Научная статья на тему 'Нарушение антимонопольного законодательства в России'

Нарушение антимонопольного законодательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шитько А.В., Леонидова А.И.

Исследованы закономерности становления и развития антимонопольной политики в России, а также определены текущие задачи с учетом потребностей жизни с вновь возникающими явлениями с целью стимулирования и создания конкурентных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушение антимонопольного законодательства в России»

Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »

малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Целенаправленная государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них предполагает направление бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса. Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. При этом следует отметить, что бесконтрольность функционирования фондов поддержки развития малого бизнеса и других аналогичных организаций на региональном уровне повсеместно приводит к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе. Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики.

Библиографические ссылки

1. Вайль П. Положение малого бизнеса в экономике России и других стран // Эксперт. 2008. № 4. С. 15-19.

2. Жигулина Т. А. Малый бизнес - важное звено развития экономики в России // Управляющий директор. 2009. № 5. С. 5-7.

© Шарифуллина Я. Ш., Шумейко Н. Б., 2010

УДК 330.144.1

А. В. Шитько Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Исследованы закономерности становления и развития антимонопольной политики в России, а также определены текущие задачи с учетом потребностей жизни с вновь возникающими явлениями с целью стимулирования и создания конкурентных отношений.

В представленной работе исследованы закономерности становления и развития антимонопольной политики в России. Для демонополизации и разработки государственной политики в области конкуренции в начале 1990-х гг. был учрежден ГКАП России и важнейшим инструментом государственной антимонопольной политики стал закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый в марте 2001 г. В целях повышения статуса антимонопольного органа было создано Министерство по антимонопольной политике России (МАП России). В начале марта 2004 г. в контексте реализуемой в России антимонопольной реформы МАП России реорганизован Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России, функции которой еще более расширены [1].

Система российского антимонопольного законодательства основана в первую очередь на Конституции РФ. Конкурентные отношения регулируются Федеральными Законами «О защите конкуренции» и ФЗ «О естественных монополиях» и другими нормативными актами. Законодательство о конкурен-

ции в России имеет свои особенности, так как создавалось оно в условиях полного отсутствия каких-либо возможностей для конкурентных отношений. Но жизнь подсказала, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной ориентацией и обеспечивали движение вперед [2; 3].

Однако одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка.

Последовательное проведение государством антимонопольной политики - важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России.

В 2008 г. наблюдалось увеличение количества возбужденных дел в отношении органов власти, на них приходится около 50 % от общего числа нарушений. Всего за 2008 г. было возбуждено порядка 6540 дел о нарушении антимонопольного законодательства, среди них 2978 - в отношении органов власти.

Одним из приоритетов деятельности ФАС России за прошедший год стала борьба с картелями,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

представляющими собой наиболее опасные нарушения в экономической сфере; в 2008 г. в ФАС России было создано специальное управление по борьбе с картелями. Сумма подлежащих уплате штрафов в сфере деятельности службы за 2008 г. составила порядка 13 млрд рублей.

Наличие картелей всегда чревато для экономики и потребителей необоснованным ростом цен, отсутствием инноваций, стагнацией рынка. Особенно остро эти негативные последствия деятельности картелей ощущаются в период кризиса.

В разрезе рынков в отдельных сферах деятельности больше всего выявлено нарушений в сфере электротеплоэнергии (13,8 % от общего количества выявленных нарушений); операций с недвижимым имуществом, включая землю (13,2 %); на рынке страховых услуг (10,3 %); в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания (9,5 %); в сфере жилищно-коммунального хозяйства (7,9 %). Антимонопольные органы стремятся создать условия, при которых всем участникам рынка очевидны эффективность конкуренции и необходимость соблюдения требований антимонопольного законодательства.

В 2008 г. 55 % нарушений было совершено в секторе тепло- и электроэнергетики, 11 % - в сфере жилищно-коммунального хозяйства, 9 % - в сфере газа. Как и в предшествующие годы, около 40% нарушений приходится на субъекты естественной монополии.

Если рассматривать отраслевую структуру нарушений, то в 2008 году в структуре решений ФАС России о наличии соглашений, согласованных действий наибольшие доли имеют отрасли сферы услуг: 21 % торговля, 19 % страховые услуги, 10 % банковские услуги. На нефть и нефтепродукты пришлось 16 % решений. Лидерами же по абсолютному приросту числа нарушений были операции с недвижимостью, рынок банковских услуг и жилищно-коммунальное хозяйство.

Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 гг. предусматривает меры по развитию конкуренции, оценивая текущее ее состояние. Одно из основных направлений, предусмотренных Программой - общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, механизмов избыточности регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников

ФАС России определил для себя текущие задачи в области антимонопольной политики в условиях кризиса: кардинально переработать Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; развитие конкуренции как инструмента повышения эффективности экономики; особое внимание инновационным (наукоемким) отраслям и отраслям с высоким потенциалом увеличения производительности труда; обеспечение соблюдения конкурентных принципов в проведении антикризисной политики, недопущение ущемления интересов общества и бизнеса в ходе реструктуризации и финансового оздоровления компаний; создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных компаний; снятие административных и инфраструктурных барьеров для развития предпринимательской деятельности, развитие системы информационной поддержки ведения бизнеса.

Законодательство не всегда успевает за потребностями жизни, за вновь возникающими явлениями. Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное законодательное регулирование отношений, существующих в условиях конкуренции.

Обеспечение экономической безопасности России невозможно без активной антимонопольной политики государства, важнейшим инструментом которой является антимонопольный орган, в настоящее время это Федеральная антимонопольная служба. Четкая правовая регламентация возникающих вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны органов власти, даст возможность производителям эффективно защищать свои права и интересы. Данная проблема настолько остра, особенно на рынке ресурсов, что ее решение не терпит отлагательства. Монополизм на рынке ресурсов буквально губит российскую экономику.

Библиографические ссылки

1. Антимонопольная политика в России : учеб. пособие / под ред. И. В. Князевой. М. : Омега-Л, 2008.

2. О естественных монополиях : федер. закон [от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008 № 281-ФЗ)].

3. О защите конкуренции : федер. закон [от 26.07.2006 года № 135-Ф3 (ред. от 18.07.2009. № 181-ФЗ)].

© Шитько А. В., Леонидова А. И., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.