Научная статья на тему 'Проблемы развития малого бизнеса в России'

Проблемы развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1571
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL-SCALE BUSINESS / SMALL-SCALE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головастова Татьяна Ивановна

Рассматриваются проблемы малого бизнеса в России, обосновывается необходимость его государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of development of small-scale business in Russia

The article deals with the problems of development of small-scale business in Russia, the necessity of the state support is substantiated.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого бизнеса в России»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 334(470+571) (045)

Т.И. Головастова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Рассматриваются проблемы малого бизнеса в России, обосновывается необходимость его государственной поддержки.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство.

Лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей. Не менее важной составляющей развитой рыночной системы является и малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.

Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40-50%, а в некоторых отраслях - до 70-80%.

О масштабах деятельности малого предпринимательства в России в 2009 г. дает представление табл. 1. По численности работников в 2009 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%.

Как видно из табл. 2 и 3, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10 - 11%, в то время как в развитых странах - 50 - 60%.

К сожалению, за последние годы существенного изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2008 - начало 2009 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей - 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2009 г.) - 7815 тыс. человек, или 10,7% экономически активного населения страны.

Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образовываться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти наконец от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

м___________

2010. Вып. 4

Таблица 1

Численность занятых и объем произведенной продукции (работ и услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2009 году

Отрасль Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) Средняя численность внешних совместителей Средняя численность работающих по договорам гражданского правового характера Объем произведенной продукции (работ, услуг) В том числе по основному виду деятельности

тыс. чел. % к итогу тыс. чел. % к итогу тыс. чел. % к итогу млн. руб. % к итогу млн. руб. % к итогу

Всего 7815,1 100 608,6 100 243,5 100 2229584 100 1911068 100

В том числе по отраслям:

промышленность 1710,7 21,9 90,2 14,8 40,4 16,6 530930,5 23,8 482506,7 25,3

сельское хозяйство 203,4 2,6 6,3 1,0 4,8 2,0 25849,2 1,2 23398,8 1,2

строительство 1514,8 19,4 96,2 15,8 64,5 26,5 488689,5 21,9 449544,2 23,5

транспорт 308,0 3,9 18,5 3,0 8,1 3,3 93522,3 4,2 84628,0 4,4

связь 39,4 0,5 5,5 0,9 1,6 0,6 16254,1 0,7 15096,8 0,8

торговля и общественное питание 2629,8 33,7 212,4 34,9 32,0 13,1 737646,5 33,1 564554,4 29,5

оптовая торговля продукцией производственнотехнического назначения 150,4 1,9 18,1 3,0 2,9 1,2 61795,3 2,8 48227,7 2,5

информационно- вычислительное обслуживание 79,2 1,0 6,9 1,1 1,9 0,8 15024,1 0,7 14124,9 0,7

операции с недвижимым имуществом 148,3 1,9 21,2 3,5 4,7 1,9 39488,1 1,8 36971,9 1,9

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 217,5 2,8 32,7 5,4 8,8 3,6 66095,8 3,0 54368,2 2,9

ЖКХ 49,8 0,6 4,8 0,8 7,4 3,0 15636,9 0,7 12508,6 0,7

непроизводственные виды бытового обслуживания населения 77,8 1,0 3,8 0,6 0,7 0,3 6243,8 0,3 5629,8 0,3

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 131,8 1,7 19,8 3,2 6,0 2,5 24060,1 1,1 23013,1 1,2

образование 10,0 0,1 3,3 0,5 3,2 1,3 1551,9 0,1 1463,2 0,1

культура и искусство 55,6 0,7 7,9 1,3 14,1 5,8 13444,1 0,6 12540,9 0,7

наука и научное обслуживание 141,6 1,8 35,0 5,8 23,8 9,8 41377,7 1,9 38647,1 2,0

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 21,8 0,3 6,0 1,0 1,8 0,7 1054,1 0,0 1010,9 0,1

другие отрасли 325,2 4,2 20,0 3,4 16,8 7,0 50919,9 2,1 42832,6 2,2

* Российский статистический ежегодник. 2009. С. 415.

Таблица 2

Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и в зарубежных странах

Страна Число малых и средних фирм Численность занятых, млн. чел. Доля малых и средних фирм, %

тыс. ед. в расчете на 1 тыс. жителей в общей численности занятых в ВВП

Великобритания 2930 46 13,6 49 3 5 1 0 5

Г ермания 2290 37 18,5 46 4 5 1 0 5

Италия 3920 68 16,8 73 5 ^1 1 6 О

Франция 1980 35 15,2 54 2 6 1 5 5

Страны ЕС 15777 45 68 72 7 6 1 3 6

США 19300 74,2 70,2 54 50 - 52

Япония 6450 49,6 39,5 78 52 - 55

Россия 836,6 5,65 8,1 9,6 10 - 11

Таблица 3

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) 12,8 14,3 15,0 15,9 16,7 17,8

Средняя численность внешних совместителей 38,9 34,4 36,6 38,7 39,6 40,5

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 26,4 21,4 22,6 22,0 22,8 19,8

ч_/ ч_/ * Валовой внутренний продукт 9,0 12,7 12,5

Оборот организаций 26,4 25,8

Инвестиции в основной капитал 2,9 2,8 3,1 3,5 3,3 3,7

Удельный вес добавленной стоимости малых предприятий в валовом внутреннем продукте в рыночных ценах.

Между тем об эффективности инвестиций в основной капитал предприятия малого бизнеса свидетельствуют данные единовременного обследования по результатам их работы в 2009 г. (табл. 4).

Таблица 4

Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основных фондов,

% к итогу

Показатель Инвестиции в основной капитал малых предприятий Все инвестиции в основной капитал (справочно)

Инвестиции - всего 100 100

В том числе:

в жилища 9,4 10,7

в здания (кроме жилых) и сооружения 26,5 43,6

в машины, оборудование, инструмент, инвентарь 59,2 35,7

Прочие 4,9 10,0

Как видно из табл. 4, предприятия малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал вкладывают в активную часть основных фондов - машины, оборудование, инструмент, инвентарь, в то время как по всем инвестициям в основной капитал на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются равные условия

лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания, создают реальную продукцию.

Между тем удельный вес инвестиций в основной капитал предприятия малого бизнеса в общих инвестициях в основной капитал из года в год падает (табл. 5).

Таблица 5

Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в фактически действовавших ценах, млрд руб.)

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Общие инвестиции в основной капитал 376,0 408,8 407,1 670,4 1165,2 1504,7 1762,4 1843,6

В том числе в основной капитал малых предприятий 25,7 22,1 19,3 17,9 29,8 43,5 49,7 59,7

В % к общим инвестициям 6,8 5,4 4,7 2,6 2,6 2,9 2,8 3,2

Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы 10 - 12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в основной капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемы производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую отдачу, нежели крупные.

Требуется тщательно выверенная, последовательно проводимая в жизнь система отбора, позволяющая предоставлять преимущества тем, кто более полезен обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.

Следует создавать механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода льгот, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Существует множество правовых документов, так или иначе регулирующих малый бизнес; трудность заключается в том, что, во-первых, нет свободной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

В первой половине 2005 г. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с ВЦИОМ провела исследование условий функционирования малого бизнеса в стране.

Было выявлено, что главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть предпринимателей использует для этого личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, по данным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время 24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) - отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банком объемах.

Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.

Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски об утечке информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на получение определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.

Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством кредитования. Во-первых, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время.

Во-вторых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного пакета документов и длительностью сроков рассмотрения их заявок.

В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени это относится к «старым» клиентам, обслуживающимся в данном банке более трех лет.

В-четвертых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего, это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.

Все эти меры позволят улучшить в целом кредитование малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более половины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополнения оборотных средств, а почти одна треть - на приобретение материальных активов, в числе которых здания, сооружения, патенты, товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности - результаты НИОКР, программное обеспечение и др.

В целом представление о рейтинге факторов, мешающих развитию бизнеса в России, дает табл. 6.

Таблица 6

Что мешает развитию бизнеса в России, %

Налогообложение 62,67

Административные барьеры 60,89

Коррупция 52,22

Общая политическая и экономическая нестабильность 50,09

Неразвитость судебной системы 46,89

Нехватка квалифицированных кадров 45,83

Недостаток инвестиционных ресурсов 38,12

Изношенность основных фондов предприятий 34,67

Неразвитость и изношенность инфраструктуры 34,22

Низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги 25,78

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наи-

более неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются десять различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 75 таких фондов в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства, потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит на только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

Для того чтобы потенциал российского малого предпринимательства смог реализоваться, необходимо достичь уже в ближайшие годы некоторой критической массы в 2,5 - 3,5 млн. предприятий.

Поступила в редакцию 09.09.10

T.I. Golovastova

The problems of development of small-scale business in Russia

The article deals with the problems of development of small-scale business in Russia, the necessity of the state support is substantiated.

Keywords: small-scale business, small-scale entrepreneurship.

Головастова Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Golovastova T.I., candidate of economics, associate professor Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.