Научная статья на тему 'К вопросу о развитии конверсионных производств машиностроительных предприятий'

К вопросу о развитии конверсионных производств машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиткина А. С., Широченко Н. В.

Представлена попытка обращения к вопросу о развитии конверсионных производств на предприятиях машиностроения: указана причина возникновения потребности в проведении конверсии и рассмотрено осуществление данного мероприятия на Красноярском машиностроительном заводе, являющемся объектом исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии конверсионных производств машиностроительных предприятий»

Секция «Экономика и бизнес»

зывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата.

Поддержка малого предпринимательства требует обучения начинающих предпринимателей, повышения квалификации уже действующих

Малый бизнес - это процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) с относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве, с относительно небольшим числом производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау и т. д.), сравнительно ограниченными ресурсами и мощностями (капитал, оборот, численность персонала и т. д.), осуществляемый в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах,

получения прибыли, необходимой для саморазвития собственного дела и выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.

Основными причинами сложившейся ситуации являются, отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только не эффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы.

Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики.

© Шевченко М. О., Агалакова А. В., 2010

УДК 669.713.7

А. С. Шиткина Научный руководитель - Н. В. Широченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОНВЕРСИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Представлена попытка обращения к вопросу о развитии конверсионных производств на предприятиях машиностроения: указана причина возникновения потребности в проведении конверсии и рассмотрено осуществление данного мероприятия на Красноярском машиностроительном заводе, являющемся объектом исследования.

На протяжении многих десятилетий в нашей стране существовала административно-командная система управления, которая представляла собой довольно слаженный механизм обеспечения расширенного воспроизводства в народнохозяйственном комплексе в целом и в его базовых ячейках, которыми выступали производственные предприятия. Фронтальный резкий переход к конкурентно-рыночной системе хозяйствования, проходивший на фоне изменения геополитических и экономических границ страны, повлек острые кризисные явления прежде всего в производственной сфере и особенно в машиностроении.

В Российской Федерации, в условиях развития рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных

ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса России, который имеет достаточно сложную структуру, включающую в себя целый ряд отдельных отраслей и производств.

На современном этапе для российского машиностроения характерен ряд проблем, среди которых можно выделить такую как недостаточная развитость обмена технологий и инноваций между оборонным и гражданским машиностроением. Предприятия военной индустрии, особенно, в дореформенный период, использовали наиболее качественные виды ресурсов, значительную часть научно-технического и инновационного потенциала страны.

В связи с этим возникла насущная потребность в проведении конверсии, как планомерного общегосударственного процесса реального разоружения, использования высвобождаемой от изготовления

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

вооружений наиболее квалифицированной рабочей силы, передовых технологий и капиталов с целью их применения в отраслях экономики, производящих продукцию так называемого гражданского назначения. Конверсия ВПК - переориентация отраслей военно-промышленного комплекса на выпуск гражданской продукции. Значение конверсии заключается также в том, что органическое включение предприятий военно-промышленного комплекса в общую структуру хозяйства страны создает серьезную материально-техническую и научную базу для преодоления кризисных явлений и достижения устойчивой стабилизации всей экономики. Конверсия изменяет пропорции распределения всех видов ресурсов между отраслями, способствуя более эффективному их использованию. При конверсии предприятия происходит расширение рынка сбыта продукции. В отличие от предприятий, работающих по госзаказам, и имеющим в роли потребителя только государство, распределение продукции конверсионных предприятий куда разнообразней. Появляется необходимость поиска новых партнеров и потребителей, сотрудничества с ними, обмена опытом и знаниями [1].

Инновационные проекты, разрабатываемые на Красноярском Машиностроительном заводе, имеют большие перспективы. Осуществляется производство продукции, востребованной в малой теплоэнергетике, микроэлектронике, в медицине, в дорожном строительстве, изготовляется оборудование для производства полупроводниковых материалов, ТЭК, нефтегазохимии, добывающих предприятий, АПК и переработки пластмасс [2].

В то же время не прекращается работа по основным направлениям, к примеру, в марте 2010 года

был произведен запуск баллистической ракеты «Синева», изготавливаемой на Красноярском машиностроительном заводе. Идет производство разгонных блоков и двигателей для ракет космического назначения.

Таким образом, сохраняя приоритетным направление по созданию ракетно-космической техники, «Красмаш» сегодня - это производитель:

- емкостного и теплообменного оборудования для теплоэнергетического комплекса и нефтегазовой промышленности;

- ростового оборудования для выращивания кристаллов поли- и монокремния;

- теплообменного оборудования и сепараторов для нефтегазовой и химической промышленности;

- нестандартного оборудования для цветной металлургии и других отраслей [3].

Подводя итоги, можно сказать, что производство необходимо налаживать так, чтобы предприятие могло сохранить за собой статус стратегического объекта страны, и в то же время иметь возможность принимать участие в гражданской жизни общества. Разумеется, для всего вышеперечисленного необходима поддержка со стороны государства, как главного потребителя продукции военно-промышленного назначения и координирующего органа при размещении гражданской продукции.

Библиографические ссылки

1. URL: abc.informbureau.com/

2. URL: http://krasm.com/

3. URL: library.cross-ipk.ru/

© Шиткина А. С., Широченко Н. В., 2010

УДК 658.274

Т. В. Янькова Научный руководитель - М. А. Рагозина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ НА ОАО «КРАСМАШ»

Рассматривается одна из основных проблем предприятий ОПК - физический износ основных производственных фондов. Представлено краткое описание проекта обновления активной части основных фондов предприятия путем модернизации имеющегося оборудования в условиях недостатка финансовых ресурсов.

Одной из основных проблем предприятий ОПК является устаревание основных фондов, недостаточность их технического и технологического перевооружения. Физический износ и моральное старение оборудования на многих предприятиях достигли 80 %. Из-за отсутствия достаточных инвестиций темпы обновления основных фондов в российском ОПК составляли в последние годы порядка 1-5 %. На 2008 год больше половины оборудования отрасли имеют возраст свыше 20 лет, а средний возраст используемого оборудования достиг 25 лет. Если в срочном порядке не начать принимать меры, которые смогут остановить

рост износа основных фондов, то в ближайшем будущем отраслям промышленности придется работать на полностью изношенном в моральном и физическом плане оборудовании.

Проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Красмаш», можно сделать вывод, что ситуация на предприятии отражает обстановку отрасли в целом. ОАО «Красмаш» испытывает острую нехватку собственных средств, выручка от реализации практически равна себестоимости, и финансирование каких-либо масштабных проектов из оставшейся прибыли попросту невозможно. Отме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.