шленкин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. -2014. - № 3-2 (12). С. 374-377.

7. Лапшина, Г.В. Результаты исследований социальной ответственности агробизнеса Ульяновского региона / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Столыпинские чтения. Агробизнес в устойчивом развитии сельской местности. 70 лет УГСХА»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А.Столыпина, 2013. - С. 60-63. .

8. Орлова, А.Р. Современное состояние молочного скотоводства в РФ и Ульяновской области / А.Р. Орлова, Е.А. Смирнова // Материалы II Всероссийской студенческой научной конференции «В мире научных открытий» - Ульяновск: ГСХА им. П.А. Столыпина, 2013. - т.Ш. - Часть 1 -с. 220 - 223.

9. Сергеева Н.В. Совершенствование организации технического сервиса

машинно-тракторного парка в АПК (на материалах Калужской области): дис... канд. экономич. наук. - Москва. 2005 - 160 с.

10.Управление техническими системами: учебно-методический комплекс / Г.В. Лапшина, Е.Ю. Чупахина, А.В. Жирнов. -Ульяновск: УГСХА, 2009. -297 с.

11. http: //agroinfo .com/

12. http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?section=4/

13. http: //milknews .ru/analitika-rinka-moloka/reitingi/

Зорин А. А. НТЦ Радуга Преображенский Н.Б., к.т.н. старший научный сотрудник ИТМиВТ им. С. А. Лебедева Россия, г. Москва АРХИТЕКТУРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СКАНИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО РАДИОЭФИРА В СПУТНИКОВЫХ

СИСТЕМАХ СВЯЗИ Статья посвящена вопросам построения эффективной архитектуры программного обеспечения сканирования цифрового радиоэфира в спутниковых системах связи.

Ключевые слова: сканирование, архитектура, вычислительное ядро, обработчик, задача, конвейер.

The article deals with the construction of the effective software that allows to realize an air monitoring for satellite telecommunication systems.

Key words: monitoring, architecture, computation kernel, handler, task, conveyer.

В настоящее время при реализации связи широко применяются цифровые сигналы, передающиеся как в спутниковых системах, так и в наземных. Обнаружение таких сигналов в радиоэфире и определение параметров этих сигналов в автоматическом режиме - важная прикладная задача. В специализированной литературе на этот счет зачастую используются термины мониторинг [1] и сканирование. Решение задачи может быть разным в засисимости от имеющихся аппаратных возможностей. В этой статье будет обсуждаться самый приемлемый (с точки зрения обладания аппаратными возможностями) и часто распространенный случай постановки эксперимента: наличие устройства записи оцифрованных данных в качестве источника данных и персональный компьютер (ПК) базовой конфигурации в качестве обработчика данных.

Постановка задачи, входные и выходные данные.

Требуется выработать такой подход к архитектуре программного обеспечения, работающего на ПК-обработчике, обеспечивающий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.