Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/37EVN117.pdf
Статья опубликована 02.02.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Дмитриева Е.О. Государственная поддержка моногородов РФ в условиях восстановления экономического роста // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/37EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.242.4
Дмитриева Елена Олеговна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Россия, Самара1
Доцент кафедры «Региональной экономики и управления»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=667361
Государственная поддержка моногородов РФ в условиях восстановления экономического роста
Аннотация. Накопленные проблемы российских моногородов указывают на неустойчивость действовавшей ранее системы государственной поддержки и требуют осмысления сложившейся практики. Вновь определенные цели и задачи стабильного развития ожидают систематизации планируемых мер, выбора эффективных инструментов и поиска новых подходов к управлению развитием монопрофильных муниципальных образований в условиях восстановления экономического роста в стране.
Исследуются меры по поддержке развития монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов). Автором раскрываются структура и содержание мер по ответственным за исполнение организациям (источникам оказания поддержки), определяются основные направления содействия комплексному и стабильному развитию моногородов на современном этапе. Присутствие в качестве исполнителей (источников поддержки) институтов развития и коммерческих организаций отражает понимание того, что в новой модели экономического роста РФ движущей силой обозначаются частные инвестиции, мобилизуемые за счет формирования благоприятного делового климата, поощрения предпринимательских инициатив и привлекательности российской юрисдикции для бизнеса.
В статье делаются выводы об адекватности принимаемых мер и выбираемых инструментов поддержки условиям восстановления экономического роста в стране, рекомендуется использование проектных подходов в организации государственной поддержки территорий с монопрофильной специализацией. Проектные алгоритмы позволят синхронизировать программы комплексной модернизации и обустройства моногородов с другими приоритетными направлениями развития, активизировать внутренние источники.
Ключевые слова: монопрофильное муниципальное образование (моногород); государственная поддержка; меры; инструменты поддержки; градообразующий комплекс; стабильное развитие; частные инвестиции; экономический рост
1 443091, Россия, Самара, ул. Советской Армии, 141
Актуальность
Актуальность комплексного и стабильного развития российских моногородов определяется их значимостью для экономики Российской Федерации. В монопрофильных муниципальных образованиях проживает десятая часть населения России, каждый четвертый город страны относится к монопрофильному, а доля продукции градообразующих предприятий в российском ВВП достигает 40%2. Очевидно, что без особого внимания к развитию моногородов невозможно решить задачи восстановления экономического роста и народосбережения в стране в целом.
Самые распространенные проблемы в развитии моногородов, экономика которых полностью зависит от результатов градообразующего комплекса, связываются с риском прекращения работы его основных звеньев, длительной процедурой банкротств, перепрофилированием или сокращением производства. В условиях глубокой трансформации российской экономики, ухудшения общемировой экономической ситуации риски для градообразующих предприятий усиливаются, а проблемы социально-экономического характера в городах их локализации обостряются.
В кризисном 2009 году реализация государственной поддержки моногородов началась на региональном уровне с разработки и реализации мер, предусматривающих снижение зависимости городской экономики от градообразующего комплекса, решение проблем безработицы и городского хозяйства. Формализованным инструментом мониторинга ситуации, управления рисками и развитием монопрофильных муниципальных образований были признаны государственные программы и Комплексный инвестиционный план, направленный на вывод моногорода из зоны неуправляемых рисков и включающий перечень приоритетных направлений развития территории, формулировку базовых целей и мер по их достижению. В качестве ключевого источника финансирования рассматривался федеральный бюджет.
В 2010 году при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции была создана и в настоящее время функционирует Рабочая группа по модернизации моногородов, в 2014 году учреждена некоммерческая организация «Фонд развития моногородов». В целом за период с 2010 г. по 2015 г. меры государственной поддержки позволили в 48 моногородах:
• снизить средний показатель уровня регистрируемой безработицы с 2,69% до 1,88%;
• создать 121 980 дополнительных постоянных рабочих мест;
• привлечь внебюджетных инвестиций в размере 458 047 млн. руб.3
В 2016 году Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в число 11 основных направлений стратегического развития включено направление «Моногорода», и Правительством РФ разработан паспорт приоритетного проекта «Комплексное развитие моногородов». Проект направлен на обеспечение диверсифицированного и стабильного развития территории с монопрофильной специализацией через:
2 О мониторинге социально-экономического положения в моногородах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/govworks/468/events/ (Дата обращения: 7.12.2016).
3 Поддержка моногородов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veb.ru/strategy/region/mono/ (Дата обращения: 7.12.2016).
• создание рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий;
• повышение инвестиционной привлекательности;
• улучшение качества городской среды и, как следствие, сокращение количества городов, относящихся к монопрофильным.4
В результате выполнения проекта к 2025 году количество российских моногородов сократится с 319 до 285, объем привлеченных инвестиций в основной капитал составит 350 млрд. рублей. Будет создано 600 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего комплекса. К 2018 году для 18 монопрофильных муниципальных образований планируется переход в категорию городов с устойчивой экономикой. Для повышения инвестиционной привлекательности в 100 моногородах предстоит создать территории опережающего развития с новыми возможностями для ведения бизнеса.
Таким образом, цели государственной поддержки моногородов сдвигаются с «вывода моногорода из зоны неуправляемых рисков» на «обеспечение стабильного, а в ряде случаев опережающего развития».
Глубина существующих проблем российских моногородов, их значимость для экономики страны и важность поставленных задач определяют актуальность вопросов государственной поддержки развития монопрофильных муниципальных образований РФ и вызывают активный исследовательский интерес к данной проблематике.
Проблемы становления современной системы государственной поддержки моногородов отражены в работах Кузнецовой О.В. [1], Тургуль И.Д., Божко Л.Л., Сюй Линьши [2], Крекотнева С.Н. [3], Замятиной Н.Ю., Пилясова А.Н. [4]. Роль государственных программ в развитии территорий с моноспециализацией исследует коллектив авторов под руководством Ряховской А.Н. [5], социальному партнерству и государственной политике повышения инвестиционной привлекательности монопрофильных муниципальных образований посвящено коллективное исследование Ивановой О.П., Антоновой И.С., Антонова Г.Д. [6], вопросы совершенствования государственной поддержки содержат труды Ильиной И.Н. [7].
Целью данной статьи является анализ мер и инструментов государственной поддержки моногородов РФ, реализуемых на современном этапе.
Методы
Исследование проводилось в три этапа.
1. Определение современного состояния моногородов РФ как проблемной сферы, для поддержки которой требуется использование гибких и комплексных мер;
2. Группировка мер государственной поддержки моногородов РФ в разрезе ответственных за исполнение организаций (источникам оказания поддержки);
3. Выявление основных характеристик и особенностей, присущих современной системе государственной поддержки моногородов РФ.
4 О паспорте приоритетного проекта «Комплексное развитие моногородов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/info/25548/ (Дата обращения: 7.12.2016).
Исследование опирается на универсальные (обобщение, анализ и синтез, индукция и др.), теоретические (постановка научной проблемы) и эмпирические (качественное описание) методы.
Результаты
Накопленные проблемы российских моногородов указывают на невысокую эффективность осуществляемых ранее мероприятий государственной поддержки и требуют осмысления сложившейся практики. Вновь определенные цели и задачи стабильного развития ожидают систематизации планируемых мер, выбора эффективных инструментов и поиска новых подходов к управлению развитием монопрофильных муниципальных образований в условиях восстановления экономического роста в стране.
В начале 2016 г. Правительством РФ был сформирован и утвержден Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований РФ (Единый перечень)5. Определенные перечнем меры сгруппированы по ответственным за исполнение организациям (источникам поддержки), в их числе 9 федеральных министерств, 5 некоммерческих и 4 коммерческих организаций. Структура мер государственной поддержки, осуществляемых по линии Правительства РФ, представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Источники государственной поддержки моногородам (составлено автором)
Федеральными министерствами реализуется 80 из 95 мер поддержки. Основная нагрузка ложится на Министерство промышленности и торговли РФ, за которым закреплено 68 мер поддержки, в том числе 9, находящихся на стадии разработки. Меры, закрепленные за Министерством промышленности и торговли РФ, имеют выраженную отраслевую направленность, заложенные в них субсидии предназначены для поддержания конкретных промышленных площадок, индустриальных парков и промышленных технопарков на территории с монопрофильной специализацией.
По линии некоммерческих организаций и институтов развития (ГК Внешэкономбанк, ГК Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд развития моногородов, Фонд развития
5 Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1Шр://ссопоту. gov.ru/minec/activitv/sections/econReg/monitoringmonocitv/20160415 (Дата обращения: 25.11.2016).
промышленности, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов) реализуется десять мер и пять по линии коммерческих организаций (МСП Банк, АО «ЭКСАР», АО «РОСЭКСИМБАНК», АО «Корпорация СМП»).
В таблице 1 нами выделяются ключевые направления поддержки моногородов на современном этапе, приводится группировка мер, реализуемых по линии государственных органов, некоммерческих и коммерческих структур.
Таблица 1
Направления поддержки монопрофильных муниципальных образований РФ
Направление поддержки Меры и инструменты государственной поддержки Источник поддержки Субъект поддержки (получатель)
1 2 3 4
Подде ржка моногородов по линии государственных органов
Создание и развитие территорий со специальным экономико-правовым статусом или технопарковых структур Создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) Минэконом-развития Резидент ТОСЭР
Возмещение затрат на реализацию проектов по созданию индустриальных парков и промышленных технопарков Минпромторг Субъект РФ
Возмещение затрат на реализацию проектов по созданию технопарков в сфере высоких технологий Минкомсвязь Субъект РФ
Реализация крупных инвестиционных проектов,на территории макрорегионов Предоставление государственной гарантии по возврату кредита на реализацию инвестиционных проектов (на территории СевероКавказского ФО) Минкавказ Юридические лица (СКФО)
Субсидирование затрат на создание или реконструкцию объектов инфраструктуры, технологическое присоединение (на территории Дальневосточного ФО) Минвосток-развития Юридические лица (инвесторы)
Трудовая миграция и занятость населения Информационное и организационно-методическое сопровождение мероприятий по привлечению работников в моногорода Моногород в Дфо
Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в т.ч. в др. местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения и др. Минтруд Субъекты РФ
Направление Меры и инструменты Источник Субъект поддержки (получатель)
поддержки государственной поддержки поддержки
1 2 3 4
Адресная поддержка на
Стимулирование предпринимательской деятельности субъектов конкурсной основе (гранты, субсидирование части затрат); предоставление услуг инфраструктурными Средние малые предприятия микропредприятия
малого и среднего организациями поддержки
бизнеса развития малого и среднего бизнеса (бизнес-инкубаторы и др.)
Увеличение объемов
кредитования Государственные гарантии по Кредитные организации финансовые организации
организаций кредитам, выданным для
производственного реализации инвестиционных
сектора экономики на долгосрочных и проектов на основе проектного финансирования Минэконом-развития
льготных условиях
Финансирование
мероприятий по оказанию финансовой и иных форм
Обеспечение поддержки социально
социальной ориентированных
стабильности и некоммерческих Субъекты РФ
развитие организаций; реализация
некоммерческого сектора программ в области оказания информационной, консультационной поддержки, распространении лучшей практики и др.
Мониторинг состояния градообразующих
Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности предприятий, работа антикризисных комиссий; поддержка конкретных промышленных площадок в рамках государственных программ; предоставляется 46 видов субсидий Минпромторг Градообразующие предприятия новые производства
Субсидирование из федерального бюджета
реализации государственных Субъекты РФ,
программ по развитию физической культуры и Минспорт органы местного самоуправления,
Улучшение социальной спорта; развитию объектов НКО
инфраструктуры государственной собственности и др.
Создание и реконструкция
объектов культурного наследия и туристской инфраструктуры Минкультуры Субъект РФ
Направление Меры и инструменты Источник Субъект поддержки (получатель)
поддержки государственной поддержки поддержки
1 2 3 4
Развитие отраслей Возмещение части затрат на с/х
растениеводства, уплату процентов по Минсельхоз производители,
животноводства и кредитам на реализацию фермерские
мясного скотоводства инвестиционных проектов хозяйства
Поддержка моногородов по линии некоммерческих организаций
Софинансирование расходов
Реализация новых на строительство и
инвестиционных проектов и реконструкцию объектов инфраструктуры для новых Субъекты РФ, муниципальные образования инициаторы проектов
мероприятии, инвестиционных проектов;
направленных на подготовка и (или) участие в
снятие инфраструктурных реализации новых инвестиционных проектов
ограничений (целевые займы, вхождение в уставный капитал) Фонд развития моногородов
Формирование команд,
Кадровое обеспечение управленческих процессов в управляющих проектами развития моногородов, и организация их обучения; реализация функций Субъекты РФ, муниципальные образования
моногородах проектного офиса по осуществлению инвестиционных проектов
Оплата части расходов на
создание, реконструкцию и
Улучшение качества городской среды модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, подготовку проекта; субсидирование процентной ставки ГК Фонд содействия реформированию ЖКХ Субъект РФ
Распространение и внедрение
Информационно-аналитическое и методическое обеспечение лучших практик в области работы с инвесторами и развития предпринимательства Ведение и актуализация данных на инвестиционном портале регионов России АНО АСИ по продвижению новых проектов Органы местного самоуправления
Предоставление кредитов,
Создание условий для привлечения инвесторов на промышленные площадки займов, гарантий и поручительств, а также осуществление финансирования на возвратной основе ГК Внешэконом банк Участники (инициаторы) проектов
реализации инвестиционных проектов
Направление поддержки Меры и инструменты государственной поддержки Источник поддержки Субъект поддержки (получатель)
1 2 3 4
Содействие внедрению передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств Целевые займы под 5% годовых на конкурсной основе Фонд развития промышленности Промышленные предприятия
Поддержка моногородов по линии коммерческих организаций
Поддержка несырьевого экспорта Предэкспортное и постэкспортное финансирование, кредит иностранному покупателю АО «РОСЭКСИМБАНК» Российские экспортеры
Страхование экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР»
Льготное финансирование, гарантийная и льготная имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства Предоставление кредитного продукта «МСП-Регион» и продукт «Лизинг -Региональный потенциал МСП» (через партнеров) МСП Банк Малые и средние предприятия
Гарантийная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация МСП»
Составлено автором
Таким образом, представленные меры финансового и нефинансового характера направлены на достижение стабильного развития монопрофильных муниципальных образований на основе диверсификации их экономики в результате:
• повышения инвестиционной привлекательности и привлечения частных инвестиций в экономику моногородов, для создания производств не связанных с градообразующим комплексом;
• улучшения бизнес-среды, создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, способного обеспечить устойчивость и сопротивляемость городской экономики кризисным явлениям;
• развития бизнес, инновационной и социальной инфраструктуры с использованием современных финансовых инструментов.
Меры Единого перечня охватывают все известные проблемы развития городов с монопрофильной специализацией. Ввиду неоднородности хозяйственного и социального пространства моногородов РФ [8, с. 11], различий в моделях функционирования6 комплекс мер из имеющегося арсенала должен подбираться для каждого монопрофильного муниципального образования индивидуально.
6 Моногорода. Перезагрузка. Поиск новых моделей функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.basel.ru/monogoroda/ (Дата обращения: 25.11.2016).
При распределении ответственных за исполнение федеральные органы оставляют за собой меры и инструменты, обеспечивающие реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию производственной, инновационной и социальной инфраструктуры, создание условия для развития предпринимательства, установление и поддержание необходимых социальных параметров в моногородах.
Применение мер государственной поддержки моногородам частично делегируется с федерального уровня на региональный и местный. Достижение оптимального уровня децентрализации экономических и политических прав будет способствовать укреплению значения местного контекста, адаптации местного производственного сектора к меняющимся экономическим условиям, позволит изнутри начать процесс хозяйственных преобразований, опирающихся на широкий инновационный поиск [9, с. 44] и механизмы стимулирования потенциала саморазвития. Факторами успеха на региональном уровне определяются эффективная коммуникация властей и бизнеса, подотчетность первых местному сообществу, тесное взаимодействие между производителями, согласование стратегий развития отдельных отраслей городского хозяйства, постоянное наращивание знаний и компетенций.
Присутствие в Едином перечне в качестве исполнителей (источников поддержки) институтов развития и коммерческих организаций отражает понимание того, что в новой модели экономического роста РФ движущей силой обозначаются частные инвестиции, мобилизуемые за счет формирования благоприятного делового климата, поощрения предпринимательских инициатив и привлекательности российской юрисдикции для бизнеса [10, с. 29].
В целях реализации обозначенных мер коммерческие организации должны организовать поддержку несырьевого экспорта, малого и среднего предпринимательства. Некоммерческим организациям отводится роль институтов развития, обладающих управленческими и экспертными компетенциями. Используя инструменты стимулирования инвестиционной активности, они должны осуществить меры, обеспечивающие реализацию конкретных инвестиционных проектов, направленных на снятие инфраструктурных ограничений, развитие технологий, импортозамещение и улучшение городской среды.
Меры, содержащиеся в Едином перечне, решаются преимущественно программно-целевыми методами. Однако, при наличии значительного количества ответственных за исполнение и получателей поддержки встает проблема координации действий участников и взаимной систематизации предусмотренных мер. В современной системе государственной поддержки должен осуществиться переход к бимодальному управлению, то есть к выделению специальных проектных команд и созданию проектных офисов, которые должны обеспечить решение приоритетных задач на уровне качественных изменений [10, с. 27]. Проектные алгоритмы позволяют синхронизировать программы комплексной модернизации и обустройства моногородов с другими приоритетными направлениями развития, активизировать внутренние источники экономического роста. К выполнению функций проектного офиса приступил НК «Фонд развития моногородов».
Итак, в качестве основных характеристик и особенностей, присущих государственной системе поддержки монопрофильных муниципальных образований РФ на современном этапе, автором выделяются следующие:
• усиление инициирующей, регулирующей и координирующей роли Правительства РФ в управлении моногородами: формирование программных и проектных документов, определение ключевых целевых показателей до 2018 г. и 2025г., создание исполнительных структур (комитетов), внедрение механизма мониторинга в моногородах;
• формирование Единого перечня мер поддержки монопрофильных муниципальных образований РФ, направленного на их стабильное развитие, и предусматривающего привлечение к решению поставленных задач коммерческих и некоммерческих организаций, активизацию и интенсификацию деятельности институтов развития по привлечению частных инвестиций в экономику моногородов;
• децентрализация управления их развитием: совершенствование инструментов регионального и местного управления, обеспечивающих переход от «уравнивающих» к дифференцированным способам оказания поддержки;
• разноаспектностность и разнонаправленность осуществляемых мер поддержки: помимо финансово-экономических реализуются социальные, экологические, информационно-коммуникационные, методологические и другие меры, охватывающие весь круг проблем и задач стабильного развития территорий с монопрофильной специализацией.
В решении проблем моногородов государство в лице Правительства РФ стремится сосредоточиться на создании макро-условий для диверсифицированного роста экономики и стабильного развития территорий. Органы региональной власти должны принять на себя ответственность за создание и поддержание высокой инвестиционной привлекательности и благоприятной бизнес-среды в моногородах [11, с. 88].
Участие коммерческих и некоммерческих организаций в решении задач монопрофильных муниципальных образований создает возможности для использования наиболее эффективных и адекватных поставленным целям и задачам инструментов развития и привлечения в экономику частных инвестиций. Считаем, что к таким инструментам следует отнести: проектное финансирование, софинансирование, адресную поддержку на конкурсной основе (гранты, субсидирование части затрат) малого и среднего предпринимательства, в том числе в социальной сфере, государственно-частное партнерство.
Более широкое использование проектных методов обеспечит повышение эффективности управления инвестиционными проектами в моногородах, сократит сроки создания новых бизнесов, инфраструктуры, рабочих мест.
Перечисленные особенности позволяют сделать вывод о переосмыслении целей и задач государственной поддержки моногородов РФ, выборе эффективных инструментов, обеспечивающих их стабильное развитие, и выработке новых управленческих подходов, адекватных периоду восстановления экономического роста.
Дальнейшие исследования будут связаны с анализом конкретных мер и инструментов государственной поддержки моногородов РФ и их реализации на региональном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова, О.В. Особенности и проблемы федеральной поддержки моногородов // Проблемы теории и практики управления, 2016. - №3. - С. 53-63.
2. Тургель, И.Г., Божко, Л.Л., Сюй Линьши. Государственная поддержка моногородов России и Казахстана // Вестник Финансового университета, 2016. -№1. - С. 22-32.
3. Крекотнев, С.Н. Моногород как объект государственной политики: проблема определения статуса // Вестник Российской нации, 2016. - №1-1 (46). - С. 206-220.
4. Кузнецова, О.В. Особенности и проблемы федеральной поддержки моногородов // Проблемы теории и практики управления, 2016. - №3. - С. 53-63.
5. Роль государственных программ в развитии моногородов [Текст]: монография / А.Н. Ряховская, С.Е. Кован, О.Г. Крюкова; под ред. А.Н. Ряховской. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА - М, 2014. - 272 с.
6. Иванова, О.П., Антонова, И.С., Антонов, Г.Д. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью [Текст]: монография / Иванова О.П., Антонова И.С., Антонов Г.Д. - М.: Инфра-М, 2016. - 234 с.
7. Развитие моногородов России [Текст]: монография / колл. авт. под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Н. Ильиной. - М.: Финансовый университет, 2013. - 168 с.
8. Колесникова О.А., Похвощев В.А., Соломатин А.В. Моногорода: генезис, топонимика, типология, классификация // MIRBIS RESEARCH REVIEW, 2016. -№1 (1). - С. 5-16.
9. Замятина, Н.Ю., Пилясов, А.Н. Инновационный поиск в монопрофильных городах: блокировки развития, новая промышленная политика и план действий [Текст] / Н.Ю. Замятина, А.Н. Пилясов А.Н. - М.: ЛЕНАРД, 2015. - 216 с.
10. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики, 2016. - №10. - С. 5-30.
11. Тетерятникова, М.Е., Дмитриева, Е.О. Государственная политика содействия модернизации моногородов // Менеджмент в социально-экономических системах: сборник науч. стат. участников всерос. студ. олимпиады по управл. спец., Йошкар-Ола, 2016. - С. 86-91.
Dmitrieva Elena Olegovna
Samara state university of economics, Russia, Samara
E-mail: [email protected]
State support of the Russian single-industry towns in terms of economic growth
Abstract. The accumulated problems of Russian single-industry towns indicate the instability of state support systems previously developed, and need to be reviewed existing practices. The newly defined goals and objectives of sustainable development should be systematized on activities to choose effective instruments and apply new approaches to the management of the development of single-industry towns in restoring economic growth in the country.
The author examines the measures to support the development of single-industry municipalities (single-industry towns). The author reveals the structure and content of the measures responsible for implementing organizations (sources of support), determines the main directions of promoting integrated and sustainable development of single-industry towns at the present stage. Presence as performers (sources of support) development institutions and commercial organizations reflects the understanding that the new model of economic growth driving force of Russian Federation appointed private investment mobilized through the creation of a favorable business environment, promoting business initiatives and attractive Russian jurisdiction for business.
The paper draws conclusions on the adequacy of the measures taken and the selected tools support the country's economic recovery growth conditions, it is recommended design approaches in the organization of state support for areas with a sectoral specialization. Design algorithms allow the program to synchronize the comprehensive modernization and construction of single-industry towns with other development priorities and strengthen domestic sources.
Keywords: single-industry municipality (one-industry town); government support measures; support tools; city-forming complex; sustainable development; private investment; economic growth