Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕСТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕСТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА / НЕСТАБИЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / STATE REGULATION AND SUPPORT / UNSTABLE ECONOMIC CONDITIONS / DEVELOPMENT / SYSTEM / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева И. Л., Барышев А. В., Полянин А. В.

Развитое малое и среднее предпринимательство является гарантом стабильности в экономике. Сегодня в России сформированы организационные и правовые основы для реализации малыми и средними предприятиями их потенциала. Реализованы ряд масштабных программ поддержки и созданы институты развития малого и среднего предпринимательства, которые дают им возможность получать субсидии на возмещение затрат, использовать кредитные продукты, налоговые льготы, получать доступ к государственным закупкам. Однако данные меры могут быть использованы не всеми предприятиями эффективно или рационально, особенно в условиях экономической неопределенности. Нестабильные мировые цены на энергоносители, ограничение расходов федерального бюджета, сокращение финансовых средств на развитие малого и среднего предпринимательства обусловливают актуальность вопросов рационального государственного регулирования и поддержки малых и средних предприятий. В статье обосновано, что неопределенность внешней среды обуславливает необходимость формирования новых направления по развитию малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, значительно усиливает ответственность органов региональной власти, представителей местного самоуправления за реализацию механизмов поддержки и регулирования бизнеса. Причём, государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства должны рассматриваться, с одной стороны, как единое целое, а с другой стороны, как два различных направления в нестабильных экономических условиях. Последовательность вовлечения ресурсов в систему государственного регулирования и поддержки малого и средства предпринимательства происходит исходя из их функциональности и экономичности, причем каждый из имеющихся ресурсов определяет приоритетность организации и реализации меры государственного регулирования или государственной поддержки в условиях нестабильной экономики.Developed small and medium-sized business is the guarantor of stability in the economy. Today in Russia organizational and legal bases for realization by small and average enterprises of their potential are generated. A number of large-scale support programs have been implemented and small and medium-sized business development institutions have been established that enable them to receive subsidies for cost recovery, use credit products, tax incentives, and access to government purchases. However, these measures can not be used by all enterprises efficiently or rationally, especially under conditions of economic uncertainty. Unstable world prices for energy resources, limiting federal budget expenditures, and reducing financial resources for the development of small and medium-sized enterprises make the issues of rational state regulation and support for small and medium-sized enterprises urgent. The article substantiates that the uncertainty of the external environment makes it necessary to form new directions for the development of small and medium-sized businesses, which, in turn, significantly strengthens the responsibility of regional authorities and representatives of local self-government for implementing mechanisms for supporting and regulating business. Moreover, state regulation and support of small and medium-sized businesses should be viewed, on the one hand, as a whole, and on the other hand as two different directions in unstable economic conditions. The sequence of resource involvement in the system of state regulation and SME support is based on their functionality and economy, and each of the available resources determines the priority of organizing and implementing government regulation or state support in an unstable economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕСТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

proved by the Board of Directors of the Bank of Russia on May 26, 2016) // Legal system "Consultant +".

5. Avagyan G.L., Saitova M.Y. Regional banking cluster. - M.: Master of Information, 2012. - P. 223.

6. Ageeva S.D., Mishura A.V. Regional banking system in Russia: trends and factors of territorial distribution // Issues of economics.

2017. №1. P. 123-141.

7. Main trends in the development of the economy and monetary and credit sphere of the Krasnodar Region for 2015, 2016, 2017.

8. Report on the development of the banking sector and banking supervision in 2015, 2016, 2017 / Bank of Russia. URL:

http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=nadzor

9. Sofronova V.V. The role of the banking system in the region's economy credit // Finance and credit. - 2018. - T.24, №5. P.1031-

1045.

И.Л. Авдеева

доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС

I.L. Avdeeva

Assistant professor of the department of management and public administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (i-avdeeva-i@yandex.ru, 89103074722)

А.В. Барышев

аспирант кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС

A. V. Barushev

postgraduate of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (polyanin.andrei@yandex.ru, +7 (4862)71-49-13)

А.В. Полянин

профессор кафедры менеджмента и государственного управления, д.э.н., Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС

A. V. Polyanin

professor of the department of management and public administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (polyanin. andrei@yandex. ru, 89202872081)

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕСТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Развитое малое и среднее предпринимательство является гарантом стабильности в экономике. Сегодня в России сформированы организационные и правовые основы для реализации малыми и средними предприятиями их потенциала. Реализованы ряд масштабных программ поддержки и созданы институты развития малого и среднего предпринимательства, которые дают им возможность получать субсидии на возмещение затрат, использовать кредитные продукты, налоговые льготы, получать доступ к государственным закупкам. Однако данные меры могут быть использованы не всеми предприятиями эффективно или рационально, особенно в условиях экономической неопределенности.

Нестабильные мировые цены на энергоносители, ограничение расходов федерального бюджета, сокращение финансовых средств на развитие малого и среднего предпринимательства обусловливают актуальность вопросов рационального государственного регулирования и поддержки малых и средних предприятий. В статье обосновано, что неопределенность внешней среды обуславливает необходимость формирования новых направления по развитию малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, значительно усиливает ответственность органов региональной власти, представителей местного самоуправления за реализацию механизмов поддержки и регулирования бизнеса. Причём, государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства должны рассматриваться, с одной стороны, как единое целое, а с другой стороны, как два различных направления в нестабильных экономических условиях. Последовательность вовлечения ресурсов в систему государственного регулирования и поддержки малого и средства предпринимательства происходит исходя из их функциональности и экономичности, причем каждый из имеющихся ресурсов определяет приоритетность организации и реализации меры государственного регулирования или государственной поддержки в условиях нестабильной экономики.

Annotation. Developed small and medium-sized business is the guarantor of stability in the economy. Today in Russia organizational and legal bases for realization by small and average enterprises of their potential are generated. A number of large-scale support programs have been implemented and small and medium-sized business development institutions have been established that enable them to receive subsidies for cost recovery, use credit products, tax incentives, and access to government purchases. However, these measures can not be used by all enterprises efficiently or rationally, especially under conditions of economic uncertainty.

Unstable world prices for energy resources, limiting federal budget expenditures, and reducing financial resources for the development of small and medium-sized enterprises make the issues of rational state regulation and support for small and medium-sized enterprises urgent.

The article substantiates that the uncertainty of the external environment makes it necessary to form new directions for

the development of small and medium-sized businesses, which, in turn, significantly strengthens the responsibility of regional authorities and representatives of local self-government for implementing mechanisms for supporting and regulating business. Moreover, state regulation and support of small and medium-sized businesses should be viewed, on the one hand, as a whole, and on the other hand as two different directions in unstable economic conditions. The sequence of resource involvement in the system of state regulation and SME support is based on their functionality and economy, and each of the available resources determines the priority of organizing and implementing government regulation or state support in an unstable economy.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственное регулирование и поддержка, нестабильные экономические условия, развитие, система, государственная политика.

Key words: small and medium-sized business, state regulation and support, unstable economic conditions, development, system, state policy.

Значение предпринимательства для социально-экономической сферы жизни страны сложно недооценить, ведь именно сейчас стал очевидным факт, что именно этот сектор играет важнейшую роль для становления, развития рынка и для обеспечения занятости населения, особенно в нестабильных экономических условиях. В настоящее время предприятия сферы малого и среднего предпринимательства функционируют в условиях административных, налоговых и аналогичных им рисков, ужесточения требований нормативной документации.

Кроме того, наблюдается резкое увеличение принимаемых управленческих решений на фоне отсутствии достоверной информации, необходимой для принятия таких решений. Отсутствие возможностей выхода на новые рынки товаров, работ и услуг тесно связывается с наличием ограниченных финансовых ресурсов и сложностью в использовании мер поддержки.

Исследованиями содержанием понятия «предпринимательство» занимались многие экономисты, ученые 18-19 веков. Адам Смит рассматривал предпринимательство, как явление более связанное с капиталом, предпринимательской идеей, риском и получением прибыли. Карл Маркс определил понятие «предпринимателя» как капиталиста, но капиталиста активного и функционирующего.

Вклад Й. Шумпетера в теоретическое исследование предпринимательства трудно переоценить, он одним из первых представил развернутый анализ предпринимательства, как самостоятельного феномена и определил его как наиболее важный фактор для позитивного развития экономической системы. После «дебюта» Й. Шумпетера было создано довольно много интересных концепций, касающихся предпринимательства, некоторые из них отличаются определенной степенью неординарности их подхода к рассмотрению данного феномена. Так, например, синергетическая экономическая теория, рассматривает организации, в том числе и предпринимательские, как открытые системы. Современные тенденции развития предпринимательского сектора в России отражены в исследованиях таких российских учёных как А. Бусыгина, М. Лапусты, А. Виленского, М. Абалкина, Ю. Анискина, А. Асаула, В. Блинова и других.

В качестве базового, для образовательной деятельности Института государственно управления и предпринимательства Уральского Федерального Университета, используется определение предпринимательства, в основе которого лежит процессный подход. Предпринимательство рассматривается, как процесс создания ценностей благодаря нетрадиционному набору ресурсов [4].

Предпринимательство в целом и малое предпринимательство в частности по факту начали развиваться в России только в 90-х годах, в то время как в большинстве стран этот вид деятельности являлся «устоявшимся» и активно прогрессировал. И конечно, упущенные годы оставили неизгладимый отпечаток, как на менталитете общества, так и на позиции государства в отношении к экономической роли предпринимателей. Текущая экономическая ситуация порождает следствия долгого невнимания к предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день российские предприниматели представляют собой еще не сформированный социальный слой с неоднородными характеристиками и превалирующим стремлением к максимизации прибыли. Не смотря на это, в современной экономике России удельный вес малых предприятий ничтожен по сравнению со странами Евросоюза и США.

Сегодня, государство уделяет существенное внимание значению и роли предприятий малого и среднего предпринимательства и оказывает им всестороннюю финансовую, консультационную, информационную и другие формы поддержки, способствующие их развитию, также разрабатывают специальные целевые программы и предоставляет широкий спектр льгот.

Нестабильность экономической ситуации ведет к разбалансированности показателей рентабельности и финансовой состоятельности инвестиционных, инновационных и текущих бизнес-планов предпринимателей. При этом приоритетными направлениями являются проекты, отличающихся ускоренным оборотом финансового капитала и минимальным риском [6].

Принятие решений в системе государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса обусловлено нестабильной экономической обстановкой в стране, при этом государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства должны рассматриваться, с одной стороны, как единое целое, а с другой стороны, как два различных направления. Представим на рисунке 1 систему государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в нестабильных экономических условиях.

Нестабильные экономические условия

Нестабильные мировые цены на энергоносители

Экономические санкции

ч

Л \

Ограничение расходов фе- \ дерального бюджета

государственное регулирование малого и среднего предпринимательства

государственная поддержка малого и среднего п редпринимател ьства

Экономические риски

Сокращение выделяемых Правительством РФ финансовых средств

Экономический кризис в стране

Рисунок 1 - Система государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства

в нестабильных экономических условиях

В современных условиях санкций, направленных против российской экономики, трансформация существующей системы мероприятий государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства весьма актуальна и сможет поспособствовать оптимизации использования малыми и средними предприятиями возвратных и невозвратных государственных финансовых ресурсов, что, несомненно, позволит всем предприятиям адаптироваться к новым нестабильным экономическим условиям.

Для обеспечения функционирования малого и среднего предпринимательства необходимо оценить наличие и достаточность нормативно-правовой базы, определяющей особенности деятельности данных субъектов, меры государственного регулирования и поддержки его развития, возможные режимы налогообложения, стимулирующие бизнес. Меры государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрены на всех уровнях федеральном, региональном и местном.

В основу этих мер на любом уровне положены, во-первых, соответствующий закон (федеральный, региональный, местный), который устанавливает нормативно-правовую базу создания, функционирования и развития МП, во-вторых, соответствующая программа поддержки малого бизнеса. Деятельность государства по оказанию финансовой, образовательной, имущественной и информационной поддержки полностью регламентированы в нормативно-правовых документах. В тоже время, для эффективного функционирования малого предпринимательства необходима развитая законодательная и нормативная база. Причем данная база должна соответствовать всем эффективным и прогрессивным элементам законодательства в сфере рыночной экономики. В Российской Федерации основным нормативно-правовым документом, регулирующим поддержку малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209, который определяет основные отношения, возникающие между субъектами сферы развития малого и среднего предпринимательства [1].

В законе прописаны основные цели и принципы государственной политики в области развития предпринимательства. Представим на рисунке 2 цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Основные цели государственной политики в области развития малого и среднего

предпринимательства в России

развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Рос сийской Федерации

обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства

обеспечение конкурентоспособности субъ-е ктов малого и среднего предпринимательства

оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств

обеспечение занятости населения и развитие самозанятости

увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта

увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

/ N

\ Улучшение инвестиционного и предпринимательского климата \

I |

ч_________________________________________________________________________________/

Рисунок 2 - Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства

в России

Развитие законодательной и нормативной базы должно происходить как на федеральном, региональном, так и муниципальном уровнях. В процессе разработки законопроектов необходимо учитывать всю специфику малого предпринимательства.

Безусловно, при условии усовершенствования существующей законодательной базы, появятся условия, которые будут способствовать свободе малого предпринимательства и так называемые административные барьеры должны постепенно исчезнуть.

Предпринимательство в нашей стране является сравнительно новым явлением, что сопряжено с отсутствием современного уровня предпринимательской культуры, соответствующего уровня знаний и опыта у предпринимателей, которые вынуждены начинать свою деятельность почти с нуля. Развитие малого бизнеса нуждается в постоянной поддержке.

Собственники малого предпринимательства при создании своего предприятия следуют одному единственному корпоративному интересу - сохранить, развивать и защищать частную собственность, ну и конечно получить собственную выгоду.

Проанализируем деятельность малых предприятий без учёта микропредприятий за 2016-2017 годы по России в целом и в разрезе округов (рисунок 3) [8].

45000000 40000000 35000000 30000000 25000000 20000000 15000000 10000000 5000000 0

/ /

ж

ж

сг

ж

/

СГ

/

/

2016 год

2017 год

Рисунок 3 - Оборот малых предприятий (без микропредприятий) за 2016-2017 годы

Данные рисунка свидетельствуют о снижении деятельности малых предприятий за 2016- 2017 годы, в частности, в целом по Российской показатель снизился на 1290644,22 млн. рублей (70,95%), в Центральном федеральном округе на 2841806,898 млн. рублей (82,08%).

Представим на рисунке 4 тренды в развитии малого и среднего предпринимательства в России.

:■:■;■;■;■;■;■ Тренды :в развитии- малрГо : :: среднего : предпринимательства: в : России:

Вендинг

около 2/3 россиян, находясь в общественных местах, предпочли бы воспользоваться услугами автоматов

Малое предпринимательство в Интернете

прогнозируется устойчивый рост доли онлайн - торговли (интернет - магазины и различные торговые площадки

Торговля натуральными продуктами

рост данного сегмента (минифермы, сельское хозяйство) ожидается порядка 25%

Оказание услуг населению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

курьерские доставки, мелкий ремонт предметов быта, парикмахерские услуги являются постоянно востребованными на рынке

- нормативно-правовое обеспечение, соответствующее нормам отечественного и международного права;

- государственные структуры, ответственные за формирование и обеспечивающие реализацию политики;

- инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая коммерческие и некоммерческие организации

Рекомендуемые элементы системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса

Рисунок 4 - Тренды в развитии малого и среднего предпринимательства в России

Рассмотрим обозначенные основные перспективные направления развития малого бизнеса в России более подробно.

1. Вендинг - торговля с помощью автоматов. Возможность быстрого приобретения продуктов питания (кофе, чая, питьевой воды, шоколадных батончиков), отсутствие очередей и контакта с персоналом привлекают людей к торговым автоматам. Согласно проведенным исследованиям, около 2/3 россиян, находясь в общественных местах, предпочли бы воспользоваться услугами автоматов, так как на питание в уличных кафе уйдет больше времени и денег. В нашей стране данный вид малого предпринимательства находится в зачаточном состоянии и только набирает обороты в своем развитии. По статистике в России в среднем один торговый аппарат приходится на 2400 человек, в то время как в Японии данное соотношение равно 1 к 23, в США - 1 автомат на 30 человек, а в Европе - 1 на 100. По прогнозам аналитиков, в России может быть востребована установка около 1 миллиона таких автоматов.

2. Малое предпринимательство в Интернете. Онлайн - бизнес не требует от своих владельцев полной занятости и больших вложений, чем привлекает множество людей. В ближайшее время прогнозируется устойчивый рост доли онлайн - торговли, который включает в себя интернет - магазины и различные торговые площадки.

3. Торговля натуральными продуктами. Основным рынком сбыта данного товара являются жители мегаполисов, уставшие от полусинтетической пищи. По прогнозам аналитиков, рост рынка товаров натурального

производства (минифермы, сельское хозяйство) ожидается порядка 20% в этом году и 25% в следующем.

4. Оказание услуг населению. Такие виды малого предпринимательства, как курьерские доставки, мелкий ремонт предметов быта, парикмахерские услуги являются постоянно востребованными на рынке.

Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства показывает, что торговля и общественное питание являются наиболее привлекательными отраслями для малых форм предпринимательства. Не требующие больших начальных затрат, обеспечивающие быструю прибыль, они стали довольно привлекательными для малого бизнеса в России.

Отрицательным моментом в данном случае является низкие показатели производства малого бизнеса в нашей стране. Основным этапом падения производства в России стал период начала девяностых годов после развала СССР, когда в страну хлынул поток импорта и российские товары стали неконкурентоспособными.

Для сравнения в некоторых странах Европы, таких Германия или Франция, производство занимает от 20 до 40 процентов всего малого бизнеса. В числе остро стоящих проблем, которые тормозят развитие отечественного малого бизнеса являются дефицит финансирования, высокая стоимость аренды производственных и торговых помещений, различные административные, бюрократические барьеры, несовершенное законодательство, а также недостаток высококвалифицированных кадров.

Считаем, что в условиях нестабильной экономической ситуации в систему поддержки малого и среднего предпринимательства должно входить:

- соответствующее нормативно-правовое обеспечение;

- государственные структуры, ответственные за формирование и обеспечивающие реализацию политики в области развития МСП;

- инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая коммерческие и некоммерческие организации, работа которых направлена на развитие субъектов малого бизнеса. К ним относят госкорпорации, различные фонды, агентства, и т.п.

В.В. Алещенко и В.В. Карпова считают, что проблематика государственной поддержки субъектов МСП очень обширна, государство поддерживает малое и среднее предпринимательство различными способами, поэтому в подобных схемах могут отражаться всевозможные аспекты этого вопроса. Однако любая модель лишь в некоторой степени отражает реальность и закладываемые в неё результаты, и прогнозы имеют вероятностный характер. То есть при анализе той или иной модели государственной поддержки субъектов МСП необходимо выделить ключевые факторы, субъекты и объекты, отбросив несущественные моменты. По мнению многих авторов наиболее значимой из направлений государственной поддержки субъектов МСП является финансовая поддержка [7]:

- субвенции и субсидии (бюджетам всех уровней);

- бюджетные кредиты, займы, ссуды;

- государственные и муниципальные гарантии;

- особый режим налогообложения.

Таким образом, формирование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России происходит в двух формах:

- прямое содействие бизнесу;

- развитие косвенных направлений стимулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Начиная с 2016 года, в Российской Федерации реализуется механизм государственного проектного управления, в т. ч. и в направлении развития малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства весьма затруднительно, а зачастую и вовсе невозможно в условиях монопольного рынка. В развитых странах поддержка конкуренции опирается на мощную законодательную базу контроля над процессом монополизации. В России, в силу преобладания в структуре экономики доходов добывающих отраслей, отмечается высокая степень монополизации рынка.

Инфраструктурная поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) включает в себя большое количество организаций разного уровня, оказывающих содействие развитию предприятий МСП в разных сферах.

В общем виде инфраструктуру поддержки можно представим на рисунке 5.

Инфраструктура поддержки предприятий МСП

МИНИСТЕРСТВА (МИНЭК, МИНСЕЛЬХОЗ, МИН-ПРОМТОРГ)

ЭКСПОРТНАЯ ПОДДЕРЖКА

- Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

ВЕДОМСТВА, УПРАВЛЕНИЯ, АГЕНТСТВА И ЦЕНТРЫ

ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ СТВА РОССИИ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

РСПП;

Деловая Россия; Опора России;

Советы по предпринимательству ри главе города, региона); ТПП.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

- Бизнес-инкубаторы;

- Технопарки;

- Фонды поддержки МСБ; -С/х кооперативы;

- Региональные венчурные фонды\

- Службы занятости;

- Банки;

- Корпорация МСП.

При всем многообразии инструментов и форм государственной экономической политики в сфере взаимодействия с малым и средним предпринимательством (МСП), был выбран поддерживающий характер мер в отношении субъектов малого бизнеса. Особенностью данного подхода является акцент не на анализ и создание благоприятных условий для развития бизнеса, а на работу с «попавшими в беду» предпринимателями и применение точечных механизмов помощи тем или иным сферам малого и среднего бизнеса. Такой подход эффективен при наличии высокого уровня развития сегмента МСП в экономике страны.

Доля участия предприятий (МСБ) в общих объемах внутрироссийского рынка и валового внутреннего продукта значительно ниже уровня развитых стран. В развитых странах на малые и средние предприятия приходится около половины ВВП страны и значительная доля (50 - 70 %) созданных рабочих мест. Показатели России значительно скромнее. Доля малого бизнеса в ВВП государства оценивается в 20%, в структуре созданных рабочих мест на малые предприятия приходится 25 % от общего количества работников [8].

В этих условиях система, направленная на поддержание субъектов, в корне неверна, поскольку вначале необходимо создать условия для развития малого и среднего предпринимательства и только после формирования доли предпринимательского класса в экономике страны, соответствующей уровню развитых стран, возможен переход к стратегии поддержки данного сегмента экономической деятельности.

Применяемые инструменты поддержки носят двойственный характер. С одной стороны, они облегчают участь участников рынка, иногда позволяя бизнесу сохраниться, но с другой, - поощряется «слабость» пред-

принимателей.

В результате не обеспечивается улучшение качества среды, способствующей возникновению и развитию малых форм хозяйствования, что приводит к отрицательной динамике основных показателей состояния малого и среднего бизнеса, либо к приросту последних на уровне инфляционной составляющей [3].

В настоящее время, при наличии регулярного бюджетного финансирования и разнообразии инструментов поддержки, власть принимает решения, руководствуясь собственной позицией, и эта административная логика зачастую противоречит реалиям бизнеса.

Сложилась практика, когда в разработке программ поддержки для малого и среднего бизнеса большее участие принимают чиновники, нежели само бизнес-сообщество. Поэтому критерии эффективности этих программ зачастую носят формальный характер, а сами программы в большей степени ориентированы на впечатления, а не на результат.

Для разработки эффективной политики развития малого и среднего предпринимательства необходим регулярный мониторинг предпринимательской среды, включающий оценку не только количественных, но и качественных показателей, и использование в качестве целевых индикатором мероприятий, направленных на содействие развитию малого и среднего бизнеса, комплексной системы, позволяющей своевременно обнаружить наиболее проблемные места, с точки зрения бизнес-сообщества, и, своевременно, разработать меры для устранения подобных барьеров.

Оценка состояния деловой среды, как правило, производится посредством опросов предпринимательского сообщества и расчетом соответствующих индексов.

Наиболее известные из них:

- Индекс экономического настроения ВШЭ;

- Индекс деловой среды РСПП;

- Индекс Опоры.

Индекс экономического настроения ВШЭ рассчитывается Высшей школой экономики (ВШЭ) г. Москва. Данный индекс учитывает отраслевую дифференциацию, но не учитывает разделения бизнеса в зависимости от масштаба.

Индекс деловой среды РСПП. Рассчитывается Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Исследование РСПП предпринимательского климата в России традиционно начинается с вопроса - как участники опроса оценивают динамику состояния деловой среды за последний год.

РСПП провёл очередной раунд опроса представителей бизнеса. Сводный Индекс потерял за месяц сразу 3,6 пункта, снизившись до значения 44,1 пункта.

По оценкам респондентов, начиная с 2015 года наблюдается улучшение делового климата в бизнес-среде. Однако, как и индекс предпринимательского настроения, индекс РСПП не учитывает масштаб бизнеса и не может быть репрезентативен для анализа среды малого и среднего предпринимательства.

Индекс рынка производимой продукции составил в марте 42,9 пункта, в феврале 2018 года его значение было выше на 3,7 пункта. Основной вклад в отрицательную динамику Индекса внесли спросовые показатели: индикатор «спрос в отрасли» упал на 9,9 пункта со значения 47,4 пункта до 37,5 пункта, а значение индикатора «спрос на продукцию / услуги компаний» снизилось на 14,3 пункта - с 53,1 пункта до 38,8 пункта.

Впервые с января 2017 года показатель спроса на продукцию / услуги компаний стал ниже 40 пунктов. Ситуацию с ценами закупок респонденты оценили несколько лучше, чем в прошлом месяце, - компонент Индекса прибавил 6,8 пункта до 29,2 пункта. Индикатор «цены продаж», напротив, потерял в марте 9,6 пункта, его значение - 43,5 пункта против февральского 53,1 пункта. Уровень конкуренции, по оценкам участников опроса, вырос - значение показателя прибавило 8,3 пункта, достигнув отметки 65,4 пункта.

Индекс Опоры или Russia Small Business Index (RSBI) направлен на оценку деловой среды малого и среднего предпринимательства.

Недостатком данного индекса является то, что в опросе за IV квартал 2017 года приняли участие 2000 компаний из 24 регионов России, что составляет менее 1% от общего количества предприятий-субъектов МСП. Такой процент выборки является недостаточным и не может свидетельствовать о реальной ситуации в среде компаний малых форм хозяйствования.

В IV квартал 2017 года рост деловой активности МСБ остановился. Основная причина связна с падением индекса продаж и замедлением роста индексов инвестиций и кадров. В тоже время положительный вклад в значение RSBI внесло ускорение роста индекса доступности финансирования. В целом, динамика RSBI отражает ситуацию в экономике РФ, рост которой в IV квартал существенно замедлился [5].

Начиная с 2016 года, государственное управление в Российской Федерации перешло на принципы проектного управления. На сегодняшний день принято 11 приоритетных стратегических проектов РФ и развитие МСП является одним из них.

Для большего сосредоточения государственной политики на создании возможностей для развития малого и среднего предпринимательства необходимо предпринять шаги относительно качества услуг по развитию бизнеса, предлагаемых в Российской Федерации. Основные обучающие и консультационные услуги должны предлагаться широким слоям предпринимателей и потенциальных предпринимателей с учетом необходимости существенного повышения количества предприятий в Российской Федерации [2].

Такие основные услуги могут предоставляться за счет расширения ресурсов центров предпринимательства, а также путем внедрения онлайн-поддержки. Кроме того, должны предлагаться более интенсивные услуги

по развитию бизнеса для компаний с высоким потенциалом роста наряду с финансовой поддержкой.

Например, бизнес-инкубаторы могут предлагать расширенный анализ компании, консультации и рекомендации для предпринимателей и руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства в области производства, а также наукоемкие бизнес-услуги с потенциалом роста.

Инструментом выявления потребности и определения механизмов поддержки предприятий МСБ может стать анкетирование, направленное на выявление основных проблем, мешающих их созданию и развитию.

Согласно опросу предпринимателей малого и среднего бизнеса, проведенного Росстатом в структуре проблем, препятствующим развитию МСБ в России выглядит следующим образом (рисунок 6).

Преступность; 2%

Невозможность

победы в гостендерах; 3%

Монополизация рынка; 6%

Отсутствие имиджа предпринимателя; 2%

Прочее; 9%

Налоги; 26%

Незнание законо прав; 5%

Коррупция; 19%

Недоступность кредитов; 11%

Административные барьеры; 15%

Рисунок - 6 Структура основных проблем, мешающих развитию малого и среднего бизнеса по результатам

опроса предпринимателей, %

Сложность сбора подобной информации заключается в рассредоточенности опросной среды, что приводит к значительным временным и трудовым издержкам, а также низкому проценту обратной связи по результатам опроса. Для устранения подобных барьеров, предлагается установить обязательное членство предприятий МСБ в профессиональном объединении. Это может быть новая структура, созданная на базе действующих объединений работодателей: РСПП, ТПП, Деловая Россия, Опора России.

В качестве положительного примера можно использовать опыт Германии, где членство в ТПП является обязательным для всех предприятий. Помимо сбора это также создаст канал доведения информации, что на сегодняшний день является проблемой, далеко не все предприниматели осведомлены о механизмах поддержки и работе органов исполнительной власти в данном направлении. Анализ показал, что доля компаний малого и среднего бизнеса, входящих в число резидентов агентства поддержки малого и среднего предпринимательства составляет всего 13% от общего количества предприятий малых форм хозяйствования региона. Что является показателем неосведомленности основной массы компаний о механизмах поддержки.

Среди всех финансируемых мероприятий, приоритетным направлением должно быть обучение. Обучение предпринимателей и сотрудников компаний МСБ является основой создания качественного развитого предпринимательского слоя. На сегодняшний день, Агентство поддержки МСП предлагает компаниям участие в бесплатных семинарах и мастер-классах, организованных при его непосредственном участии.

Таким образом, среднее и малое предпринимательство традиционно является одним из факторов развития экономики страны. В странах с хорошо развитой экономикой на долю малого бизнеса приходится 75-90% ВВП, в России этот показатель пока не превышает 25%. Такие показатели говорят о том, что данный ресурс используется недостаточно эффективно и его необходимо развивать.

На современную систему государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях нестабильной экономической ситуации оказывают влияние экономические санкции, риски, существующий экономический кризис ряде отраслей народного хозяйства и многие другие факторы. При этом, в настоящее время формируется новая повестка государственной социально-экономической политики на период до 2025 года, осуществляется подготовка программы ускорения темпов роста национальной экономики, готовится стратегия развития страны. В этих условиях малый бизнес должен найти свое место в рамках новой политики в нестабильной экономической ситуации.

За последние десять лет ^-сфера стала самой привлекательной сферой предпринимательства, драйве-

ром престижа предпринимательской деятельности, и основой так называемой стартап культуры. Наблюдается и обратный тренд - индустрия IT расширяет спектр цифровых инструментов для традиционных сфер предпринимательства, преображая их облик, повышая эффективность и инновационность.

Цифровые технологии позволяют предпринимателям сосредоточиться на развитии бизнеса, решая основные рутинные и бюрократические задачи удаленно. Одновременно мобильные технологии позволяют малому и среднему бизнесу выходить на экспорт, составляя конкуренцию крупным проектам, и создавать собственные цифровые бренды, которые представляют новое лицо российской экономики за рубежом. Преображение традиционного бизнеса в связи с проникновением цифровых технологий — это постепенный процесс, связанный с одной стороны с развитием доступных предпринимателям технологий, а с другой с уровнем их цифровой грамотности. Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ. от 24 июля 2007г. (ред. от 28 декабря 2013 г.)

2. Авдеева И.Л. «Точечная» модернизация российской экономической системы: новый вектор в разработке стратегии развития страны / И.Л. Авдеева, Л.В. Парахина // В сборнике: Научные исследования современных ученых Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 150-151.

3. Головина Т.А. Развитие системы государственного стратегического управления предпринимательскими структурами на базе возможностей новой модели цифровой экономики / Т.А. Головина, А.В. Полянин, О.В, Рудакова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 2. С. 13-18.

4. Дорошенко С.В. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях / С.В. Дорошенко, А. Г. Шеломенцев // Журнал экономической теории. 2017. №4. С. 212-221

5. Индекс деловой среды в марте 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://рспп.рф/Hbrary/view/185?s=

6. Коробов С.А. Формирование региональной системы развития малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях / С.А. Коробов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. С. 46-55

7. Строков М.А. Государственная политика в системе российского предпринимательства / М.А. Строков, О.В. Рудакова, Т.А. Головина // В сборнике: устойчивый экономический рост: политические и социальные предпосылки: сборник по материалам Гайдаровских чтений. В 2-х томах. Под редакцией С.В. Приходько. 2017. С. 179-183

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс ] // Режим доступа: http://www.gks.ru Sources:

1. The Federal Law "On the Development of Small and Medium-Sized Enterprises in the Russian Federation" No. 209-FZ. from July

24, 2007. (Edited on December 28, 2013)

2. Avdeeva I.L. "Spot" modernization of the Russian economic system: a new vector in the development of the country's develop-

ment strategy / IL. Avdeeva, L.V. Parakhin // In the collection: Scientific research of modern scientists Collection of materials of the XV International Scientific and Practical Conference. 2016. P. 150-151.

3. Golovina TA Development of the system of state strategic management of business structures on the basis of the possibilities of a

new model of the digital economy / Т.А. Golovin, A.V. Polyanin, OV, Rudakova // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2017. № 2. P. 13-18.

4. Doroshenko S.V. Entrepreneurial ecosystem in modern socioeconomic research / S.V. Doroshenko, A. G. Shelomentsev // Journal

of Economic Theory. 2017. №4. Pp. 212-221

5. The index of the business environment in March 2018 [Electronic resource]. Access mode: http: //рппп.рф/library/view/185? S =

6. Korobov S.A. Formation of a regional system for the development of small and medium-sized enterprises in the current economic

conditions / SA. Korobov // Bulletin of Volgograd State University. Series 3: The Economy. Ecology. 2016. P. 46-55

7. Strokov MA State policy in the system of Russian entrepreneurship / M.A. Strokov, O.V. Rudakova, T.A. Golovin // In the collec-

tion: sustainable economic growth: political and social prerequisites: a compendium on the materials of the Gaidar readings. In 2 volumes. Edited by S.V. Prikhodko. 2017. pp. 179-183

8. Federal Service of State Statistics [Electronic resource] // Access mode: http://www.gks.ru

Т.В. Александрова доцент кафедры менеджмента, к.э.н., доцент Пермский государственный национальный исследовательский университет

T. V. Alexandrova

Associate Professor of the Department of management, Ph.D., Associate Professor Perm State National Research University (atvpsu@yandex.ru 79058607708)

РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием менеджмента организации в условиях перехода к цифровой экономике. Исследуется влияние цифровых технологий на параметры операционной, финансово-экономической и управленческой деятельности предприятий. функционирующих в современных условиях хозяйствования. Изучаются индикаторы формирования и развития цифровой экономики, рассматриваются различные критерии, с помощью которых можно определить наличие цифровых феноменов в экономике и их влияние на развитие системы менеджмента организации. В статье сформулированы отличительные особенности системы менеджмента современных организаций, которые следует учитывать при определении тенденций развития теория и практики управления социально-экономическими системами. Отмечено, что эпоха цифровой экономики создает предпосылки для повышения эффективности хозяйствования предприятий. Цифровые технологии порождают новые способы социального взаимодействия между работниками предприятия, преобразу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.