Научная статья на тему 'Анализ состояния и развития малого бизнеса в Архангельской области'

Анализ состояния и развития малого бизнеса в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1198
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МИКРОЗАЙМ / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / СУБСИДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закорецкая О.С., Сергеева К.И.

В статье рассмотрена роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии Архангельской области. Проанализированы количество малых предприятий и численность работников. Приведен расчет показателей динамики объема кредитов, предоставленных малому бизнесу в Архангельской области 2006-2012 гг. Рассмотрены направления финансовой поддержки малого бизнеса за счет средств областного бюджета. Выявлены основные проблемы и определены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и развития малого бизнеса в Архангельской области»

46 (349) - 2013

Малое предпринимательство

Smatf6usiness

УДК 658.1

анализ состояния и развития малого бизнеса

в архангельской области

analysis of the state and development of small business in the arkhangelsk region

Ольга Сергеевна ЗАКОРЕЦКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и планирования, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске Е-mail: zakorol@yandex.ru Ксения Игоревна СЕРГЕЕВА, ассистент кафедры бухгалтерского учета,

анализа и планирования, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, филиал в г. Северодвинске Е-mail: nika-kseniya@yandex.ru

В статье рассмотрена роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии Архангельской области. Проанализированы количество малых предприятий и численность работников. Приведен расчет показателей динамики объема кредитов, предоставленных малому бизнесу в Архангельской области в 2006-2012 гг. Рассмотрены направления финансовой поддержки малого бизнеса за счет средств областного бюджета. Выявлены основные проблемы и определены пути их решения.

Ключевые слова: кредитный рынок, малый бизнес, микрозайм, микрофинансирование, субсидия.

Архангельская область является одним из крупнейших регионов России. Территория области составляет 589,9 тыс. км2, численность населения -1 182 700 чел., плотность населения - 2,2 чел. /км2.

Ol'ga S. ZAKORETSKAYA,

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Planning, the Northern (Arctic) Federal University named after M. B. Lomonosov, the Severodvinsk branch E-mail: zakorol@yandex.ru Kseniia I. SERGEEVA, Assistant of the Department of Accounting, Analysis and Planning, the Northern (Arctic) Federal University named after M. B. Lomonosov, the Severodvinsk branch E-mail: nika-kseniya@yandex.ru

In the article the role of small business in social and economic development of the Arkhangelsk region is considered. The number of small enterprises and number of workers is analyzed. Calculation of indicators of dynamics of volume of the loans granted to small business in the Arkhangelsk region by 2006-2012 is given. The directions of financial support of small business at the expense of means of the regional budget are considered. The main problems are revealed and the ways of their decision are defined.

Keywords: credit market, small business, microloan, microfinancing, subsidy.

Муниципалитеты, ограниченные в источниках наполнения местных бюджетов, могут получить дополнительные финансовые возможности при активном развитии конкурентоспособных предпри-

350 000 300 000

250 000 200 000

150 000

100 000

50 000

0

т

2006 | | ВРП

2007 2008 I Малый бизнес

2009

2010

20011

2012

Рис. 1. Малый бизнес в ВРП Архангельской области в 2006-2012 гг., млн руб.

35,4

35,2

35

34,8

34,6

2009

2010

Рис. 2. Динамика количества индивидуальных предпринимателей в 2009-2011 гг., тыс. чел.

ятий. На территории области расположено девять монопрофильных населенных пунктов, восемь из них внесены в реестр Минрегионразвития России [1]. Численность населения в этих пунктах составляет 314 тыс. чел., или 25 % от общей численности населения области. В пяти монопрофильных территориях уровень регистрируемой безработицы к трудоспособному населению превысил среднеобластной показатель (2 %).

Доля малого бизнеса (МБ) в валовом региональном продукте (ВРП) Архангельской области с 2006 по 2012 г. показана на рис. 1.

Так, в 2011 г. доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в области увеличилась до 9 %1. Доля малых предприятий (МП) в общей занятости в регионе составляет лишь 10 %, а доля МП в занятости в сфере обрабатывающих производств только 15 %.

Опираясь на статистические данные, проведем сравнительный анализ состояния малого бизнеса

1 Региональное Минэкономразвития оценило эффективность деятельности органов местного самоуправления. URL: http:// www. dvinaland. ru/prcenter/release/32902/mdex. php?print=Y

области в 2009-2011 гг. (рис. 2).

За два года абсолютное уменьшение количества индивидуальных предпринимателей (ИП) составило 300 чел., а с 2010 г. наблюдается рост количества ИП.

Количество МП и численность работников на МП на территории Архангельской области представлены в табл. 1.

Анализ данных табл. 1 показывает, что количество МП (без учета микропредприятий) в области уменьшается, причем такая тенденция наблюдается во всех видах экономической деятельности. В 2011 г. количество МП сократилось на 7,04 % по сравнению с 2009 г., при этом средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) увеличилась на 4 891 чел. (на 9,84 %). Снижение количества работников в 2011 г. по сравнению с 2009 г. наблюдалось только в строительстве.

Причинами этого являются недостаточная ликвидность, отсутствие собственных средств и трудности в получении заемных средств. Поэтому вновь открываемые МП в краткосрочной перспективе закрываются, не выдерживая конкуренции со стороны состоявшихся фирм, а последние вследствие слабой поддержки со стороны государства находятся в состоянии стагнации. Но при этом, полностью полагаясь на свои силы и наработанный опыт, пытаются создавать рабочие места, отсюда динамика увеличения числа работников на МП на 11,7 %.

Данные тенденции говорят о существующих нерешенных проблемах МБ, о снижении популярности данного сегмента в области и о необходимости поддержки данного сектора со стороны региональных властей.

Преобладающими сферами деятельности МБ остаются торговля, операции с недвижимым иму-

2011

Прирост (снижение), % 2011 к 2009 | Ы 29,4 ,7 8, ,6 -1 23,8 4, 81,9

а -14,7 ,8 6, - -13,5 | ,8 -1 -15,7 ,3 1

2011 к 2010 | Ы 57,0 7, 17,2 | 25,2 ,2 -1 -54,9 16,6

а <4 1 5, - -10,3 | -0,9 ,8 -1 -7,1 1

2010 к 2009 | Ы -27,6 ,6 -18,8 | ,4 -1 ,3 5, 136,8

а ,5 9, - ,5 -1 ,2 3, - ,9 0, - ,9 3, - ,4 8, ,1 1, 1

Изменение 2011 к 2009 | Ы 4 00 6 6 3 6 -221 | 2 952 0 0 3 0 4 5 4 891

а ^ 1 8 -1 9 2 - 0 -1 7 4 - 2 -126

2011 к 2010 | Ы 2 060 <4 5 7 3 6 3 136 3 9 - 0 8 7 а 7 091

а 00 - -1 2 2 - 5 - 5 3 - 2 2 - -106

2010 к 2009 | Ы -1 376 хч -858 | -184 т 9 3 10 888 -2 200

а чо 7 - 7 - 5 - 2 -1 4 2 7

2011 Ы 5 673 7 850 4 339 | 15 556 7753 8 498 49 669

а хч 9 4 2 91 8 2 5 61 2 9 8 2 1 663

2010 Ы 3 613 7 329 3 702 | 12 420 7 846 18 846 42 578

а 3 5 3 6 3 21 3 3 5 6 9 2 3 1769

2009 Ы 4 989 7 214 4 560 | 12 604 7453 7 958 44 778

а 9 6 7 6 2 0 2 2 8 3 5 8 0 3 7 8 2 1 789

Вид экономической деятельности Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство Обрабатывающие производства | Строительство Оптовая и розничная торговля Недвижимое имущество, аренда, услуги Прочее Всего...

«

и н

ществом, аренда и предоставление услуг. В 2011 г. наибольшее количество предприятий было занято в торговле, а наименьшее - в сельском хозяйстве. Наибольшая средняя численность работников на предприятии отмечается в торговле, наименьшая -в строительстве.

Наблюдается неравномерное распределение МП (в том числе микропредприятий) по городам и районам области в 2011 г. Каждое второе МП функционирует в областном центре Архангельской области, каждое седьмое - в г. Северодвинске - вто-| ром по величине городе области. I В первом полугодии 2012 г. малому бизнесу

8 выдан 1 121 кредит на сумму 5 407,454 млн руб. | Все показатели развития МБ имеют постепенную 0 тенденцию к увеличению, за исключением объема

К

™ инвестиций в основной капитал (табл. 2). В 2011 г.

он снизился на 65,5 млн руб. по сравнению с 2010 г. | (-11,29 %).

§ Объем предоставленных кредитов в 2010 г.

Ц увеличился по сравнению с 2009 г. на 735,9 %. Это & свидетельствует о резком увеличении кредитования о после кризиса, оживлении кредитного рынка, в том з числе и после поддержки этой сферы государством. ® Однако в 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошел § рост лишь на 27,9 %, что свидетельствует о резком снижении в кредитовании МБ.

В целом за два года произошло увеличение следующих показателей малых предприятий:

- средняя заработная плата - на 10,7 %;

- объем отгрузки товаров собственного производства - на 86,4 %;

- объем инвестиций в основной капитал - на £ 32,2 %;

- оборот - на 48,2 %;

- налоговые поступления в консолидированный [I бюджет - на 39 %.

& Широкое распространение получила вторичная

Ц занятость (по совместительству, по договорам граж-

Л

в данско-правового характера), предоставляющая наряду с основным местом работы дополнительные источники доходов для населения. В 2010 г. в малые предприятия на этих условиях были привлечены 4 049 чел., что сопоставимо с 2009 г. В 2011 г. в МП

н с 1С й Л

а

о

X

| на условиях вторичной занятости были привлечены ^ 4 305 чел. Показатели динамики объема кредитов ^ представлены в табл. 3.

§ Анализ базисных и цепных абсолютных при-

| ростов говорит о том, что в целом за анализируемый период произошло увеличение объема кредитов на

Таблица 3

Расчет показателей динамики объема кредитов, предоставленных малому бизнесу в Архангельской области в 2006-2012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Динамика показателей развития малого бизнеса за 2009-2011 гг.

Изменение Прирост (снижение), %

Показатель 2009 2010 2011 2010 2011 2011 2010 2011 2011

к 2009 к 2010 к 2009 к 2009 к 2010 к 2009

Средняя заработная плата на 13,82 14,99 15,33 1,17 0,34 1,51 8,5 2,2 10,7

малом предприятии, тыс. руб.

Выручка от реализации товаров 42 000 60 514,5 86 100 18 514,5 25 585,5 44 100 44,1 42,3 86,4

собственного производства

(включая объем выполненных

работ и услуг), млн руб.

Объем инвестиций в основной 404,0 579,8 514,3 175,8 -65,5 110,3 43,5 -11,3 32,2

капитал, млн руб.

Налоговые поступления в кон- 1 400 1 700 2 000 300 300 600 21,4 17,6 39

солидированный бюджет облас-

ти от малых предприятий и ИП,

использующих специальные

налоговые режимы, млн руб.

Год Объем кредитов, млн руб. Абсолютный прирост, млн руб. Темп роста, °% Темп прироста, °% Абсолютное значение 1 °% прироста, млн руб.

к предыдущему году к 2006 г. к предыдущему году к 2006 г. к предыдущему году к 2006 г.

2006 2 347,7 100,0 100,0

2007 4 354,4 2 006,7 2 006,7 185,4 185,4 85,4 85,4 23,497

2008 5 443,2 1 088,8 3 095,5 125 231,8 25 131,8 43,552

2009 814 -4 629,2 -1 533,7 14,9 34,67 -85,1 -65,33 54,397

2010 6 805,7 5 991,7 4 458 836 289,8 736 189,8 8,140

2011 8 709,7 1 904 6 362 127,9 370,9 27,9 270,9 68,243

2012 10 814,9 2 105,2 8 467,2 124,1 460,6 24,1 360,6 87,352

8 467,2 млн руб. В среднем за год размер среднедушевого денежного дохода увеличился на 1 411,2 млн руб. Анализ цепных и базисных темпов роста показывает, что размер кредитов МБ в 2007 г. составил 185,4 % от 2006 г. В целом с 2006 по 2012 г. базисный темп роста составил 460,6 %. В среднем за год в анализируемом периоде размер кредитов увеличивался в 1,29 раза. В целом за период произошло увеличение на 360,6 %. В среднем за год происходило увеличение размера доходов на 28,88 %.

Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и консультационной компанией Strategy Partners Group по заказу Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» осуществлен исследовательский проект «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010-2011», в котором составлен рейтинг 40 регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса [6].

Архангельская область по доступности недвижимости и качеству транспортно-логистической инфраструктуры занимает 29-е место, по человеческим ресурсам - 21-е место, по доступности финансовых ресурсов - 23-е место, по административному климату и безопасности - 19-е место и по доступности поставщиков - 26-е место. В целом из 40 регионов область занимает 21-е место.

Меры поддержки и регулирования малого бизнеса в регионе. Практика введения новых законодательных норм различается между регионами РФ, поэтому степень развития МБ существенно зависит от политики региональных властей.

Направления финансовой поддержки МБ, проводимой министерством экономического развития и конкурентной политики области, приведены в табл. 4.

Экономический эффект от предоставления субсидий МБ в Архангельской области представлен в табл. 5.

Таблица 5

Эффект от субсидий, предоставляемых субъектам малого бизнеса в Архангельской области

Таблица 4

Направления финансовой поддержки малого бизнеса за счет средств областного бюджета

Субсидия Условия предоставления

Начинающим предпринимателям на создание собственного дела [7] Зарегистрированные не более 1 г, собственные средства не менее 30 %. Максимальный размер субсидии - 300 тыс. руб., может быть увеличен до 1,5 млн руб., если учредителями юридического лица становятся физические лица, включенные в перечень лиц приоритетной целевой группы (размер субсидии рассчитывается как произведение числа таких лиц на 300 тыс. руб., но не более 1,5 млн руб.) [3]

На оплату первого лизингового платежа субъектам, осуществляющим свою деятельность первый год При долевом финансировании, собственные средства не менее 25 % (не более 75 %), 500 000 руб. на одного субъекта, не более 50 % от стоимости предмета лизинга [4]

На оплату первого лизингового платежа субъектам, осуществляющим свою деятельность более года При долевом финансировании, собственные средства не менее 50 %; 1 000 000 руб. на одного субъекта при деятельности во 2-й и 3-й год, 3 000 000 руб. - при деятельности более 3 лет. Не более 50 % от стоимости предмета лизинга. Общее количество субсидий в течение года субъектам МСБ при деятельности более 3 лет, но не больше 10

По кредитным договорам и договорам лизинга В размере 2/3 затрат на уплату процентов, но не более 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты процентов по кредиту [5]

Для возмещения части затрат на оплату услуг с сертификацией систем менеджмента и качества и (или) производимых товаров по ССМК Не более 90 %, по одному сертификату. Для одного субъекта не более 350 000 руб., не ранее 01.01.2011

Субсидия Эффект

На создание собственного дела Потрачено 300 тыс. руб. Возмещение - 70 % расходов. Возмещение = 300 х 70/100 = 210 тыс. руб.

Кредиты (кредитный договор, договор лизинга) Кредит - 3 млн руб., срок - 2 года, 2/3 ставки рефинансирования -5,5, кредитная ставка - 16 % годовых. Период выплаты - 31 день. Выплата = 3 х 5,5 х 31/100 х 365 = 14,01 тыс. руб. Эта сумма выплаты процентов по кредиту в первый месяц. Поскольку остаток ссудной задолженности будет меняться ежемесячно, то будут уменьшаться и выплаты

Возмещение затрат на электроэнергию Потрачено 200 тыс. руб. Возмещение - 75 % расходов, т. е. 150 тыс. руб. Не более 250 тыс. руб.

Проведение ярмарок (программа 2009-2011 гг.) Потрачено 50 тыс. руб. Возмещение - 75 % расходов, т. е. 37,5 тыс. руб. Не более 150 тыс. руб.

Сертификация систем менеджмента и качества и (или) производимых товаров по МССК Потрачено 150 тыс. руб. Возмещение - 90 % расходов, т. е. 135 тыс. руб. Не более 350 тыс. руб.

Подготовка кадров (программа 2009-2011 гг.) Потрачено 30 тыс. руб. Возмещение 50 % расходов, т. е. 15 тыс. руб. Не более 40 тыс. руб.

Анализ данных табл. 5 показывает, что поддержка малому бизнесу в регионе по назначениям субсидий, их объемам и величине возмещения расходов осуществляется по-разному.

В Архангельской области принято несколько муниципальных программ поддержки субъектов малого бизнеса.

1. Оказание государственной поддержки МСП по субсидированию части затрат, связанных с

реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий и оборудования, затрат на присоединение к объектам электросетевого хозяйства до 100 кВт.

2. Оказание государственной поддержки субъектам МСП по субсидированию части затрат на подготовку кадров и оказание государственной поддержки субъектам МСП по субсидированию

части затрат, связанных с участием в выставоч-но-ярмарочных мероприятиях, проводимых на территории РФ.

3. Оказание государственной поддержки субъектам МСП по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам в кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга.

4. Поддержка и развитие субъектов МСП в г. Архангельске на 2010-2012 годы.

5. Развитие малого и среднего предпринимательства г. Северодвинска на 2009-2011 годы. Условия и порядок оказания поддержки субъектов МБ и организаций, образующих инфраструктуру субъектов МБ, устанавливаются долгосрочной целевой программой (далее - Программа), утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 06.09.2011 N° 310-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области и Ненецком автономном округе на 2012-2014 годы» (в ред. постановления правительства Архангельской области от 26.03.2013 № 116-пп).

Прогноз показателей и распределение объемов финансирования при реализации Программы представлены в табл. 6, 7.

Цель программы - создание условий для устойчивого развития субъектов МСБ в Архангельской области и Ненецком автономном округе. Одна из задач - внедрение финансовых механизмов поддержки субъектов МБ.

В рамках соглашения между архангельским бизнес-инкубатором и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2012 г. прошел региональный конкурс молодежных инновационных проектов в рамках программы «УМНИК». Пятеро победителей программы получили по 200 тыс. руб. на развитие своего проекта.

Для поддержки МБ в области созданы подведомственные организации министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области.

Фонд «Архангельский региональный центр микрофинансирования» (создан в 2010 г.). Микрозайм фондом выдается на следующих условиях:

- объем - от 30 тыс. руб. до 1 млн руб. на срок от 3 мес. до 1 г.;

- погашение - ежемесячными равными срочными уплатами (аннуитетными платежами) по ставке 10 % годовых (для крестьянских (фермерских) хозяйств - 7 %);

Таблица 6

Основные целевые показатели и индикаторы Программы на 2012-2014 гг.

Показатель 2012 2013 2014

Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, % 3 4 5

Количество муниципальных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших софинансирование из областного бюджета, ед. 25 27 29

Объем инвестиций в основной капитал, привлеченных субъектами малого и среднего предпринимательства - получателями поддержки, на модернизацию основных средств, млн руб. 140 160 180

Объем налоговых поступлений от субъектов МСП, применяющих при налогообложении единый налог на вмененный доход и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, млрд руб. 1,8 2,0 2,2

Распределение объемов финансирования Программы по источникам расходования средств и годам, тыс. руб.

Источник и направления финансирования 2012 г. 2013 г. 2014 г. Всего

Программа, всего 922 198,492 353 798,492 291 400 277 000

В том числе:

- областной бюджет 243 700 97 700 70 000 76 000

- федеральный бюджет 678 498,492 256 098,492 221 400 201 000

Прочие нужды, всего 922 198,492 353 798,492 291 400,0 277 000,0

В том числе:

- областной бюджет 243 700,0 97 700,0 70 000,0 76 000,0

- федеральный бюджет 678 498,492 256 098,492 221 400,0 201 000,0

Таблица 7

- отсутствие «комиссии» и «скрытых платежей»;

- льготный период (только уплата процентов) на срок от 1 до 3 мес.;

- возможность полного или частичного досрочного погашения задолженности уже после 3 мес. со дня предоставления займа без дополнительных расходов заемщика. Микрозаймы в размере до 300 тыс. руб. включительно предоставляются без залога, под поручительство юридических или физических лиц.

Рассмотрим эффект от микрозайма. Например, микрозайм в сумме 1 млн руб. взят на 12 мес. При ставке 10 % годовых ежемесячная срочная уплата, производимая заемщиком, составит 87 915,89 руб., при этом общие расходы заемщика на погашение займа и выплату процентов составят 1 054 990,65 руб. При погашении займа досрочно, например, через 6 мес., погашаемый остаток составит 595 399,35 руб. Если заемщик при займе в 1 млн руб. сроком на 12 мес. воспользуется льготным периодом продолжительностью 3 мес., то в течение этого периода он выплачивает только проценты в размере 8 333,33 руб./мес. Ежемесячные платежи в последующие 9 мес. составят по 115 791,96 руб.

В октябре 2012 г. выдано микрозаймов на общую сумму 3,83 млн руб.

Министерство экономического развития Архангельской области в рамках реализации Программы направляет в установленном порядке бюджетные ассигнования в фонд «Архангельский региональный центр микрофинансирования» в 2012 г. в сумме

3 000 тыс. руб., в 2013 г. - 3 500 тыс. руб. и в 2014 г. -

4 000 тыс. руб. для содействия развитию микрофинансирования.

Государственное унитарное предприятие Архангельской области «Инвестиционная компания

«Архангельск» - предоставление поручительств в обеспечение кредитов предприятиям МБ (создана в 1999 г.). С 2006 г. ГУП «ИК «Архангельск» является гарантийным фондом Архангельской области.

Схематично работа гарантийного фонда в настоящее время представлена на рис. 3.

Из федерального бюджета в качестве пополнения областного гарантийного фонда 30.11.2012 поступило 80 млн руб. С учетом увеличения размер гарантийного фонда составляет 322 млн руб.

В 2010 г. создано областное автономное государственное учреждение «Архангельский региональный бизнес-инкубатор» в целях предоставления помещений для осуществления предпринимательской деятельности, т. е. аренда помещений на льготных условиях начинающим предпринимателям.

Ставки арендной платы не могут превышать:

- в первый год аренды - 40 % от рыночной ставки арендной платы;

- во второй год аренды - 60 % от рыночной ставки арендной платы, установленной при заключении договора аренды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в третий год аренды - 80 % от рыночной ставки арендной платы, установленной при заключении договора аренды.

Помещения оборудованы мебелью, оргтехникой, компьютерами с лицензионным программным обеспечением, имеются точки доступа к Интернету и телефонной связи.

Перечень предоставляемых бизнес-инкубатором услуг:

- консультирование по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета;

- консультирование по правовым вопросам;

- консультирование по вопросам бизнес-планирования;

- маркетинговые и рекламные услуги;

1

Рис. 3. Предоставление поручительств в обеспечение кредитных ресурсов с последующей компенсацией расходов, связанных с выплатой вознаграждения за поручительство: 1 - поручительство (не более 50 % от залога); 2 - кредит; 3 - процент за кредит; 4 - вознаграждение за поручительство; 5 - компенсация 90 % расходов на поручительство

- предоставление доступа к базам данных;

- дистанционное консультирование;

- услуги в области субконтрактинга;

- аренда офисов, конференц-зала, комнаты для переговоров;

- почтово-секретарские услуги;

- сопровождение сайтов;

- конференции, тренинги, семинары, лекции, круглые столы.

В области работает еще ряд организаций для поддержки МБ:

- государственное автономное учреждение Архангельской области «Фонд имущества и инвестиций»;

- негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования;

- учебно-деловой центр «Предприниматель». Лизинг представлен лизинговой компанией

«Арктика» (с 2000 г.) и филиалом компании «Балтийский лизинг», который приступил к работе в декабре 2004 г. и за время своей деятельности заключил более 700 договоров лизинга на общую сумму 1,3 млрд руб. (предприятиям МСБ и крупным предприятиям).

В области действует 38 кредитных кооперативов, за 2010 г. общее число их сократилось на 4 ед. Действующие кооперативы предоставляют займы субъектам МБ на различных условиях. Срок займа, как правило, от 6 мес. до 1 г. с ежемесячной уплатой процентов и возможностью отсрочки возврата суммы основного долга.

Гарантийный фонд, фонд микрокредитования, лизинговые компании необходимо включить в единый сформированный механизм привлечения кредитных ресурсов в области.

Проанализировав состояние малого бизнеса в Архангельской области, можно отметить, что его доля в ВРП области в настоящее время весьма незначительна.

В обрабатывающем производстве занято лишь 15 % от общего количества МП и 16 % от численности занятых на МП, в строительстве - 12 и 10 % соответственно.

При этом структура промышленного производства Архангельской области за 9 мес. 2012 г. выглядит следующим образом:

- добыча полезных ископаемых - 1,2 %;

- обрабатывающие производства - 77,4 %;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 21,4 %.

Представляется целесообразным уделить особое внимание созданию и развитию именно малых промышленных предприятий.

В целях стимулирования создания новых производств в приоритетных секторах экономики государственное унитарное предприятие Архангельской области «Фонд имущества и инвестиций» совместно с правительством Архангельской области намерено создать на территории региона сеть промышленных парков - обособленных земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, для предоставления их в пользование инициаторам инвестиционных проектов в обрабатывающих секторах экономики.

Так, на развитие МСБ г. Северодвинска в 2011 г. было направлено 25 млн руб. за счет средств федерального бюджета и 5 млн руб. - из областного и местного бюджетов.

Требуется значительное увеличение объемов финансирования программ поддержки малого бизнеса. Соответственно при формировании областного и местного бюджетов закладывать на поддержку МБ большие ресурсы, вместе с тем начать работу по поиску меценатов из уже состоявшихся представителей бизнеса в области.

Анализ существующего механизма кредитования выявил проблемы, с которыми сталкивается МБ при привлечении заемных средств. Представленные программы кредитования имеют высокие процентные ставки. Очевидно, что данный механизм требует совершенствования, в том числе привлечения в область современных компаний, предлагающих лизинг и факторинг. Оптимизация налогооблагаемой базы, налоговые каникулы для таких компаний позволят сформировать конкурентный рынок кредитования малого бизнеса, а субъектам МБ - выбирать оптимальный финансовый продукт. Также необходимо создавать лучшие условия, чем в других регионах, для прихода инвесторов, в том числе иностранных, чтобы они инвестировали в современное инновационное производство в области.

В условиях инновационного сценария развития экономики региона для повышения его конкурентоспособности следует реализовывать наиболее крупные проекты по следующим направлениям:

- глубокая переработка древесины;

- развитие энергетики и энергосбережение;

- развитие инфраструктуры (строительство и реконструкция автомобильных дорог и мостов, электрификация железной дороги, расширение сети газопровода, развитие морского порта);

- развитие строительной отрасли.

При реализации этого сценария уже в среднесрочной перспективе можно ожидать рост ВРП и инвестиций в основной капитал, увеличение налоговых поступлений, создание новых рабочих мест и ежегодный рост реальных доходов населения.

Список литературы

1. Альхимович И. Н. Усиление регулирующей роли органов власти Архангельской области в обеспечении конкурентоспособности малого предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 20.

2. Малое предпринимательство Архангельской области в 2009 году. URL: http://www. dvinaland. ru/ sb/2009.php.

3. Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса: постановление правительства Архангельской области от 20.03.2012 № 94-пп.

4. Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на оплату первого лизингового

List of references

1. Alkhimovich I.N. Strengthening of regulating role of authorities of the Arkhangelsk region in ensuring the competitiveness of small business [Usilenie reguliruiushchei roli organov vlasti Arkhangel'skoi oblasti v obespechenii konkurentosposobnosti malogo predprinimatel'stva], Menedzhment v Rossii i za ru-bezhom - Management in Russia and abroad, 2012, no. 4, p. 20.

2. Small business of the Arkhangelsk region in 2009 [Maloe predprinimatel'stvo Arkhangel'skoi ob-lasti v 2009 godu]. Available at: http://www. dvinaland. ru/sb/2009.php.

3. On approval of Procedure of the competition for the provision of subsidies to budding entrepreneurs to create their own business: government regulation of the Arkhangelsk region, [Ob utverzhdenii Polozheniia o poriadke provedeniia konkursa po predostavleniiu sub-sidii nachinaiushchim predprinimateliam na sozdanie sobstvennogo biznesa: postanovlenie pravitel'stva Arkhangel'skoi oblasti], 20.03.2012 no. 94.

4. On approval of Regulation on procedure for granting subsidies for the first lease payment under a finance lease (leasing) equipment to small and medium-

Необходимо увеличение финансирования гарантийного фонда, увеличение субсидий по направлениям. Создание условий для реализации механизма и последующее доведение его до малого бизнеса (в том числе в опорно-консультационных центрах) даст толчок развитию данного сектора экономики.

платежа по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области и Ненецкого автономного округа: постановление правительства Архангельской области от 20.03.2012 № 95-пп.

5. Об утверждении Положения об оказании государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и части лизинговых платежей по договорам лизинга: постановление правительства Архангельской области от 17.04.2012 № 140-пп.

6. Опора России. http://opora. ru.

7. Официальный интернет-портал г. Архангельска. http://www. arhcity. ru.

sized enterprises of the Arkhangelsk region and Nenetsk autonomous area: the decision of the Government of the Arkhangelsk region [Ob utverzhdenii Polozheniia o poriadke predostavleniia subsidii na oplatu pervogo lizingovogo platezha po dogovoru finansovoi arendy (lizinga) oborudovaniia sub» ektam malogo i srednego predprinimatel'stva Arkhangel'skoi oblasti i Nenetsko-go avtonomnogo okruga: postanovlenie pravitel'stva Arkhangel'skoi oblasti] 20.03.2012 no. 95.

5. On approval of the Regulation on the provision of state support to small and medium-sized businesses to subsidize interest rates on loans to Russian banks and part of lease payments under lease contracts: government regulation of the Arkhangelsk region [Ob utverzhdenii Polozheniia ob okazanii gosudarstvennoi podderzhki sub» ektam malogo i srednego predprinimatel'stva po subsidirovaniiu protsentnykh stavok po privlechennym kreditam v rossiiskikh kreditnykh organizatsiiakh i chasti lizingovykh platezhei po dogovoram lizinga: postanovlenie pravitel'stva Arkhangel'skoi oblasti] 17.04.2012 no. 140.

6. Russian reliance. http://opora. ru.

7. The official Internet portal of the Arkhangelsk. http://www. arhcity. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.