Научная статья на тему 'О государственном регулировании в сфере малого бизнеса'

О государственном регулировании в сфере малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
малый бизнес / программы поддержки / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надеждина Галина Витальевна, Василенко Виктория Викторовна

Рассматриваются этапы развития системы государственной поддержки малого бизнеса в России и основные направления государственного регулирования на ближайшую перспективу. Авторы показывают, что уклон в программах поддержки на субсидирование не обеспечивает долгосрочного эффекта. Большего результата позволит добиться решение вопросов обеспечения доступа малого бизнеса к недвижимому имуществу и объектам инфраструктуры, сокращение числа лицензируемых видов предпринимательской деятельности, кардинальное изменение системы государственного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О государственном регулировании в сфере малого бизнеса»

О ГОСУД АРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

В настоящее время можно считать, что система поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в России практически сложилась. В общих чертах она сформировалась к 2004 г. В июле 2007 г. в России было принято определение понятия «средний бизнес». Между тем приоритеты в области развития малого бизнеса пока отсутствуют. Причем отсутствие приоритетов можно трактовать как общее невнимание к интересам малого бизнеса, а также как результат многочисленных реорганизаций правительства в 1991-1998 гг., в результате которых только за эти 7 лет функции развития МСБ переходили от одного ведомства к другому 6 раз.

Формирование частных фирм в России началось в 1987-1991 гг. с принятием ряда законов, закреплявших частную собственность: ФЗ «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», «Об аренде», «О малых предприятиях» . В 1991 г. был создан (правда, тут же упразднен) первый российский федеральный орган, отвечавший за развитие предпринимательства. С 1992 г. начался этап поддержки малого бизнеса как «угнетенного». Работой нескольких ведомств по развитию малых предприятий (МП) руководит Антимонопольный комитет. С 1993 г. создаются различные фонды поддержки предпринимательства, а с 1994 г. разрабатываются государственные программы поддержки МП.

Кульминацией и окончанием первого этапа развития госполитики стало принятие в 1995 г. Госдумой закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» (№ 88-ФЗ) и очередная попытка создания профильного комитета в правительстве (прекратил работу в 1998 г.)

После принятия закона малый бизнес начинает пользоваться большим вниманием: проходят всероссийские съезды предпринимателей, образуется ряд отраслевых, региональных и федеральных общественных союзов и ассоциаций предпринимателей, в том числе ОПОРА России, созданная в 2001 г.

Наконец, в 2004 г. в связи с административной реформой прекратило существование Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП). Его функции были переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС), а функции развития предпринимательства— Министерству экономического развития и торговли РФ (МЭРТ). Происходившие изменения в политике развития малого бизнеса показаны в табл. 11.

Но и сегодня в политическом процессе поддержки малого и среднего бизнеса в России хватает пробелов. Отсутствие четких приоритетов поддерж-

ки можно объяснить не только высокими тарифами и высокими налогами, но и тем, что, согласно определению малого бизнеса в федеральном законодательстве, его вклад в экономику непомерно низок.

Таблица 1

Политика развития малого бизнеса в России

1987-1995 1995-2004 2004- по наст, время

Приватизация Формирование частных фирм Формирование Формирование системы поддержки Стимулирование Стимулирование малого бизнеса

1987 —ФЗ «Об индивидуальной трудовой деятельности» — начало развития МСБ 1995 — ФЗ «О гос. поддержке малого предпринимательства» и создание Государственного комитета по развитию и поддержке МП (ГКРП) 2004 — упразднено МАП, его функции по развитию МСБ переданы Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ)

1991 — создан и спустя несколько месяцев упразднен Комитет по МП 1996 — первый Всероссийский съезд представителей МП, появление ассоциаций МП 2005 — первые конкурсы МЭРТ для регионов, создание региональных венчурных фондов

1992 — развитием МСБ занят Государственный антимонопольный комитет 1998 — ГКРП упразднен, его функции переданы Министерству по антимонопольной политике и развитию предпринимательства (МАП) 2006 — создание Российской венчурной компании (РВК)

1993 — создан Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) 2001 — учреждение организации ОПОРА России 2007 — реорганизации РБР

1994 — создан Фонд содействия по развитию МП в научно-технической сфере 2002 — упразднен ФФПМП 2008 — создание Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства

1994 — начало разработки ежегодных госпрограмм поддержки МП 2002 — программа кредитования МСБ Российским банком развития (РБР) 2009 — создание Межведомственной комиссии по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий

Программы МЭРТ, как и другие элементы инфраструктуры, к настоящему моменту не представляют собой единой системы программ и не охватывают в равной степени все факторы. Заметный акцент в программах поддержки делается на субсидирование как финансовую поддержку и предоставление инфраструктуры по льготным ценам, эффект которого не является долгосрочным. Инициативы в области упрощения лицензирования не достигают своих

целей. Самым большим достижением последних лет в области развития МСБ остается введение упрощенных режимов налогообложения.

В 2010-2011 гг. планируется продолжить реализацию мероприятий финансовой поддержки малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 1782.

Предполагаемый суммарный объем финансирования из федерального и региональных бюджетов на указанный плановый период—свыше 20 млрд руб.

1 января 2008 г. вступил в силу ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»3. С учетом его положений разработан и утвержден комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности (10 апреля 2008 г), в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов, естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства. Комплекс мер включает два основных раздела:

1) общие вопросы регулирования предпринимательской деятельности малых предприятий;

2) меры по обеспечению ускоренного роста малых предприятий, занятых в приоритетных сферах экономической деятельности.

К общим вопросам регулирования предпринимательской деятельности отнесены мероприятия, направленные на обеспечение доступа:

• к недвижимому имуществу (меры, направленные на стимулирование активности региональных и муниципальных властей по выделению целевым образом земельных участков под строительство помещений эконом-класса для малых предприятий, и меры, направленные на строительство специализированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков и проч.);

• к объектам инфраструктуры (электросетевому, газовому хозяйству, коммунальной инфраструктуре). Меры направлены на устранение пробелов в нормативном регулировании, внедрение принципов публичности деятельности субъектов естественных и локальных монополий, снижение финансовой нагрузки на малые предприятия;

• к финансовым ресурсам, меры по комплексному развитию финансовой инфраструктуры для малых компаний: гранты начинающим, микрофинансовые услуги, а также расширение кредитования, развитие системы гарантийных фондов;

• меры по совершенствованию налогообложения малых предприятий в части внесения ряда поправок в гл. 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ с целью упрощения процедур исчисления и уплаты налогов, расширению круга субъектов предпринимательства, которые могут воспользоваться специальными налоговыми режимами;

• по совершенствованию процедур регистрации предприятий, включая внедрение новых современных технологий (Интернет);

• по сокращению лицензируемых видов предпринимательской деятельности, в том числе за счет внедрения механизмов страхования ответственности предпринимателя перед третьими лицами, усилению финансовых гарантий, саморегулированию;

• по сокращению видов продукции, товаров и услуг, в отношении которых действуют нормы об обязательной сертификации, внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях замены обязательной сертификации на обязательное декларирование производителем соответствия товаров, работ, услуг требованиям по безопасности;

• по кардинальному изменению госконтроля (надзора) за предпринимательской деятельностью с целью сокращения видов государственного контроля, ограничению сроков реализации мероприятий по государственному контролю, увеличению ответственности государственных и муниципальных служащих.

Мероприятия по развитию малых предприятий в приоритетных отраслях экономики связаны с совершенствованием нормативного правового регулирования и предусматривают оказание финансовой поддержки за счет средств бюджетов всех уровней.

Реализация положений закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и соответствующего комплекса мер повысит эффективность финансовых механизмов государственной поддержки, обеспечит снижение затрат малого предпринимательства на преодоление административных барьеров до 3% выручки, что будет способствовать дальнейшему развитию системы малого предпринимательства, увеличению объемов его производства. Число малых предприятий в 2011 г. по отношению к 2006 г. увеличится на 36% и составит 1400 тыс.4

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Влияние мер государственной политики по поддержке малого предпринимательства в 2005-2007 гг. на условиях функционирования предпринимательства в регионах (субъектах) РФ. [Электронный ресурс]. М., 2007. Режим доступа: www.nisse.ru

2 Постановление правительства РФ от 27.02.2009 г. №178 «О распределении и предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // СЗ РФ. 2009. №10.

3 Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007) // РГ. 2007. №164.

4 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 гг. М., 2008. Режим доступа: www.economy.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.