Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МОНОГОРОДОВ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МОНОГОРОДОВ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МОНОГОРОДОВ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

собственников предприятий в девяностые годы прошлого столетия объяснялся тем, что данные предприятия должны были стать своеобразным локомотивом развития института предпринимательства в России. Также причиной служила сложная, негибкая система законодательства в области предпринимательской деятельности, из-за которой многие предприятия малого и среднего бизнеса осуществляли свою официальную функциональную деятельность, совмещая ее с деятельностью в теневом секторе экономики.

В последние годы государству удалось достичь определенных успехов в развитии института предпринимательства. В условиях санкционной политики стран Запада существенную роль повышению экономической безопасности страны оказал взятый курс на импортозамещение и защиту отечественных производителей от дешевой демпинговой иностранной продукции, способной нанести вред национальным экономическим интересам. Данные меры позволили не только сохранить рабочие места на малых и средних предприятиях, но и открыть ниши, ранее занимаемые иностранными компаниями. В качестве примера можно привести производство сыров, производство томатов и различных компонентов для отечественной продукции, которая ранее закупалась за рубежом.

Особую тревогу в текущий момент развития экономических отношений вызывает рост уровня безработицы, вызванный пандемией коронавирусной инфекции Covid-19. Вынужденную меру введения карантинных мер Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин обозначил введением выходных дней с 25 марта 2020 года. Ограничения стали ослаблять лишь с конца июня 2020 года избирательно в каждом субъекте, в зависимости от эпидемиологической обстановки. По оценке специалистов, число сокращенных на малых и средних предприятиях составило около пятисот тысяч человек.

По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации видится в поддержке бизнеса государством: адресном субсидировании, снижении налоговой нагрузки на предприятия и обеспечение государственных закупок у субъектов МСП. По состоянию на июль 2020 года субъектам МСП выделено порядка 81 млрд рублей государственной поддержки. В случае продолжения политики государства, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса, вводимые меры позволят максимально эффективно выйти из кризиса.

Чеботарев Владислав Стефанович, доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России; Ионов Владимир Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России

Проблемы развития монопрофильных муниципальных образований (моногородов) в Российской Федерации

Одним из основных векторов устойчивого функционирования российской экономики является поступательное развитие монопрофильных территорий. Решение проблем моногородов является основным приоритетом государственной политики. В 2014 году Президентом России В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача — обеспечить развитие данных поселений через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций.

Велика значимость моногородов в стабильном развитии российской экономики, так как именно здесь сконцентрирована значительная часть населения, социальная инфраструктура и наиболее ярко проявляются социально-экономические проблемы. По данным Росстата, из 319 монопрофильных муниципальных образований 2/3 населения живет в моногородах, где существуют риски социально-экономического ухудшения.

9 октября 2014 года создана некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» (далее — Фонд), основными целями которого являлись создание новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием, активизация инвестиционных процессов. В декабре 2014 года между Фондом и Минэкономразвития России было заключено соглашение о предоставлении суб-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)

271

сидий (постановление Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета в 2014—2017 годах субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»») на общую сумму порядка 30 млд рублей для финансирования инвестиционных проектов, создания объектов.

С 1 января 2019 года в результате проверки Счетной палаты России программа, реализуемая Фондом, досрочно прекратила свое существование. В результате контрольного мероприятия был выявлен ряд существенных проблем: от нормативно-правового закрепления понятия «моногород», уточнения и корректировки критериев отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) до необходимости приведения в соответствие механизма использования Фондом полученных из федерального бюджета средств с установленными Бюджетным кодексом РФ принципами эффективности, адресности и целевого характера их использования, а также применение бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. За пять лет деятельности некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» на территориях с наивысшей степенью зависимости граждан от одного предприятия сохраняются и даже обострились проявления социально-экономической напряженности.

На наш взгляд, ключевой проблемой являлось то, что программа была разработана без учета стратегических национальных приоритетов социально-экономического развития России. Необходимо разработать механизмы, гарантирующие перевод моногородов в единое рыночное пространство на основе прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. По мнению С.А. Афонцева, важно устранить все факторы, сдерживающие поступательное развитие российской экономики.

Необходимо разработать программу, нацеленную на создание благоприятной среды для развития предпринимательского сектора, начиная от снижения налоговой нагрузки, льготного кредитования и субсидирования, до введения налоговых каникул для самозанятых, что станет сдерживающим фактором оттока населения с данных территорий.

Зенова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России;

Суходоева Людмила Федоровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

Особенности информационной глобализации в условиях экономической безопасности

Специфика использования глобальной информации при создании системы экономической безопасности государства с применением цифровых технологий является неотъемлемой частью современного общества. Информационная глобализация связана с темпами и механизмами развития цифровой экономики. Каждая организация и государство в целом не является изолированным объектом: определяются формы интеграции, условия ввоза и вывоза товаров, размеры налогов и таможенных сборов. Все это заставляет формировать общую глобальную цифровую экономику, которая может повысить национальный суверенитет государства. Мировая глобализация информации изменяет не только формы взаимодействия в интернет-пространстве, но и методы интерактивности в деятельности организаций. Видоизменяются барьеры на входе и выходе, а также границы кооперации в едином сообществе государств. В общем виде глобализация на современном этапе развития предусматривает трансформацию самих процессов экономической интеграции организаций и государств в разных сферах деятельности. Причины экономической глобализации в разные периоды времени различные, но можно выделить из них общие:

— переход от централизации к децентрализации экономики;

272

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.