Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационного развития иск'

Государственное регулирование инновационного развития иск Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / INNOVATION / INVESTMENT-BUILDING COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клещева Ольга Альбертовна

В работе исследуются основные аспекты государственного регулирования инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса на примере Республики Татарстан. Подробно рассмотрены прямые и косвенные методы государственного регулирования инновационного развития. Представлены результаты государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of innovation development of investment-building complex

In this paper the main aspects of the development of state regulation of innovation development of investment-building complex on example of Tatarstan are investigated. Direct and indirect methods of state regulation of innovation development are considered in detail. The results of state regulation of innovation activities of Tatarstan investment-building complex are presented.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационного развития иск»

О. А. Клещева1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ ИСК

Экономический рост развитых стран во многом основан на успешном внедрении инноваций. Для повышения конкурентоспособности и экономического роста России необходимо создать условия, способствующие инновационному развитию [13]. В экономически развитых странах используются различные экономические механизмы, обеспечивающие эффективное внедрение инноваций [8], основанные на следующих принципах: четкое определение государством того, что относится к инновациям, и законодательно закрепленная государственная поддержка инновационной деятельности. Применяемые за рубежом методы регулирования инновационной деятельности ориентированы на стимулирование инновационных процессов [9] и формирование благоприятных экономических условий для научно-технического развития.

Одним из основных секторов региональной экономики, призванных стать основой инновационного развития региона, является инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) [1]. К основным задачам инновационного развития регионального ИСК относятся рост доли инновационной продукции в объеме валового регионального продукта [16]; технологическое переоснащение организаций ИСК [14]; внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства продукции [2]; совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности [7]; изменение структуры валового регионального продукта (увеличение выпуска и реализации конкурентоспособной наукоемкой продукции с высокой долей интеллектуальной составляющей в добавленной стоимости). В связи с этим вопросы государственного регулирования инновационного развития регионального ИСК приобретают особую актуальность. Однако существуют факторы, препятствующие внедрению инноваций в организациях инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан (рис. 1).

Необходимо отметить, что, несмотря на консервативность, присущую инвестиционно-строительной сфере, регулярно появляются инновации, которые позволяют без существенного изменения технологии снизить стоимость строительства, эксплуатации зданий и сооружений, сократить сроки их строительства, повысить качество и комфортность [15]. Последние серьезные изменения в технологии производства связаны с переходом к сборно-монолитному каркасному домостроению, использованием технологии несъемной опалубки, улучшением качества бетона за счет различных добавок, изменяющих его конструкционные свойства, внедрением новых материалов. Современное (в целом неудовлетворительное) состояние отечественной строительной отрасли с точки зрения конкурентоспособности с развитыми странами в значительной степени связано с систематическим недостаточным ресурсным обеспечением научно-исследовательских работ и опытно-промышленных разработок. При общем вкладе вида экономической деятельности «Строительство» в ВВП РФ около 12% затраты на

НИОКР в промышленности составляют около 1% . В Республике Татарстан этот показатель на порядок меньше, в развитых странах он составляет 6...8%.

1 Ольга Альбертовна Клещева, канд. экон. наук, ассистент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета, klescheva_olga@mail.ru.

1 Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 16.04.2012).

?■ «1Т0рЫ прсплтстеующис ВНС^СШ»0 IMH9B4IU«1

Отсутствие четкой гро-воЕой базы санкционирования результатов науи но-технической деятельности

Н егрорсиботан ноет ь механ из ма испол ьз ова-ния интеллектуальной собственности государства

Н е дрстаточ ное р аз в и-тие инновационной инфраструктуры

Плохое ксмество строительных материалов

Не достаточное развитие р ы н< а технологий и недостаток инерзр -мации о новьзх технологиях и ринка* сб ыта

Д .гител ь ные ср ок и

окупаемости нововведений в св язи со спе-цисрисой гродукцш и наличием высокойсте-пенириаса

А дминистр ат ив ные барьеры

Н евосгр иим-i №ость

строигельногосекторак

нововведениям

Отсутствие до.грк но го фавового обеспечения и действенных механизмов государственной поддержки инновационных компаний

Небольшойопыт ведения ИННОВАЦИОННОЙ деятельности

Нехватка кваписри-щ-рованных кацэов

Н еблзгогр иятный деловой климат

Н ехватк а ср е датв

Рис. 1. Факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности

в организациях ИСК

Методы государственного регулирования инновационной деятельности можно разделить на прямые и косвенные [6]. В качестве прямого метода можно рассматривать государственное инвестирование в инновационную деятельность. Оно проявляется в виде государственного предпринимательства, планирования и программирования [4, 5], лизинга, фондовых операций, кредитования, совместного финансирования инновационных проектов, предоставления в аренду государственного имущества на льготных условиях. В Татарстане большая часть научных исследований в сфере естественных и технических наук финансируется из средств государства (см. таблицу).

Для организаций ИСК в Татарстане разработаны следующие программы поддержки инновационной деятельности: кредиты малым предприятиям, создание государственных бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов («Идея», Химград, П-парк), гранты на внедрение новых идей.

Источники финансирования исследований по естественным и техническим

наукам в Республике Татарстан1

Год Собственные средства, % Бюджеты всех уровней,% Внебюджетные фонды,% Организации государственного сектора, % Организации предприниматель ского сектора, %

2005 32 22 1 23 20

2006 26 27 1 21 23

2007 28 21 1 23 26

2008 30 25 1 14 29

2009 29 28 1 12 30

2010 29 28 1 11 31

1 Статистический сборник «Наука в Республике Татарстан». Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности ориентированы на стимулирование инновационных процессов и формирование благоприятных экономических условий для научно-технического развития. При применении косвенных методов правительство непосредственно не ограничивает самостоятельность организаций в принятии хозяйственных решений. К косвенным методам управления относятся налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства. Среди косвенных методов, применяемых для регулирования инновационного развития ИСК Татарстана, выделяют финансирование развития субъектов инновационной инфраструктуры [10], развитие системы патентования, содействие развитию кадрового потенциала.

Большое значение для развития инновационной деятельности имеют налоговые льготы, применяемые для поощрения направлений деятельности, представляющих государственный интерес, например, льготы, предоставляемые для стимулирования научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационных организаций. В Российской Федерации резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарков освобождены от уплаты налога на имущество, землю. Снижена ставка по налогу на прибыль, установлен длительный переходный период по оплате страховых взносов в социальные фонды, в частности, до 2017 г. резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарков будут платить 14%. Понижена ставка налога на прибыль организаций до 15,5%, в то время как общая ставка по экономике составляет 18%. Ввозимые иностранные товары размещаются и используются в зонах без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость [11].

Рассматривая динамику величины затрат на информационные и коммуникационные технологии [3], можно отметить, что для вида экономической деятельности «Строительство» характерен рост затрат на информационные и коммуникационные технологии, что свидетельствует об ускорении процесса информатизации строительного сектора (рис. 2).

Годи

Рис. 2. Динамика затрат на информационные и коммуникационные технологии по виду экономической деятельности «Строительство» в Республике Татарстан (млн р.)

[14]

Одним из направлений стимулирования инновационной активности является создание и поддержка инновационной инфраструктуры регионального ИСК. Инвестиционно-строительный комплекс Республики Татарстан имеет достаточное инфраструктурное обеспечение: технопарки, бизнес-инкубаторы, технополис, венчурные фонды, индустриальные парки, субъекты информационной инфраструктуры. В развитие инновационной инфраструктуры в Российской

Федерации было вложено порядка 28,3 млрд рублей. В частности, в 2011 г. на развитие всех особых экономических зон, технопарков и наукоградов из федерального бюджета было выделено более 17,5 млрд рублей [11].

Многие исследователи отмечают отсутствие устойчивых связей между основными субъектами инфраструктуры - вузами и строительными организациями [2, 6]. Для достижения большего эффекта следует совершенствовать механизм взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры с организациями инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан и осуществить ряд мероприятий (рис. 3).

Рис. 3. Мероприятия, необходимые для поддержки инновационного развития

регионального ИСК

Для реализации перечисленных мероприятий необходимы:

■ долгосрочная стратегия научно-технического инновационного развития регионального ИСК;

■ содействие проектам, обладающим мультипликативным эффектом, в том числе в смежных видах экономической деятельности;

■ создание элементов инновационной системы (отделов управления интеллектуальной собственностью и трансфера технологий в вузах и институтах, отделов поиска и внедрения новых технологий в организациях регионального ИСК, технопарков и инновационно-технологических центров различных видов собственности, территорий инновационного развития);

■ формирование программ подготовки кадров для инновационной сферы и сети центров инновационного образования;

■ развитие системы фондов венчурного, прямого инвестирования.

Таким образом, для успешного развития инновационной деятельности в региональном ИСК необходимо разрабатывать соответствующие программы государственного стимулирования на основе изучения и рационального заимствования зарубежного опыта и анализа нынешней конъюнктуры.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Инвестиционно-строительный комплекс: рамки и границы термина /А. Н. Асаул, Н. А. Асаул , А. А. Алексеев, А. В. Лобанов // Вестник гражданских инженеров. - 2009. - № 4(21). - С. 91-96.

2. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики// Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). С. 3-6.

3. Асаул, А. Н. Саморегулируемые организации - главные исполнители создания и управления информационной инфраструктурой регионального инвестиционно-строительного комплекса // Вестник гражданских инженеров. -2010. - № 1(22). - С. 155-159.

4. Гареев, И. Ф. Повышение доступности жилья в рамках федеральной программы обеспечения жильем молодых семей/ И. Ф. Гареев // Российское предпринимательство. - 2009. - № 8. - С. 149-153.

5. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.

6. Евстафьева, А. Х. Инновационный потенциал региона и механизмы его роста (на примере Республики Татарстан)/ А. Х. Евстафьева, М. И. Сычев // Известия КГАСУ. - 2012. - №1(19). - С. 145-151.

7. Загидуллина, Г. М. Управленческие инновации в системе массового обслуживания (на примере жилищно-коммунального комплекса)/ Г. М. Загидуллина, А. И. Романова, М. Д. Миронова // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - № 5. - С. 128-133.

8. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

9. Миролюбова, Т. В. Зарубежный опыт функционирования кластеров в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики: уроки инновационного развития/ Т. В. Миролюбова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №4 (30). - С. 51-61.

10. Морозов, С. И. Факторы эффективности региональных инновационных систем / С. И. Морозов // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3 (29). -С. 142-150.

11. Путин, В. В. Вступительное слово на совещании по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах/В. В. Путин. - Томск. 14.03.2011, URL: http://premier.gov.ru/events/news/14444/ (дата обращения: 10.04.2012).

12. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. И. Рыбнов, О. А. Егорова, Т. М. Левченко. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 254 с.

13. Сиразетдинов, Р. М. Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики/ Р. М. Сиразетдинов // Креативная экономика. -2010. - № 10. - С. 45-48.

14. Теория и практика управления и развития имущественных комплексов / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Ю. А. Молчанов. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 240 с.

15. Файзуллин, И. Э. Инновационное развитие градостроительной политики/ И. Э. Файзуллин // Российское предпринимательство. - 2010. - № 10. - С. 92-95.

16. Файзуллина, Л. И. Перспективы инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса/ Л. И. Файзуллина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2010. - №24.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. To the question of the definition of investment-building complex / A. N. Asaul, N. A. Asaul, A. A. Alexeev, A. V. Lobanov // Bulletin of Civil Engineers. - 2009. - № 4 (21). - Р. 91-96.

2. Asaul, A. N. The problems of innovative development of the domestic economy / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4(22). - Р. 3-6.

3. Asaul, A. N. Self-regulatory organizations - the main artists to create and manage IT infrastructure investment and regional construction industry/ A. N. Asaul // Bulletin of Civil Engineers. - 2010. - № 1(22). - Р. 155-159.

4. Gareev, I. F. Increasing access to housing under the federal program housing for young families/ I. F. Gareev // Russian entrepreneurship. - 2009. - № 8. - Р. 149-153.

5. Public Enterprise in Construction (State Construction Order) / A. N. Asaul, V. A. Kosheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.

6. Evstafieva, A. H. The innovative potential of the region and the mechanisms of its growth (for example, the Republic Tatarstan)/ A. H. Evstafieva, M. I. Sychev // News of KSUAE. - 2012. - № 1 (19). - Р. 145-151.

7. Zagidullina, G. M. Innovation in management in the system of mass service (on example housing-public complex) / G. M. Zagidullina, A. I. Romanova, M. D. Mironova // Herald of Kazan technical university. - 2009. - № 5. - Р. 128-133.

8. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul [and other]. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 с.

9. Mirolyubova, ^ V. Foreign experience of the functioning of clusters in the area of energy efficiency and renewable energy: Lessons from an innovative development for the Russian regions/ T. V. Mirolyubova // Economic revival of Russia. - 2011. - №4 (30). - P. 51-61.

10. Morozov, S. I. Efficiency factors of regional innovation systems/ S. I. Morozov // Economic revival of Russia. - 2011. - №3 (29). - P. 142-150.

11. Putin, V. V. Opening remarks at a meeting on improving the tools of innovation development in the regions/V. V. Putin. - Tomsk. 14.03.2011, URL: http://premier.gov.ru/events/news/14444/ (data access: 10.04.2012).

12. Creation of knowledge and information infrastructure of businesses / A. N. Asaul, E. I. Rybnov, O. A. Egorova, T. M. Levchenko. - SPb.: ANO «IPEV», 2010. -254 p.

13. Sirazetdinov, R. M. Necessity of designing of the innovative strategy of economic development/ R. M. Sirazetdinov // Creative economics. - 2010. - № 10. - P. 45-48.

14. Theory and practice of management and development of property complexes / A. N. Asaul, H. S. Abayev, Yu. A. Molchanov. - SPb.: Humanistic, 2006. - 240 p.

15. Faizullin, I. E. Innovative development of town planning politics/ I. E. Faizullin // Russian entrepreneurship. - 2010. - № 10. - P. 92-95.

16. Faizullina, L. I. Perspectives of innovative development of investment and construction industry/ L. I. Faizullina // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2010. - №24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.