Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА БЕЗРАБОТИЦЫ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ВЫЗВАННОЙ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19'

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА БЕЗРАБОТИЦЫ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ВЫЗВАННОЙ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА БЕЗРАБОТИЦЫ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ВЫЗВАННОЙ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19»

риск-ориентированном подходе, который означает выборочную проверку подозрительных хозяйствующих субъектов или операций по признакам налогового риска. Риск-ориентированный подход основан на анализе показателей, рассчитанных по данным деятельности налогоплательщика, и ранжировании хозяйствующих субъектов на три группы: с высоким риском, средним и низким. Данное ранжирование служит основанием для проведения дальнейших мероприятий налогового контроля.

В рамках планирования мероприятий выездного контроля основной задачей является отбор тех налогоплательщиков, эффективность проверки которых будет наибольшей. Для решения данной задачи представляется целесообразным ранжирование состоящих на учете налогоплательщиков по уровню налогового риска, который определяется на основании коэффициентного метода экономического анализа. Коэффициенты рассчитываются на базе налоговой и бухгалтерской отчетности, а также иной информации, находящейся в распоряжении налогового органа. В рамках планирования выездных проверок основной задачей применения аналитических инструментов является выбор участков учета и периодов деятельности с наибольшей вероятностью обнаружения налоговых правонарушений и преступлений. В данной ситуации наиболее эффективными являются методы горизонтального, вертикального и сравнительного анализа деятельности налогоплательщика.

Использование методик экономического анализа при проведении мероприятий налогового контроля способно улучшить показатели эффективности деятельности налоговых органов по соотношению «затраты-результаты». Дальнейшее развитие риск-ориентированного подхода и усиление роли автоматизации процесса анализа деятельности налогоплательщиков позволит роль предварительного и текущего контроля и предупредить совершение большого числа налоговых правонарушений, что приведет к повышению экономической безопасности России.

Строков Алексей Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России;

Ионов Владимир Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России

Проблемы защиты экономической безопасности России в условиях роста безработицы на малых и средних предприятиях, вызванной пандемией Covid-19

Проблемы занятости населения в реальном секторе экономики всегда имели существенную особенность в современной истории России. Исторически сложилось так, что государство в современной истории всегда уделяло особое внимание этой проблеме. В СССР в условиях командно-административной системы рынок труда был создан искусственно и граждане страны, не желающие работать, подвергались уголовному преследованию за тунеядство, но и, вместе с тем, государственные органы обеспечивали широкое предложение на рынке труда рабочих вакансий.

В настоящее время в условиях рыночных отношений особая роль стала возлагаться на конъюнктурный характер спроса и предложения на рынке труда. Данная ситуация в девяностые годы прошлого столетия при спаде экономики и в нулевые года нынешнего столетия, несмотря на рост экономических показателей, обозначила существенную проблему в виде безработицы, как официальной среди граждан, зарегистрированных на бирже труда, так и скрытой среди граждан, вовлеченных в теневой сектор экономики России. По оценке специалистов, количество трудящихся в теневом секторе экономики достигало пятнадцати миллионов. Данные трудовые ресурсы концентрировались в основном на малых и средних предприятиях.

Характерно, что если на крупных предприятиях трудовые взаимоотношения достаточно серьезно регулировались действующим законодательством, то на малых и средних предприятиях обеспечение прав трудящихся во многом отдавалось на откуп законодательной добропорядочности руководителей этих предприятий. Смысл значительной концентрации и перевеса прав в руках

270

Юридическая наука и практика

собственников предприятий в девяностые годы прошлого столетия объяснялся тем, что данные предприятия должны были стать своеобразным локомотивом развития института предпринимательства в России. Также причиной служила сложная, негибкая система законодательства в области предпринимательской деятельности, из-за которой многие предприятия малого и среднего бизнеса осуществляли свою официальную функциональную деятельность, совмещая ее с деятельностью в теневом секторе экономики.

В последние годы государству удалось достичь определенных успехов в развитии института предпринимательства. В условиях санкционной политики стран Запада существенную роль повышению экономической безопасности страны оказал взятый курс на импортозамещение и защиту отечественных производителей от дешевой демпинговой иностранной продукции, способной нанести вред национальным экономическим интересам. Данные меры позволили не только сохранить рабочие места на малых и средних предприятиях, но и открыть ниши, ранее занимаемые иностранными компаниями. В качестве примера можно привести производство сыров, производство томатов и различных компонентов для отечественной продукции, которая ранее закупалась за рубежом.

Особую тревогу в текущий момент развития экономических отношений вызывает рост уровня безработицы, вызванный пандемией коронавирусной инфекции Covid-19. Вынужденную меру введения карантинных мер Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин обозначил введением выходных дней с 25 марта 2020 года. Ограничения стали ослаблять лишь с конца июня 2020 года избирательно в каждом субъекте, в зависимости от эпидемиологической обстановки. По оценке специалистов, число сокращенных на малых и средних предприятиях составило около пятисот тысяч человек.

По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации видится в поддержке бизнеса государством: адресном субсидировании, снижении налоговой нагрузки на предприятия и обеспечение государственных закупок у субъектов МСП. По состоянию на июль 2020 года субъектам МСП выделено порядка 81 млрд рублей государственной поддержки. В случае продолжения политики государства, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса, вводимые меры позволят максимально эффективно выйти из кризиса.

Чеботарев Владислав Стефанович, доктор экономических наук, профессор, начальник кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России; Ионов Владимир Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России

Проблемы развития монопрофильных муниципальных образований (моногородов) в Российской Федерации

Одним из основных векторов устойчивого функционирования российской экономики является поступательное развитие монопрофильных территорий. Решение проблем моногородов является основным приоритетом государственной политики. В 2014 году Президентом России В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача — обеспечить развитие данных поселений через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций.

Велика значимость моногородов в стабильном развитии российской экономики, так как именно здесь сконцентрирована значительная часть населения, социальная инфраструктура и наиболее ярко проявляются социально-экономические проблемы. По данным Росстата, из 319 монопрофильных муниципальных образований 2/3 населения живет в моногородах, где существуют риски социально-экономического ухудшения.

9 октября 2014 года создана некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» (далее — Фонд), основными целями которого являлись создание новых рабочих мест, не связанных с градообразующим предприятием, активизация инвестиционных процессов. В декабре 2014 года между Фондом и Минэкономразвития России было заключено соглашение о предоставлении суб-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.