Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА '

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / развитие / конкурентоспособность / производство / эффективность / small business / development / competitiveness / production / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.М. Спиридонова, А.Е. Миронова, М.Л. Дмитриева

Рассмотрено текущее состояние и роль предприятий малого бизнеса на рынке. Сформулированы проблемы и возможные пути развития предприятии малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е.М. Спиридонова, А.Е. Миронова, М.Л. Дмитриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT SMALL BUSINESSES

The article discusses the current state and role of small businesses in the market. The problems and possible ways of development of small business enterprises are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА »

УДК 658.155

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Е. М. Спиридонова, А. Е. Миронова Научный руководитель - М. Л. Дмитриева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31 E-mail: katya826033@mail.ru, alenamironova010203@mail.ru, dmiml@mail.ru

Рассмотрено текущее состояние и роль предприятий малого бизнеса на рынке. Сформулированы проблемы и возможные пути развития предприятии малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, развитие, конкурентоспособность, производство, эффективность.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT SMALL BUSINESSES

E. M. Spiridonova, A. E. Mironova Scientific Supervisor - M. L. Dmitrieva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: katya826033@mail.ru, alenamironova010203@mail.ru, yurk7@mail.ru

The article discusses the current state and role of small businesses in the market. The problems and possible ways of development of small business enterprises are formulated.

Keywords: small business, development, competitiveness, production, efficiency.

В настоящее время развитие малых предприятий является важным направлением экономических преобразований в России. Без сомнений можно сказать, что малое предпринимательство, с одной стороны, может быстро реагировать на изменения рынка, а с другой - дает возможность рыночной экономике приобретать необходимую гибкость. Малый бизнес способен привлекать значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые при его отсутствии не могли бы быть использованы. Многие идеи по производству нового или уже существующего вида продукции воплощаются в реальные проекты в рамках малого бизнеса.

Для экономики России малые предприятия имеют большое значение и играют важную роль в обеспечении занятости, производстве отдельных категорий товаров, осуществлении исследовательских, научно-производственных и прикладных разработок, а также их внедрении в практику хозяйственной деятельности. Поэтому остается актуальным продолжение реализации государственной политики, направленной на расширение и развитие предприятий в сфере малого предпринимательства [1].

По данным РОССТАТА на территории Сибирского федерального округа находится 23 102 субъекта малого бизнеса, которые насчитывают 676 163 работников и изготавливают 53 вида продукции. Карту малого предпринимательства России можно увидеть на рисунке, данные представлены на 10.03.2020.

К сожалению, в современных экономических условиях, деятельность малых предприятий сопряжена с определенным рядом проблем, препятствующих их развитию. Возможными причинами, замедляющими развитие малого бизнеса, являются:

- отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и его субъектов;

Секция «Инновационная экономика и управление»

- барьеры, создаваемые преобладающими на рынке производителями;

- недостаточно эффективная инфраструктура для поддержки и развития малого бизнеса;

- проблемы, связанные с несовершенством законодательства;

- отсутствие необходимой информации;

- внутренние барьеры, которые препятствуют развитию малого бизнеса: управленческие, кадровые, маркетинговые и др.

Данные для расчета показателя "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая нццивидуальных предпринимателей" -»

Карта малого предпринимательства России [2]

Для повышения конкурентоспособности малого бизнеса в России необходимы не только усилия самих предпринимателей. Малым предприятиям необходима помощь извне, и, прежде всего, со стороны государства. Государственная поддержка является инструментом стимулирования притока инвестиций через создание благоприятных условий функционирования малых промышленных предприятий в конкурентной среде с крупным и средним бизнесом. Также для эффективного привлечения финансовых средств в малое предпринимательство необходимо разработать механизм его финансово-кредитной поддержки и систем гарантийного обеспечения инвестиционных проектов для снижения кредитных рисков.

Создание и активизация деятельности бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров коллективного доступа к оборудованию, позволит совершенствоваться и развиваться предпринимателям [3].

В значительной степени современные экономические трудности в развитии малого предпринимательства обусловлены несовершенством системы управления производством и инновационной деятельностью на малых и средних предприятиях [4].

Также для эффективного развития предприятий малого бизнеса очень важным является сбор и продвижение информации. В частности, необходимы такие мероприятия, как: проведение маркетинговых исследований и обзор рынков, продвижение информации о предприятии и рекламная кампания, организация встреч и переговоров с более крупными партнерами, оказание помощи в стандартизации и сертификации.

Еще одним барьером развития предприятий малого бизнеса является кадры. Зачастую уровень квалификации работников не позволяет предприятию осуществлять инновационную деятельность с получением экономического эффекта.

Кроме того, при выстраивании партнерских отношений, зачастую, контрагенты предпочтение отдают крупным и стабильным партнерам, что ограничивает возможности развития малых предприятий.

Зачастую малые предприятия образуются с целью производства инновационной продукции, поэтому для каждого этапа производства на предприятии характерен свой набор проблем, которые потенциально возможно решать с помощью внедрения высокотехнологичного оборудования и рассмотрения новых проектов, что позволит повысить эффективность использования имеющихся ресурсов. Внедрение в производство инновационных технологий требует достаточно больших вложений в оборудование, комплектующие, а также на аренду помещения, то предпринимателям приходится обращаться к поддержке государства, направленной на создание благоприятных условий функционирования предприятия. Недостаток собственных средств у учредителей предприятия вынуждает их обращаться за заемными средствами. Наличие мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства позволяет получить субсидии на возмещение части процентов по кредитам и займам, а также рассчитывать на бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов [5]. Однако основной проблемой, с которой сталкивается малый бизнес - это жесткие требования отбора инвестиционных проектов. Помимо денежной поддержки необходимо предоставление малому бизнесу на льготных условиях земельных участков, нежилых помещений, оборудования.

Развитие малых предприятий представляет немаловажную роль в экономике страны. Она выражается в экономическом росте, появлении товаров необходимых потребителю, формированию новых дополнительных рабочих мест, а также решению большого количества социальных проблем.

Библиографические ссылки

1. Нестеров А. К. Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы // Энциклопедия Нестеровых. [Электронный ресурс]. URL: http://odiplom.ru/lab/maloe-predprinimatelstvo-v-rossii-problemy-i-perspektivy.html (дата обращения 15.03.2020).

2. Федеральная налоговая служба: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 15.03.2020).

3. Пашнанов Э. Л. Пути совершенствования малого бизнеса на рынке предприятия [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-malogo-biznesa-na-rynke-predpriyatiya (дата обращения 15.03.2020).

4. 4 типа внутренних барьеров, которые мешают развитию малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://probusiness.io/strategy/468-4-tipa-vnutrennikh-barerov-kotorye-meshayut-razvitiyu-malogo-i-srednego-biznesa.html (дата обращения 15.03.2020).

5. Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» Постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 505-п [Электронный ресурс]. URL: http://www.smb24.ru/mery_podderzhki/programmy_podderzhki/ gosudarstven-naya_programma_20142030_gg (дата обращения 15.03.2020).

© Спиридонова Е. М., Миронова А. Е., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.