Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / СУБЪЕКТ / МИКРОЗАЁМ / СТАВКА / НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Ксения Игоревна, Мироненко Ксения Андреевна

Статья посвящена изучению динамики численности субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области с 2017 по 2021 гг. Определена главная причина резкого убывания численности субъектов в 2020 г. Перечислены наиболее уязвимые и пострадавшие сферы деятельности малого и среднего предпринимательства. Разобраны меры поддержки для этих сфер предпринимательства на федеральном уровне. Изучены принятые меры для регулирования ситуации Правительством Архангельской области. Приведены конкретные организации, которые оказывают поддержку непосредственно на территории Архангельской области. Указаны причины, по которым в целом для экономики страны необходимо поддерживать и развивать малый и средний бизнес. Используемые методы в данной статье - это анализ численности субъектов малого и среднего предпринимательства, составление на основе этого анализа выводов об экономическом положении региона и исследование мер поддержки. Данная статья может быть полезна предпринимателям в Архангельской области в целях изучения мер поддержки. Также информация, описанная в статье, может быть полезна для научного исследования, для статистики и аналитики малого и среднего бизнеса по Архангельской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN THE ARKHANGELSK OBLAST

The article examines the dynamics of the number of small and medium-sized businesses in the Arkhangelsk Oblast from 2017 to 2021. The main reason for the sharp decrease in the number of subjects in 2020 is determined. The most vulnerable and affected areas of small and medium-sized businesses are listed. The measures of support for these areas of entrepreneurship at the federal level are reviewed. The measures taken by the Arkhangelsk regional government to regulate the situation are studied. The specific organizations that give support directly in the territory of the Arkhangelsk Oblast are given. The reasons why it is necessary to support and develop small and medium business in the Arkhangelsk economy are given. The methods used in this paper are an analysis of the number of small and medium-sized enterprises, drawing conclusions about the economic situation in the Oblast on the basis of this analysis, and researching support measures. This article might be useful for entrepreneurs in the Arkhangelsk Oblast to study the support measures. The information described in the article could be useful for scientific research, for statistics and analysis of small and medium business in the Arkhangelsk Oblast.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

Арктика и Север. 2022. № 48. С. 44-56.

Научная статья

УДК 330.33(470.11)(045)

doi: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.44

Развитие малого и среднего бизнеса в Архангельской области *

Сергеева Ксения Игоревна 1Н, старший преподаватель, магистрант Мироненко Ксения Андреевна 2, студентка

1 2 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, ул. Капитана Воронина, 6, Северодвинск, 164500, Россия

1 [email protected] н, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1005-0450

2 k [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1531-1189

Аннотация. Статья посвящена изучению динамики численности субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области с 2017 по 2021 гг. Определена главная причина резкого убывания численности субъектов в 2020 г. Перечислены наиболее уязвимые и пострадавшие сферы деятельности малого и среднего предпринимательства. Разобраны меры поддержки для этих сфер предпринимательства на федеральном уровне. Изучены принятые меры для регулирования ситуации Правительством Архангельской области. Приведены конкретные организации, которые оказывают поддержку непосредственно на территории Архангельской области. Указаны причины, по которым в целом для экономики страны необходимо поддерживать и развивать малый и средний бизнес. Используемые методы в данной статье — это анализ численности субъектов малого и среднего предпринимательства, составление на основе этого анализа выводов об экономическом положении региона и исследование мер поддержки. Данная статья может быть полезна предпринимателям в Архангельской области в целях изучения мер поддержки. Также информация, описанная в статье, может быть полезна для научного исследования, для статистики и аналитики малого и среднего бизнеса по Архангельской области.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, валовый внутренний продукт, субъект, микрозаём, ставка, налог

Development of Small and Medium-Sized Business in the Arkhangelsk Oblast

Kseniya I. Sergeeva 1H, Senior Lecturer, Undergraduate Kseniya A. Mironenko 2, Student

1 2 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, ul. Voronina, 6, Severodvinsk, 164500, Russia

1 [email protected] H, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1005-0450

2 k [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1531-1189

Abstract. The article examines the dynamics of the number of small and medium-sized businesses in the Arkhangelsk Oblast from 2017 to 2021. The main reason for the sharp decrease in the number of subjects in 2020 is determined. The most vulnerable and affected areas of small and medium-sized businesses are listed. The measures of support for these areas of entrepreneurship at the federal level are reviewed. The measures taken by the Arkhangelsk regional government to regulate the situation are studied. The specific organizations that give support directly in the territory of the Arkhangelsk Oblast are given. The reasons why it is necessary to support and develop small and medium business in the Arkhangelsk economy are

* © Сергеева К.И., Мироненко К.А., 2022

Для цитирования: Сергеева К.И., Мироненко К.А. Развитие малого и среднего бизнеса в Архангельской области // Арктика и Север. 2022. № 48. С. 44-56. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.44

For citation: Sergeeva K.I., Mironenko K.A. Development of Small and Medium-Sized Business in the Arkhangelsk Oblast. Arktika i Sever [Arctic and North], 2022, no. 48, pp. 44-56. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.44

given. The methods used in this paper are an analysis of the number of small and medium-sized enterprises, drawing conclusions about the economic situation in the Oblast on the basis of this analysis, and researching support measures. This article might be useful for entrepreneurs in the Arkhangelsk Oblast to study the support measures. The information described in the article could be useful for scientific research, for statistics and analysis of small and medium business in the Arkhangelsk Oblast. Keywords: small and medium-sized business, gross domestic product, entity, microloan, rate, tax

Введение

Развитие малого и среднего бизнеса — существенное направление в рыночной экономике. Тема развития малого и среднего бизнеса очень актуальна в настоящее время, так как темпы экономического роста малого и среднего предпринимательства важны для регионов России. От этих видов бизнеса в местный бюджет поступают большие налоговые доходы, обеспечиваются рабочие места, производятся разнообразные товары и оказываются услуги населению [1]. Развитие малого и среднего бизнеса считается важным не только для регионов, но и для валового внутреннего продукта страны в целом [2]. Именно поэтому государству необходимо содействовать в развитии и расширении субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Научная новизна данной статьи заключается в том, что совершается обзор субъектов МСП в Архангельской области за последние пять лет на фоне коронавирусной инфекции, которая влечёт за собой трудности в развитии и расширении для бизнеса.

В связи с этим целью данной статьи является не только изучение в динамике численности субъектов МСП, но и изучение мер поддержки со стороны государства, которые могут оказать помощь предпринимателям Архангельской области.

Данная цель достигается путем сбора информации, её анализа и составления на основе этого анализа выводов о ситуации в регионе и мер поддержки для выхода из неё.

Обзор субъектов малого и среднего предпринимательства

По данным на 10 декабря 2021 г., в Архангельской области численность субъектов МСП составляет 33 935 единиц . На рис. 1 представлена статистика за последние пять лет.

1 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 01.12.2021).

Рис. 1. Количество субъектов МСП с 2017 по 2021 гг.

По рис. 1 видно, что в динамике количество субъектов МСП снижается, но наибольшее сокращение приходится на 2020 и 2021 гг.

В 2018 г., сравнительно с 2017 г., и в 2019 г., сравнительно с 2018 г., численность не сильно отличается: происходит уменьшение на 1 168 и 1 136 единиц экономических субъектов соответственно, или на 3%, что видно в табл. 1.

Таблица 1

Изменение численности субъектов МСП

Год Численность субъектов МСП 2 Абсолютное 3 изменение Темп роста, % Темп прироста, %

2017 39 418

2018 38 250 -1 168 97,0 -3,0

2019 37 114 -1 136 97,0 -3,0

2020 34 946 -2 168 94,2 -5,8

2021 33 935 -1 011 97,1 -2,9

В 2020 г. наблюдается самое большое снижение — почти 6% (2 168 единиц экономических субъектов). В 2021 г. снижается уже меньше в сравнении с 2020 г. на 2,9% (1 011 единиц экономических субъектов), но при этом фиксируется самое низкое количество субъектов МСП за пять лет.

Новые предприятия открываются в малых количествах. На рис. 2 показано, сколько субъектов МСП вновь создаётся каждый год в период с 2017 по 2021 гг. в Архангельской области.

2 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 01.12.2021).

3 Расчёты авторов.

Рис. 2. Вновь созданные субъекты МСП. По рисунку видно, что наименьшее число вновь созданных субъектов МСП приходится на 2020 г. (3 743 единиц).

В табл. 2 представлено изменение численности вновь созданных субъектов МСП.

Таблица 2

Изменение численности вновь созданных субъектов МСП

Год Численность вновь созданных субъектов МСП 4 Абсолютное 5 изменение Темп роста, % Темп прироста, %

2017 4 813

2018 5 210 397 108,2 8,2

2019 4 983 -227 95,6 -4,4

2020 3 743 -1 240 75,1 -24,9

2021 4 528 785 121,0 21,0

Как видно из табл. 2, за все рассматриваемые пять лет в 2020 г. происходит наибольшее сокращение вновь созданных субъектов (сократилось почти на 25% или на 1 240 единиц экономических субъектов).

Архангельская область входит в состав Северо-Западного федерального округа России (СЗФО). С 2018 по 2021 гг. доля субъектов МСП Архангельской области остается неизменной и составляет 5% от численности субъектов всего округа.

Наибольшая численность субъектов МСП в СЗФО приходится на город Санкт-Петербург. Так с 2018 по 2021 гг. доля субъектов МСП Санкт-Петербурга остается неизменной и составляет половину от всей численности субъектов округа или 52%.

На рис. 3 представлена статистика численности субъектов МСП по СЗФО 4.

4 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 01.12.2021).

5 Расчёты авторов.

710 000 705 229

ш

Т

=; 650 ооо о

640 000

2017 2018 2019 2020 2021

ГОД

Рис. 3. Количество субъектов МСП с 2017 по 2021 гг. по Северо-Западному федеральному округу.

Из рис. 3 видно, что наиболее низкий показатель за последние пять лет численности субъектов МСП в СЗФО — в 2020 г. Аналогичная ситуация и в Архангельской области. В 2020 г. наблюдается снижение численности субъектов МСП.

Причина в том, что 31 января 2020 г. началась пандемия COVID-19. Малый и средний бизнес пострадал на фоне разрастания коронавирусной инфекции.

В значительной степени пострадали профессиональные сферы деятельности малого и среднего бизнеса, представленные в табл. 3.

Таблица 3

Сферы деятельности МСП, понесшие значительный ущерб во время пандемии [3]

Сферы экономической деятельности Коды по ОКВЭД

Деятельность в сфере транспортных услуг 49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.21.21, 52.23, 49.10.1, 50.1, 50.3

Деятельность в сфере культуры и развлечений 90, 59.14, 91.02, 91.04.1

Деятельность в сфере спорта, деятельность 93, 96.04, 86.90.4

санаториев и курортов

Деятельность в сфере туризма 79

Гостиничный бизнес 55

Деятельность в сфере общественного питания 56

Деятельность в сфере дополнительного образования 85.41, 88.91

Деятельность в сфере организаций конфе- 82.3

ренций и выставок

Деятельность в сфере бытовых услуг 95, 96.01, 96.02

Стоматологическая деятельность 86.23

Деятельность в сфере розничной торговли в области непродовольственных товаров 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.32, 45.40.2, 45.40.3, 47.19, 47.4, 47.5, 47.6, 47.7, 47.82, 47.89, 47.99.2

Деятельность по производству изделий 32.99.8

народных художественных промыслов

Деятельность в сфере СМИ и по производ- 60, 63.12.1, 63.91, 18.11, 58.11, 58.13, 58.14

ству печатной продукции

Меры поддержки для видов деятельности МСП

Государству необходимо иметь информацию о том, с какими трудностями сталкивается малый и средний бизнес, какие причины его ликвидации. На основе этих данных разрабатываются меры поддержки для этих видов деятельности [4].

Ниже перечислены меры поддержки федерального уровня для субъектов МСП в период пандемии:

1) Правительство с 1 апреля 2020 г. снизило до 15% общую величину страховых взносов, которая представлена на рис. 4.

Рис. 4. Процентные ставки страховых взносов [7].

Мера поддержки охватывает только ту часть, которая в каждом месяце превышает минимальный размер оплаты труда.

2) Предоставляется возможность в период с 1 июля 2021 г. по 21 декабря 2021 г. возместить комиссию при расчётах с физическими лицами. Данная поддержка осуществляется при использовании системы быстрых платежей 6.

3) Запрет на проведение ежегодных плановых проверок на 2021 г. для малого бизнеса. Предусмотрены исключения. От проверок не освобождается малый бизнес, который был привлечён к ответственности за учинение административного правонарушения в формате приостановления профессиональной деятельности, а также если по результату проверки,

6 Постановление правительства РФ от 30.06.2021 N 1103 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российскими кредитными организациями на возмещение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на оплату банковских комиссий при осуществлении перевода денежных средств физическими лицами в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107120042 (дата обращения: 03.12.2021).

которая выявила данное правонарушение, прошло менее трёх лет. Также не освобождается от проверок малый бизнес, у которого есть объекты чрезвычайно высоких рисков 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Возможность приобрести программное обеспечение за полцены. Мера поддержки исполняется Российским фондом развития информационных технологий.

5) Освобождение и отсрочки по штрафам в сфере госзакупок.

6) С 1 ноября 2021 г. по 30 декабря 2021 г. возможность на льготных условиях взять кредит под 3%.

7) Возможность единоразово получить субсидию в 2021 г. на нерабочие дни субъектам МСП, наиболее пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции, в размере одного минимального размера оплаты труда, умноженного на количество работников.

Помимо федеральных мер поддержки субъектам МСП существуют ещё региональные меры поддержки, которые могут разниться в зависимости от региона [4].

Ниже перечислены меры поддержки для субъектов МСП в Архангельской области в период пандемии:

1) На 2020 и 2021 гг. установлены пониженные процентные ставки для субъектов МСП, использующих упрощённую систему налогообложения (УСН), которые представлены на рисунке 5.

Упрощенная система налогообложения

Объект налогобложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" -ставка 8%

Рис. 5. Процентные ставки для УСН. 2) На 2020 г. для организаций, использующих специальные налоговые режимы, правительство убавляет налоговую базу на некоторые объекты недвижимого имущества (торговые, нежилые площади и площади, предназначенные для общественного питания) 8.

7 Постановление правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369317/ (дата обращения: 04.12.2021).

Объект налогообложения "Доходы" - ставка 4%

3) На 2020 г. применяются пониженные ставки налога на недвижимое имущество субъектов МСП в следующих размерах:

• 1,2% для общего режима налогообложения;

• 1% для специальных налоговых режимов, если суммарная площадь недвижимого имущества не превышает 900 м ;

• 1% для специальных налоговых режимов. Ставка распространяется только в отношении жилых помещений, которые в бухгалтерском учёте не рассматриваются как основные средства;

• 0,2% для потребительских коопераций, которые применяют специальные налоговые режимы для сельских объектов недвижимости в Архангельской области, которые не являются административными центрами. Не применяется только для объектов недвижимости, которые сдаются в аренду.

• 0,2% для потребительских коопераций, которые применяют специальные налоговые режимы, при условии, что они осуществляют свою деятельность в помещениях, где не менее 40% площади отведено под бытовые услуги. Применяется только для классов 13-15, 31, 85 (группа 41), 93 (группы 12, 13 и 19) ОКВЭД.

5) Для индивидуальных предпринимателей (ИП), которые в 2020 г. перешли на патентную систему налогообложения (исключение только ИП, которые приобрели патент до 28 апреля 2020 года), Правительством принята величина потенциально возможного годового дохода, которая равняется 1 рублю 9.

6) Возможность отсрочки уплаты авансовых платежей и налогов для субъектов МСП, которые включены в перечень отраслей, наиболее пострадавших на фоне распространения коронавирусной инфекции 10. Правительство Архангельской области продлило сроки уплаты, которые указаны в табл. 4.

Таблица 4

Сроки уплаты налогов

Вид налога За период Продлён до / на

Налог на имущество организаций За первый и второй кварталы 2020 г. Продлён до конца 2020 г.

Транспортный налог

Налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения За 2019 г. Продлён на 6 месяцев

За первый квартал 2020 г. Продлён на 9 месяцев

Налог, уплачиваемый при патентной системе налогообложения За второй квартал 2020 г. Продлён на 4 месяца

8 Областной закон Архангельской области от 14.11.2003 N 204-25-ОЗ «О налоге на имущество организаций». URL: https://www.nalog.gov.ru/rn29/about_fts/docs/6101148/ (дата обращения 05.12.2021).

9 Областной закон Архангельской области от 19.11.2012 N 574-35-ОЗ «О применении индивидуальными предпринимателями на территории Архангельской области патентной системы налогообложения». URL https://www.nalog.gov.ru/rn29/about_fts/docs/4344011/ (дата обращения: 06.12.2021).

10 Постановление Правительства Архангельской области от 14.04.2020 N 200-пп «О предоставлении отсрочки по уплате субъектам предпринимательской деятельности налоговых платежей в областной бюджет». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2900202004160012 (дата обращения: 07.12.2021).

7) Правительство Архангельской области по договорам аренды государственного имущества предоставляет субъектам МСП возможность заключения дополнительных соглашений, которые предусматривают отсрочку арендной платы на срок до 1 октября 2020 г. Далее субъектам необходимо будет оплачивать задолженность с 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г. Задолженность оплачивается этапами: один раз в месяц. Размер оплаты должен выполняться одинаковыми платежами, при этом он не может быть больше половины размера ежемесячной арендной платы по договору.

8) Правительство Архангельской области до 01.03.2021 г. установило для субъектов МСП арендную плату в размере 1 рубль за 1 м2 площади по договорам аренды недвижимости и земельных участков, которые находятся в собственности у области 11.

Меры поддержки, оказываемые субъектам МСП в период распространения корона-вирусной инфекции являются не основными, а специальными мерами. Государство вне сложившейся ситуации всегда стремилось и стремится поддержать малый и средний бизнес, разрабатывая стратегии финансовой, гарантийной, имущественной, информационной и консультационной поддержки.

Направления поддержки субъектов МСП производится Министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области.

Инфраструктурные меры поддержки Архангельской области перечислены ниже:

1) Микрокредитная компания Архангельский региональный фонд «Развитие». Главная цель компании заключается в подъёме доступности заёмных средств для субъектов МСП.

Компания предоставляет субъектам МСП Архангельской области финансовую помощь в виде микрозаймов.

Особые преимущества:

• отсутствие комиссий и скрытых платежей;

• льготный период в зависимости от сезонности и условий ведения бизнеса;

• допустимость досрочного погашения задолженности. Дополнительные траты со стороны заёмщика не требуются.

В табл. 5 представлены годовые ставки, диапазоны сумм и сроки по микрозаймам 12.

Таблица 5

Годовые ставки по микрозаймам в «МКК Развитие»

Программы Участники программы Условия

Сумма Став ка Срок Льготный период

«Антикризисные Субъекты МСП наиболее по- До 500 1% До 24 До 23 мес.

11 Постановление Правительства Архангельской области от 14.04.2020 N 199-пп «О размере арендной платы малого и среднего предпринимательства по договорам аренды государственного недвижимого имущества Архангельской области». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2900202004160007 (дата обращения: 08.12.2021).

12 Агентство регионального развития Архангельской области. URL: https://msp29.ru/ru/service_support/lgotnye-kredity/ (дата обращения: 10.12.2021).

меры» страдавшие в условиях распространения коронавирус-ной инфекции тыс. руб. мес.

«Арктика-МСП» Субъекты МСП, зарегистрированные в муниципальных образованиях Архангельской области До 5 млн руб. 4,25 % До 24 мес. До 23 мес.

«Лизинг-МСП» Субъекты МСП, которые заключили договор лизинга либо получили заключение лизинговой копании об одобрении лизинговой сделки До 5 млн руб. 8,25 % До 24 мес. До 23 мес.

«Местный товаропроизводитель» Субъекты МСП, которые заняты в сфере обрабатывающего производства (не осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров) До 5 млн руб. 8,25 % До 24 мес. До 23 мес.

«Моногород-МСП» Субъекты МСП, реализовы-вающие свою предпринимательскую деятельность на территориях моногородов Архангельской области До 5 млн руб. 4,25 % До 24 мес. До 23 мес.

«Рефинансирова-ние-МСП» Субъекты МСП, у которых имеются открытые кредиты и займы, взятые на предпринимательскую деятельность До 5 млн руб. 8,25 % До 24 мес. До 23 мес.

«Рециклинг» Субъекты МСП, основная деятельность которых относится к классу 38 по ОКВЭД, за исключением подгрупп 38.32.2, 38.32.3, 38.32,4 До 5 млн руб. 7% До 24 мес. До 23 мес.

«Самозанятые граждане» Физические лица, которые заняты предпринимательской деятельностью при условии, что они практикуют налоговый режим «Налог на профессиональный доход» До 500 тыс. руб. 4,25 % До 24 мес. До 23 мес.

«Сельхозпроизводитель» Субъекты МСП, которые ведут деятельность в сфере сельского хозяйства До 5 млн руб. 8% До 24 мес. До 23 мес.

«Социальное предпринимательство» Субъекты МСП, имеющие статус социального предприятия в Архангельской области До 5 млн руб. 7% До 24 мес. До 23 мес.

«Стандарт» Субъекты МСП До 5 млн руб. 8,5% До 24 мес. До 23 мес.

«Туризм» Предприниматели в сфере туризма До 5 млн руб. 4,25 % До 24 мес. До 23 мес.

«Экспресс-заём» Индивидуальные предприниматели До 100 тыс. руб. 8,5% До 12 мес. Нет

Микрозаймы вплоть до 500 тыс. руб. даются без залога и поручительства.

2) Гарантийную поддержку оказывает ГУП АО «Инвестиционная компания «Архангельск», которая предоставляет услуги поручительства субъектам МСП.

Когда за займом обращается заёмщик (субъект МСП), то кредитной организации необходимы гарантии возвращения денежных средств. Не всегда и не у всех предприятий есть такие гарантии: финансовые ресурсы или, иными словами, имущество. В таком случае для поддержки субъектов МСП выступает гарантийный фонд, который оказывает услугу поручительства [6].

На рис. 6 представлена схема работы гарантийного фонда.

Рис. 6. Схема работы гарантийного фонда [8].

Фондом для заёмщиков установлена годовая стоимость поручительства, которая составляет от 1 до 1,5% от гарантируемой суммы.

3) АО «Гарантийная организация Архангельской области» ввёл с 06.12.2021 г. льготное поручительство для резидентов Арктической зоны. Годовая стоимость поручительства составляет 0,5% от гарантируемой суммы. При этом возможна рассрочка оплаты вознаграждения по согласованному графику.

4) Предприниматели Архангельской области могут обратиться за информационно-консультационной поддержкой в АНО «Агентство регионального развития».

5) Государственное унитарное предприятие Архангельской области «Фонд имущества и инвестиций» предоставляет в аренду имущество, проводит консультации по вопросам оценки недвижимости, инвестиционной деятельности и порядка управления и распоряжения государственным имуществом на территории Архангельской области.

Заключение

В данной статье в динамике проанализирована численность субъектов МСП, а также изучены меры поддержки со стороны государства для субъектов МСП в Архангельской области.

В Архангельской области сфера развития малого и среднего бизнеса в настоящий момент на низком уровне, и показатели с каждым годом только снижаются (в 2021 г. фиксируется самое низкое количество субъектов МСП за последние пять лет). В связи с этим страдает

экономическая конкурентоспособность области, рабочие места закрываются, уменьшаются налоговые поступления в бюджет [5].

И хотя в целом при рассмотрении отрицательной динамики численности субъектов МСП в Архангельской области трудно говорить о значительном влиянии мер поддержки со стороны государства, если рассматривать численности вновь созданных субъектов МСП в Архангельской области, видно, что после наиболее низких показателей в 2020 г. (снижение почти на 25%), в 2021 г. наблюдается рост вновь зарегистрированных предпринимателей на 21% в сравнении с 2020 г. Данный положительный эффект произошёл благодаря принятым мерам поддержки со стороны государства.

Если сравнивать численность субъектов Архангельской области с численностью субъектов СЗФО, то видно, что государственные меры поддержки для предпринимателей СЗФО оказали гораздо большее положительное влияние на бизнес, чем для предпринимателей Архангельской области. Так, в СЗФО после негативного влияния распространения коронави-русной инфекции в 2020 г. через год наблюдается рост численности субъектов МСП.

Один из важных приоритетов государства — расширение и укрепление малого и среднего бизнеса. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях наиболее уязвимо, а значит особенно нуждается в поддержке. Правительству и на федеральном, и на региональном уровнях необходимо и дальше развивать направления поддержки субъектов МСП.

Список источников

1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития: монография. Москва: Финансы и статистика, 2014. 192 с.

2. Васильева А.С. Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях // Современные технологии управления. 2015. № 3 (51). С. 16-22.

3. Васильева А.С. Роль малого бизнеса в развитии экономики Архангельской области: Современное состояние, проблемы и пути решения. Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2016. 73 с.

4. Закорецкая О.С., Сергеева К.И. Анализ состояния и развития малого бизнеса в Архангельской области // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 46 (349). С. 43-51.

5. Глухов К.В., Соловьев И.А. Антикризисные решения для развития малого и среднего предпринимательства как фактор повышения экономической безопасности государства // Вестник университета. 2020. № 11. С. 83-89. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-11-83-89

6. Мусинова Н.Н., Сергиенко Н.С. Государственная поддержка малых и средних предприятий в условиях пандемии: зарубежная и российская практика // Вестник университета. 2021. № (2). С. 5-12. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-2-5-12

7. Savinova O. Impact of the coronovirus pandemic on small and medium-sized businesses in Russia / O. Savinova, E. Afrikanova // Process management and scientific developments. Part 2. 2021. Pp. 24-30. DOI 10.34660/INF.2021.66.77.003

8. Malinao C.W.M., & Ebi R.G. Business Management Competencies as the Driver of Small-Medium Enterprises' Survival during COVID-19 Pandemic // Puissant. 2022. No. 3. Pp. 296-315.

References

1. Akimov O.Yu. Malyy i sredniy biznes: evolyutsiya ponyatiy, rynochnaya sreda, problemy razvitiya: monografiya [Small and Medium Business: Evolution of Concepts, Market Environment, Development Problems]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2014, 192 p. (In Russ.)

2. Vasilyeva A.S. Osobennosti razvitiya malogo predprinimatel'stva v Arkhangel'skoy oblasti v sov-remennykh usloviyakh [Features of Development of Small Business in the Arkhangelsk Region in Modern Conditions]. Sovremennye tekhnologii upravleniya [Modern Management Technology], 2015, no. 3 (51), pp. 16-22.

3. Vasilyeva A.S. Rol' malogo biznesa v razvitii ekonomiki Arkhangel'skoy oblasti: Sovremennoe sos-toyanie, problemy i puti resheniya [The Role of Small Business in the Development of the Economy of the Arkhangelsk Region: Current State, Problems and Solutions]. Saarbrücken, Palmarium Academic Publishing, 2016, 73 p. (In Russ.)

4. Zakoretskaya O.S., Sergeeva K.I. Analiz sostoyaniya i razvitiya malogo biznesa v Arkhangel'skoy oblasti [Analysis of the State and Development of Small Business in the Arkhangelsk Region]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 2013, no. 46 (349), pp. 43-51.

5. Glukhov K.V., Solovev I.A. Antikrizisnye resheniya dlya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva kak faktor povysheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Anti-Crisis Solutions for the Development of Small and Medium-Sized Businesses as a Factor in Improving the Economic Security of the State]. Vestnik Universiteta, 2020, no. 11, pp. 83-89. DOI: 10.26425/1816-42772020-11-83-89

6. Musinova N.N., Sergienko N.S. Gosudarstvennaya podderzhka malykh i srednikh predpriyatiy v usloviyakh pandemii: zarubezhnaya i rossiyskaya praktika [Government Support for Small and Medium-Sized Enterprises in the Context of the Pandemic: Foreign and Russian Practice]. Vestnik Universiteta, 2021, no. (2), pp. 5-12. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-2-5-12

7. Savinova O., Afrikanova E. Impact of the Coronovirus Pandemic on Small and Medium-Sized Businesses in Russia. In: Process Management and Scientific Developments. Melbourne, AUS Publishers, part 2, 2021, pp. 24-30. DOI 10.34660/INF.2021.66.77.003

8. Malinao C.W.M., Ebi R.G. Business Management Competencies as the Driver of Small-Medium Enterprises' Survival during COVID-19 Pandemic. Puissant, 2022, no. 3, pp. 296-315.

Статья поступила в редакцию 14.01.2022; одобрена после рецензирования 02.02.2022;

принята к публикации 14.02.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.