Научная статья на тему 'Государственное статистическое наблюдение как составляющая механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства'

Государственное статистическое наблюдение как составляющая механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешина Эвелина Вячеславовна, Нечушкина Дарья Сергеевна

Анализируется современная система государственного статистического наблюдения, проводимого с целью формирования и развития механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пешина Эвелина Вячеславовна, Нечушкина Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное статистическое наблюдение как составляющая механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства»

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-47 e-mail: peshina@yandex.ru

ПЕШИНА Эвелина Вячеславовна

НЕЧУШКИНА Дарья Сергеевна

Аспирант кафедры региональной и муниципальной экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-47 e-mail: nir@usue.ru

Государственное статистическое наблюдение как составляющая механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства

Ключевые слова: малый бизнес; государственное статистическое наблюдение; государственная поддержка малого бизнеса.

Аннотация. Анализируется современная система государственного статистического наблюдения, проводимого с целью формирования и развития механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России.

С целью формирования и развития механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России с 1995 г. ведется государственное статистическое наблюдение за их деятельностью.

К субъектам малого предпринимательства с 1995 по 2007 г. относились только коммерческие организации, для которых были установлены определенные критерии по средней численности работников за отчетный период в зависимости от их отраслевой принадлежности (от 30 до 100 чел.), а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [1].

С 1 января 2008 г. произошло изменение нормативного правового регулирования развития предпринимательства в России [2]:

• изменены группы хозяйствующих субъектов - субъекты малого предпринимательства, в том числе микропредприятия (критерий по численности занятых установлен в количестве до 15 чел. включительно, а по выручке от реализации продукции (работ, услуг) - не более 60 млн р.), и субъекты среднего предпринимательства. К указанным группам отнесены не только коммерческие организации, но частично и некоммерческие организации - потребительские кооперативы;

• расширен перечень классификационных признаков отнесения к субъектам предпринимательской деятельности - структура уставного капитала, средняя численность работников (для всех видов экономической деятельности установлена на одном уровне - до 100 чел. включительно), величина выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов;

© Пешина Э. В., Нечушкина Д. С., 2011

• увеличены сроки ведения статистических наблюдений за деятельностью малых и микропредприятий [3].

Таким образом, с 2008 г. введены понятия микропредприятия и среднего предприятия, расширен перечень объектов наблюдения в зависимости от организационноправовой формы хозяйствования за счет включения в указанные группы потребительской кооперации, введен дополнительный классификационный признак - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов.

Указанные изменения привели к несопоставимости уровней динамических рядов основных показателей развития малого предпринимательства. На необходимость коррекции временных рядов показателей субъектов малого и среднего предпринимательства указывают многочисленные публикации ученых [4; 5].

Как отмечает член-корреспондент РАН, директор Социологического института РАН И. Елисеева, «Еще не вполне ясно, какими могут быть для статистики последствия недавно принятого закона о малых и средних предприятиях, в которых эти категории трактуются как единая группа. От того, как будет организована публикация официальной статистики, зависит, не потеряем ли мы в ней малый бизнес, - опасения такого рода вполне правомерны» [6. С. 78]. О проблемах организации и проведения сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства 2011 г. пишет журнал «Вопросы статистики» [7].

Официальные статистические показатели, рассчитываемые Федеральной службой государственной статистики (далее по тексту - ФСГС), представлены в табл. 1 и 2.

За исследуемые девять лет количество малых предприятий в России увеличилось почти вдвое, среднесписочная численность работников выросла в полтора раза, рост инвестиций в основной капитал - более чем в 8 раз.

По данным ФСГС за 2009 г., большинство малых предприятий России сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 41,1%; в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг - 18%; в строительстве - 12%; в обрабатывающих производствах - 10,3%, что в совокупности составляет 81,5% всех малых предприятий. В обозначенных четырех видах экономической деятельности трудится около 80% всех работников малых предприятий России, которые обеспечивают 92% всего оборота малых предприятий.

Количественные показатели, представленные в табл. 1, не сопровождаются динамикой качественных оценок табл. 2. Так, доля оборота малых предприятий за отчетный 2009 г. ниже аналогичного показателя 2005 г., инвестиции в основной капитал не имеют четко выраженной тенденции роста. На малых предприятиях России трудится около 22% экономически активного населения. Для сравнения: в США в малом бизнесе занято около 35% работоспособного населения; доля небольших компаний в ВВП развитых стран превышает 50%.

По представленным данным можно сформулировать вывод, что существующая система статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий не может рассматриваться как действенный и опережающий инструмент механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Как подтверждение выводу - появляющиеся многочисленные исследования и расчеты альтернативных показателей развития малого бизнеса различными неправительственными организациями, ассоциациями, фондами.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с Ассоциацией молодых предпринимателей России провела исследование «Развитие малого бизнеса в России по итогам 2010 г.», что явилось составляющей Форсайта «Малый и средний бизнес 2020-2040». Одной из ключевых

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий России за 2001-2009 гг.

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008* 2009* 2009 к 2001, раз

Число малых предприятий (на конец года), тыс. 843 882,3 893 953,1 979,3 1032,8 1137,4 1347,6 1602,6 1,9

Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. чел. 6483,5 7220,3 7458,9 7815,1 8045,2 8 582,8 9239,2 10436,9 10247,5 1,6

Средняя численность внешних совместителей, тыс. чел. 607 502,9 546,9 608,6 630,4 656,5 640,2 690,5 669 1,1

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. чел. 345,3 252,9 249 243,5 258,1 229,3 277,9 284,7 276,4 0,8

Оборот малых предприятий, млрд р. 9 612,6 12099,2 15468,9 18727,6 15 873,1

Инвестиции в основной капитал, млрд р. 43,5 51 67,3 99,2 120,5 171,3 259,1 472,3 364,1 8,4

Примечание. Составлено по: [8. С. 14; 9. С. 12; 10. С. 12].

* - включая микропредприятия;... - данные отсутствуют.

Таблица 2

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях России за 2001-2009 гг., %

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008* 2009*

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) 12,8 14,3 15 15,9 16,7 17,8 18,9 21,1 21,7

Средняя численность внешних совместителей 38,9 34,4 36,6 38,7 39,6 40,5 39,5 42 43,2

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 26,4 21,4 22,6 22 22,8 19,8 22,4 22,7 22,8

Оборот организаций 26,4 25,8 26,6 25,8 24,5

Инвестиции в основной капитал 2,9 2,8 3,1 3,5 3,3 3,7 3,9 5,3 4,4

Примечание. Составлено по: [8. С. 14; 9. С. 12; 10. С. 12].

* - включая микропредприятия;... - данные отсутствуют.

задач исследования было построение индекса оптимизма малого бизнеса (ИОМБ), который по итогам исследования равен 7,1 по десятибалльной шкале. Индекс рассчитывался как среднее арифметическое взвешенных долей, полученных каждым ответом (показателем), отобранным для расчета [11].

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики в 2011 г. предложил для расчета индекс экономического настроения (ИЭН), базирующийся на индексах предпринимательской уверенности и потребительской уверенности ФСГС, но без учета субъектов малого и среднего предпринимательства [12].

Автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП) с 2002 г. готовит ежегодные доклады, основанные на данных ФСГС, уточняющие и конкретизирующие динамику развития малого предпринимательства в региональном разрезе. В 2010 г. специалистами НИСИПП была выполнена оценка региональных систем поддержки малого и среднего предпринимательства за 2009 г. на основе данных запросов в региональные органы власти. Из 83 субъектов России полные данные предоставили только 10 субъектов, 34 субъекта России проигнорировали это исследование. На основании полученных данных авторами был предложен интегральный показатель - индекс развития малого предпринимательства (ИРМП), базирующийся на 8 критериях [13]. Помимо проведенной кластеризации субъектов России по индексу малого предпринимательства авторами был сформулирован важный вывод - фактическое отсутствие статистически значимой связи между объемами оказываемой государством поддержки и результатами деятельности малых предприятий [13. С. 12].

Аналогичный вывод подтверждают и другие независимые исследования. Исследование специалистов Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук формулирует вывод «о наличии на „рынке“ распределения средств Минэкономразвития феномена улучшающего отбора, что не позволяет достигать долгосрочных целей политики поддержки малого бизнеса и устранения региональных диспропорций» [14].

Исследование А. Виленского, главного научного сотрудника Института экономики РАН, приходит к выводу, что «... именно в Москве провал сферы малого и среднего предпринимательства наблюдался на фоне ее мощной финансовой и административной поддержки со стороны правительства города и федеральных властей» [5. С. 152].

Основная причина несостоятельности статистических показателей и зависимостей заключается в том, что ключевые факторы, определяющие развитие малого бизнеса, находятся за пределами сферы государственной поддержки, но в пределах сферы государственного регулирования, а именно - в институциональной среде.

В Российской Федерации отсутствуют наблюдения, формируемые на постоянной основе, за изменениями деловой активности, институциональной среды, которые бы включали как российский, так и региональный уровни.

ФСГС рассчитывает индексы:

• предпринимательской уверенности в промышленности, строительстве и розничной торговле, но без учета малого и среднего предпринимательства;

• потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения.

Для оценки институциональной среды России пришлось обратиться к доступным международным исследованиям: индексам рейтингов ведения бизнеса и экономической свободы.

Всемирный банк с 2003 г. реализует проект «Ведение бизнеса», рейтинг по которому составляется на основании индикаторов регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения предпринимателем требований

государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведению торговых операций, обеспечению исполнения контрактов, налогообложению и закрытию предприятия. Каждый индикатор имеет равный вес [15].

В 2011 г. Российская Федерация заняла 123-е место среди 183 стран, опустившись за год на семь позиций (табл. 3).

Таблица 3

Ведение бизнеса в 2011 г.: рейтинг экономики России по данным Всемирного банка среди 183 стран

Показатель Значение России

Общий рейтинг 123

1. Регистрация предприятий 108

2. Получение разрешений на строительство 182

3. Регистрация собственности 51

4. Кредитование 89

5. Защита инвесторов 93

6. Налогообложение 105

7. Международная торговля 162

8. Обеспечение исполнения контрактов 18

9. Ликвидация предприятий 103

Сейчас впереди России в рейтинге стоят почти все хоть сколько-нибудь экономически развитые страны мира. Основные показатели Российской Федерации можно охарактеризовать следующим образом: по показателю легкости открытия бизнеса страна занимает 108-е место в мире (затраты на регистрацию предприятия относительно невелики, однако процесс растягивается на 30 дней и требует 9 процедур, что достаточно много); по показателю простоты регистрации прав собственности - 51-е место (благодаря низкой стоимости регистрации); по уровню кредитования - 89-е место (в стране отсутствует государственный кредитный реестр и в настоящее время кредитную историю граждан ведут частные бюро); по уровню защиты инвесторов - 93-е место; по уровню налогообложения - 105-е место (уровень налоговой нагрузки в России составляет 46,5% от дохода компании, а составление отчетности занимает 320 ч); по показателю легкости ведения международной торговли - 162-е место; по показателю легкости ликвидации предприятий - 103-е место; по обеспечению исполнения контрактов - 18-е место (рассмотрение коммерческих споров в суде, включая периоды ожидания между заседаниями, в России занимает 281 день, что заметно меньше, чем в среднем во многих развитых странах); по сложности процедуры получения строительных разрешений Россия - неизменный аутсайдер рейтинга - 182-е место.

Индекс ведения бизнеса активно анализируется российскими специалистами. Так, И. Стародубровская, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, констатирует, что «при помощи этого индекса анализируются условия ведения бизнеса для малых и средних предприятий. Полученные данные можно использовать для оценки среды деятельности следующего поколения компаний» [16. С. 62].

Индекс экономической свободы оценивается с 1995 г. американским исследовательским центром «Фонд наследия» и представляет комбинированный показатель -«отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой» [15].

По каждому показателю странам выставляется оценка в баллах - от 0 до 100. Чем больше баллов, тем более высоко оценивается уровень экономической свободы в стране

по данному критерию. При итоговом расчете индекса показатели суммируются. Таким образом страны делятся на пять условных групп:

• свободные - с показателем 80-100;

• в основном свободные - 70-79,9;

• умеренно свободные - 60-69,9;

• в основном несвободные - 50-59,9;

• деспотичные - 0-49,9.

В целом Россия отнесена к странам с преимущественно несвободной экономикой и находится на 143-м месте среди 183 исследуемых стран мира. Показатели по России представлены в табл. 4.

Таблица 4

Рейтинг экономической свободы России в 2011 г. среди 183 стран по данным исследовательского центра «Фонд наследия»

Показатель Значение России

Общий рейтинг 50,5

1. Свобода бизнеса 50,7

2. Свобода торговли 68,2

3. Фискальная свобода 82,7

4. Участие правительства 65,1

5. Монетарная свобода 63,1

6. Свобода инвестиций 25,0

7. Финансовая свобода 40,0

8. Права собственности 25,0

9. Свобода от коррупции 22,0

10. Свобода труда 62,9

«Деспотичными» показателями для России являются: свобода от коррупции, права собственности, свобода инвестиций, финансовая свобода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, межстрановые рейтинги - относительные величины, но они позволяют с определенной долей условности оценить институциональную среду, в которой функционирует и развивается малый бизнес России.

В перспективе, по оценке Форсайта «Малый и средний бизнес 2020-2040», повлияют на ситуацию в российском малом бизнесе:

• изменение мотивации молодого поколения России в вопросе построения жизненной траектории в пользу крупных корпораций и государственного, муниципального аппарата;

• увеличение числа мигрантов, которые будут формировать новую волну малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики;

• институциональные изменения в экономике (в реформируемых сферах ЖКХ, образования, здравоохранения), а также появление новых сфер экономики (зеленой, интернет и инновационной);

• переориентация государства с поддержки крупной промышленности на поддержку малого и среднего бизнеса.

В заключение можно сформулировать вывод, что система статистических обследований и учета малого бизнеса должна быть организована таким образом, чтобы можно было оценивать связь между различными аспектами функционирования и развития малого бизнеса и использовать полученную информацию для разработки политики в различных сферах государственного и муниципального управления.

Статистические службы должны обеспечивать предоставление информации, необходимой для агрегирования многомерных данных о тенденциях и прогнозах развития

малого бизнеса, и таким образом содействовать построению различных индикаторов, в том числе композитных и диффузионных. Такие показатели могут служить своеобразным навигатором для хозяйствующих субъектов малого бизнеса в системе вероятностей экономического развития страны и региона.

Источники

1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

3. Федеральный план статистических работ : распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р.

4. Степанов С. В. Коррекция временных рядов показателей субъектов малого и среднего предпринимательства // Вопр. статистики. 2011. № 10.

5. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопр. экономики. 2011. № 6.

6. Елисеева И. Российская статистика на современном этапе // Вопр. экономики. 2011. № 2.

7. Мочалов В. М., Прокопова Г. А., Супонина И. В. Проблемы организации и проведения сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства 2011 года: региональный аспект // Вопр. статистики. 2011. № 9.

8. Малое предпринимательство в России. 2008 : стат. сб. / Росстат. М., 2008.

9. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009 : стат. сб. / Росстат. М., 2009.

10. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010 : стат. сб. / Росстат. М., 2010.

11. В 2011 году малые предприятия создадут более 820 тысяч рабочих мест // Экономика и жизнь. 2011. № 25.

12. Индекс экономического настроения (Индекс ВШЭ). М. : НИУ ВШЭ, 2011.

13. Буев В. В., Сайдуллаев Ф. С., Шамрай А. А. Малое предпринимательство в регионах России в 2009 году. Индекс развития малого предпринимательства. М. : Нац. ин-т системных исслед. проблем предпринимательства, 2010.

14. Басарева В. Г. Государственная поддержка малого бизнеса: помощь или институциональная ловушка? // Материалы XI Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества : в 3 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. М. : ИД ВШЭ, 2011. Кн. 2.

15. Интернет-сайт Центра гуманитарных технологий «Ме&а'УМ Соттишсайош». Режим доступа : www.gtmarket.ru.

16. Стародубровская И. Неэффективные социальные расходы в контексте пространственной политики // Экон. политика. 2011. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.