Л.К. Куприянова,
заведующая аспирантурой ДВГА ЭУ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ
Рассматривается роль логистических посредников в обеспечении рационального товародвижения и возможности их развития. Определены функции, которые они могут выполнять.
Термин «логистика» пришел к нам сравнительно недавно. Хотя логистика является одним из необходимых элементов развития рынка и важнейшей частью бизнеса, внедряется она на российском рынке медленно.
Суть логистики состоит в том, что различные этапы, стадии и операции движения товаров от первоначального поставщика к конечному потребителю рассматриваются как единое целое, а затраты по этим стадиям - как взаимосвязанные, требующие комплексного подхода. Своевременное и качественное обеспечение потребностей с наименьшими затратами у потребителей является целью логистических исследований1.
Логистика - это система с функциональными областями, такими как запасы, складирование и складская обработка, транспортировка продукции, информация и др. Она организует оптимальное взаимодействие поставщиков, перевозчиков, посредников, страховщиков и потребителей. Применение логистических разработок позволяет сократить объемы материально-технических запасов на 30-50%, снизить себестоимость продукции до 30%, сократить время производства товаров на 25%2.
Посредники, предлагающие широкий диапазон услуг, являются связующим звеном между покупателями и продавцами продукции, подлежащей транспортировке. Как показывает мировой опыт, они имеют большое будущее. В США, например, логистические посредники во взаимодействии с транспортными предприятиями и агентствами оказывают следующие услуги грузоотправителям: определяют эффективность отдельных видов транспорта, переключают перевозки с одного вида транспорта на другой, осуществляют маршрутизацию перевозок. Наряду с этим в логистической системе США важнейшая роль отводится складам общего пользования. В результате оказываемых ими услуг расходы пользователей по хранению, подготовке к отправке и отгрузке продукции сокращаются на 15%. С учетом платы за услуги становится возможным избежание крупных капитальных вложений в строительство и содержа-
1 Гордон М.П. Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 168 с.
2 Рынок и логистика / Под ред. М.П. Гордона. М.: Экономика, 1993. 143 с.
ние собственных складов, снижается уровень запасов готовой продукции у изготовителей.
В Японии логистические посредники осуществляют деятельность по перевозке сырья и продукции, погрузке и выгрузке товаров, их упаковке, транспортировке материалов и изделий внутри крупных предприятий, по хранению и регулированию производственных и товарных запасов.
Логистические посредники могут осуществлять стратегическое планирование процесса товародвижения и планирование работ по созданию складов промышленных фирм, подбор и обучение управляющих материал опотоками.
Таким образом, товародвижение «за свой счет» заменяется контрактной системой, которая имеет большие преимущества. При этом стоимость дистрибьюторских услуг снижается в три раза: с 7,5% при выполнении их силами промышленных фирм до 2-2,5% (от товарооборота) при осуществлении их посреднической компанией. Большинство фирм заключает контракты на транспортные операции и операции по складированию, меньшее количество фирм - на услуги по регулированию запасов. Все это обеспечивает концентрацию усилий на основных производственных функциях, высвобождает средства для предпринимательской деятельности.
Наиболее эффективным является комплексное логистическое обслуживание, когда посредник оказывает многообразные логистические услуги тому или иному предприятию. Посредник получает возможность сократить расходы, обеспечить улучшение качества, ускорение и стабильность обслуживания.
Таким образом, логистические посредники, во-первых, обеспечивают всесторонний учет транспортного фактора производителями и потребителями товаров, лучшее использование ими транспортных средств в собственных интересах. Во-вторых, оказывая логистические услуги, торговые посредники становятся эффективным инструментом экономии финансовых и материальных ресурсов в сфере товародвижения. В-третьих, специализация торговых посредников на логистических услугах способствует развитию комплексного характера их деятельности и значительному повышению их общей роли в процессе товарообращения.
Опыт работы зарубежных фирм-посредников может получить распространение в России и особенно на рынке потребительских товаров.
Россия занимает, как известно, первое место в мире по протяженности магистральных путей сообщения. Причем степень использования всех наземных видов транспорта выше мирового уровня. Все большую роль в снабжении населения играет импорт товаров. В связи с потерей важных портов на Балтике и Черном море и появлением новых границ деятельность по оптимизации материалопотоков может дать быструю и значительную отдачу. Посреднические организации способны обеспечить рационализацию перевозок продукции, дать сравнительную оценку эффективности отдельных видов транспорта и выполнять другие функции. Это в полной мере актуально и для Приморского края, который находится на значительном удалении от основных источников снабжения
большинством потребительских товаров и на перекрестке транспортных путей.
Решающая роль могла бы принадлежать посредникам в организации товародвижения через различные оптовые базы и склады, предприятия коммерческо-посреднических организаций бывшей системы Госснаба, транспортные базы общего пользования, склады производителей и потребителей. Имея собственные складские мощности и арендуя склады других предприятий, координируя их эксплуатацию, они могут быть инициаторами в проведении инвестиционной политики развития складского хозяйства в эффективном использовании действующих объектов, а также заниматься регулированием товарных запасов.
Логистические посредники на отечественном рынке могут выполнять следующие функции:
-организация хозяйственных связей между изготовителями и потребителями продукции;
-рациональная организация транспортно-экономических связей; -оказание услуг потребителям и изготовителям по закупке и реализации продукции;
-оказание услуг при складских операциях по регулированию запасов продукции;
-обеспечение складирования и хранения сырья и материалов, потребляемых предприятиями, и производимой ими продукции;
-оказание содействия в организации транспортного обслуживания предприятий;
-осуществление в необходимых случаях завоза, отгрузки и вывоза продукции собственными и привлеченными средствами;
-транспортно-экспедиционное обслуживание при обеспечении производственных нужд изготовителей и потребителей продукции;
-информационное обеспечение предприятий по вопросам развития их транспортно-складского хозяйства и перевозок грузов;
-координация оперативного управления поставками и перевозками;
-выполнение операций, непосредственно предшествующих перевозке продукции и завершающих ее.
Этим функциям присущи некоторые особенности. Во-первых, они представляют собой комплекс взаимосвязанных функций по формированию, организации, регулированию и реализации материалопотока в процессе товарообращения. Во-вторых, носителями таких функций являются в той или иной мере все субъекты, участвующие в этом процессе: снаб-женческо-сбытовые и транспортные службы предприятий, объединений, хозяйственных ассоциаций, концернов; межрегиональные, региональные коммерческо-посреднические и торговые организации и предприятия. Причем координирующую роль в организации товародвижения могут осуществлять государственные структуры, управляющие транспортом, торговлей, материальными, энергетическими ресурсами.
Специализация торговых посредников на логистических услугах может сократить затраты на выполнение транспортно-складских функций собственными средствами; ускорить оборачиваемость материальных
ресурсов, так как уменьшатся производственные запасы у потребителей, запасы готовой продукции у изготовителей; сократить совокупные издержки и потери в сферах производства и обращения. В этом заинтересованы и поставщики, и потребители.
Развитие логистических посредников позволит сэкономить финансовые и материальные ресурсы, повысить экономическую заинтересованность коммерческо-посреднических и оптово-торговых организаций в обслуживании клиентов по их заказам.
В зависимости от перечня оказываемых услуг и своего профиля логистические посредники могут быть комплексного логистического обслуживания и специализированные. Оптовые базы торговли (при условии комплексного развития в них логистических функций) можно отнести к первой группе; транспортные терминалы, образованные на основе скоординированного использования складских мощностей транспортных, коммерческо-посреднических, оптово-торговых организаций и промышленных предприятий, - ко второй группе. Посредники могут развиваться и как складские предприятия, и как коммерческие организации (в зависимости от наличия собственных складов).
С учетом правового статуса специализированные ячейки по оказанию логистических услуг могли бы формироваться в составе коммерче-ско-посреднических компаний и фирм, в структуре оптовых баз торговли и заготовительных организаций, либо они могли бы действовать как самостоятельные специализированные посреднические фирмы по оказанию логистических услуг.
Таким образом, функции логистических посредников могут реали-зовываться специализированными подразделениями или самостоятельными предприятиями торговых посредников и независимыми посредническими фирмами по логистическим услугам. Это позволит создать на рынке логистических услуг конкуренцию за счет предоставления пользователям наиболее эффективных по срокам и стоимости форм и методов обслуживания.
При осуществлении грузоотправителями межгосударственных операций посреднические организации могут способствовать своевременной отгрузке продукции, обеспечению регулярного контейнерного обслуживания и широкого диапазона экспортных услуг, розыску продукции, если потребуется, а также страхованию, подготовке банковской и денежной документации.