Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1299
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / КОВИДОГРАНИЧЕНИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова Е. Н., Шатаева О. В., Николаев М. В., Тимченко В. О.

Цель. Проанализировать состояние малого и среднего предпринимательства в России, исследовать проблемы его развития и необходимости и сущности институциональных преобразований.Процедура и методы. Использованы исследования учёных-экономистов, нормативные и законодательные документы, анализ статистических данных, методы наблюдения, сравнительного анализа, индукции и дедукции.Результаты. На основе анализа малого и среднего предпринимательства в России раскрыта роль государства в его поддержке, особенно в период пандемии коронавируса и экономических санкций. Обоснована необходимость проведения для дальнейшего развития МСБинституциональных преобразований, таких как: повышение престижности труда, предпринимательского в том числе, укрепление прав частной собственности, перенесение приоритета взаимодействия малого и среднего бизнеса и власти в регионы.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты проведённого исследования вносят вклад в теоретическое осмысление процессов, происходящих в малом и среднем бизнесе в России, обосновывают необходимость его развития, институциональных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA, THE NECESSITY AND ESSENCE OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS

Aim. To analyze the state of small and medium-sized entrepreneurship in Russia, to research the problem of its development and the necessity and essence of institutional transformations.Methodology. The research of economists, regulatory and legislative documents, analysis of statistical data, observation, comparative analysis, induction and deduction methods are used in the work.Results. Based on the analysis of small and medium-sized businesses in Russia, the role of the state in its support is revealed, especially during the Coronavirus pandemic and economic sanctions. The necessity of carrying out institutional transformations for the further development of SMEs, such as: increasing the prestige of labor, including entrepreneurship, strengthening private property rights, shifting the priority of interaction between small and medium-sized businesses and authorities to the regions, is substantiated.Research implications. The results of the study contribute to the theoretical understanding of the processes taking place in small and medium-sized businesses in Russia, and substantiate the need for its development of institutional transformations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330.101. 8

DOI: 10.18384/2310-6646-2022-2-3-20

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Акимова Е. Н.1, Шатаева О. В.2, Николаев М. В.2, Тимченко В. О.1

1Московский государственный областной университет

141014, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

2Московский педагогический государственный университет

119991 г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Проанализировать состояние малого и среднего предпринимательства в России, исследовать проблемы его развития и необходимости и сущности институциональных преобразований. Процедура и методы. Использованы исследования учёных-экономистов, нормативные и законодательные документы, анализ статистических данных, методы наблюдения, сравнительного анализа, индукции и дедукции.

Результаты. На основе анализа малого и среднего предпринимательства в России раскрыта роль государства в его поддержке, особенно в период пандемии коронавируса и экономических санкций. Обоснована необходимость проведения для дальнейшего развития МСБ-институциональных преобразований, таких как: повышение престижности труда, предпринимательского в том числе, укрепление прав частной собственности, перенесение приоритета взаимодействия малого и среднего бизнеса и власти в регионы. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты проведённого исследования вносят вклад в теоретическое осмысление процессов, происходящих в малом и среднем бизнесе в России, обосновывают необходимость его развития, институциональных преобразований.

Ключевые слова: государственная политика, институциональные преобразования, ковидо-граничения, малый и средний бизнес, предпринимательство, санкции

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA, THE NECESSITY AND ESSENCE OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS

E. Akimova1, O. Shatayeva2, M. Nikolaev2, V. Timchenko1

1Moscow Region State University

24 Very Voloshinoi ul, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation

2Moscow State Pedagogical University

1/1 Malaya Pirogovskaya ul., Moscow, 119991, Russian Federation

© CC BY Акимова Е. Н . , Шатаева О . В . , Николаев М. В . , Тимченко В . О . , 2022.

Abstract

Aim. To analyze the state of small and medium-sized entrepreneurship in Russia, to research the problem of its development and the necessity and essence of institutional transformations. Methodology. The research of economists, regulatory and legislative documents, analysis of statistical data, observation, comparative analysis, induction and deduction methods are used in the work. Results. Based on the analysis of small and medium-sized businesses in Russia, the role of the state in its support is revealed, especially during the Coronavirus pandemic and economic sanctions. The necessity of carrying out institutional transformations for the further development of SMEs, such as: increasing the prestige of labor, including entrepreneurship, strengthening private property rights, shifting the priority of interaction between small and medium-sized businesses and authorities to the regions, is substantiated.

Research implications. The results of the study contribute to the theoretical understanding of the processes taking place in small and medium-sized businesses in Russia, and substantiate the need for its development of institutional transformations.

Keywords: state policy, institutional transformations, COVID-restrictions, small and medium business, entrepreneurship, sanctions

Введение

Предпринимательство - основа современной экономики . Различным его аспектам посвящены исследования западных и отечественных экономистов: Людвига фон Мизеса, Фридриха фон Хайека, Й . Шумпетера, П . Друкера, Г Б . Клейнера и др . Одним из направлений предпринимательской деятельности является малый и средний бизнес, значение которого в стране и мире трудно переоценить . Доля предприятий малого и среднего бизнеса среди всех компаний в мире достигает 90%, их усилиями создается 50% мирового ВВП, МСП принадлежит 70% рабочих мест1 . От его развития зависят уровень жизни населения, а также показатели занятости Малый и средний бизнес - основа формирования среднего класса

В современной России изучением проблем малого и среднего предпринимательства занимаются учёные В . П . Бабурин, Н . В . Захарова, С . П . Земсков, А . В . Лабудин, М . Г. Светуньков, С. Г. Светуньков, А . Ю . Чепуренко, С . В . Шкодинский, А . И . Шпынова и др .

Большое внимание развитию малого и среднего бизнеса уделяет руководство нашей страны . В 2016 г. была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. В ней поставлена цель в 2 раза увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны: с 20% до 40%2 .

На конец 2020 г занятость в секторе малого и среднего предпринимательства составляла 18,2 млн человек3, а к 2030 г., согласно целям национального развития РФ, их численность должна вырасти, до 25 млн человек4 Рассмотрим, как в современных реалиях МСБ продвигается к этим целям, и что необходимо сделать, чтобы малое и среднее предпринимательство в условиях санкций сохранилось и в перспективе продолжило развитие

1 Поддержка МСП в контексте COVID-19 . Счётная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ach. gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME. pdf (дата обращения: 14.02.2022).

2 «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. » (утв . распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р) // ГАРАНТ. РУ. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71318202(дата обращения: 14.02.2022).

3 Решетников М . Официальное мнение . Бюллетень Счетной палаты. 2021. № 4 (281) // Счётная палата Российской Федерации: [сайт]. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-4-281-2021-g (дата обращения: 14.02.2022).

4 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Президент России: [сайт]. URL: www. kremlin, ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 14.02.2022).

Характеристика МСП

Согласно российскому законодательству, субъектами малого и среднего предпринимательства могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели, официально зарегистрированные и соответствующие определённым критериям (табл . 1) .

Таблица 1 / Table 1

Критерии микро-, малых и средних предприятий в России / Criteria of micro, small and medium enterprises in Russia

Критерии, общие для всех

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год 15 человек - для микропредприятий; 16-100 человек - для малых предприятий; 101-250 человек - для средних предприятий .

Доходы за год по правилам налогового учёта не превышают 120 млн рублей - для микропредприятий; 800 млн рублей - для малых предприятий; 2 млрд рублей - для средних предприятий

Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале организации Не более 25 % принадлежит: - государству, субъектам РФ; - муниципальным образованиям; - общественным и религиозным организациям (объединениям); - благотворительным и иным фондам .

Не более 49% принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП . Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности

Дополнительные критерии для АО

Суммарная доля участия в капитале Не более 25 % голосующих акций принадлежит: - государству, субъектам РФ; - муниципальным образованиям; - общественным и религиозным организациям (объединениям); - благотворительным и иным фондам

Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП . Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности

Источник: Феоктистов С. Критерии МСП в 2022 г. // Астрал: [сайт]. URL: https://astral.ru/articles/ biznes/22277 (дата обращения: 05.04.2022).

ISSN 2072-8549

9

2022/№ 3

Оговоримся сразу, что, хотя некоторые исследователи, Й . Шумпетер, в частности, разводят понятия предпринимательство и бизнес, понимая под бизнесом любую хозяйственную деятельность, а под предпринимательством - только деятельность инновационную, мы будем в данной статье использовать их как синонимы

Развёрнутую характеристику малому и среднему бизнесу дают западные экономисты . Они относят к МСП официально зарегистрированные предприятия, которые платят налоги и социальные взносы Сотрудники этих предприятий проходят обучение, имеют ежегодные оплачиваемые отпуска, а также им оплачивают больничные Руководство таких предприятий вкладывает средства в инвестиционные проекты, срок окупаемости которых более одного года. Деятельность МСП на добровольных началах тесно связана с проектами местных сообществ и благотворительностью [4, с . 14].

В разных странах используют различные признаки, по которым относят предприятия к малому и среднему бизнесу Кроме показателя численности сотрудников, принимается во внимание объём продаж, а также учитывается итог годового баланса1. Это несколько затрудняет международное сравнение МСП [1, с . 66], но принципиальных подходов не меняет

Малый и средний бизнесы существенно отличаются от крупного не только размерами . Так, управляют предприятием чаще сами владельцы бизнеса, а не наёмные управляющие; т. е . между правом собственности и непосредственным участием в управлении предприятием существует устойчивая взаимосвязь [1, с . 66]. Кроме того, структура управления на этих предприятиях в основном централизованная, реже встречается делегирование полномочий В связи с этим МСП более гибки и быстрее приспосабливаются к незатратным изменениям, т к управляющий и собственник часто объединены в одном лице, а небольшие размеры бизнеса позволяют быть в курсе текущих событий и оперативно на них реагировать

Стратегия малых и средних предприятий носит чаще краткосрочный и среднесрочный характер и направлена главным образом на выживание, а не на долгосрочное завоевание рынка Применяемые стратегии направлены на приспособление к внешней среде, т к эти предприятия не способны значительно влиять на рынок (на объем продаваемого в отрасли товара и уровень цен) [1, с . 66; 8, с . 85]. Успех их деятельности значительно зависит от личных неформальных отношений руководителей с работниками и клиентами Они более плотно интегрированы в местные сообщества и более социально активны Малые и средние предприятия технологически более консервативны, т к ограничены размерами капитала, который часто формируется за счёт семейных сбережений, а не как в крупных корпорациях - за счёт заимствования средств инвесторов на фондовом рынке Соответственно, они ограничены в возможности нанимать высококвалифицированных работников [4, с. 13-14]. Кроме того, инновационная деятельность малых предприятий нестабильна и подвержена колебаниям, т к их ресурсы невелики, а конкурентные позиции слабы [6].

1 Поддержка МСП в контексте COVID-19 . Счётная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ach. gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME. pdf (дата обращения: 14.02.2022).

[7, с . 6;].

Отличия МСБ от крупного

Состояние и проблемы МСП в России

Исследуя малое и среднее предпринимательство в России, учёные выделяют семь типов региональных предпринимательских экосистем [2]. В основу их анализа положена территориальная, институциональная и отраслевая специфика развития малого и среднего предпринимательства (табл 2)

Таблица 2 / Table 2

Типы региональных предпринимательских экосистем в России/ Types of regional entrepreneurial Ecosystems in Russia

Типы региональных предпринимательских экосистем Местоположение Характерные черты

1 тип Москва и Санкт-Петербург - высочайшая плотность предпринимательской деятельности; - диверсифицированный сервисный сектор МСП; - крупнейшие потребительские рынки; - хороший доступ к капиталу; - максимальная обеспеченность банковскими услугами; - минимальный процент неформальной занятости

2 тип Регионы с крупными городами, такие как, Воронежская, Самарская, Новосибирская, Тюменская, Свердловская, Челябинская области и Республика Татарстан - высокая плотность МСБ; - диверсифицированное малое и среднее предпринимательство; - благоприятный предпринимательский климат; - высокая активность МСП; - хороший доступ к рынкам капитала, товаров и услуг

3 тип Регионы, расположенные вблизи крупнейших агломераций, например, Белгородская, Калининградская, Калужская, Тульская, Рязанская области, Республика Карелия - большая роль малого и среднего бизнеса; - дополнительная специализация областей, унаследованная от СССР (фармацевтика, деревянное домостроение, предприятия ОПК и др . ); - неравномерный доступ к рынкам; - неравномерное развитие банковского сектора

4 тип Преимущественно южные регионы: Ростовская, Волгоградская, Липецкая, Оренбургская, Курганская области и Ставропольский и Краснодарский края - среднее развитие малого и среднего бизнеса; - диверсифицированный МСБ; - повышенная роль сельскохозяйственного производства; - высокая доля занятости в неформальном секторе (особенно в строительстве и сельском хозяйстве); - слабое развитие банковского сектора

Окончание Таблицы 2

Типы региональных предпринимательских экосистем Местоположение Характерные черты

5 тип Большинство регионов Арктики . - средняя плотность предпринимательской деятельности; - слабая диверсификация бизнеса; - усложнённый доступ к рынкам товаров и услуг, - средний доступ к капиталу, - низкая неформальная занятость

6 тип Многие регионы Дальневосточного федерального округа - слабое развитие МСБ; - малая активность бизнеса из-за высоких издержек и рисков; - удалённость от рынков, - высокая доля неформальной занятости

7 тип Большинство горных регионов Северокавказского федерального округа - низкая плотность бизнеса; - неоднородность уровня развития малого бизнеса; - худшие условия доступа к капиталу; - высокая доля неформальной занятости

Источник: Составлено авторами на основе: Земсков С. П Бабурин В . П . Предпринимательские экосистемы в

регионах России // Региональные исследования. 2019 . № 2 . С . 4-14 .

Отраслевая специфика занятости в малом и среднем бизнесе России такова, что около половины в ней занимает торговля - 42,7% (рис . 1) .

Рис. 1 / Fig. 1. Отраслевая структура занятости в МСП России (включая ИП) / Sectoral structure of employment in SMEs in Russia (including sole proprietors)

Источник: данные автора.

В настоящее время в России сектор МСП не является катализатором роста экономики . Более того, на протяжении десяти лет он стагнирует (рис. 2) . В нём также не идут процессы перерастания малого бизнеса в средний1

Рис. 2 / Fig. 2. Показатели сектора МСП в России / Indicators of the SME sector in Russia

Источник: Специальный доклад Президенту Российской Федерации «МСП / постковид» [Электронный ресурс]. URL: http://doklad. ombudsmanbiz. ru/2021/7.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

Неудовлетворительное состояние малого и среднего бизнеса в стране вызвано целым рядом проблем, наиболее значительные из которых:

- большое административное давление (большое количество требований, несоразмерные штрафы, отсутствие у надзорных органов заинтересованности в предотвращении инцидентов и формировании безопасной бизнес-среды);

- «несправедливость» налоговой системы, создающей неравные условия для предпринимателей и затрудняющей честную конкуренцию;

- отсутствие мотивации роста из малого бизнеса в средний, т. к . с ростом компании растут риски;

- загоняющая бизнес в тень система зарплатных налогов;

- огромное количество избыточной отчётности, что порождает большой документооборот (в 2019 г. существовало 158 форм отчётности для разных видов деятельности);

- очень ограниченные возможности для беззалогового кредитования и кредитования под залог оборудования, оборотных средств или долей в компании, а также высокие проценты по кредитам;

- рост издержек малого и среднего бизнеса из-за принимаемых государством мер по выводу компаний из тени (ККТ-онлайн, система «Меркурий», ЕГАИС-алкоголь, система маркировки товаров и пр );

- отсутствие у муниципальных, региональных, федеральных властей финансовой и управленческой заинтересованности в развитии МСБ и др . 2 .

Специальный доклад Президенту Российской Федерации «МСП / постковид» [Электронный ресурс]. URL: http://doklad. ombudsmanbiz. ru/2021/7. pdf (дата обращения: 18.02. 2022) .

Специальный доклад Президенту Российской Федерации «МСП / постковид» [Электронный ресурс] URL: http://doklad. ombudsmanbiz. ru/2021/7. pdf (дата обращения: 18.02.2022); Фаляхов Р. Недостижимые цели: почему малый бизнес сокращается несмотря на поддержку // Газета, ru: [сайт]. URL: https://www. gazeta. ru/ business/2021/04/26/13573406. shtml (дата обращения: 20.02.2022).

Влияние ковидограничений на развитие МСП

Больно ударила по малому и среднему бизнесу борьба с ковидом1 . Показателен в этом плане рынок кредитов, которые предприниматели вынуждены были брать, чтобы выжить Так, в 2020 г на кредитном рынке, несмотря на то, что средневзвешенная ставка по кредитам для предприятий малого и среднего бизнеса опускалась до 7,54% (самое низкое значение за весь период наблюдения), количество предприятий МСБ, имеющих задолженность в банках, выросло с 275,2 до 464,8 тыс , а сумма задолженности возросла почти на 23% и на начало 2021 г достигла 5, трлн рублей против 4,7 трлн на начало 2020 г Это при том, что за 2020 г банки выдали кредиты МСП всего на 2% ниже показателей 2019 г (7,6 трлн рублей)2

В 2020 г. началась убыль ИП, а в 2021 г. она в восемь раз ускорилась . В настоящее время численность индивидуальных предпринимателей в России составляет 3,6 млн человек3 . Индивидуальных предпринимателей стало меньше в 2021 г. практически во всех отраслях экономики: в строительстве, энергетике, транспорте, торговле, финансах, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, добыче, ресторанном и гостиничном бизнесе и других услугах. Наиболее массово сокращается численность парикмахерских и салонов красоты (на 15%), такси (на 14%) и авторемонтных мастерских (на 8%) Исключение составили связь (благодаря резкому росту почтовой и интернет-торговли), - количество занятых в ней ИП за семь месяцев 2021 г. увеличилось на 60%, - и операции с недвижимостью . Число ИП в сфере управления и аренды недвижимости выросло на 3%4

За период ковидограничений сокращается индивидуальное предпринимательство и в регионах . Кроме Республики Алтай и Мордовии, во всех остальных регионах наблюдается убыль ИП . Так, Дагестан потерял 31% ИП, а Чечня - 34%5 .

Тяжелая экономическая ситуация заставляет людей искать другие возможности заработать Часть индивидуальных предпринимателей уходит в тень, а часть регистрируется как самозанятые По итогам 2021 г число зарегистрированных самозанятых превысило 3,86 млн человек6

Рост числа самозанятых и сокращение ИП связаны с меньшей долей ответственности самозанятых: возможностью работать без кассовых аппаратов, не платить налоги и социальные взносы, не соблюдать множество нормативных актов, правил пожарной безопасности и пр Карантинные ограничения, необходимость закупать средства индивидуальной защиты и прививать 60% работников значительно ускорили процесс закрытия предприятий малого бизнеса и переход к самозанятости Ведь самозанятому достаточно только платить 4% или 6% от выручки, которую он сочтёт нужным показать

Антиковидные ограничения привели к тому, что в России по итогам первого полугодия 2021 г у 56,4% предпринимателей сократился спрос на товары и услуги, у

О влиянии пандемии COVID-19 на МСП в других странах мира. Поддержка МСП в контексте COVID-19 // Счётная палата Российской Федерации: [сайт]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf (дата обращения: 14.02.2022).

Якупова Ю Тетерин В Сараев А . Прогноз кредитования малого и среднего бизнеса в России на 2021 год: выжившие // Эксперт РА: [сайт]. URL: https://raexpert .ru/researches/banks/msb_2021 (дата обращения: 12.02. 2022). Ломская Т. Год умирающего бизнеса: где и почему в России исчезают индивидуальные предприниматели // Forbes . ru: [сайт]. URL: https://www. forbes . ru/svoi-biznes/437999-god-umirausego-biznesa-gde-i-pocemu-v-rossii-is-cezaut-individual-nye-predprinimateli (дата обращения: 12.02. 2022) . Там же Там же

Поддержка самозанятых // Министерство экономического развития РФ: [сайт]. URL: https://www.economy. gov. ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_ predprinimatelskoy_iniciativy/podderzhka_samozanyatyh (дата обращения: 10.03 . 2022) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

4

75,8% сократилась выручка (у 36% - более, чем на 50%), а 3,4% предпринимателей были вынуждены закрыть свой бизнес . 28,7% руководителей компаний увольняли сотрудников из-за невозможности платить им зарплату1 .

К уже имеющимся проблемам у владельцев малого и среднего бизнеса в пандемию добавился ещё целый ряд проблем: рост инфляции, отсутствие действенных мер господдержки, недостаток средств для уплаты аренды и налога на имущество, а также зарплаты работникам и др . (табл . 3) .

Таблица 3 / Table 3

Проблемы, обострившиеся у МСП в пандемию / The SME's problems aggravated during the Pandemic

Трудности бизнеса Количество респондентов, %

Рост инфляции 39

Отсутствие действенных мер господдержки 38,1

Недостаток средств для уплаты арендных платежей и налога на имущество 31,6%

Нехватка средств для погашения обязательств перед работниками 25,1

Сложность при выполнении новых требований законодательства: онлайн-кассы, маркировка и прослеживаемость 20,8

Усиление контроля со стороны госорганов 17,3

Нехватка работников 15,5

Проблемы с получением кредита из-за роста процентных ставок и сложности с оплатой текущих кредитов 14,6

Рост дебиторской задолженности из-за проблем у контрагентов 12,6

Источник: Рахимбердиев А. , Румянцев А. Как бизнес пережил первое полугодие 2021 года. Какой помощи предприниматели ждут от государства. - 19.09.2021 // Клерк: [сайт]. URL: https://www.klerk.

ru/blogs/moysklad/519149 .

Только 2,4% компаний не столкнулись ни с одной из перечисленных проблем2 .

Воздействие санкций на МСП

Введение санкций ухудшило положение не оправившейся от ковидограничений экономики России 3 .

Комплексные потери несёт весь бизнес страны, но больнее всего они бьют по малому и среднему предпринимательству: разорваны логистические цепочки, инфляция снизила покупательную способность населения, выросли закупочные цены, пострадали финансовые и технологические рынки . Санкциями оказалось затронуто 84% компаний, а в предыдущий период (до 25.02.2022) - только 26,4%, т. к . импортную составляющую в различной степени имеет 73,2% компаний . При этом полностью зависят от импорта 10% компаний, 26% - больше, чем на половину, 37% - на 10-50%, у 27% доля импорта меньше 10%4. И если крупные и

1 Рахимбердиев А . , Румянцев А . Как бизнес пережил первое полугодие 2021 года. Какой помощи предприниматели ждут от государства 2021 // Клерк: [сайт] . URL: https://www.klerk.ru/blogs/moysklad/519149 (дата обращения: 10.03.2022) .

2 Там же .

3 Алексеев Д . Посохом будь: как избежать падения производства и роста безработицы . 2022 // Известия: [сайт]. URL: https://iz.ru/1306679/dmitrii-alekseev/posokhom-bud-kak-izbezhat-padeniia-proizvodstva-i-rosta-bezrabotitcy (дата обращения: 10 03 2022)

4 Алексеев Д . Посохом будь: как избежать падения производства и роста безработицы . 2022. // Известия: [сайт].

средние компании ещё могут как-то существовать и находить выходы из создавшейся ситуации за счёт внутренних резервов и диверсификации производства, то у малого бизнеса таких возможностей нет.

Поддержка МСП государством

В создавшихся условиях государственная помощь экономике особенно необходима. Руководство страны обратило внимание на МСП ещё в допандемий-ные годы1, а с началом пандемии, а потом и с введением санкций это внимание усилилось . Государство приняло дополнительные меры для его поддержки . Так, Минэкономразвития России разработало четыре направления поддержки МСП:

- поддержка самозанятых;

- создание условий для лёгкого начала и удобного ведения бизнеса;

- комплекс мероприятий для действующих предпринимателей, обеспечивающих их рост, развития и выход на зарубежные рынки;

- создание Цифровой платформы, позволяющей дистанционно подбирать и получать меры поддержки всем субъектам МСП, включая самозанятых2 .

ЦБ РФ ещё в 2019 г. принял целый ряд мер, облегчающих малому и среднему бизнесу доступ к финансированию, которое теперь не зависит от места регистра-

3

ции предприятия, его размера и этапа становления

К этим мерам относятся: развитие финансирования не только с помощью банковских кредитов, но и с использованием таких инструментов, как краудфинансирова-ние, фондовый рынок, факторинг; развитие системы быстрых платежей, позволяющее сократить издержки; информационная поддержка МСБ

С началом пандемии правительство ввело дополнительные меры поддержки МСБ: отсрочка арендных платежей, мораторий на банкротство, предоставление субсидий на выплату зарплат, возмещение процентов по кредитам и др .4

Но, как показал опрос предпринимателей, государственную поддержку в 2020 г. получили только 42% субъектов малого и среднего предпринимательства, а не смогли ими воспользоваться 45,3% компаний5 . Этому имеются чисто технические причины, например, чтобы получить средства господдержки, необходимо, чтобы код основной деятельности предприятия по ОКВЭД принадлежал к пострадавшим от коронавируса отраслям

Начало спецоперации и введение западными странами большого количества санкций в отношении России сделали необходимость развития МСБ ещё более актуальной Разрыв цепочек поставок, ограничения экспорта и импорта, уход запад-

URL: https://iz. ru/1306679/dmitrii-alekseev/posokhom-bud-kak-izbezhat-padeniia-proizvodstva-i-rosta-bezrabotitcy (дата обращения: 10.03 . 2022).

1 «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (утв . распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р) // ГАРАНТ.РУ. URL: https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/71318202 (дата обращения: 10.03 .2022).

2 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. URL: https:// www.economy.gov. ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_ individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy (дата обращения: 10.03 .2022).

3 Банк России . Поддержка малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/ develop/msp (дата обращения: 20 02 2022)

4 Меры поддержки бизнеса и практические рекомендации для компаний в условиях пандемии // РОСКОНГРЕСС РК-ИНВЕСТИЦИИ . Инвестиционный портал регионов России . URL: https://roscongress. org/upload/medialibrary/dd0/Pamyatka-dlya-biznesa-v-usloviyakh-krizisa_25052020 . pdf (дата обращения: 20 02 2022)

5 Специальный доклад Президенту Российской Федерации «МСП / постковид» [Электронный ресурс] URL: http://doklad .ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

ных компаний с отечественного рынка усиливают необходимость поддержки отечественных производителей, что позволит малому и среднему бизнесу попытаться заместить некоторых западных производителей (особенно это касается сферы общественного питания) и создать новые рабочие места, поглотив часть оставшихся без работы сотрудников западных компаний, таких, например, как Макдональдс, ушедших с российского рынка или приостановивших работу В этих условиях государство продолжает поддерживать малый и средний бизнес, разрабатывая соответствующие финансовые и нефинансовые механизмы1.

Институциональные проблемы, решение которых будет способствовать развитию МСП в России

Мероприятия, которые проводятся в поддержку МСБ, жизненно необходимы для того, чтобы он в создавшихся условиях выжил . Но, чтобы малый и средний бизнес, пережив трудные времена, начал развиваться, крепнуть и достиг поставленных целей, необходимо решить глубинные проблемы, которые, несмотря на поддержку государства, на протяжении многих лет не дают ему подняться

Ключевая из них - несформировавшаяся институциональная среда, благоприятная для ведения малого и среднего бизнеса В развитых странах сложилась устойчиво функционирующая система институтов рынка, сформировались правовые нормы, базирующиеся на признании ценности «труда как человеческого предназначения, а собственности - как фундамента свободы бюргера, гражданина» [5, с . 103]. В нашей стране за три десятилетия перехода от коллективных форм ведения хозяйства «достаточных социокультурных предпосылок для развития предпринимательства ... пока не сложилось» [5, с. 103].

Прежде всего это касается отношения к труду как основе достижения успехов в предпринимательстве В стране существует уверенность, что процветающий бизнес есть «результат везения и (или) связей, а не упорного труда» [5, с. 103]. И дело не в недостатке пропаганды, не только в пропаганде уважительного отношения к труду, а в его оплате . Проведённое компанией НеаёНиШег исследование показало, что основным признаком престижа профессии 74% участников опроса признали величину зарплаты С этой точки зрения самые престижные работы: в нефтегазовом секторе (48% респондентов), в 1Т-отрасли (47%), в государственных органах (27%) . Самые непрестижные отрасли: ЖКХ (45%), сфера розничной торговли (31%), образовательные учреждения (26%) и сельское хозяйство (24%)2, где как раз и велика доля малого и среднего бизнеса

Кроме того, в России одни из самых низких зарплат среди стран с сопоставимым ВНП на душу населения, включая, например, металлургию, где по производительности труда Россия опережает другие страны . Даже при учёте государственных затрат на социальную сферу «рентабельность» среднего гражданина России в 2019 г. составила 194,4% (т. е . доходы от эксплуатации труда в 2 раза превышают траты компаний и государства на поддержание рабочей силы)3

1 Алексеев Д Посохом будь: как избежать падения производства и роста безработицы 2022 // Известия: [сайт] URL: https://iz ru/1306679/dmitrii-alekseev/posokhom-bud-kak-izbezhat-padeniia-proizvodstva-i-rosta-bezrabotitcy (дата обращения: 10 03 2022)

2 Гайва Е . Аналитики назвали самые престижные профессии в России . 2020 // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg . ru/2020/11/23/analitiki-nazvali-samye-prestizhnye-professii-v-rossii .html (дата обращения: 28.02.2022).

3 Буянов Д . Ожидает ли Россию технологический прорыв? // Regnum: [сайт]. URL: https://regnum .ru/news/econo-my/3518486. html (дата обращения: 28.02. 2022).

Не стимулирует производительного труда и такое положение, когда около 90% всех доходов в стране получают 3% самых богатых граждан, а 97% населения достаются только 10%^

Поэтому повышение заработной платы, ликвидация перекосов в оплате труда как внутри предприятий, так и между сферами деятельности, а также оптимизация зарплатных налогов способствовали бы росту престижности труда, активизации предпринимательской деятельности, а также повышению платёжеспособного спроса населения, что благоприятно сказалось бы на состоянии МСБ и его развитии

Вторая проблема - отношение к частной собственности в стране, незащищённость прав на неё, когда, например, земельный участок может быть изъят государственными органами в упрощённом порядке, несмотря на нежелание его владель-ца2, или действует закон о реновации, по которому в целях комплексной застройки территорий расселяют дома, не учитывая желание каждого собственника3 Защита частной собственности - одна из важнейших функций государства в рыночной экономике В условиях незащищённости частной собственности происходит развитие «услуг безопасности (рэкета)» [3, с. 156]. Рэкет и крышевание тормозят предпринимательскую активность, препятствуют превращению малого бизнеса в средний, способствуют развитию теневой экономики .

Третья проблема - взаимодействие власти и бизнеса Выше мы отмечали большое внимание федеральных органов власти к развитию малого и среднего бизнеса: льготные кредиты, отсрочки платежей, налоговые льготы, субсидии и пр Специально созданная корпорация по развитию МСП отчитывается о выполнении и перевыполнении плановых показателей Но кардинально положение МСП не меняется

На наш взгляд, причина в том, что из процесса взаимодействия и заинтересованности всех участников бизнес-процесса (федеральных, региональных и местных властей, малых и средних предприятий и населения) выпадают региональные и местные власти . А это, как отмечает Счётная палата РФ, колоссальный неиспользованный резерв в цепочке создания добавленной стоимости4

Встаёт вопрос, как заинтересовать всех участников бизнес-процесса и организовать их взаимодействие . Тем более это необходимо в России, где разнообразие региональных экосистем по ключевым характеристикам малого и среднего бизнеса требует дифференцированной экономической политики, которая учитывала бы их состояние и местные особенности

Кроме того, в последние годы происходит изменение целей политики . Они становятся шире и включают в себя не только рост ВВП, но и целый набор социальных благ, развитие культуры, досуга, защиту окружающей среды ... у разных групп могут быть разные ценности1

Чисто российский парадокс: почему при росте зарплат падают доходы. 2020 // Новые известия: [сайт]. URL: https://newizv.ru/article/general/24-12-2020/chisto-rossiyskiy-paradoks-pochemu-pri-roste-zarplat-padayut-dohody? (дата обращения: 28.02. 2022).

Иваткина М . Была земля ваша - станет государственная: изъятие по «упрощенке» сочиняют в России» . 2021 // Царьград: [сайт]. URL: https://tsargrad. tv/articles/byla-zemlja-vasha-stanet-gosudarstvennaja-izjatie-po-uproshhjon-ke-sochinjajut-v-rossii_323851 (дата обращения: 28.02. 2022).

Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий // Президент России: [сайт]. URL: www.kremlin.ru/acts/bank/46327/page/1 (дата обращения: 28.02. 2022); Мельников М . Частная собственность на жилье? Забудьте, для реновации всё можно отнять и поделить // Царьград: [сайт]. URL: https://tsargrad .tv/articles/chastnaja-sobstvennost-na-zhiljo-zabudte-dlja-renova-cii-vsjo-mozhno-otnjat-i-podelit_309152 (дата обращения: 28.02. 2022) .

О влиянии пандемии COVID-19 на МСП в других странах мира. Поддержка МСП в контексте COVID-19 . // Счётная палата Российской Федерации: [сайт]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf (дата обращения: 14 02 2022)

2

Решение лежит в изменении парадигмы взаимодействия бизнеса и власти Учесть интересы местных жителей, сделать их активными участниками обустройства своих территорий способны местные и региональные власти Для того, чтобы заинтересовать их в развитии бизнеса, необходимо оставлять в региональных и местных бюджетах все налоговые доходы от малого и среднего предприниматель-ства2 . Такой подход повысит заинтересованность и ответственность региональных и местных властей, позволит решить многие социальные проблемы, сделать экономику субрегиона менее уязвимой перед экономическими шоками и неопределён-ностью3, повысит уровень доверия граждан к структурам власти

Заключение

Малое и среднее предпринимательство в экономике России играет значительную роль . От его развития зависит уровень благосостояния и занятости большого числа граждан . МСБ в настоящее время переживает сложные времена. Меры по борьбе с коронавирусом, а затем наложенные на страну санкции поставили его на грань выживания Руководство страны принимает разнообразные меры по его поддержке Но, чтобы малое и среднее предпринимательство, пережив трудные времена, начало развиваться и крепнуть, необходимо решить ряд институциональных проблем: повышение престижности труда, предпринимательского в том числе, уважение прав частной собственности, перенесения приоритета взаимодействия малого и среднего бизнеса в регионы Результатом станут формирование благоприятного бизнес-климата в стране, укрепление доверия бизнеса к государ-ству4, создание условий для развития МСП, что в итоге повысит уровень жизни населения, увеличит платёжеспособный спрос и позволит достигнуть поставленных руководством страны целей

Статья поступила в редакцию: 25.05.2022. ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова Н . В . , Лабудин А. В . Малое и среднее предпринимательство в европейских странах: основные тенденции развития // Управленческое консультирование. 2017. № 12 (108). С . 64-76.

2. Земсков С. П. , Бабурин В . П. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. 2019 . № 2. С. 4-14.

3. Латов Ю . В. Особенности национального рэкета: история и современность // Мир России. Социология. Этнология. 2001. № 3. С. 153-182.

4 . Баринова В . А. , Земцов С . П . , Кнобель А . Ю . , Лощенкова А . Н . Малый и средний бизнес

как фактор экономического роста России. М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. 308 с.

5 . Чепуренко А . Ю . Что такое предпринимательство и какая политика в отношении пред-

1 Буянов Д . Ожидает ли Россию технологический прорыв? // Regnum: [сайт]. URL: https://regnum .ru/news/econo-my/3518486. html (дата обращения: 28.02. 2022).

2 Специальный доклад Президенту Российской Федерации «МСП / постковид» [Электронный ресурс]. URL: http://doklad. ombudsmanbiz. ru/2021/7. pdf (дата обращения: 18.02. 2022) .

3 О влиянии пандемии COVID-19 на МСП в других странах мира. Поддержка МСП в контексте COVID-19 // Счётная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME. pdf (дата обращения: 14.02.2022).

4 Так, по данным американской исследовательской компании Edelman Россия занимает последнее место в списке стран по общему уровню доверия к институтам (29 баллов из 100 в 2019 г., 31 балл из 100 на начало 2021 г.). См . : Тадтаев Г. Россия заняла последнее места рейтинга доверия к общественным институтам . 2019 // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc . ru/society/22/01/2019/5c4632139a7947d392889cfd (дата обращения: 14.02.2022).

принимательства нужна России? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. № 2 (14). С. 102-124.

6 . Шкодинский С. В. , Грасмик К. И. Влияние экономического кризиса на инновационную деятельность малых предприятий // Вестник Академии права и управления. 2018 . № 1 (50). С 126-130.

7. Шпынова А. И . Кредитование малых и средних предприятий: зарубежный и российский опыт. М . : ПОЛПРЕД Справочники, 2009. 156 с . 8 . Lisowska R. The Potential of Business Environment Institutions and the Support for the Development of Small and Medium-sized Enterprises // Entrepreneurial Business and Economics Review. 2016 . № 3 (4). P. 85-101.

REFERENCES

1. Zaharova N. , Labudin A. [Small & Medium Entrepreneurship in European Countries: Main Tendencies of the Development], In: Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting], 2017, no 12 (108), pp. 64-76. 2 . Zemskov S . , Baburin V. [Entrepreneurial Co-systems in the Regions of Russia], In: Regional'nye issledovaniya [Regional Studies], 2019, no. 2, pp. 4-14.

3. Latov Yu . [Features of the National Racket: History and Modernity], In; Mir Rossii. Sociologiya. Etnologiya [Universe of Russia. Sociology. Ethnology], 2001, no. 3, pp. 153-182.

4. Barinova V. A. , Zemcov S . P. , Knobel' A. Yu. , Loshchenkova A. N. Malyj i srednij biznes kak faktor ekonomicheskogo rosta Rossii [Small and Mid-sized Business as Factor of Economic Growth in Russia], Moscow, Gaidar Institute Publ. , 2019. 308 p.

5 . Chepurenko A. Yu. [What is Entrepreneurship and What Entrepreneurship Policy Does

Russia Need?]. In: Zhurnal Novoj ekonomicheskoj associacii [New Economic Journal], 2012, no. 2 (14), pp. 102-124.

6 . Shkodinskij S . V. , Grasmik K. I . [The Impact of the Economic Crisis on Innovation Activity of

Small Enterprises], In: Vestnik Akademiiprava i upravleniya [Bulletin of the Academy of Law and Management], 2018, no. 1 (50), pp. 126-130.

7 . Shpynova A . I . Kreditovanie malyh i srednih predpriyatij: zarubezhnyj i rossijskij opyt [Lending

to Small and Medium-sized Enterprises: Foreign and Russian Experience]. Moscow, POLPRED Spravochniki Publ. , 2016. 156 p.

8 . Lisowska R. [The Potential of Business Environment Institutions and the Support for the

Development of Small and Medium-sized Enterprises], In: Entrepreneurial Business and Economics Review, 2016, no. 3 (4), pp. 85-101.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Акимова Елена Николаевна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономического и финансового образования Московского государственного областного университета; e-mail: enakimova@mail.ru

Шатаева Ольга Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Московского педагогического государственного университета; e-mail: shataeva-olga@yandex. ru

Николаев Максим Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Московского педагогического государственного университета; e-mail: mvnik1976@mail. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тимченко Валерий Олегович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического и финансового образования Московского государственного областного университета; e-mail: valtimchenko@gmail. com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena N. Akimova - Dr. Sci. (Economic), Prof. , Department of Economic and Financial Education, Moscow Region State University, e-mail: enakimova@mail.ru

Olga V. Shatayeva - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof. , Department of Economic Theory and Management, Moscow State Pedagogical University, e-mail: shataeva-olga@yandex.ru

Maxim V. Nikolaev - Cand. Sci. (Economic), Assoc. Prof. , Department of Economic Theory and Management, Moscow State Pedagogical University; e-mail: mvnik1976@mail. ru

Valeriy O. Timchenko - Cand. Sci. (Economic), Assoc. Prof. , Department of Economic and Financial Education, Moscow Region State University; e-mail: valtimchenko@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России, необходимость и сущность институциональных преобразований / Е . Н. Акимова, О . В . Шатаева, М. В. Николаев, В . О . Тимченко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 3. С. 6-20 . DOI: 10.18384/2310-6646-2022-3-6-20

FOR CITATION

Akimova E. N. , Shatayeva O. V. , Nikolaev M. V. , Timchenko V. O. Problems of Development of Small and Medium-sized Businesses in Russia, the Necessity and Essence of Institutional Transformations . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Econimics, 2022, no . 3, pp 6-20

DOI: 10.18384/2310-6646-2022-3-6-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.