Научная статья на тему 'Существующие воззрения на место домашних хозяйств в цепях поставок и логистике'

Существующие воззрения на место домашних хозяйств в цепях поставок и логистике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЦЕПИ ПОСТАВОК / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / ПОТРЕБИТЕЛИ / ТОРГОВЛЯ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / СИСТЕМА / ПРОЦЕСС / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / LOGISTICS / SUPPLY CHAINS / HOUSEHOLDS / CONSUMERS / TRADE / COMMODITY FLOWS / SYSTEM / PROCESS / MANAGEMENT / STOCK MOVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуева Ольга Николаевна, Кулькова Инна Анатольевна

Обосновывается возможность и экономическая целесообразность использования логистического подхода применительно к домашним хозяйствам, которые находятся в центре разнообразных по характеру, направлению и мощности потоков, идущих от различных организаций. Рассмотрены вопросы движения материальных потоков на разных уровнях, применения концепции логистики к сфере домохозяйств. Сформулированы предложения по включению домашних хозяйств в качестве замыкающих звеньев в составе логистических цепей с целью повышения эффективности использования торгового и производственного капитала, обеспечения конкурентоспособности участников рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existing Views on the Place of Households in Supply Chains and Logistics

The paper proves the possibility and advisability of applying logistic approach to households which are at the center of various by nature, direction and intensity flows coming from different organizations. The article considers the issues of commodity flows movements at different levels and application of logistics concept to the sphere of households. The authors put forward suggestions on including households as end parts into supply chains so as to increase the efficiency of trade and production capital thus maintaining the competitiveness of market participants.

Текст научной работы на тему «Существующие воззрения на место домашних хозяйств в цепях поставок и логистике»

ЗУЕВА Ольга Николаевна

Доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-59 e-mail: zuevaon@mail.ru

КУЛЬКОВА Инна Анатольевна

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики труда

и управления персоналом

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-57 e-mail: ikoulkova@yandex.ru

Существующие воззрения на место домашних хозяйств в цепях поставок и логистике

Ключевые слова: логистика; цепи поставок; домашние хозяйства; потребители; торговля; материальные потоки; система; процесс; товародвижение; управление.

Обосновывается возможность и экономическая целесообразность использования логистического подхода применительно к домашним хозяйствам, которые находятся в центре разнообразных по характеру, направлению и мощности потоков, идущих от различных организаций. Рассмотрены вопросы движения материальных потоков на разных уровнях, применения концепции логистики к сфере домохозяйств. Сформулированы предложения по включению домашних хозяйств в качестве замыкающих звеньев в составе логистических цепей с целью повышения эффективности использования торгового и производственного капитала, обеспечения конкурентоспособности участников рынка.

о

К0

Кг

онцепция логистики в своем развитии прошла ряд последовательных этапов от направления в военной области, фрагментарного использования в снижении затрат при различных операциях, разработки теории и применения ее на практике до выхода логистической системы за пределы экономической среды и учета социальных, экологических аспектов, интеграции логистических функций и операций как эффективного инструмента менеджмента, составляющих специфику современного подхода.

Первоначально считалось, что логистическое управление включает вопросы, относимые ранее к управлению физическим распределением продукции, которое было популярным в 1960-1970-е годы. В дальнейшем логистику рассматривали как систему, обеспечивающую материалопотоки и транспортно-складские процессы на производственных предприятиях, как торгово-закупочную деятельность с учетом транспортного фактора. Достаточно часто встречаются широкие толкования логистики как сферы, включающей все вопросы материально-технического обеспечения производства ¿К и сбыта произведенной продукции.

Я Наиболее распространен подход к логистике в производственно-торговой деятель-

ности как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материалопотоками в сферах производства и товарного обращения.

Логистические исследования, проводимые в России и за ее рубежами, носят прикладной и теоретический характер. Созданы национальные объединения логистики на правах общественных формирований некоммерческого характера. Образована и зарегистрирована в Берне (Швейцария) в 1984 г. Европейская ассоциация логистики (ЕАЛ), которая объединяет профессиональные ассоциации логистики более 20 стран Европы.

Широкое понимание логистики состоит, по мнению специалистов ЕАЛ, в организации и исполнении процесса движения материалов, физического распределения до финального потребителя в целях удовлетворения потребностей рынка с минимальными затратами и минимальным использованием средств.

Совет по логистическому управлению в США формулирует содержание понятия логистики следующим образом: процесс планирования, выполнения планов и контроля за эффективным, экономным, с точки зрения затрат, хранением и перемещением сырья, производственных запасов, готовой продукции и относящейся к перечисленному информации с момента производства до момента потребления с целью улучшения обслуживания клиентуры.

Логистические компании термин «логистика» трактуют в зависимости от специфики области деятельности. Так, компания Translogistica, занимающаяся разработкой программного обеспечения в области логистики, определяет термин «логистика» как размещение товаров таким образом, как хочет того пользователь данных товаров [1]. Компания Nexus Distribution, являющаяся 3-РЬ-оператором, специализируется на полном комплексе логистических услуг, предоставляемых клиентам соответственно их требованиям, определяет данный термин следующим образом: «Логистика - это процессы и услуги, предоставляемые 3-РЬ-оператором и связанные с планированием хранения и движения потоков товаров, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов в данном товаре наиболее эффективным способом» [2].

По мнению Международной ассоциации складской логистики: «Логистика - это часть процесса управления цепями поставок, которая отвечает за планирование, осуществление и контроль эффективности движения и хранения товаров, услуг и сопутствующей информации от точки происхождения до точки потребления, с целью удовлетворить запросы потребителей» [3].

Определение Совета профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals) трактуется следующим образом: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и контроля эффективности движения потоков сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и сопутствующей им информации от точки происхождения до точки потребления с целью удовлетворения потребительского спроса» [4]. Оксфордский словарь английского языка определяет данный термин так: «Логистика - это подробная организация и осуществление такой сложной операции, как коммерческая деятельность по доставке товаров клиентам» [5].

Современный экономический словарь под термином «логистика» подразумевает следующее: «Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения» [6].

Среди отечественных источников одним из наиболее интересных является портал Loglink, который приводит в своем глоссарии «двойное» определение термина. С одной стороны, логистика понимается как наука о планировании, контроле и управлении транспортными, складскими и прочими активами, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до предприятия, а готовой продукции до потребителя, передача, хранение и обработка соответствующей информации, и она подразделяется соответственно на снабжение, производство, сбыт, а с другой - как теория и практика

управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения [7].

Как правило, под потребителями и покупателями подразумеваются домохозяйства. Правда, исследованию процесса товародвижения, последней его стадии - доставке товаров в домохозяйство - во всех источниках уделяется мало внимания.

Рост товаропотребления функционирующих хозяйств, глобализация экономики, борьба за рынки и повышение избирательности потребительских предпочтений привели к поиску новых резервов сокращения издержек производства. В соответствии с современными представлениями в процессе движения материальные потоки служат объектами управления на следующих уровнях:

1) микроуровень - внутренние материальные потоки, управляемые самостоятельными «первичными» хозяйствующими субъектами различной отраслевой принадлежности, а также домашними хозяйствами;

2) мезоуровень - материальные потоки, управляемые объединениями (отраслевыми, межотраслевыми, региональными, межрегиональными), межнациональными корпорациями, крупными естественными монополиями, специальными институтами рыночной инфраструктуры (биржами и др.);

3) макроуровень - материальные потоки между крупными отраслями и секторами экономики (в терминах межотраслевого баланса), внешнеторговые потоки в национальном масштабе.

По нашему мнению, важное и недостаточно оцененное место занимает управление материальными потоками с помощью логистических технологий на микроуровне, расширяющем применение логистики и открывающем новые возможности для приращения конечного эффекта в этой области.

Домашние хозяйства необходимо рассматривать в качестве замыкающих звеньев в составе логистических цепей. В производственной деятельности в качестве логистических звеньев чаще всего имеются в виду предприятия-изготовители продукции, оптово-посреднические организации, предприятия-потребители продукции производственно-технического назначения, розничные торговые организации, предприятия транспорта. Нам представляется важным более внимательно отнестись к понятию «конечный потребитель (покупатель)» и дать его четкое определение.

В исследованиях проблем логистики большинство авторов рассматривают в качестве конечных потребителей (покупателей) производственные и розничные торговые организации, что правомерно в части движения продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров до оптовых покупателей, но не приемлемо в отношении движения потребительских товаров от розничных торговых предприятий до домохозяйств. Правомернее, на наш взгляд, считать более широким, чем логистика, понятие «управление цепью поставок», которое относится и к получению товаров конечными потребителями [8. С. 21].

Организации розничной торговли на товарном рынке оказываются посредниками между двумя группами участников процесса товародвижения: с одной стороны, это организации, торгующие оптовыми партиями товаров (изготовители товаров или предприятия оптовой торговли), с другой - покупатели (домохозяйства). Высокая значимость домашних хозяйств по сравнению с другими участниками товародвижения определяется двумя моментами: во-первых, именно они являются конечными потребителями товаров; во-вторых, в структуре домашнего потребления покупка товаров является главным направлением расходов домашних хозяйств.

Домохозяйства занимают особое стратегическое положение, обладают в определенном смысле суверенитетом, поскольку в пределах своих денежных доходов свободны покупать товары и услуги в наборе, наиболее подходящем для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора обусловливает поведение всех субъ-

ектов рыночных отношений, служит основой для конкуренции, придает направление и упорядоченность функционированию экономики и государственной политики в целом. Экономика должна надлежащим образом адаптироваться к изменениям предпочтений потребителей. При этом следует подчеркнуть, что мощность потока товаров и услуг, идущего от предприятий торговли (услуг) в домохозяйства, весьма существенна.

Таким образом, домашнее хозяйство вовлечено в постоянно протекающие потоковые процессы и находится в центре этих потоков. Домашние хозяйства решают, какие товары, в каком количестве, в какое время будут приобретены ими. Это относится к входящим в домашнее хозяйство потокам. Кроме того, домашние хозяйства определяют, какие ресурсы (трудовые, товарные, производственные, предпринимательские), в каком количестве, в какое время будут ими предоставлены потребителям этих ресурсов. Последнее утверждение касается исходящих из домашнего хозяйства потоков.

Более спорной является возможность рассмотрения домашних хозяйств в составе логистических цепочек. До недавнего времени считалось, что к организации домашнего хозяйства принципы логистики не применимы, что его члены руководствуются лишь так называемым «житейским подходом». Термин «логистика домашнего хозяйства» в публикациях, посвященных исследованиям проблем логистизации, употребляется крайне редко [9. С. 18-19], хотя, на наш взгляд, есть достаточные основания для его использования, возможность наполнения конкретным смыслом, адекватным реальному содержанию.

Новые социально-экономические условия, характеризующиеся становлением и развитием рыночных отношений, потребовали иного отношения к домашним хозяйствам, при котором независимо от аспекта рассмотрения больший акцент делается на экономические и поведенческие моменты их исследования. В частности, назрела необходимость рассмотрения функционально-логистического аспекта, связанного с исследованием функционирования домохозяйств в логистической системе товародвижения. В соответствии с этими представлениями домашнее хозяйство является одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной семьи, всего населения, но и развитие организации и технологий коммерческой деятельности, получение прибыли производственными и торговыми предприятиями.

В настоящее время корпорации сами формулируют главные цели, которых они стремятся достичь. Дж. Сток и К. Дрог [8. С. 33] провели обследование подразделений логистики 100 ведущих компаний США, чтобы изучить формулировки их целей и выяснить частоту использования определенных слов. В результате выяснилось, что чаще всех остальных использовалось слово «клиент», оно присутствовало в 50% формулировок.

Последние исследования показали, что производители товаров и работники торговли, принимая логистические решения в сфере производства и распределения, должны ориентироваться на движение потоков в сфере потребления. Анализ мирового и отечественного опыта свидетельствует, что домашним хозяйствам как конечным самостоятельным экономическим ячейкам общества в той или иной степени присущи все функциональные области логистики, прежде всего закупочная, транспортная, информационная и др.

Домашние хозяйства являются конечными потребителями создаваемых в обществе материальных благ и услуг. Вместе с тем они могут быть и производителями этих благ и услуг. Производство это может иметь как товарный характер, так и натуральный. В первом случае целью производства продуктов или услуг является их продажа или обмен на рынке. Во втором - домашние хозяйства производят продукты (услуги) для собственного конечного потребления или валового накопления основного капитала.

Применение концепции логистики к сфере домохозяйств (организации их товаро-обеспечения, внутреннего движения полученных продуктов) способствует повыше-

нию эффективности использования торгового и производственного капитала. Ресурсосберегающая направленность организации потоковых процессов с помощью средств и инструментов логистики в сфере товарного обмена обеспечит более высокую конкурентоспособность торговых посредников в составе интегрированных логистических цепей, ускорение оборачиваемости запасов, сокращение издержек обращения и потребительских издержек.

Изучение практического опыта зарубежных организаций показывает, что одной из побудительных причин развития логистических подходов были расширяющиеся возможности улучшения обслуживания потребителей и, как следствие, увеличения их числа. Помимо обеспечения нужной продукцией потребителями стали широко востре-боваться дополнительные услуги: доставка товаров в сокращенные сроки и улучшение взаимодействия с транспортными организациями, выполнение складских операций, техническая помощь по установке и наладке сложных приборов, примененяющихся в быту, удовлетворение других запросов, возможное только в условиях комплексного логистического обслуживания. Обеспеченность населения собственными транспортными средствами существенно меняет характер и условия посещения магазинов. Компьютерные средства передачи и обработки информации расширяют возможности поиска товаров, не выходя из дома.

Большое место в исследованиях логистических технологий будущего уделяет П. Клаус. В частности, он описывает опыт доставки товаров со склада розничного торгового предприятия в домашние хозяйства [10. С. 106-107]. В конце 1990-х годов американское предприятие «Стримлайн» обнародовало идею снабжения домохозяйств товарами повседневного спроса по специальной программе, что позволило совершить переворот в области систем снабжения домашних хозяйств. Потребители были избавлены от еженедельных поездок за продуктами и утилизации отходов. Процесс снабжения и утилизации отходов для домохозяйств был соответствующим образом организован. Так называемая «логистическая полка» являлась средством защиты окружающей среды от загрязнения и экономила время. При этом автомобильные дороги становились менее загруженными, сократились затраты на снабжение, эффективней планировались поставки.

Многие программы, в основе которых лежали идеи электронной коммерции, не имели развития, например проводимые в 1990-х годах транспортные проекты внутренней и внешней разгрузки города. Другие интересные технологии, такие как «Карго-Кэп» - доставка товаров подземными трубопроводами еще ждут своей очереди. Однако необходимо отметить, что инновации будут успешными, если пользователи в этом действительно нуждаются. Любые новые технологии разрабатываются для удобства и экономии времени конечных потребителей.

Участники каналов, создающие цепи поставок, осознают влияние покупателей и рассматривают их в качестве своих активов. За прошедшее десятилетие произошел явный сдвиг внимания производителя в сторону покупателя. Многие позитивные изменения инициированы покупателем.

Сравнительно новой тенденцией на рынке складских услуг в США и странах Запада является бурное развитие сетей складов самообслуживания, предполагающих сдачу в аренду индивидуальным или корпоративным клиентам складских помещений разной площади с эксклюзивным доступом на различные сроки. В настоящее время число таких складов самообслуживания в США, по различным оценкам, составляет 37-40 тыс. [11].

Другой важной составляющей является управление цепью поставок, объединяющей все стороны, участвующие в логистическом процессе. Одним из способов оптимизации работы и выполнения заказов служит форма обработки, называемая эффективным реагированием на действия потребителя, с помощью которой объединяются

планирование запасов методом быстрого реагирования, электронный обмен данными и логистическое планирование. Идея состоит в том, что истинная эффективность достигается лишь тогда, когда снижаются общие затраты всех участников логистической системы [8. С. 810].

В самом общем виде ситуация настоящего момента в российской экономике характеризуется, во-первых, состоянием перехода к рыночной модели, требующей привлечения иных, более эффективных и гибких инструментов управления в сфере товарообращения; во-вторых, наличием мощной, несмотря на общесистемный кризис, индустриальной базы народного хозяйства. Это обусловливает актуальность научного поиска эффективного инструментария управления экономикой, адаптированного к современным условиям, в том числе в области логистического менеджмента домохозяйств. Формирование предметной области логистики домашнего хозяйства предполагает разработку категорийно-понятийного аппарата, включающего определение сущности объекта исследования, места в логистической системе, состава и основных форм организации.

С учетом вышеизложенного, логистика домашнего хозяйства - это комплексная система управления входящими и внутренними потоками товаров и продуктов, направленная на изучение потребительского поведения домашних хозяйств на рынке товаров и услуг, оценку их влияния на все элементы логистической системы, оптимизацию и интегрирование внешних и внутренних товарных и информационных потоков для достижения оптимальных целей в сфере производства, обращения и потребления. Под оптимальными целями понимается минимизация запасов в логистической цепочке, включая домашние хозяйства, минимизация совокупного времени на продвижение товара до домашнего хозяйства, в том числе минимизация издержек потребления, и т. д.

Признание правомерности логистики домашних хозяйств как научно-практического направления обусловлено качественно новой, нетрадиционной постановкой проблемы упорядочения процессов в сфере товарного обмена и потребления. Применение концепции логистики к сфере домашних хозяйств как важнейшего и завершающего звена логистической цепи заключается в нахождении новых путей кардинального повышения эффективности использования торгового и производственного капитала, а также конкурентоспособности участников интегрированных логистических цепей.

Источники

1. Translogistica Glossary. URL: http://www.translogistica.com/Sub1/Inner1.htm?page URL=glossary.htm.

2. Nexus - Logistics Glossary. URL: http://www.nexusdistribution.com/glossary-of-terms.

3. Logistics, Industry Background, Supply Chain Management. URL: http://www.iwla. com/why/industry.aspx.

4. Hawks K. What is Reverse Logistics? // Reverse Logistics Magazine. 2006. Winter/Spring.

5. Logistics: definition of logistics in Oxford dictionary (British and World English). URL: http://oxforddictionaries.com/ definition/english/logistics?q=logistics.

6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М. : ИНФРА-М, 2006.

7. LogLink - Терминологический словарь по логистике. Режим доступа: http://www. loglink.ru/dictionary/?c=%CB.

8. Современная логистика : пер. с англ. / Дж. С. Джонсон, Д. Ф. Вуд, Д. Л. Вордлоу, П. Мэрфи-мл. 7-е изд. М. : Вильямс, 2004.

9. Баскин А. Логистика домашнего хозяйства // Логистика. 2002. № 2.

10. Товародвижение и логистика: формирование и развитие научных школ : сб. науч. тр. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2007.

11. Малышев А. Новое предложение на мировом рынке складских услуг: самообслуживание // Склад и техника. 2004. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.