Научная статья на тему 'Проблемы развития малого бизнеса'

Проблемы развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифуллина Я. Ш., Шумейко Н. Б.

Рассматриваются: факторы развития малого бизнеса, специфика его форм; государственная поддержка и поощрения; сдерживающие факторы развития малого и среднего бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 330(075.8)

Я. Ш. Шарифуллина Научный руководитель - Н. Б. Шумейко Филиал Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, Железногорск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Рассматриваются: факторы развития малого бизнеса, специфика его форм; государственная поддержка и поощрения; сдерживающие факторы развития малого и среднего бизнеса в России.

Современное российское общество продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ является развитие малых форм производства. Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Важнейшие факторы влияющие на развитие малого бизнеса: политическая обстановка в обществе; состояние экономики страны; политика государства в области экономики; меры поддержки малого бизнеса; правовое обеспечение малого бизнеса; налоговая политика; финансово-кредитная политика; уровень жизни населения; цивилизованность предпринимательства.

Мировая практика свидетельствует о том, что: во-первых, малый и средний бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики. Во-вторых, в условиях глобализации экономики, именно малый и средний бизнес легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики в России выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.

Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в

связи с изменениями спроса на рынке. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов. Во-первых, это чисто технические проблемы. Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база. В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии [1]. В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала.

Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90 % оборота держат в тени.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. В нашей стране имеются такие формы, как: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, прямое финансирование, льготное кредитование, льготная налоговая политика.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки

Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »

малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Целенаправленная государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них предполагает направление бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса. Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. При этом следует отметить, что бесконтрольность функционирования фондов поддержки развития малого бизнеса и других аналогичных организаций на региональном уровне повсеместно приводит к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе. Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики.

Библиографические ссылки

1. Вайль П. Положение малого бизнеса в экономике России и других стран // Эксперт. 2008. № 4. С. 15-19.

2. Жигулина Т. А. Малый бизнес - важное звено развития экономики в России // Управляющий директор. 2009. № 5. С. 5-7.

© Шарифуллина Я. Ш., Шумейко Н. Б., 2010

УДК 330.144.1

А. В. Шитько Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Исследованы закономерности становления и развития антимонопольной политики в России, а также определены текущие задачи с учетом потребностей жизни с вновь возникающими явлениями с целью стимулирования и создания конкурентных отношений.

В представленной работе исследованы закономерности становления и развития антимонопольной политики в России. Для демонополизации и разработки государственной политики в области конкуренции в начале 1990-х гг. был учрежден ГКАП России и важнейшим инструментом государственной антимонопольной политики стал закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый в марте 2001 г. В целях повышения статуса антимонопольного органа было создано Министерство по антимонопольной политике России (МАП России). В начале марта 2004 г. в контексте реализуемой в России антимонопольной реформы МАП России реорганизован Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России, функции которой еще более расширены [1].

Система российского антимонопольного законодательства основана в первую очередь на Конституции РФ. Конкурентные отношения регулируются Федеральными Законами «О защите конкуренции» и ФЗ «О естественных монополиях» и другими нормативными актами. Законодательство о конкурен-

ции в России имеет свои особенности, так как создавалось оно в условиях полного отсутствия каких-либо возможностей для конкурентных отношений. Но жизнь подсказала, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной ориентацией и обеспечивали движение вперед [2; 3].

Однако одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка.

Последовательное проведение государством антимонопольной политики - важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России.

В 2008 г. наблюдалось увеличение количества возбужденных дел в отношении органов власти, на них приходится около 50 % от общего числа нарушений. Всего за 2008 г. было возбуждено порядка 6540 дел о нарушении антимонопольного законодательства, среди них 2978 - в отношении органов власти.

Одним из приоритетов деятельности ФАС России за прошедший год стала борьба с картелями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.