Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS / ECONOMIC DEVELOPMENT / SUPPORT TOOLS / ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каптюк Е. В., Иванченко Л. А.

Тема исследования о тенденциях развития малого предпринимательства приобретает особую значимость в условиях нестабильности экономической ситуации, поскольку малым и средним предприятиям в большей степени, чем крупным корпорациям, часто не хватает рыночного опыта, финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Целью исследования является изучение тенденций развития малого предпринимательства в России в современных условиях. Определена сущность малого предпринимательства, выделены критерии отнесения предприятий к малому предпринимательству, проведен анализ динамики малого предпринимательства в России на основе показателей: количество субъектов малого предпринимательства, численность занятых, оборот малого предпринимательства по видам экономической деятельности, инвестиции в основной капитал. Появившаяся в России тенденция сокращения числа малых предприятий демонстрирует недостаточность мер их государственной поддержки. В работе предложены мероприятия по совершенствованию инструментов государственной поддержки малого предпринимательства. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ по поддержке и развитию малого предпринимательства.The topic of research on the trends in the development of small business is of particular importance in the conditions of an unstable economic situation, since small and medium-sized enterprises, to a greater extent than large corporations, often lack market experience, financial resources and qualified personnel. The aim of the study is to study the development trends of small business in Russia in modern conditions. The essence of small business is defined in the work, the criteria for classifying enterprises as small businesses are identified, the dynamics of small business in Russia is analyzed on the basis of indicators: the number of small businesses, number of employees, small business turnover by type of economic activity, investment in fixed assets. The tendency towards a reduction in the number of small enterprises in Russia demonstrates the insufficiency of measures of their state support. The paper proposes measures to improve the tools of state support for small business. The results can be used in the development of programs to support and develop small businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 334.021.1

Для цитирования: Каптюк Е. В., Иванченко Л. А. Тенденции развития малого предпринимательства в России в современных условиях // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 3. С. 29-36.

For citations: Kaptyuk E. V., Ivanchenko L. A. Tendencies of development of small entrepreneurship in Russia under modern conditions // Social and economic systems management. 2019, No. 3, Рр. 29-36. (In Russ., abstr. in Engl.)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

*

Е. В. Каптюк , Л. А. Иванченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kaptyuk.liza@mail.ru

Тема исследования о тенденциях развития малого предпринимательства приобретает особую значимость в условиях нестабильности экономической ситуации, поскольку малым и средним предприятиям в большей степени, чем крупным корпорациям, часто не хватает рыночного опыта, финансовым ресурсов и квалифицированных кадров.

Целью исследования является изучение тенденций развития малого предпринимательства в России в современных условиях.

Определена сущность малого предпринимательства, выделены критерии отнесения предприятий к малому предпринимательству, проведен анализ динамики малого предпринимательства в России на основе показателей: количество субъектов малого предпринимательства, численность занятых, оборот малого предпринимательства по видам экономической деятельности, инвестиции в основной капитал.

Появившаяся в России тенденция сокращения числа малых предприятий демонстрирует недостаточность мер их государственной поддержки. В работе предложены мероприятия по совершенствованию инструментов государственной поддержки малого предпринимательства. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Ключевые слова: государственная поддержка, малое предпринимательство, экономическое развитие, инструменты поддержки, стратегия развития предпринимательства.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

UNDER MODERN CONDITIONS

E. V. Kaptyuk*, L. A. Ivanchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kaptyuk.liza@mail.ru

The topic of research on the trends in the development of small business is of particular importance in the conditions of an unstable economic situation, since small and medium-sized enterprises, to a greater extent than large corporations, often lack market experience, financial resources and qualified personnel.

The aim of the study is to study the development trends of small business in Russia in modern conditions.

The essence of small business is defined in the work, the criteria for classifying enterprises as small businesses are identified, the dynamics of small business in Russia is analyzed on the basis of indicators: the number of small businesses, number of employees, small business turnover by type of economic activity, investment in fixed assets.

The tendency towards a reduction in the number of small enterprises in Russia demonstrates the insufficiency of measures of their state support. The paper proposes measures to improve the tools of state support for small business. The results can be used in the development of programs to support and develop small businesses.

Keywords: state support, small business, economic development, support tools, entrepreneurship development strategy.

Введение. В наше время одной из основных проблем, препятствующих созданию и развитию малого предпринимательства является проблема финансирования и вытекающая из нее неуверенность потенциальных предпринимателей в своих возможностях. Дело в том, что многим неизвестно о существующей в нашем государстве официальной системе субсидирования малого предпринимательства. Осуществление множества заявленных в ней программ помощи развивающемуся бизнесу обеспечивает правительство. Разумеется, иногда эти программы не могут в полной мере реализовать необходимую поддержку, но, тем не менее, они являются реальным источником финансовых капиталовложений со стороны государства в малое предпринимательство.

Малое предпринимательство играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития. Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого предпринимательства влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста безработицы.

Теоретические аспекты изучения малого предпринимательства. В настоящее время малое предпринимательство в Российской Федерации является одним из наиболее важных секторов экономики, одним из главных факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения, а также социального развития страны.

На законодательном уровне определение понятия «малое предпринимательство» дается в статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (далее -Закон № 209-ФЗ). Субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленны-

ми настоящим Федеральным законом, к малым компаниям, в том числе к микрокомпаниям [1].

Термин малое предпринимательство употребляется как в нормативно-правовых актах, так и в экономической литературе.

В настоящее время существует множество точек зрения различных авторов на определение понятия «малое предпринимательство». Некоторые из них представлены в табл. 1.

Исходя из всех представленных выше трактовок, можно сформулировать, что малое предпринимательство - это не только предпринимательская деятельность, которая осуществляется юридическими и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при определенных, установленных законами, критериях, но и определенный сектор экономики страны.

Рассмотрим критерии отнесения компаний к малому и среднему предпринимательству (табл. 2) [10].

Юридические лица используют все три критерия, индивидуальные предприниматели только два критерия: численность работников и размеры дохода.

Для многих стран малое и среднее предпринимательство - это основа развития экономики. Внимание к данному сектору позволяет государству обеспечить занятость населения и регулярное пополнение казны, более того, в развитых странах доля малого и среднего предпринимательства составляет 50-60 % ВВП. В 2018 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Великобритании - 51 %, Германии - 53 %, Финляндии - 60 %, Нидерландах - 63 %.

Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России в 2018 году составила 20,2 %, показатель упал до уровня 2015 года. В то же время в 2016 году доля малого бизнеса в ВВП составляла 21,6 %, в 2017 году - 21,9 %. Целевой показатель на 2025 год - 40 %.

Таблица 1

Подходы к определению понятия «малое предпринимательство»

Автор Малое предпринимательство - это:

Адаменко А. А. бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых компаний, формально не входящих в никакие объединения [2, с. 13]

Высоцкая О. А. предпринимательская деятельность, которая исполняется субъектами рыночной экономики, при выполнении установленных законодательством критериев отнесения к малому бизнесу [3, с. 94]

Громова Е. Р. мобильная совокупность юридических и физических лиц - частных предпринимателей, которые не являются составной частью монополистических структур и играют по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства [4, с. 2406]

Кардаш Д. Ю. коммерческое частное предприятие, которое отвечает прописанным критериям в соответствующих регламентирующих документах государственной важности [5, с. 46]

Китаев Ю. А. особая модель бизнеса, ограниченная такими условиями, как численность занятых, размеры капитала, масштаб производства [6, с. 220]

Нежданова К. И. сектор экономики, который включает в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие коммерческие компании [7, с. 62]

Рубин Е. Ф. совокупность малых компаний, ограниченных определенными правовыми нормами [8, с. 37]

Чеберко Е. Ф. любая экономическая деятельность на малых компаниях, которая приносит прибыль [9, с. 55]

Таблица 2

Критерии отнесения компаний к малому и среднему предпринимательству

Критерий Содержание Значение критерия

Структура капитала (только для юридических лиц) Суммарная доля участия в уставном капитале: РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов Не более 25 %

Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, которые не являются субъектами малого/ среднего предпринимательства Не более 49 %

Количество работников Средняя численность работников за предшествующий календарный период До 1 5 - микропредприятия

От 16 до 100 - малые предприятия

От 101 до 250 - средние предприятия

Доход от предпринимательской деятельности Доход предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ До 120 млн руб. - микропредприятия

До 800 млн руб. - малые предприятия

До 2 млрд руб. - среднее предпринимательство

Таблица 3

Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Сильные стороны малого предпринимательства Слабые стороны малого предпринимательства

Гибкость и устойчивость Высокорискованный характер деятельности на рынке

Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом Интуитивный характер и неспециализированное управление

Использование незанятых ресурсов на неформальных рынках Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

Источник пополнения бюджета страны Недостаток финансовых ресурсов

Решение проблемы занятости Высокая зависимость от крупных компаний

Повышение конкуренции на рынке Слабая компетентность руководителей

Внедрение коммерческих и технических новшеств. Трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. Сложный доступ к информации и достижениям НИОКР

Сформулируем функции малого предпринимательства [11, с. 171], исходя из анализа развития зарубежного и отечественного бизнеса:

- увеличение числа собственников, а следовательно, формирование среднего класса;

- рост доли экономически активного населения способствует увеличению доходов граждан и сглаживанию диспропорций в благосостоянии социальных групп;

- отбор наиболее энергичных индивидов, для которых малый бизнес становится начальным этапом самореализации;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (инвалидов, молодежи);

- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация невостребованных ранее материальных, финансовых и природных ресурсов, а также более эффективное их использование;

- снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений.

Кроме того, собственники малых компаний более склонны к сбережениям, а не инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности компании [12].

Малому предпринимательству присущи определенные преимущества и недостатки, которые представлены в табл. 3 [12, с. 26; 13, с. 100].

Анализ состояния малого предпринимательства в России. Проанализируем состояние малого

предпринимательства (МП) в России, используя следующие показатели: количество предприятий, средняя численность работников, оборот предприятий, инвестиции в основной капитал (табл. 4).

Количество малых предприятий за 2016-2018 сократилась на 26,6 %, что обусловлено проблемами и сложностями ведения малого бизнеса. Сокращение числа предприятий привело к снижению численности занятых на этих предприятиях на 21,3 %.

Необходимо отметить, что за счет увеличения средней численности работников одного предприятия, повышения эффективности деятельности оборот малых предприятий увеличился на 4,9 %. Кроме этого одним из факторов увеличения выручки помимо увеличения объема реализованной продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ является увеличение цен в результате инфляции.

В табл. 5 проанализируем структуру и оборот предприятий малого предпринимательства по видам экономической деятельности за 2016-2018 годы [14].

Распределение субъектов малого предпринимательства по экономическим видам деятельности за три года почти не изменилось. Наиболее привлекательным видом экономической деятельности за анализируемый период для малого предпринимательства является сфера оптовой и розничной торговли, сфера операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Данное распределение предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности, объясняется тем, что непроизводственные виды деятельности является доходными, поэтому они так привлекательны для малого бизнеса.

В табл. 6 представлена структура малого предпринимательства по территориальному признаку [14].

Таблица 4

Динамика основных показателей деятельности малых предприятий России в 2016-2018 гг.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение

+/- %

Количество предприятий, единиц 235 579 242 661 172 836 -62 743 -26,6

Средняя численность работников, чел. 6 831 967 6 660 925 5 378 077 1 453 890 -21,3

Оборот предприятий, тыс. руб. 16 692 894,5 17 292 858,0 17 503 742,6 810 848,1 4,9

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. 427 702,0 409 267,5 345 227,1 82 474,9 -19,3

Таблица 5

Анализ структуры и оборота предприятий малого предпринимательства по видам экономической деятельности в 2016-2018 гг.

2016 г. 2017 г. 2018, %

Вид экономической Число Оборот Число Оборот Число Оборот

деятельности предприятий, % предприятий, % предприятий, % предприятий, % предприятий, % предприятий, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВСЕГО 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Сельское хозяйство, охота, лесное хо- 4,59 2,24 4,18 2,31 4,94 2,6

зяйство, рыболовство и рыбоводство

Добыча полезных ископаемых 0,44 0,51 0,46 0,63 0,59 0,74

Обрабатывающие производства 14,28 10,79 13,98 11,31 15,2 11,83

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,45 0,74 1,39 0,68 1,64 0,75

Строительство 12,26 10,45 12,63 11,25 11,99 9,71

Оптовая и розничная торговля; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов 32,14 57,11 33,18 55,4 33,47 58,25

личного пользования

Гостиницы и рестораны 4,37 1,99 4,14 1,90 4,81 1,66

Транспорт и связь 5,78 3,95 5,8 4,25 5,73 4,42

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 19,58 10,42 19,05 10,13 16,44 8,49

Образование, научные исследования и разработки 0,65 0,57 0,62 0,44 0,5 0,34

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,71 0,78 1,52 0,88 1,88 0,71

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,42 0,97 2,32 0,91 2,27 0,77

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 0,78 0,4 0,73 0,42 0,79 0,33

За анализируемый период в 7 федеральных округах произошло сокращение количества малых предприятий, наибольшее сокращение произошло в Северо-Кавказском, Сибирском, Южном федеральных округах на 12,94, 10,34 и 10,14 % соответственно. В Дальневосточном федеральном округе за три года количество малых предприятий увеличилось на 6 877 единиц (5,8 %). Лидером по количеству малых предприятий является Центральный ФО, второе место по количеству МП занимает Приволжский ФО. Наименьшее количество малых предприятий в Северо-Кавказском федеральном округе, в 2018 году в округе зарегистрировано 46 926 единиц. Темп роста малых предприятий за три года в Российской Федерации составил 1,17 %.

Государственная поддержка малого предпринимательства. Сокращение числа малых предприятий в экономике страны, сокращение количества занятых в данном секторе требует поддержки малого предпринимательства со стороны государства. Для анализа системы государственной поддержки малому предпринимательству в табл. 7 рассмотрим динамику видов господдержки за период 2016-2018 гг.

Объем субсидий, выделенный из федерального бюджета страны, за анализируемый период с каждым годом уменьшается. Так, по данным статистики в 2016 году, было выделено 19 374 822 тыс. рублей, на поддержку сектора малого предпринимательства, что существенно отличается от объема выделенных средств за 2018 год. Таким образом, субсидирование малых предприятий сократилось за анализируемый период на 42,6 %.

Количество микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, с каждым годом увеличивается. Сумма микрозаймов с 2016 по 2018 годы увеличилась на 5 787 896 тыс. руб. Одним из основных видов финансовой поддержки малого предпринимательства выступают кредиты, выданные под поручительства гарантийных фондов. Сумма всех кредитов выданных под поручительство гарантийных фондов на 2018 год составляет 133 288 765 тыс. руб. Данная сумма кредитов превосходит все суммы по разным видам государственной поддержки.

Динамика создания и открытия новых инкубаторов в стране характеризуется как положительная

Количество малых п

тенденция, поскольку бизнес-инкубаторы оказывают существенную поддержку, как начинающим предпринимателям, так и уже работающим.

Развитие малого предпринимательства в России противоречиво, поскольку способы поддержки МП, закрепленные в нормативно-правовых актах, не всегда реализуются на практике. Для сглаживания негативных тенденций развития бизнеса правительство периодически внедряет новые формы поддержки малого и среднего предпринимательства.

На сегодняшний день, правительством Российской Федерации, разработана стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Целью данной стратегии является развитие сферы малого предпринимательства как одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения [15; 16].

Стратегическим ориентиром данной стратегии является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 21 до 40 %), что будет соответствовать уровню развитых стран. По программе развития малого и среднего предпринимательства ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 процент и более. Рассмотрим прогноз основных целевых показателей, указанных в стратегии развития малого и среднего предпринимательства на ближайшие десять лет, который представлен в табл. 8.

В стратегии развития малого и среднего предпринимательства указано, что на данный момент, меры государственной поддержки оказывают качественную и действенную помощь и поддержку сектора малого предпринимательства.

Тем не менее, после проведенного в работе анализа, выявлены отрицательные тенденции динамики малого предпринимательства: сокращается в данном секторе количество предприятий, количество занятых, инвестиции в основной капитал, сокращается объем субсидий, выделенный из федерального бюджета.

Для улучшения деятельности малых предприятий необходимо усовершенствование инструментов государственной поддержки (табл. 9).

Таблица 6

дприятий по ФО РФ

Субъект РФ 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение

+/- %

Центральный федеральный округ, ед. 939 107 974 172 937 312 -1 795 -0,19

Северо-Западный федеральный округ, ед. 371 474 379 055 368 884 -2 590 -0,69

Южный федеральный округ, ед. 226 320 209 659 203 367 22 954 -10,14

Северо-Кавказский федеральный округ, ед. 53 899 48 104 46 926 -6 973 -12,94

Приволжский федеральный округ, ед. 484 013 472 291 459 505 -24 508 -5,06

Уральский федеральный округ, ед. 254 450 242 209 229 069 -25 381 -9,97

Сибирский федеральный округ, ед. 322 497 318 776 289 201 -33 297 -10,32

Дальневосточный федеральный округ, ед. 118 802 110 311 125 679 6 877 5,8

Таблица 7

Виды государственной поддержки МП 2016-2018 гг.

Вид господдержки 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, ед. 28 293 31 472 29 960

Сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, тыс. руб. 13 035 079 14 841 113 18 822 975

Объём субсидий, выделенный из федерального бюджета тыс. руб. 19 374 822 18 528 287 11 124 625

Количество действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, ед. 13 388 12 591 11 871

Сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, тыс. руб. 112 754 026 94 664 264 133 288 765

Количество бизнес-инкубаторов, ед. 139 141 145

Таблица 8

Прогноз целевых показателей малого и среднего предпринимательства

Показатель 2018 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года, % 118 134 185 250

Доля среднесписочной численности работников, занятых субъектов МСП, в общей численности занятого населения, % 25,5 28,4 31,5 35

Количество субъектов МП в расчете на 1 тыс. человек населения, ед. 39 42 44 46

Доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет, % 5 7,5 10 12,5

Таблица 9

Мероприятия по совершенствованию инструментов государственной поддержки малого предпринимательства в РФ

Вид поддержки МП Проблемы Рекомендованные пути решения

Финансовая поддержка Сложность в получении заемных средств; нехватка оборотных средств Сформировать государственные программы, обеспечивающие льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговые и амортизационные льготы

Имущественная поддержка Дефицит площадей и помещений; высокая арендная плата Создать различные формы предоставления технологий и оборудования в аренду для малого бизнеса, создание технопарков

Система налогообложения Высокая налоговая нагрузка на малое предпринимательство установить налоговые каникулы и сократить налоговые проверки

Образовательная поддержка Низкая квалификация кадров и недостаточная компетенция в сфере предпринимательства. Приобщение к теме предпринимательства студентов и школьников Провести широкую пропагандистскую работу по формированию позитивного отношения к предпринимательству, учитывая специфику и социально-экономическую значимость. Внедрить курсы и тренинги от государства для предпринимателей на безвозмездной основе

Информационно -консультационная поддержка Недостаточная информированность предпринимателей, недостаток деловой информации о малом предпринимательстве Обеспечить доступ к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения

Инновационное развитие Слабо развитая поддержка стартапов при университетах РФ На примере зарубежного опыта усилить поддержку малому предпринимательству, с помощью поддержки стартапов. Создавать локальные ярмарки, рынки оборудования и технологий для малых предприятий

Заключение. В исследовании, после проведенного анализа, выявлены отрицательные тенденции динамики малого предпринимательства. Для улучшения деятельности малых предприятий предло-

жены мероприятия по совершенствованию инструментов государственной поддержки малого предпринимательства.

Библиографические ссылки

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон № 209-ФЗ в посл. ред. от 21 ноября 2017 года. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/ (дата обращения: 08.03.2020).

2. Адаменко А. А. Особенности смены модели роста на мезоуровне применительно к малому и среднему бизнесу // Бизнес в законе. 2016. № 4. C. 13-16.

3. Высоцкая О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самар. гуманит. акад. 2015. № 2. С. 94-96.

4. Громова Е. Р. Помощь государства малому и среднему бизнесу как актуальная проблема экономического развития // Материалы VIII Междунар. молодеж. форума. Белгород, 2016. С. 206-209.

5. Кардаш Д. Ю. Теневая экономика в малом и среднем бизнесе: тенденции и основные проблемы // Сб. науч. ст. по материалам 4-й Межрегион. на-уч.-практ. конф. молодых ученых. М. : Изд-во ООО «ТРП», 2017. С. 46-49.

6. Китаев Ю. А. Оптимизация критериев отнесения компаний к малому и среднему бизнесу // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 10 (57). С. 906908.

7. Нежданова К. И. Кредиты малому и среднему бизнесу - проблемы и перспективы // Вестник магистратуры. 2014. № 2 (17). С. 62-63.

8. Рубин Ю. Б. Основы предпринимательства. М. : МФПУ «Синергия», 2016. 464 c.

9. Чеберко Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства. Люберцы : Юрайт, 2016. 420 c.

10. Новые критерии малого и среднего бизнеса. URL: http ://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/ novye-kriterii-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 08.03.2020).

11. Almyashkin D. V. Defining the concept of small business in the russian federation // Youth science week, 13-17 February 2017 : scientific articles / Plekhanov Russian University of Economics, Faculty of marketing. M., 2017. С. 7-10.

12. Босчаева З. Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов. М. : Экономика, 2014. 254 c.

13. Организационно-правовые формы для малого бизнеса. URL: https://vuzlit.ru/1113237/organiza-tsionno_pravovye_formy_malogo_biznesa (дата обращения: 08.03.2020).

14. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/statistic (дата обращения: 08.03.2020).

15. Грачёва К. М., Петер Е. В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Научный альманах.

2018. № 7 (21). URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 26629995 (дата обращения: 08.03.2020).

16. Романов А. Н., Слюсаренко Т. В. Нормативно-правовые основы оказания поддержки малому и среднему бизнесу в муниципальном образовании // Материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 314-318.

References

1. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon № 209-FZ v posl. red. ot 21 noyabrya 2017 goda. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (data obrashcheniya: 08.03.2020).

2. Adamenko A. A. Osobennosti smeny modeli rosta na mezourovne primenitel'no k malomu i sred-nemu biznesu // Biznes v zakone. 2016, № 4, S. 13-16.

3. Vysotskaya O. A. O kriteriyakh otneseniya sub"yektov predprinimatel'stva k malomu i srednemu biznesu // Vestnik Samar. gumanit. akad. 2015, № 2, S. 94-96.

4. Gromova E. R. Pomoshch' gosudarstva malomu i srednemu biznesu kak aktual'naya problema ekono-micheskogo razvitiya // Materialy VIII Mezhdunar. molodezh. foruma. Belgorod, 2016, S. 206-209.

5. Kardash D. Yu. Tenevaya ekonomika v malom i srednem biznese: tendentsii i osnovnyye problemy // Sb. nauch. st. po materialam 4-y Mezhregion. nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh. Moscow, Izd-vo OOO "TRP", 2017, S. 46-49.

6. Kitayev Yu. A. Optimizatsiya kriteriyev otneseniya kompaniy k malomu i srednemu biznesu // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2017, № 10 (57), S. 906-908.

7. Nezhdanova K. I. Kredity malomu i srednemu biznesu - problemy i perspektivy // Vestnik magistra-tury. 2014, № 2 (17), S. 62-63.

8. Rubin Yu. B. Osnovy predprinimatel'stva. Moscow, MFPU "Sinergiya", 2016, 464 c.

9. Cheberko E. F. Osnovy predprinimatel'skoy deyatel'nosti. Istoriya predprinimatel'stva. Lyubertsy : Yurayt, 2016. 420 c.

10. Novyye kriterii malogo i srednego biznesa. URL: http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/ novye-kriterii-malogo-i-srednego-biznesa/ (data obra-shcheniya: 08.03.2020).

11. Almyashkin D. V. Defining the concept of small business in the russian federation // Youth science week, 13-17 February 2017 : scientific articles / Plekhanov Russian University of Economics, Faculty of marketing. Moscow, 2017, S. 7-10.

12. Boschayeva Z. N. Formula malogo predprini-matel'stva kak osnovy razvitiya regionov. Moscow, Ekonomika, 2014, 254 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Organizatsionno-pravovyye formy dlya malogo biznesa. URL: https://vuzlit.ru/1113237/organizatsion-no_pravovye_formy_malogo_biznesa (data obrashche-niya: 08.03.2020).

14. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statis-tiki. URL: https://www.gks.ru/statistic (data obra-shcheniya: 08.03.2020).

15. Gracheva K. M., Peter E. V. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii // Nauchnyy al'manakh. 2018, № 7 (21). URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=266 29995 (data obrashcheniya: 08.03.2020).

16. Romanov A. N., Slyusarenko T. V. Norma-tivno-pravovyye osnovy okazaniya podderzhki malo-mu i srednemu biznesu v munitsipal'nom obrazovanii // Materialy XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2015. S.314-318.

© KamroK E. B., MBamerno H. A., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.