Научная статья на тему 'Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации'

Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ПАЕВЫЕ ФОНДЫ / INSTITUTIONAL RELATIONS / PROGRAMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / SHARE FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев Д. А.

В сфере науки институциональные отношения формируют структуру общественного сектора науки. Автор подчеркивает, что на сегодняшний день основной причиной высокой инерционности России на пути к инновационной экономике является особенность менталитета российского бизнеса, который неохотно вкладывает деньги в рисковые инновационные проекты. Кроме того, общественная полезность государственного сектора науки остается низкой, отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений науки, технологий и техники Российской Федерации привело большинство научных организаций к реализации «политики консервации и выживания» вместо «политики развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development new institutional forms and attitudes in innovational activity in the Russian Federation

In sphere of a science institutional attitudes form structure of public sector of a science. The author emphasizes, that as of today a principal cause high inert of Russia for a way to innovational economy is feature of mentality of the Russian business which reluctantly invests in brave innovational projects. Except for it, public utility of public sector of a science remains low, absence of effective mechanisms of realization of the priority directions of a science determined by the state, technologies and engineering of the Russian Federation has resulted the majority of the scientific organizations in realization « politics of preservation and a survival » instead of « a politics of development ».

Текст научной работы на тему «Проблемы развития новых институциональных форм и отношений в инновационной деятельности в Российской Федерации»

Д. А. Гордеев1

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ И ОТНОШЕНИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В сфере науки институциональные отношения (в т. ч. отношения собственности) формируют структуру общественного сектора науки. Они проявляются во взаимосвязи с реальным сектором экономики, в социальных механизмах, обеспечивающих эффективность научной деятельности [8].

Субъектами институциональных отношений в научной деятельности выступают государственные институты, хозяйствующие институциональные единицы, отдельные граждане и хозяйствующие единицы, представляющие институт частной собственности [4].

Как видно из табл. 1, высокой признана большинством организаций степень воздействия результатов инновационной деятельности только на расширение ассортимента товаров, работ, услуг. Среднюю степень воздействия оказали результаты инновационной деятельности на улучшение качества товаров, работ, услуг, обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам.

Таблица 1.

Удельный вес организаций, оценивших воздействие результатов инновационной деятельности на развитие организации,

в общем числе инновационно-активных организаций промышленности в 2007 г. (%)

Степень воздействия результатов

Результаты инновационной деятельности инновационной деятельности на

развитие производства

высокая средняя низкая отсутствовала

Расширение ассортимента товаров, работ, услуг 38,7 38,6 10,5 31,9

Расширение рынков сбыта: 26,0 35,4 13,3 44,9

в России 29,7 36,9 14,3 38,8

в странах СНГ 8,7 18,1 19,0 74,0

в странах ЕС, Исландии, Лихтенштейн, Норвегии,

Швейцарии 1,5 3,9 9,7 104,6

в США и Канаде 1,1 2,9 8,6 107,1

в других странах 2,9 7,4 11,4 98,1

Улучшение качества товаров, работ, услуг 37,6 40,1 9,0 33,1

Увеличение занятости 12,4 33,1 26,4 47,9

Повышение гибкости производства 18,8 35,3 17,7 47,9

Рост производственных мощностей 25,2 30,3 16,8 47,4

Сокращение затрат на заработную плату 5,0 21,2 27,3 66,2

Сокращение материальных и энергозатрат 14,5 31,3 22,6 51,3

Снижение загрязнения окружающей среды 11,7 29,7 23,7 54,7

Обеспечение соответствия современным техническим

регламентам, правилам и стандартам 33,2 38,0 13,2 35,4

1 Генеральный директор ООО «МиГ-1», депутат Новосибирского областного совета депутатов, канд. экон. наук. E-mail: kompin@mail.ru

И совсем не повлияли на остальные сферы развития производства такие направления, как расширение рынков сбыта, увеличение занятости, повышение гибкости производства, рост производственных мощностей, сокращение затрат на заработную плату, сокращение материальных и энергозатрат, снижение загрязнения окружающей среды. Их можно рассматривать как направления поиска резервов для внедрения инноваций.

Характер институциональных взаимодействий субъектов инновационной сферы России отражается в формах ее финансирования (рис. 1).

Рассматривая сферу инноваций, необходимо учитывать сложности финансирования этой деятельности [1]. На сегодняшний день основной причиной высокой инерционности России на пути к инновационной экономике принято считать особенности менталитета российского бизнеса, который неохотно вкладывает деньги в рисковые инновационные проекты.

По данным Федеральной службы статистики, можно в абсолютном и относительном выражении проследить, как финансировалась сфера исследований и разработок в промышленности.

Как видно из табл. 2, уменьшается удельный вес собственных средств организаций, выделяемых на финансирование технологических инноваций.

Таблица 2

Затраты на технологические инновации организаций промышленности по источникам финансирования

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Миллионов рублей

Затраты на технологические

инновации - всего 86394,6 105444,7 122850,5 125678,2 188492,2 207499,2

в том числе:

собственные средства организации 74229,0 93135,4 105822,4 98920,0 145638,7 165216,1

средства федерального бюджета 1922,7 2251,9 3185,2 5489,0 5504,0 7888,5

средства бюджетов субъектов

Российской Федерации и местных бюджетов 476,7 580,8 595,7 887,6 2118,9 744,9

средства внебюджетных фондов 473,1 169,6 295,1 137,8 208,6 212,9

иностранные инвестиции 638,8 1932,4 2850,5 1908,1 1097,4 628,2

прочие средства 8654,3 7374,6 10101,6 18335,7 33924,6 32808,6

В процентах к итогу

Затраты на технологические инновации - всего 100 100 100 100 100 100

в том числе:

собственные средства организации 85,9 88,3 86,1 78,7 77,3 79,6

средства федерального бюджета 2,2 2,1 2,6 4,4 2,9 3,8

средства бюджетов субъектов

Российской Федерации и местных бюджетов 0,6 0,6 0,5 0,7 1,1 0,4

средства внебюджетных фондов 0,6 0,2 0,3 0,1 0,1 0,1

иностранные инвестиции 0,7 1,8 2,3 1,5 0,6 0,3

прочие средства 10,0 7,0 8,2 14,6 18,0 15,8

Государственные

х х a

ей &

(U 4 (U

e

«

о и

о «

x

о о о Рч и

X н о о X л ч

(U

н ч

(U

ч «

о X X о к а й И

о к

X X ч X

к й и

о &

X о

к й к

X

& о

е

Бюджет РФ:

• целевая статья в бюджете;

• национальные программы;

• Федеральные целевые программы;

• Президентские программы;

• Бюджет развития

Бюджеты субъектов РФ: целевые статьи в бюджетах субъектов РФ; Республиканские (областные) целевые программы

Фи- Финан-

нан- сирова-

сиро- ние осо-

вание бо важ-

по ных

гос- (страте-

гран- гических)

там НИОКР

Смешанные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й И

н о а <и X н а й С

Л X н о й

Т

о

X X <и и н о а й

ч ^

о о U

а

&

¿у

а

н о

6 о

U

(U X н о й X

Л

ч

X о

е

Программы инновационного развития

U I

X

со X

Особые экономические зоны

<и X X S о X о и

Л

к

f) со <и (U

3 к

X

ч о ю о и

о

Технополисы:

• технопарки;

• бизнес-инкубаторы;

• инновационно-технологические центры;

• инженерные парки

л

ч

й &

о

и £

К

ed И h

0 С (U

1 h С ed С (U X И о

(U

(г С

(U

с и

(U

л

ч

а>

и

S

ю

я Л С 5

<w

X f

У S

л к X cd u

ч e

о r,

iX

я r

к

X

и X

OJ

cc

S h O

Л

и

X

я

Л

1—1

ч X н X и

й &

о а с

3 х

4 о а й

X

¿у

« X

а и й

и о н

(U

и й с

6 о

U

(U X н о й

X

^

о

й е

Негосудар ственные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

ч к

о ^

гч X

<и О X ^ ^ о

X U

X

m

ч к

Л

ч

X

о ^ §

Л ^у К

Л с

^ я

X Л

(U

m

Л

ч к о

3 и о

Й о, н О

Паевые Собственные

фонды: средства

• инвести- корпораций:

ционные • прибыль;

(ПИФы); • расширение

• иннова- уставного

ционные фонда

Л

ч

X о

£ ч

(U

X

ю о л S

(U 5S

Я

Л СО

X (li

ю S Л X X

а о

о ы

п X

Л о я U X ч

и о и к й ю

3 н X

4

(U

а

Рис. 1. - Формы финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации

Средства Федерального бюджета стабильно составляют около 3-4 %, и совсем маленький вклад в финансирование технологических инноваций вносят бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. Закономерно, что в такой ситуации действительно трудно ощутить влияние технологических инноваций на все сферы развития производства.

В целом, недостаточный уровень эффективности и результативности государственного сектора науки определяется следующим: избыточный размер и раздробленность государственного сектора науки; несовершенство структуры государственного сектора науки по используемым организационно-правовым формам; низкая бюджетная обеспеченность научных работников, преимущественно сметное финансирование исследований; существенная неравномерность размещения государственного сектора науки по территории страны; низкий уровень оплаты труда работников, занимающихся научной деятельностью; неопределенность целевых индикаторов деятельности организаций госсектора науки; наличие организационно-правовых барьеров между фундаментальной наукой и образованием; неоптимальность состава и нерациональность использования имущественных комплексов научных организаций; несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере оборота прав на результаты научно-технической деятельности [7]; недостаточное качество системы управления государственным сектором науки.

Таким образом, общественная полезность государственного сектора науки остается низкой, что является следствием недостаточной эффективности реализации его потенциала в интересах выполнения функций государства по развитию научной и инновационной деятельности и обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке.

Госдумой РФ 3 июня 2009 г. принят законопроект под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Законопроектом предлагается предоставить право бюджетным научным учреждениям и созданным государственными академиями наук научным учреждениям образовывать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям. Вкладом в уставный капитал станет право использования результатов интеллектуальной деятельности. Денежная оценка такого права, вносимого по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества единогласно. Предусматривается возможность привлечения других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственных обществ при условии, что доля научного учреждения в уставном капитале акционерного общества составит более чем 25 % или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью — более чем 1/3. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину.

К малым и средним организациям инновационной сферы с экономической точки зрения можно отнести следующие:

1) венчурные организации — малые технологические организации, осуществляющие рискованные проекты. Для их финансирования создаются специальные венчурные фонды. Базовой концепцией развития венчурных организаций является реализация цепочки: идея, инновация, инвестиции в ОКР или НИР, изготовление опытной инновационной партии продукции, завоевание ниши на рынке и быстрый выход на IPO (первичная продажа акций). Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями фондами посевного капитала на самом раннем этапе) > старт > ранний рост

> экспансия IPO или продажа организации стратегическому инвестору. Венчурный технологический бизнес является базой современного развития страны и создания постиндустриальной экономики и экономики знаний [5];

2) малая инновационная организация — организация, реализующая проект или выпускающая продукцию с инновацией. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля инновационно активных организаций находится в диапазоне от 25 до 80 %. Причем для инновационной экономики такие организации составляют подавляющее большинство, поскольку в условиях свободной конкуренции только они и выживают за счет конкурентных преимуществ. Инвестиционная стратегия инновационных организаций — вложение основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные охранными документами (патентами, свидетельствами об изобретениях). В инновационной организации с целью снижения рисков формируется портфель эффективных инвестиционных проектов;

3) средняя инновационная организация, которая имеет несколько вариаций инвестиционной стратегии. Инвестиционная стратегия предпринимателя (инвестора), купившего венчурную организацию, заключается в быстром росте капитализации организации (рыночной стоимости) и захвате рынков сбыта. Средние организации, обладающие значительным интеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентную политику на рынках и расширять подобным образом свое рыночное пространство, укреплять свои конкурентные преимущества.

20 мая 2009 г. на заседании Президиума Правительства РФ рассмотрен проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» из перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.

Как сообщается в материалах [6], подготовленных Минэкономразвития РФ к заседанию, развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики, в связи с чем предложено выделить две цели реализации проекта: увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике; формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

За период 2005-2008 гг. проведена значительная совместная работа с субъектами Российской Федерации по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: действуют 72 региональных и муниципальных бизнес-инкубатора, 33 региональных гарантийных фонда поручительств по кредитам малых компаний, 23 венчурные региональные компании и 2 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов; создан промышленный парк; начато финансирование технопарка [2].

На период до 2012 г. предлагается продолжить реализацию указанных проектов с тем расчетом, чтобы ежегодно создавать 30-40 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, завершить создание фондов гарантий в каждом субъекте Российской Федерации, повысить капитализацию региональных венчурных фондов (не менее 400 млн рублей каждый), сформировать систему промышленных парков и технопарков — не менее 10 объектов к 2012 г.

Также предстоит реализовать программу ОАО «Российская венчурная компания» по «посевному» финансированию малых компаний как элементу системы финансирования инновационных проектов, дополняющую деятельность фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и региональных венчурных фондов.

Исследуя проблемы развития новых институциональных форм и отношений в российской сфере исследований и разработок, можно увидеть, что возможности и направления для внедрения инноваций существуют. Однако на сегодняшний день есть ряд проблем, влияющих на развитие российской инновационной сферы: низкая инновационная активность значительной части организаций реального сектора экономики; отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры [9]; низкая капитализация научных результатов и, как

следствие, недостаточная привлекательность научных организаций как объекта инвестиций и кредитования; неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот [3].

К факторам, оказывающим положительное влияние на развитие сферы исследований и разработок, можно отнести следующие: в России сформировалась система реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, основанная на долевом участии федерального бюджета (финансирование стадии НИОКР) и внебюджетных источников (освоение в производстве и организация выпуска продукции); формируются основы нормативного правового обеспечения и государственной поддержки инновационной деятельности (первым шагом в этом отношении стали утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 г. «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.»); создается система прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий, одним из основных элементов которой является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; в основном сформировалась система частных венчурных фондов, а также через реализацию мер по поддержке малого инновационного предпринимательства и развитию системы венчурных фондов, деятельность Венчурного инновационного фонда создается система таких отраслевых и региональных венчурных фондов с государственным участием; в субъектах Российской Федерации с высоким научным потенциалом (например, в Московской, Томской и других областях) реализуются пилотные проекты по формированию региональных инновационных систем; в части регионов уже приняты местные законы об инновационной деятельности; получили развитие новые для национальной инновационной системы негосударственные формы: независимые исследовательские центры (преимущественно ориентированные на зарубежный рынок), малые инновационные предприятия (включая инжиниринговые и консалтинговые фирмы); получил развитие научно-исследовательский комплекс внутри крупных корпораций (корпоративная наука).

Однако в целом отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений науки, технологий и техники Российской Федерации привело большинство научных организаций к реализации «политики консервации и выживания» вместо «политики развития».

Список литературы

1. Анискин Ю. П. Организационные аспекты инновационного развития экономики // Экономическое возрождение России. 2005. № 2.

2. Асаул А. Н. Концептуальная основа региональной политики поддержки научно-технологических парков // Экономическое возрождение России. 2005. № 3.

3. Асаул В. В. Вернутся ли в Россию свободные экономические зоны? // Экономическое возрождение России. 2005. № 4.

4. Асаул Н. А. Институциональный подход к развитию инвестиционно-строительного комплекса // Экономическое возрождение России. 2005. № 1.

5. Георгиев Р. Развитие инновационных сетей и альянсов в условиях глобализации // Экономическое возрождение России. 2007. № 1.

6. ИА Альянс Медиа. < http: // www.bishelp.ru/red.php? rurl=www.allmedia.ru >

7. Измайлов Ф. М. Планомерное проведение реформ и принятие новых законов — залог стабильности и развития экономики государства // Экономическое возрождение России. 2005. № 2.

8. Кузнецов Б. Л., Чирков Д. В. Локальные инновационные системы. Наб. Челны, 2007.

9. Пленарное заседание ежегодного собрания членов Международного союза экономистов (МСЭ), посвященное теме «Особые экономические зоны — мировой опыт» // Экономическое возрождение России. 2005. № 3.

10. Федеральная служба статистики.

The list of the literature

1. Aniskin J. P. Оrganizational aspects of innovational economic development // Economic revival of Russia. 2005. N 2.

2. Asaul A. N. Conceptual basis of a regional policy of support of scientific — technological parks // Economic revival of Russia. 2005. N 3.

3. Asaul V. V. Free economic zones in Russia // Economic revival of Russia. 2005. N 4.

4. Asaul N. A. Institutional approach to development of investment-building complex // Economic revival of Russia. 2005. N 1.

5. George Р. Development of innovational networks and alliances in globalization conditions // Economic revival of Russia. 2007. N 1.

6. IA Alliance Media < http: // www.bishelp.ru/red.php? rurl=www.allmedia.ru >

7. Izmajlov F. M. systematic realization of reforms and acceptance of new laws — a pledge of stability and economic development of the state // Economic revival of Russia. 2005. N 2.

8. Kuznetsov B. L., Chirkov D.V. Innovational systems.: KGIE, 2007.

9. Plenary meeting an annual meeting of members of the International union of economists (MSE), devoted to a theme «SPECIAL ECONOMIC ZONES — WORLD(GLOBAL) EXPERIENCE» < http: // www.elibrary.ru/item.asp? id=9955057 > // Economic revival of Russia. 2005. N 3.

10. Federal service of statistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.