ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
Удк 338.24
малый бизнес в условиях инновационного развития экономики российской федерации
Б. Х. АЛИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения
E-mail:fef2004@yandex. ru Х. М. МУСАЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и денежного обращения
E-mail: xaibat27@rambler. ru М. М. ИМАНШАПИЕВА, аспирант кафедры налогов и денежного обращения
E-mail: mazika21@rambler. ru Дагестанский государственный университет
В статье раскрываются основные проблемы, сдерживающие развитие малого инновационного бизнеса в Российской Федерации. Рассмотрены прогрессивные элементы государственного регулирования и поддержки малого инновационного бизнеса в экономике индустриальных стран. Обоснован комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования малого предпринимательства в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации. Делается вывод о необходимости расширения объемов и масштабов регулирования инвестиционной и инновационной деятельности малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях путем реализации комплекса мер организационно-экономического и правого характера. Особое место уделено налоговым методам стимулирования инновационной активности субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, инновационное развитие, экономика, государственное регулирование, поддержка, регионы, зарубежный опыт, налоговое стимулирование, разработки, научно-технический потенциал, модернизация.
В современных условиях переход к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются одним из ключевых факторов активизации экономического роста. Внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса, поскольку именно малые предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством.
Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию организации управления производством. Одновременно малый бизнес, будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный научно-технический прогресс.
Вместе с тем осуществление активной инновационной деятельности в сфере малого бизнеса
сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Выделим основные факторы, сдерживающие внедрение инноваций:
— отсутствие закона, регулирующего инновационную деятельность малых предприятий в РФ;
— недостаточная финансовая поддержка со стороны государства;
— высокая стоимость нововведений;
— низкий платежеспособный спрос на новые продукты;
— высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений;
— низкая востребованность малого инновационного бизнеса;
— отсутствие действенных финансовых механизмов и налоговых стимулов инновационной деятельности;
— трудности с получением банковских кредитов;
— сложности с получением помещений и их высокая арендная ставка;
— недостаточное количество квалифицированных кадров — менеджеров и бухгалтеров.
Обозначенные факторы и многие другие причины не позволяют малому инновационному бизнесу в России развиваться эффективно, вследствие этого наблюдается крайне низкий уровень объема научных исследований и разработок. Так, по данным международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в настоящее время на долю малых инновационных фирм в промышленно развитых странах приходится до 30 % объема научных исследований и разработок, до 20 % всех создаваемых новшеств и более 50 % получаемых патентов. При этом доля расходов малых инновационных фирм на нововведения составляет лишь 4—5 %. Проводимая в РФ политика в области регулирования малого бизнеса не обеспечивает необходимой поддержки и приоритетного развития малого инновационного бизнеса в стране, вследствие этого удельный вес инновационных предприятий составляет менее 6 % в этом секторе (в то время
как удельный вес малого бизнеса в сфере торговли и услуг превышает 80 %) [3].
На международном рынке наукоемкой продукции доля РФ также весьма мала (менее 1 %). В структуре торговли техники преобладают инжиниринговые услуги (85 % экспорта и 53 % импорта), на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3 % суммарного объема экспорта и 7 % импорта. В современных условиях Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза — в 12 раз, от Китая — в 6,4 раза, от Индии — в 1,5 раза. В развитых индустриальных странах государство обеспечивает приоритетное финансирование фундаментальных исследований, содействует передаче результатов НИР в промышленность, законодательно стимулирует научно-техническую и инновационную деятельность. Расходы на НИОКР на душу населения в странах ОЭСР составляют около 800 долл., а в США, Японии, Израиле и Финляндии — примерно 1,3 тыс. долл. [6, с. 34]. По госбюджетным расходам на научно-исследовательские работы на душу населения (86 долл.) Россия отстает от лидеров в 4—5 раз, а по частным расходам (40 долл.) — в 15—20 раз. Китай с его огромным населением по уровню среднедушевых расходов частного сектора на НИОКР почти в 1,5 раза опережает Россию. Чрезвычайно негативную роль играет такой показатель, как очень низкий уровень затрат на одного научного исследователя. Этот показатель в России в 3 раза ниже среднемирового показателя [4, с. 78].
Сравнительные данные о финансировании государством расходов на НИОКР в РФ и в веду-
Источник: Global R&D Funding Forecast 2010. P. 5.
Уровень бюджетных расходов на НИОКР в 2010 г., млрд долл.
щих индустриальных странах представлены на рисунке.
В современном многополярном мире ведущими производителями инновационной продукции по-прежнему остаются развитые страны. Однако вклад развивающихся экономик в инновационную сферу возрастает. Например, правительство Индии планирует увеличить к 2012 г. расходы на НИОКР до 2 % ВВП. Причина роста инновационной деятельности в развивающихся странах заключается в том, что за предшествующее десятилетие произошло перемещение исследовательских центров и лабораторий многих ТНК в быстро растущие развивающиеся страны, куда уже переместилось промышленное производство, услуги и финансовые центры. В Китае, например, в 2008 г. более 19 % всех корпоративных затрат на НИОКР были профинансированы ТНК [6].
Антикризисные решения и долгосрочные бюджетные программы США, ЕС и Китая свидетельствуют о повышении приоритета науки и инноваций в экономических стратегиях. Например, китайский Национальный стратегический план по развитию науки и технологий предусматривает такие меры, как налоговое стимулирование инновационной активности, создание высокотехнологичных зон и инкубаторов. В 2010 г. в Китае было выделено 1,65 млрд долл. на поддержку высокотехнологичных малых предприятий. В США в период с 2009 по 2013 г. планируется выделить более 100 млрд долл. на развитие высокотехнологичного транспорта, возобновляемых источников энергии, информационных технологий и исследований в области медицины [6].
В настоящее время страны, лидирующие в мировой экономике, подготавливают новый научно-инновационный прорыв, и чтобы не остаться за пределами мирового НТП, Россия должна в кратчайшие сроки перейти на инновационный путь модернизации экономики на основе избранных приоритетов науки и техники.
Следует отметить, что в современных условиях РФ существующий инновационный потенциал малого бизнеса используется недостаточно. Так, по оценкам Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, число предприятий, предлагающих какие-либо новшества в научно-технической сфере, снизилось за последние 10 лет в 60 раз. При этом до реализации доходят только 1—3 % от общего объема разработок. В развитых
зарубежных странах эта доля превышает 60 %. В России на современном этапе по-настоящему инновационной можно признать деятельность только 1 840 малых предприятий. Одна из основных причин сложившейся ситуации заключается в отсутствии комплексного подхода и последовательности реализации государственной политики по развитию и использованию интеллектуального потенциала страны, модернизации производства.
В 2010 г. Россия не использовала полученные дополнительные доходы бюджетной системы (из-за относительной стабилизации социально-экономической ситуации в стране и роста мировых цен на энергоносители) для структурной перестройки экономики на новой технологической основе, увеличения расходов на прикладные исследования в области науки и образования (с целью перехода на траекторию устойчивого социально-экономического развития). Средняя цена за баррель нефти в 2009 г. составила 58 долл., а в 2010 г. выросла до 77 долл. За 2010 г. (по официальным данным Федеральной налоговой службы) налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ увеличились на 22 %, а в федеральный бюджет — на 28 % и вышли на докризисный уровень. При этом расходы на науку остаются значительно ниже дореформенного периода, а финансирование инвестиций не превышает 30 % от минимально необходимого объема для простого воспроизводства.
В условиях инновационного развития малый бизнес необходимо развивать не только в традиционных отраслях, но также и в высокотехнологических сферах — в машиностроении, в науке, в телекоммуникациях. Для сохранения и развития потенциала малого бизнеса необходимо создание для предпринимательства максимально благоприятной среды.
Необходимо отметить, что некоторые меры по поддержке малого бизнеса в России уже реализованы:
— во-первых, регионы получили право устанавливать пониженную ставку при применении упрощенного режима налогообложения;
— во-вторых, в 2009 г. значительно увеличился объем финансовой помощи малому бизнесу. По линии кредитной программы Банка развития на поддержку малого и среднего бизнеса направлено до 30 млрд руб. За счет средств федерального бюджета было направлено еще 10,5 млрд руб.;
— в-третьих, были отменены избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю
за предпринимательской активностью, был принят закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля, который ввел серьезные ограничения на многочисленные проверки;
— в-четвертых, с 2009 г. были отменены требования об обязательном применении кассовой техники для плательщиков единого налога, а также сокращены требования о сертификации продукции.
В программе поддержки малого предпринимательства РФ планируется обеспечить «запуск» новых направлений: содействовать развитию малого бизнеса на территории Северо-Кавказского федерального округа и в моногородах, а также развивать малый бизнес в сфере энергоаудита и энергосервиса.
Однако эти меры явно недостаточны для обеспечения существенного роста и устойчивого развития малого бизнеса РФ в условиях провозглашенного курса модернизации экономики страны. На пути экономического развития малого бизнеса в России имеется множество проблем как экономического, так и административного характера. Это подтверждают статистические данные Независимого института социально-исторических проблем (НИСИП) о развитии малого бизнеса в РФ. Так, по итогам 2010 г. в целом по стране по основным показателям развития малого предпринимательства (за исключением объема оборота малых предприятий) отмечалась негативная динамика. К примеру, в 2010 г. количество зарегистрированных малых
Сравнительные данные об инвестициях в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам РФ в 2010 г.
Объем инвестиций в основной капитал
Федеральный округ Сумма, На душу В %
млн руб. населения, руб. * к 2009 г.
Российская Федерация 258 431,2 1 821,0 94,0
Центральный 61 573,7 1 821,0 94,7
Северо-Западный 24 772,8 1 658,9 170,0
Южный 46 616,2 1 843,6 83,8
Северо-Кавказский 4 523,1 3 399,3 92,3
Приволжский 57 501,0 488,7 93,0
Уральский 12 251,9 1 909,7 64,3
Сибирский 45 422,6 997,7 91,9
Дальневосточный 5 769,8 2 322,1 117,1
Источник: Динамика развития малого бизнеса в регионах России в 2010 г.: ежеквартальный информационно-аналитический доклад / НИ-СИПП. 2011, апрель. С. 13.
* Исходя из численности населения на 1 января 2010 г
предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 3,6 %, а среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 2,9 % [2, с. 13]. При этом объем инвестиций в основной капитал за анализируемый период снизился на 6,0 % (см. таблицу).
Известно, что Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает широчайшие возможности для ученых и инженеров многочисленных НИИ. Численность персонала, занятого НИОКР на предприятии, а также его профессиональный и образовательный уровень в значительной степени показывают инновационность организации. На современном этапе в стране функционирует свыше 1 032 тыс. предприятий малого бизнеса и только от 20 до 30 % из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием [3]. В сфере малого инновационного бизнеса только 15 % инженерно-технических работников имеют высшее специальное образование. Данное обстоятельство также сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого инновационного бизнеса.
Исследование законодательных актов РФ по науке и технологиям и их анализ позволяют констатировать, что они содержат в себе в основном структурные элементы, которые необходимы для формирования инновационной экономики. Однако между различными законодательными актами не всегда прослеживается четкая взаимосвязь, в этой связи разобщенность законодательных инструментов инновационной политики приводит к ее низкой эффективности. До настоящего времени в России не принят федеральный закон о регулировании инновационной деятельности.
Таким образом, проведенное авторами исследование показало, что в современных условиях необходимо реализовать более значимые меры по расширению масштабов государственного регулирования и поддержки инновационного бизнеса, в особенности в сфере малого предпринимательства.
В целях ослабления или устранения факторов, препятствующих активизации инновационной деятельности, требуется усиление государственного регулирования в вопросах поддержки малого иннова-
ционного бизнеса (с использованием всей гаммы инструментов). Как было отмечено ранее, поддержка малых инновационных предприятий является приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. Такая поддержка носит стратегический характер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности.
Бюджетное регулирование малого предпринимательства в инновационной сфере в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов должна основываться на взаимосвязи осуществляющих ее федеральных и региональных органов и выработке ими единой политики, адаптируемой в каждом конкретном случае к специфическим региональным условиям.
Правительством РФ на период до 2015 г. разработаны стратегические планы по введению инноваций в различные сегменты экономики. Необходимо не просто вводить уже имеющиеся инновации, но и стимулировать активную разработку новых решений. В регионах следует сформировать институты по развитию инноваций, разработать систему защиты интеллектуальной собственности и авторских прав. Помимо принятия законодательных актов на уровне государства следует принимать законы регионального уровня, помогающие изобретателям. Исследования, проведенные Общероссийской общественной организацией поддержки малого и среднего бизнеса «Опора России» совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в регионах России, показывают, что региональные власти не уделяют должного внимания развитию малого бизнеса, что является одной из основных причин его отставания в России по сравнению с развитыми странами.
В то же время не следует игнорировать позитивный опыт, накопленный в отдельных городах и регионах РФ по поддержке малого бизнеса, в особенности в моногородах (необходимо его позиционировать и развивать). Так, в Вологодской области к таким городам относится, к примеру, г. Сокол (в нем функционируют несколько градообразующих предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности). В кризисном 2009 г. для поддержки малого инновационного бизнеса в этом городе был
реализован целый комплекс мер: не повышался корректирующий коэффициент базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход по всем видам деятельности; была снижена ставка по упрощенной системе налогообложения с 15 до 6 % для социально значимых и приоритетных отраслей; было направлено 4 млн руб. бюджетных субсидий на гранды и компенсации процентной ставки по кредитам, благодаря чему для субъектов малого бизнеса было сохранено 398 рабочих мест и создано 105 новых; было проведено конкурсное размещение госзаказов на предприятиях малого бизнеса на производство продукции, оказание услуг для государственных нужд области и муниципального образования [5, с. 36].
В настоящее время в РФ насчитывается 335 моногородов. Правительство РФ обязало моногорода создавать для их развития комплексные инвестиционные планы, на основе которых государство будет формировать инвестиционную поддержку предприятий. Однако на начало 2011 г. указанные планы смогли составить только 200 городов, при этом только в 37 из них в настоящее время идет их реализация. Это означает, что регионы и муниципалитеты не в полной мере используют предоставленные законодательством право по привлечению инвестиций, направляемых на поддержку малого инновационного бизнеса.
Поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере на федеральном уровне предполагает определение государственных приоритетов его развития и формирование необходимого для инвестирования фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета. Учет реальных потребностей регионов требует чтобы федеральная политика основывалась не на территориальной принадлежности малого предпринимательства, а на целевом подходе. Средства инвестирования на поддержку развития малого предпринимательства необходимо выделять на федеральном уровне по целевому принципу, исходя из того, насколько конкретная региональная программа или региональный проект поддержки малого бизнеса отвечают общегосударственным задачам (в частности, задачам формирования конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, конверсии, повышения научно-технического уровня и модернизации производства, поддержки определенных категорий населения и улучшения экологической обстановки).
Региональная политика поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере должна включать два блока:
— программы и мероприятия, имеющие значение для развития данного конкретного региона, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов;
— программы и мероприятия, имеющие межрегиональное значение и отвечающие задачам общегосударственной программы формирования системы поддержки малого предпринимательства.
Взаимосвязь федеральных и региональных органов поддержки малого предпринимательства, выработка ими единой политики должны находить конкретное выражение в сбалансированности различных источников финансирования программ развития малого предпринимательства.
Малый инновационный бизнес может эффективно функционировать только в условиях хорошо налаженной инфраструктуры поддержки, включающей в себя информационные, консультационные, обучающие и другие структуры. Соответственно, государственная поддержка должна быть направлена именно в сферу малого инновационного бизнеса, поскольку малые предприятия располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности для наращивания нетрадиционного объема экспорта. Для регионов и городов, где сосредоточен высокий научно-технический потенциал, весьма перспективно создание малых инновационных предприятий, которые могут использовать невостребованные в условиях кризиса научные, опытно-конструкторские разработки, а также создать новые рабочие места для высокопрофессиональных специалистов. Поскольку выживание малого бизнеса определяется его способностью чутко реагировать на нововведения (а не наличием крупных ресурсов), то могут появиться и сильные стимулы к инновациям.
Достижение обеспечения интересов малого предпринимательства в инновационной сфере может быть реализовано в рамках решения на федеральном уровне также такой задачи, как совершенствование налоговой политики господдержки в инновационной сфере. В условиях продолжающейся инфляции (несмотря на замедление темпов ее роста) налоговое бремя, испытываемое всеми предприятиями, особенно сильно в посткризисный период отразилось на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе на наукоемком производстве. На
малых инновационных предприятиях материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю в цикле, охватывают разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребителя. В этой связи в современных условиях государство должно целенаправленно стимулировать инновационную активность в экономике за счет введения разнообразных налоговых льгот и особых условий хозяйствования.
На современном этапе практически во всех развитых индустриальных странах существует система государственного стимулирования инновационной деятельности малых компаний. Так, во Франции действует временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы»), которое распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением (на первые 5 лет их деятельности) на 50 % уплачиваемого ими подоходного налога.
В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20 до 1 %. Потолок необлагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50 % (до 150 тыс. фунтов стерлингов). Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании, и снят налог при реинвестировании в такие компании [1, с. 16]. Действующие налоговые льготы для малого и среднего бизнеса позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20 % в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6 % от величины расходов на исследования и разработки. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.
В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25 % прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов (там где безработица достигает больших размеров, эти затраты полностью освобождены от налогообложения).
Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай, в котором: высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся осво-
ением новых технологий, от налога на прибыль; система льготного кредитования малых предприятий и их финансовой поддержки, обеспечивающая эффективное использование научно-технического потенциала и высокой прибыли от инновационной деятельности [1, с. 18].
Позитивный опыт указанных индустриальных стран свидетельствует, что большое значение имеет активная структурная политика: постоянно возобновляемый и осуществляемый процесс, немыслимый без активного государственного регулирования, которое должно и может содействовать оптимальному развитию и функционированию малых инновационных предприятий.
На взгляд авторов, для стимулирования инновационной активности субъектов малого бизнеса в РФ важная роль должна принадлежать одному из основных инструментов государственного регулирования — налогам. Для расширения объемов налогового регулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого бизнеса необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства, в частности:
— сократить количество налоговых льгот и вычетов, не имеющих социальной направленности и не связанных с научной и инновационной деятельностью, привлечь к уплате налогов организации, работающие с неучтенными денежными оборотами;
— осуществить освобождение от налогообложения прибыль, инвестируемую в развитие реального производства, его модернизацию и в инновационную деятельность (НИОКР) и зачисляемую на инвестиционные счета;
— осуществить освобождение от НДС безвозмездно передаваемые неликвидные и не участвующие в производственной деятельности основные фонды и товарно-материальные ценности (у принимающей стороны осуществить освобождение от налога на прибыль) в целях стимулирования вывода из состава имущества организаций неиспользуемых мощностей;
— с учетом опыта индустриальных стран целесообразно осуществить устранение налогообложения сверхнормативных затрат на подготовку кадров для малых инновационных предприятий, и в первую очередь на подготовку менеджеров инновационной направленности;
— осуществить освобождение от налогообложения дохода (в случае применения упрощенной системы налогообложения) и прибыли малых инно-
вационных предприятий, экспортирующих не менее 50 % товаров, изготовленных с использованием российской интеллектуальной собственности (на период возврата инвестиций);
— осуществить освобождение от налогообложения дохода (в случае применения упрощенной системы налогообложения) и прибыли малых инновационных предприятий при условии выпуска ими импортозамещающей продукции и при реализации ее внутри РФ. Как было отмечено ранее, к примеру, в Великобритании для стартующих инновационных компаний ставка налога на прибыль снижена с 20 до 1 %;
— осуществить принятие к учету в составе расходов индивидуального предпринимателя, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, затрат на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены строения, используемые для осуществления инновационной деятельности.
Система финансирования инвестиций в малое предпринимательство в инновационной сфере должна включать установление аналогичных льгот на капитал, вложенный в малые инновационные предприятия (в рамках привлечения инвестиций для стимулирования технических разработок инновационного характера), делающих выгодным для крупного и среднего бизнеса сотрудничество с малым бизнесом. Существующие в государственной политике по отношению к малому предпринимательству в инновационной сфере противоречия (стремление наряду с поддержкой малого предпринимательства сэкономить на малых фирмах в результате отмены льгот) можно разрешить, осуществив дифференцированный подход к малым предприятиям различных типов (в частности, оказывая поддержку в первую очередь малым инновационным предприятиям).
Таким образом, исходя из результатов исследования тенденций и проблем развития малого предпринимательства РФ, следует, что в условиях инновационного развития и провозглашенного курса модернизации экономики страны необходимо расширение объемов и масштабов государственного регулирования малого бизнеса за счет реализации комплекса мер организационно-экономического и правого характера, в частности:
— за счет принятия и введения в действие закона об инновационной деятельности в РФ;
— за счет существенного увеличения бюджетных расходов на НИР и НИОКР, использования дополни-
тельно полученных финансовых ресурсов на поддержку инновационных и инвестиционных проектов;
— за счет перехода к целевому принципу бюджетного финансирования инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса;
— за счет поддержки инфраструктуры малого бизнеса бюджетами всех уровней, стимулирования развития венчурного инвестирования, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов;
— за счет расширения прав и экономического стимулирования регионов и муниципалитетов по привлечению внешних и внутренних инвестиций на поддержку малого инновационного бизнеса;
— за счет налогового стимулирования экономической активности субъектов малого бизнеса, усиления инвестиционной и инновационной направленности налоговой политики.
В условиях модернизации экономики значение инновационной деятельности для России и активизация в ней малого бизнеса требуют особого внимания со стороны федеральных и региональных органов власти.
Список литературы
1. Грибкова Н. Б. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах и возможности его использования в России // Налоговая политика и практика. 2005. № 7. С. 16—20.
2. Динамика развития малого бизнеса в регионах России в 2010 г.: ежеквартальный информационно-аналитический доклад / НИСИПП. 2011, апрель. С. 3—19.
3. Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Опора России» URL: http://www. opora. ru.
4. Супян В. Б. Наука и образование в США: главные приоритеты в «экономике знаний» // США, Канада: экономика — политика — культура. 2009. № 8. С. 20.
5. Ткачук С. Н. Малый бизнес — важный резерв развития моногорода // Региональная экономика. 2010. № 3. С. 34—42.
6. Main Science and Technology Indicators / OECD/ Vol. 2. 2010. P. 29. URL: http://www. oecd. org/.