Научная статья на тему 'Проблемы развития малого бизнеса в России'

Проблемы развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко М.О., Агалакова А.В.

Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным. Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

принять правильное инвестиционное решение. Можно условно сказать, что фундаментальный анализ дает ответ на вопрос «что покупать? (продавать?)», а технический - в какой именно момент проводить операцию [2].

Успешная работа на рынке ценных бумаг требует оценки инвестиционной привлекательности обращающихся на нем ценных бумаг. А поэтому применения технического и фундаментального анализа, для выявления привлекательных ценных бумаг в

качестве объекта вложения средств, становится актуальным и важным для любого инвестора.

Библиографические ссылки

1. URL: www.expertmoney.ru.

2. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг : учебник. М. : Инфра-М., 2007.

© Чернышева Е. С., Чу-Ван-Сян А., Алексеева Е. Ю., 2010

УДК 330 341

М. О. Шевченко Научный руководитель - А. В. Агалакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным. Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса.

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 г. бурный рост малых предприятий в 1993 г. резко за-

медлился. И сейчас в малом частном бизнесе менее 1 млн чел.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства ока-

Секция «Экономика и бизнес»

зывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата.

Поддержка малого предпринимательства требует обучения начинающих предпринимателей, повышения квалификации уже действующих

Малый бизнес - это процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) с относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве, с относительно небольшим числом производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау и т. д.), сравнительно ограниченными ресурсами и мощностями (капитал, оборот, численность персонала и т. д.), осуществляемый в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах,

получения прибыли, необходимой для саморазвития собственного дела и выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.

Основными причинами сложившейся ситуации являются, отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только не эффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы.

Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики.

© Шевченко М. О., Агалакова А. В., 2010

УДК 669.713.7

А. С. Шиткина Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОНВЕРСИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Представлена попытка обращения к вопросу о развитии конверсионных производств на предприятиях машиностроения: указана причина возникновения потребности в проведении конверсии и рассмотрено осуществление данного мероприятия на Красноярском машиностроительном заводе, являющемся объектом исследования.

На протяжении многих десятилетий в нашей стране существовала административно-командная система управления, которая представляла собой довольно слаженный механизм обеспечения расширенного воспроизводства в народнохозяйственном комплексе в целом и в его базовых ячейках, которыми выступали производственные предприятия. Фронтальный резкий переход к конкурентно-рыночной системе хозяйствования, проходивший на фоне изменения геополитических и экономических границ страны, повлек острые кризисные явления прежде всего в производственной сфере и особенно в машиностроении.

В Российской Федерации, в условиях развития рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных

ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса России, который имеет достаточно сложную структуру, включающую в себя целый ряд отдельных отраслей и производств.

На современном этапе для российского машиностроения характерен ряд проблем, среди которых можно выделить такую как недостаточная развитость обмена технологий и инноваций между оборонным и гражданским машиностроением. Предприятия военной индустрии, особенно, в дореформенный период, использовали наиболее качественные виды ресурсов, значительную часть научно-технического и инновационного потенциала страны.

В связи с этим возникла насущная потребность в проведении конверсии, как планомерного общегосударственного процесса реального разоружения, использования высвобождаемой от изготовления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.