О. А. Клещева1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ИСК
Экономический рост развитых стран во многом основан на успешном внедрении инноваций. Для повышения конкурентоспособности и экономического роста России необходимо создать условия, способствующие инновационному развитию [13]. В экономически развитых странах используются различные экономические механизмы, обеспечивающие эффективное внедрение инноваций [8], основанные на следующих принципах: четкое определение государством того, что относится к инновациям, и законодательно закрепленная государственная поддержка инновационной деятельности. Применяемые за рубежом методы регулирования инновационной деятельности ориентированы на стимулирование инновационных процессов [9] и формирование благоприятных экономических условий для научно-технического развития.
Одним из основных секторов региональной экономики, призванных стать основой инновационного развития региона, является инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) [1]. К основным задачам инновационного развития регионального ИСК относятся рост доли инновационной продукции в объеме валового регионального продукта [16]; технологическое переоснащение организаций ИСК [14]; внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства продукции [2]; совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности [7]; изменение структуры валового регионального продукта (увеличение выпуска и реализации конкурентоспособной наукоемкой продукции с высокой долей интеллектуальной составляющей в добавленной стоимости). В связи с этим вопросы государственного регулирования инновационного развития регионального ИСК приобретают особую актуальность. Однако существуют факторы, препятствующие внедрению инноваций в организациях инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан (рис. 1).
Необходимо отметить, что, несмотря на консервативность, присущую инвестиционно-строительной сфере, регулярно появляются инновации, которые позволяют без существенного изменения технологии снизить стоимость строительства, эксплуатации зданий и сооружений, сократить сроки их строительства, повысить качество и комфортность [15]. Последние серьезные изменения в технологии производства связаны с переходом к сборно-монолитному каркасному домостроению, использованием технологии несъемной опалубки, улучшением качества бетона за счет различных добавок, изменяющих его конструкционные свойства, внедрением новых материалов. Современное (в целом неудовлетворительное) состояние отечественной строительной отрасли с точки зрения конкурентоспособности с развитыми странами в значительной степени связано с систематическим недостаточным ресурсным обеспечением научно-исследовательских работ и опытно-промышленных разработок. При общем вкладе вида экономической деятельности «Строительство» в ВВП РФ около 12% затраты на
НИОКР в промышленности составляют около 1% . В Республике Татарстан этот показатель на порядок меньше, в развитых странах он составляет 6...8%.
1 Ольга Альбертовна Клещева, канд. экон. наук, ассистент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected].
1 Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 16.04.2012).
?■ «1Т0рЫ прсплтстеующис ВНС^СШ»0 IMH9B4IU«1
Отсутствие четкой гро-воЕой базы санкционирования результатов науи но-технической деятельности
Н егрорсиботан ноет ь механ из ма испол ьз ова-ния интеллектуальной собственности государства
Н е дрстаточ ное р аз в и-тие инновационной инфраструктуры
Плохое ксмество строительных материалов
Не достаточное развитие р ы н< а технологий и недостаток инерзр -мации о новьзх технологиях и ринка* сб ыта
Д .гител ь ные ср ок и
окупаемости нововведений в св язи со спе-цисрисой гродукцш и наличием высокойсте-пенириаса
А дминистр ат ив ные барьеры
Н евосгр иим-i №ость
строигельногосекторак
нововведениям
Отсутствие до.грк но го фавового обеспечения и действенных механизмов государственной поддержки инновационных компаний
Небольшойопыт ведения ИННОВАЦИОННОЙ деятельности
Нехватка кваписри-щ-рованных кацэов
Н еблзгогр иятный деловой климат
Н ехватк а ср е датв
Рис. 1. Факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности
в организациях ИСК
Методы государственного регулирования инновационной деятельности можно разделить на прямые и косвенные [6]. В качестве прямого метода можно рассматривать государственное инвестирование в инновационную деятельность. Оно проявляется в виде государственного предпринимательства, планирования и программирования [4, 5], лизинга, фондовых операций, кредитования, совместного финансирования инновационных проектов, предоставления в аренду государственного имущества на льготных условиях. В Татарстане большая часть научных исследований в сфере естественных и технических наук финансируется из средств государства (см. таблицу).
Для организаций ИСК в Татарстане разработаны следующие программы поддержки инновационной деятельности: кредиты малым предприятиям, создание государственных бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов («Идея», Химград, П-парк), гранты на внедрение новых идей.
Источники финансирования исследований по естественным и техническим
наукам в Республике Татарстан1
Год Собственные средства, % Бюджеты всех уровней,% Внебюджетные фонды,% Организации государственного сектора, % Организации предприниматель ского сектора, %
2005 32 22 1 23 20
2006 26 27 1 21 23
2007 28 21 1 23 26
2008 30 25 1 14 29
2009 29 28 1 12 30
2010 29 28 1 11 31
1 Статистический сборник «Наука в Республике Татарстан». Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)
Косвенные методы регулирования инновационной деятельности ориентированы на стимулирование инновационных процессов и формирование благоприятных экономических условий для научно-технического развития. При применении косвенных методов правительство непосредственно не ограничивает самостоятельность организаций в принятии хозяйственных решений. К косвенным методам управления относятся налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства. Среди косвенных методов, применяемых для регулирования инновационного развития ИСК Татарстана, выделяют финансирование развития субъектов инновационной инфраструктуры [10], развитие системы патентования, содействие развитию кадрового потенциала.
Большое значение для развития инновационной деятельности имеют налоговые льготы, применяемые для поощрения направлений деятельности, представляющих государственный интерес, например, льготы, предоставляемые для стимулирования научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационных организаций. В Российской Федерации резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарков освобождены от уплаты налога на имущество, землю. Снижена ставка по налогу на прибыль, установлен длительный переходный период по оплате страховых взносов в социальные фонды, в частности, до 2017 г. резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарков будут платить 14%. Понижена ставка налога на прибыль организаций до 15,5%, в то время как общая ставка по экономике составляет 18%. Ввозимые иностранные товары размещаются и используются в зонах без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость [11].
Рассматривая динамику величины затрат на информационные и коммуникационные технологии [3], можно отметить, что для вида экономической деятельности «Строительство» характерен рост затрат на информационные и коммуникационные технологии, что свидетельствует об ускорении процесса информатизации строительного сектора (рис. 2).
Годи
Рис. 2. Динамика затрат на информационные и коммуникационные технологии по виду экономической деятельности «Строительство» в Республике Татарстан (млн р.)
[14]
Одним из направлений стимулирования инновационной активности является создание и поддержка инновационной инфраструктуры регионального ИСК. Инвестиционно-строительный комплекс Республики Татарстан имеет достаточное инфраструктурное обеспечение: технопарки, бизнес-инкубаторы, технополис, венчурные фонды, индустриальные парки, субъекты информационной инфраструктуры. В развитие инновационной инфраструктуры в Российской
Федерации было вложено порядка 28,3 млрд рублей. В частности, в 2011 г. на развитие всех особых экономических зон, технопарков и наукоградов из федерального бюджета было выделено более 17,5 млрд рублей [11].
Многие исследователи отмечают отсутствие устойчивых связей между основными субъектами инфраструктуры - вузами и строительными организациями [2, 6]. Для достижения большего эффекта следует совершенствовать механизм взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры с организациями инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан и осуществить ряд мероприятий (рис. 3).
Рис. 3. Мероприятия, необходимые для поддержки инновационного развития
регионального ИСК
Для реализации перечисленных мероприятий необходимы:
■ долгосрочная стратегия научно-технического инновационного развития регионального ИСК;
■ содействие проектам, обладающим мультипликативным эффектом, в том числе в смежных видах экономической деятельности;
■ создание элементов инновационной системы (отделов управления интеллектуальной собственностью и трансфера технологий в вузах и институтах, отделов поиска и внедрения новых технологий в организациях регионального ИСК, технопарков и инновационно-технологических центров различных видов собственности, территорий инновационного развития);
■ формирование программ подготовки кадров для инновационной сферы и сети центров инновационного образования;
■ развитие системы фондов венчурного, прямого инвестирования.
Таким образом, для успешного развития инновационной деятельности в региональном ИСК необходимо разрабатывать соответствующие программы государственного стимулирования на основе изучения и рационального заимствования зарубежного опыта и анализа нынешней конъюнктуры.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Инвестиционно-строительный комплекс: рамки и границы термина /А. Н. Асаул, Н. А. Асаул , А. А. Алексеев, А. В. Лобанов // Вестник гражданских инженеров. - 2009. - № 4(21). - С. 91-96.
2. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики// Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). С. 3-6.
3. Асаул, А. Н. Саморегулируемые организации - главные исполнители создания и управления информационной инфраструктурой регионального инвестиционно-строительного комплекса // Вестник гражданских инженеров. -2010. - № 1(22). - С. 155-159.
4. Гареев, И. Ф. Повышение доступности жилья в рамках федеральной программы обеспечения жильем молодых семей/ И. Ф. Гареев // Российское предпринимательство. - 2009. - № 8. - С. 149-153.
5. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.
6. Евстафьева, А. Х. Инновационный потенциал региона и механизмы его роста (на примере Республики Татарстан)/ А. Х. Евстафьева, М. И. Сычев // Известия КГАСУ. - 2012. - №1(19). - С. 145-151.
7. Загидуллина, Г. М. Управленческие инновации в системе массового обслуживания (на примере жилищно-коммунального комплекса)/ Г. М. Загидуллина, А. И. Романова, М. Д. Миронова // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 5. - С. 128-133.
8. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.
9. Миролюбова, Т. В. Зарубежный опыт функционирования кластеров в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики: уроки инновационного развития/ Т. В. Миролюбова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №4 (30). - С. 51-61.
10. Морозов, С. И. Факторы эффективности региональных инновационных систем / С. И. Морозов // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3 (29). -С. 142-150.
11. Путин, В. В. Вступительное слово на совещании по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах/В. В. Путин. - Томск. 14.03.2011, URL: http://premier.gov.ru/events/news/14444/ (дата обращения: 10.04.2012).
12. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 254 с.
13. Сиразетдинов, Р. М. Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики/ Р. М. Сиразетдинов // Креативная экономика. -2010. - № 10. - С. 45-48.
14. Теория и практика управления и развития имущественных комплексов / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Ю. А. Молчанов. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 240 с.
15. Файзуллин, И. Э. Инновационное развитие градостроительной политики/ И. Э. Файзуллин // Российское предпринимательство. - 2010. - № 10. - С. 92-95.
16. Файзуллина, Л. И. Перспективы инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса/ Л. И. Файзуллина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2010. - №24.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. To the question of the definition of investment-building complex / A. N. Asaul, N. A. Asaul, A. A. Alexeev, A. V. Lobanov // Bulletin of Civil Engineers. - 2009. - № 4 (21). - Р. 91-96.
2. Asaul, A. N. The problems of innovative development of the domestic economy / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4(22). - Р. 3-6.
3. Asaul, A. N. Self-regulatory organizations - the main artists to create and manage IT infrastructure investment and regional construction industry/ A. N. Asaul // Bulletin of Civil Engineers. - 2010. - № 1(22). - Р. 155-159.
4. Gareev, I. F. Increasing access to housing under the federal program housing for young families/ I. F. Gareev // Russian entrepreneurship. - 2009. - № 8. - Р. 149-153.
5. Public Enterprise in Construction (State Construction Order) / A. N. Asaul, V. A. Kosheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.
6. Evstafieva, A. H. The innovative potential of the region and the mechanisms of its growth (for example, the Republic Tatarstan)/ A. H. Evstafieva, M. I. Sychev // News of KSUAE. - 2012. - № 1 (19). - Р. 145-151.
7. Zagidullina, G. M. Innovation in management in the system of mass service (on example housing-public complex) / G. M. Zagidullina, A. I. Romanova, M. D. Mironova // Herald of Kazan technical university. - 2009. - № 5. - Р. 128-133.
8. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul [and other]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 с.
9. Mirolyubova, ^ V. Foreign experience of the functioning of clusters in the area of energy efficiency and renewable energy: Lessons from an innovative development for the Russian regions/ T. V. Mirolyubova // Economic revival of Russia. - 2011. - №4 (30). - P. 51-61.
10. Morozov, S. I. Efficiency factors of regional innovation systems/ S. I. Morozov // Economic revival of Russia. - 2011. - №3 (29). - P. 142-150.
11. Putin, V. V. Opening remarks at a meeting on improving the tools of innovation development in the regions/V. V. Putin. - Tomsk. 14.03.2011, URL: http://premier.gov.ru/events/news/14444/ (data access: 10.04.2012).
12. Creation of knowledge and information infrastructure of businesses / A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. A. Egorova, T. M. Levchenko. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. -254 p.
13. Sirazetdinov, R. M. Necessity of designing of the innovative strategy of economic development/ R. M. Sirazetdinov // Creative economics. - 2010. - № 10. - P. 45-48.
14. Theory and practice of management and development of property complexes / A. N. Asaul, H. S. Abayev, Yu. A. Molchanov. - SPb.: Humanistic, 2006. - 240 p.
15. Faizullin, I. E. Innovative development of town planning politics/ I. E. Faizullin // Russian entrepreneurship. - 2010. - № 10. - P. 92-95.
16. Faizullina, L. I. Perspectives of innovative development of investment and construction industry/ L. I. Faizullina // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2010. - №24.