Научная статья на тему 'Проблемы развития малых предприятий мебельной отрасли в условиях особой экономической зоны'

Проблемы развития малых предприятий мебельной отрасли в условиях особой экономической зоны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕБЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / SPECIAL ECONOMIC ZONE / SMALL BUSINESS / FURNITURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисогор Максим Николаевич

Проанализирована деятельность малых предприятий Калининградской области на примере мебельной промышленности. Выявлены факторы, влияющие на их развитие в условиях особой экономической зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лисогор Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper examines the activity of small enterprises in the Kaliningrad region using the example of furniture industry. The author identifies the factors affecting their development in a special economic zone.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малых предприятий мебельной отрасли в условиях особой экономической зоны»

УДК 332.122

М. Н. Лисогор

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Проанализирована деятельность малых предприятий Калининградской области на примере мебельной промышленности. Выявлены факторы, влияющие на их развитие в условиях особой экономической зоны.

This paper examines the activity of small enterprises in the Kaliningrad region using the example of furniture industry. The author identifies the factors affecting their development in a special economic zone.

Ключевые слова: особая экономическая зона, малое предпринимательство, мебельное производство.

Key words: special economic zone, small business, furniture.

Мебельная промышленность Калининградской области относится к числу динамично развивающихся отраслей, что обусловлено в первую очередь выгодными условиями хозяйствования, возможными благодаря введению в 1996 г. закона «Об Особой экономической зоне», а также близостью к европейским производителям мебели и комплектующих для ее изготовления. Сегодня продукция мебельной промышленности Калининградской области представлена не только в регионах России, но и за рубежом (в Нидерландах, Великобритании, Франции, Израиле и других странах).

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 9. С. 168—172.

Лидером по производству мебели среди округов России в течение последних пяти лет является Центральный федеральный округ [2] — 45 % по итогам 2008 г. При этом Москва и Московская область произвели почти 65 % всей мебели округа. Северо-Западный федеральный округ входит в четверку лидеров по производству мебели в России (рис. 1).

Более подробно остановимся на изучении роли мебельной промышленности Калининградской области, развивающейся в условиях особой экономической зоны. Наряду с такими крупными компаниями, как «Лазурит», «Нимакс», «Манн-групп», «Даллас», «Дедал», «Интердизайн», «Максик», в мебельной отрасли региона действует множество небольших предприятий. Именно малые и средние предприятия определяют современный облик мебельной промышленности Калининградской области. По данным государственной статистики [1], на долю малых предприятий приходится не менее 70 % объема производимой предприятиями отрасли продукции, на них трудится большая часть занятых в мебельном производстве работников.

Согласно статистическим данным, по состоянию на конец 2009 г. в мебельной отрасли региона насчитывалось 141 малое предприятие, включая микропредприятия (рис. 2). По сравнению с 2008 г. количество предприятий сократилось на 24 единицы (14 %). Наиболее бурный рост количества малых предприятий мебельной отрасли Калининградской области отмечался в 2004 — 2005 гг., когда число предприятий увеличилось более чем в два раза.

Быстрое развитие отрасли в 2004—2007 гг. обусловило рост числа работников, занятых на мебельных предприятиях, — по данным государственной статистики, с 908 в 2004 г. до 1966 человек в 2007 году (рис. 3).

С конца 2008 г., в период экономического кризиса, произошло резкое сокращение предприятий мебельной отрасли, а соответственно, и количества занятых. Однако благодаря своей мобильности малые предприятия способны более оперативно реагировать на кризисные явления в экономике страны, что позволило большинству из них сохранить свое производство (рис. 3).

Уральский

ФО

Сибирский

ФО

4%.

169

Северо-^И Западный ФО

10%

Приволжский

ФО

-Д алъневос-точный ФО

2%

20 %

Рис. 1. Соотношение производства мебели по федеральным округам России за 2004 — 2009 гг., %

170

2009

2008

2007

2006

2005

2004

141

16

34

117

115

— 54

30 60 90 120

Количество предприятий

150

180

Рис. 2. Количество малых предприятий мебельной отрасли в Калининградской области (включая микропредприятия), 2004 — 2009 гг. [1]

2009

2008

2007

2006

2005

2004

500

1000

1500

2000

Количество человек

Рис. 3. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на малых предприятиях мебельной отрасли Калининградской области

в 2004—2009 гг. [1]

Положительная динамика роста прослеживается и в отношении оборота малых предприятий мебельной отрасли региона. По состоянию на конец 2008 г., данный показатель вырос почти в шесть раз по сравнению с 2005 г. Однако экономический кризис привел к тому, что к концу 2009 г. оборот малых предприятий сократился до 706,4 млн руб. (рис. 4).

5

0

0

2009

2008

2007

2006

2005

1 706 ,4

-

2756,

- 1468,5 1380,6

-

■ 485,9

500

1000 1500 2000 2500

3000

0

Оборот организаций, млн руб.

Рис. 4. Оборот малых предприятиях мебельной отрасли Калининградской области в 2005—2009 гг. [1]

В качестве основных проблем, сдерживающих динамику развития мебельной промышленности Калининградской области, следует выделить следующие факторы:

1. Серьезная зависимость от импортных материалов и комплектующих для производства мебели. Таможенные льготы Особой экономической зоны и удобное географическое расположение области способствуют развитию в регионе мебельных производств, основывающихся в первую очередь на использовании импортных материалов.

2. Отсутствие в регионе профессионально обученных кадров. Современное мебельное производство — это современные машины, электроника и компьютеры. Такого дорогостоящего оборудования нет в учебных заведениях начального профессионального образования. В результате мебельщикам приходится самостоятельно заниматься обучением кадров [3].

3. Постепенное насыщение мебельного рынка Калининградской области, в связи с этим возникает необходимость расширения экспорта в другие регионы России и иностранные государства. Эксклавное положение региона способствует продвижению продукции за границу. Собственными розничными сетями и региональными представительствами в России располагают такие компании, как «Лазурит», «Интердизайн», «Прагматика».

4. Отсутствие полноценных отделов маркетинга и НИОКР у большинства малых предприятий, ограничение бюджетов по маркетингу и разработкам новых продуктов. В результате не проводятся комплексные исследования рынка при запуске новых направлений мебели, у многих калининградских производителей нет своей маркетинговой стратегии, наблюдается частичное или полное подражание дизайну мебели мировых лидеров. Мнение руководства, представителей и дилеров фабрик в регионах во многом определяет маркетинговую поли-

171

172

тику производства, тогда как в первую очередь надо учитывать результаты маркетинговых исследований [3].

5. Федеральный закон от 10 января 2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не предполагает финансовых льгот для малых предприятий.

На развитие мебельной отрасли Калининградской области также оказывает влияние нестабильная экономическая ситуация в стране, выражающаяся прежде всего в падении спроса на мебельную продукцию, высоком уровне налогообложения.

Мебельное производство Калининградской области — динамично развивающееся, но имеет и определенные риски, для смягчения которых необходимы совместные усилия представителей власти и бизнеса по поддержанию конкурентоспособности местных производителей.

Список литературы

1. Малое предпринимательство в Калининградской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2005 — 2010.

2. Мебельный рынок в России 2008 — 2010: общие показатели и прогноз. URL: http://www.m-furnitura. ru/issled_1.php?id=13 (дата обращения: 03.07.2011 г.)

3. Министерство экономики Калининградской области: [официальный сайт]. URL: http://economy.gov39.ru/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/otrasle-voi-obzor/mebel/ (дата обращения: 03.07.2011 г.)

Об авторе

Максим Николаевич Лисогор — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, e-mail: [email protected]

About author

Maxim Lisogor, PhD student, IKBFU, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.