Научная статья на тему 'Становление и развитие институтов государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства'

Становление и развитие институтов государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барлыбаев А. А.

В статье обосновывается необходимость государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, проведен подробный анализ форм и эволюции институтов господдержки малого бизнеса. Изложены нормативно-правовые основы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, достижения и проблемы реализации государственных программ поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие институтов государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства»

УДК 346 (4) ББК 65.012.2.

раздел ЭКОНОМИКА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Барлыбаев А.А.

В статье обосновывается необходимость государственной финансовокредитной поддержки малого предпринимательства, проведен подробный анализ форм и эволюции институтов господдержки малого бизнеса. Изложены нормативно-правовые основы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, достижения и проблемы реализации государственных программ поддержки малого бизнеса.

Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства (МП) в Российской Федерации понимается не всеми однозначно [1]. В целом ряде теоретических концепций поддержка МП, впрочем, как и других секторов экономики, рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования [2].

Согласно результатам опроса, чаще всего пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием [3]. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, уменьшается. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалось как хорошее или удовлетворительное, - шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их на плаву, государство способствует сохранению в большей мере сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства.

Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемость бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание тепличных условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.

С середины 90-х гг. XX в. сложилась ситуация, при которой в сферах торговли, общественного питания и некоторых иных видах деятельности предпринимательство развивается достаточно быстро и, в принципе, не нуждается в специальной государственной поддержке. В других сферах (производство, инновационная деятельность и др.) предпринимательство может реализовать свои потенциалы лишь при условии целенаправленного содействия со стороны государственных структур.

Исходя из мирового опыта, государственная поддержка малого бизнеса лишь там приносила ощутимые плоды, где главным условием ее предоставления являлись конкретные цели и результаты, к которым стремились и приходили малые предприятия, а не принадлежность к данной категории хозяйственных субъектов сама по себе.

Например, отличительной чертой системы государственной поддержки МП в Японии является временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе[4]. Устанавливаемые на год и более приоритеты могут впоследствии изменяться. Подобная стратегия позволяет сконцентрировать внимание частного сектора на «точках роста» в экономике и быстрыми темпами достигать ощутимых результатов. Такой подход необходим и в нашей стране.

В России в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов для местной администрации крайне важно оценить, какие направления развития малого бизнеса действительно нуждаются в поддержке и льготах, а каким придется рассчитывать только на свои силы.

Весьма интересен тот факт, что количество малых предприятий выросло более чем в три раза за период 1991-1994 гг., причем тогда система поддержки МП отсутствовала. Получается, что в нашей стране малый бизнес быстрее развивается без помощи государства. Скорее это свидетельствует о том, что система государственной поддержки малых предприятий в России обладает крайне низкой эффективностью.

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной

Вестник Башкирского университета.2007.№1.

71

поддержки МП в России. К формам государственной поддержки МП относятся:

- организационно-инфраструктурная;

- налогово-управленческая;

- имущественная;

- финансово-кредитная.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В российских условиях такой вид поддержки чреват злоупотреблениями, поэтому его использование должно быть строго регламентировано и открыто для общественности.

Сведение государственной поддержки только к прямой финансовой поддержке или налоговому стимулированию не столько развивает предпринимательскую инициативу, сколько содействует закреплению иждивенческих настроений. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка.

В настоящее время в нашей стране нет специального государственного органа, призванного осуществлять поддержку МП. Первоначально эту обязанность взял на себя Г осударственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Однако этот комитет не был в достаточной мере специализированным органом управления, четко ориентированным на содействие развитию МП.

В марте 1992 г. была предпринята попытка создать самостоятельный государственный орган -Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе России. Не успев развернуть свою работу, он оказался упраздненным в ходе очередной реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти. При этом функции поддержки предпринимательства были переданы Госкомитету РФ по промышленной политике, созданному на базе ликвидированного Министерства промышленности РФ. В результате задача содействия развитию малых предприятий опять перешла в ранг второразрядных. Практически были утрачены функция координации деятельности органов государственного управления по поддержке МП, формированию государственной политики в этой области. Судя даже по названию комитета, ему вменялась в обязанности поддержка не только малого, но и среднего, и даже крупного бизнеса. Нетрудно заметить, что такая задача неразрешима в рамках компетенции одного комитета.

В июне 1995 г. был образован единый орган, корректирующий усилия по поддержке МП России

- Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. До этого времени вопросами поддержки МП занималось множество министерств и комитетов, что порождало на практике параллелизм и дублирование при исполнении тех или иных функций.

В ходе очередной реорганизации Правительства РФ, произошедшей в начале 1999 г., Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства был упразднен, а его функции возвращены Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП)[5]. На первый взгляд такая мера могла показаться эффективной, поскольку существует тесная взаимосвязь между антимонопольной политикой, усилением конкурентных начал в экономике и развитием предпринимательства. Однако с точки зрения узкоспецифических интересов малого бизнеса данная мера оказалась малополезной, поскольку подменялись специфические механизмы и меры поддержки МП методами антимонопольного регулирования, а эти два комплекса методов государственного регулирования далеко не тождественны.

Непосредственное исполнение государственной политики поддержки МП возлагалось на территориальные управления МАП, которые осуществляли также множество иных функций: борьба с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией, обеспечение контроля над соблюдением законодательства о защите прав потребителей, регулирование деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте и т. д. Очевидно, что столь разные и сложные функции территориальным МАП выполнять было чрезвычайно сложно. В такой ситуации многое оставалось на усмотрение руководителей этих управлений, которые сами решали, что же из общего объема функций выполнить необходимо, а что можно и не выполнять. Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса, в том числе и финансовая, на практике оставалась слабой.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» МАП упразднено. Его функции переданы Федеральной антимонопольной службе, за исключением функции в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса. В указе ничего не сказано о том, какому органу передается функция поддержки МП.

Вышеназванный указ явился следствием продолжения административной реформы, затрагивающей интересы предпринимательства в целом и малого бизнеса в частности. Можно выделить следующие основные положения данной реформы, касающиеся МП:

72

раздел ЭКОНОМИКА

- разграничение между разными государственными органами функций государственного (не только административного) регулирования предпринимательской деятельности и функций ее поддержки (последние 2-3 года они зачастую смешивались). Отсюда вытекает необходимость отделения поддержки бизнеса от антимонопольного регулирования и регулирования конкуренции. Функции «главного регулятора» и «главного под-держивателя» должны быть разведены по разным ветвям исполнительной власти;

- перенос «центра тяжести» в ресурсной поддержке малого предпринимательства с федерального на региональный и местный уровень. Малый бизнес - это феномен локальных рынков (по опросам - до 90% от объема продаж). Заинтересованность в его развитии должны проявлять, прежде всего, местные власти. Если региональные и муниципальные власти не хотят поддерживать собственный малый бизнес, то федеральная власть в этом вопросе будет бессильна.

До 1 января 2005 г. основным государственным органом, призванным осуществлять финансовую поддержку МП, являлся федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Постановлением Совета министров от 1 апреля 1993 г. №228 «О фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции» при Госкомитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был образован Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Затем он был преобразован в ФФПМП Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. №1184 «О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства», что привело к существенному расширению полномочий последнего. Фонд освободился от налогообложения на прибыль. Более четко обозначились его функции как структуры поддержки именно малого бизнеса.

Если раньше этот фонд являлся яблоком раздора различных правительственных структур, то теперь четко обозначилась его функция финансового рычага механизма поддержки МП. Отличие фактически вновь созданного фонда от предыдущего заключалось в использовании для кредитования предпринимательских проектов не только предусмотренных в бюджете средств, но и средств любых финансовых институтов, и в том числе частного капитала.

В настоящее время в большинстве регионов России созданы фонды поддержки МП. Учредителями региональных фондов являются государственные, кооперативные и иные предприятия и объединения, всевозможные организации, физические лица. Принципы взаимодействия региональных фондов поддержки МП с региональными органами исполнительной власти построены на основе соглашений, в которых регламентировано распределение рисков и ответственности за эффективность финансирования региональных программ. Юридической основой соглашений является документально оформленное гарантирование администрациями регионов и региональными уполномоченными банками целевого использования финансовых ресурсов фонда. Такой механизм позволяет решать проблему обеспечения кредитов для малых предприятий, поскольку они в подавляющем большинстве не имеют достаточного имущества для залогов. Данный механизм приемлем как для регионов-доноров, так и для дотационных регионов.

Таким образом, несмотря на очевидные успехи законодательства, благодаря которому в последнее десятилетие были заложены правовые основы государственной поддержки рыночной экономики, до сих пор не удалось создать целостную и внутренне непротиворечивую систему для функционирования институтов государственной поддержки малого предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

Коршунов А.Г. Проблемы налогового учета при применении упрощенной системы налогообложе-ния//Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве. С.71.

Институт стратегического анализа и развития предпринимательства в период с сентября 1996 г. по февраль 1997 г. проводил исследование «Региональные программы поддержки предпринимательства: Сравнительный анализ»//Предпринимательство в России. 1997. №3. С. 13.

Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом/ Под ред. А.В. Рунова. М..: Уникум Пресс, 2003. С. 36.

Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. №793 «Об утверждении положения о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» (в ред. от 31 июля 2003)// Собрание законодательства РФ. 1999. №29. Ст.3756 (утратил силу).

Приказ МАП РФ от 17 ноября 1999 г. №441 «Об утверждении Положения о территориальном управлении МАП России» (в ред. от 30 апреля 2002 г.)// Российская газета. 2000, 1 марта.

1

2

3

4

Поступила в редакцию 22.12.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.