ЗУЕВА Ольга Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы непродовольственных товаров Уральского государственного экономического университета
Влияние домашних хозяйств на формирование и развитие товарных рынков
Переход на рыночные отношения изменил представление о роли домашних хозяйств, конкретных потребителей в экономике страны. Именно домохозяйства занимают особое стратегическое положение, обладают в определенном смысле суверенитетом, поскольку в пределах своих денежных доходов свободны покупать товары и услуги в наборе, наиболее подходящем для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора обусловливает поведение всех субъектов рыночных отношений, служит основой для конкуренции, придает направление и упорядоченность функционированию экономики и государственной политики в целом. Экономика должна надлежащим образом адаптироваться к изменениям предпочтений потребителей.
Об этом свидетельствует один из главных ключевых принципов, заложенных в философии менеджмента качества и реализованных в международных стандартах серии ИСО 9000, который определяет ориентацию на потребителя. Коммерческие организации всецело зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания [1].
Исследование товарных рынков в современных условиях хозяйствования приобретает особую актуальность и значимость, поскольку в настоящее время их положение характеризуется динамичностью, усложнением механизма формирования и развития, появлением новых факторов, оказывающих существенное и противоречивое воздействие.
По своим масштабам и значимости интеграционное исследование рынка относится к стратегическому анализу, который подразумевает необходимость изучения основных тенденций рыночного развития, оценку макроструктурных сдвигов, экономической эффективности товарно-денежных отношений и других закономерностей рынка. Особую значимость данная проблема приобрела в связи с использованием концепции логистики, выражающей подлинную экономическую заинтересованность всех участников кругооборота ресурсов, продуктов и доходов и взаимовыгодное сочетание их интересов.
Концепция логистики позволяет рассматривать товарные рынки в совокупности с материальными, финансовыми и информационными потоками как целостный механизм во всей логистической цепи товародвижения, в которой каждый из элементов должен оцениваться в свете его влияния на все остальные, при этом эффективная стратегия обеспечения конкурентного преимущества исходит не из абстрактной ориентации на рынок, а из направления на потребителя, на конкретное домохозяйство.
Рост товаропотребления функционирующих хозяйств, глобализация экономики, борьба за рынки и повышение избирательности потребительских предпочтений привели к поиску новых резервов сокращения издержек воспроизводства. В соответствии с современными представлениями в процессе движения материальные потоки служат объектами управления на следующих уровнях:
1) микроуровень - материальные потоки, управляемые самостоятельными «первичными» хозяйствующими субъектами различной отраслевой принадлежности, а также домашними хозяйствами;
2) мезоуровень - материальные потоки, управляемые объединениями (отраслевыми, межотраслевыми, региональными, межрегиональными), межнациональными корпорациями, крупными естественными монополиями, специальными институтами рыночной инфраструктуры (биржами);
3) макроуровень - материальные потоки между крупными отраслями и секторами экономики (в терминах межотраслевого баланса), внешнеторговые потоки в национальном масштабе.
Положительные результаты управления материальными потоками с помощью логистических технологий достижимы прежде всего на микроуровне, расширяющем применение логистики и открывающем новые возможности для приращения конечного эффекта в этой области [2. С. 88-97].
В экономической литературе наиболее широко и подробно освещаются вопросы применения логистических методов к формированию рынков средств производства. Также приходится констатировать, что исследования сущности и поведения экономических субъектов в переходной экономике, если иметь В виду микроэкономику, по большей части ограничиваются предприятиями и организациями. Это закономерно, но вряд ли достаточно для понимания всего круга проблем перехода к рыночным условиям хозяйствования. Применению логистических подходов к исследованию рынков потребительских товаров, особенно на стадии их движения от розничных предприятий к домашним хозяйствам, уделяется недостаточно внимания. В действительности они требуют пристального рассмотрения, что обусловлено наиболее быстрым оборотом и приращением капитала в этой сфере, удовлетворением платежеспособного спроса населения.
Общественное производство и потребление в любом государстве и регионе, взятое за сравнительно продолжительный период времени, носит поступательный характер и увеличивает свой масштаб, что отражает действие и закономерности теории экономического роста. Это требует адекватного возрастания мощности логистических каналов, обеспечивающих функционирование, движение и реализацию товаров на основном рынке конечных потребителей.
В то же время в связи с увеличением физической массы и расширением ассортимента реализуемых товаров, повышением их сложности, ростом информированности потребителей и благосостояния населения все большую актуальность приобретает реверсивная логистика, в рамках которой выявляются причины возникновения возвратных товаропотоков вследствие продажи некачественных товаров, а также недостатков в логистической цепи товародвижения от производителя к потребителю и др.
В целом использование функционально-логистического подхода в качестве методологической основы исследования сектора домашних хозяйств базируется на признании наличия и исследовании характера взаимного влияния деятельности субъектов логистических систем, объединении и обобщении идей и методов их логистического анализа и управления, проявлении специфических свойств в сложившейся системе общественных отношений.
В авторской трактовке логистика домашнего хозяйства - это комплексная система управления, направленная на изучение потребительского поведения домашних хозяйств на рынке товаров и услуг, оценку их влияния на все элементы логистической системы, оптимизацию и интегрирование внешних и внутренних товарных и информационных потоков для достижения оптимальных целей в сфере производства, обращения и потребления [3. С. 141].
Новизна предложенного подхода состоит во включении в состав логистической системы управления домашних хозяйств как важнейшего и завершающего звена
логистической цепи. Применение концепции логистики к сфере домашних хозяйств, реализующей системный подход в области товарного обмена, заключается в нахождении новых путей кардинального повышения эффективности использования торгового и производственного капитала, обеспечения более высокой конкурентоспособности всех участников интегрированных логистических цепей.
В этой связи существенное значение приобретают логистические товарные потоки. В агрегированной форме структурно-функциональная схема логистической системы товародвижения (рис. 1) включает следующие подсистемы: производство, оптовая торговля, посреднические организации, розничная торговля, домашние хозяйства. В соответствии с конъюнктурой рынка формируется спрос, находящийся В цепи обратной информационной связи между сферой потребления, обращения и производства. Исследование совокупности всех звеньев логистической системы необходимо при проведении комплексного анализа товарного рынка.
Товарный рынок определяется нами как наличие и экономически обусловленное движение по логистическим каналам прямых и возвратных товарных потоков, идущих от производителей к домохозяйствам и от них в виде конкретного товара или группы товаров, связанных между собой по принципу сопоставимости потребительских свойств, Возможной Взаимозаменяемости и конкурентоспособности либо по особенностям технологического процесса производства в пределах определенной территории.
Данное определение основано на комплексной оценке состояния товарных рынков в условиях развития рыночных отношений, интеграции различных подходов к его формулировке и учитывает логистические каналы товародвижения прямых (из сферы обращения в сферу потребления) и возвратных материальных потоков в определенных географических границах.
Аналитическим методом научного познания, как и методом практической деятельности, является классификация. В теоретических исследованиях и на практике классификация товарных рынков проводится в сочетании разных признаков деления объема этого понятия.
Рынок может рассматриваться и изучаться как однородное (гомогенное) явление, и в то же время в рыночной совокупности присутствуют признаки неоднородности (гетерогенности), что проявляется в сложной структуре, в выделении и вариации самостоятельных элементов рынка, в территориальных и динамических различиях рыночного пространства [4. С. 57]. Например, в статистике известно несколько методов оценки и критериев однородности и различий рыночных явлений, таких как разбиение совокупности на однородные группы (кластеры) и оценка дисперсии групп, рассмотрение показателей критериев распределения локальных рынков по размеру товарооборота и прибыли, определение вариации степени удовлетворения покупательского спроса и т. д.
Систематизация существующих классификаций товарных рынков с учетом значимости отдельных факторов и особенностей товарных групп позволила на основе общепринятых признаков выделить наиболее существенные с точки зрения практического применения (территориальный охват, место товара в процессе общественного воспроизводства, потребительная стоимость товара, способность удовлетворять потребности определенных групп населения, срок использования, уровень цен и др.), что обеспечивает комплексную и всестороннюю характеристику объекта исследования [3. С. 16].
В связи с изменившимися социально-экономическими условиями автором проведена корректировка методики исследования товарного рынка как единой логистической системы. Разработанная схема исследования включает пять основных элементов: предложение; спрос; факторы, формирующие спрос домашних хозяйств; потребительские предпочтения, оценка ассортимента и качества; регулирование товарного рынка (рис. 2).
_______________
Предприятия-
производители
А
прямые товарные потоки возвратные товарные потоки -► информационные потоки
Рис. 1. Логистическая схема системы товародвижения и информации
Предложение
Спрос
Предприятия- Завоз, вывоз Товарные
изготовители запасы
<У
е
м Рн " Н" Е 4> Рч Рн О
« 3
^ К
ч5 и ^ 3 8 £.
Я
и
§ §
X О
1-4 М и_,
Рн
СО
е
О
со
н 3
о м
Рн я
о
о о Рн X!
Рн
Л
си
о Н а си со
Факторы, формирующие спрос домашних хозяйств
1 1 1 1
Потребительская оценка ассортимента и качества товаров
о
Рн
>>
о
Он
>>
X
Л о Рн л
>•> к
Н О)
ІІ Рн 40
Н 0І
и .1 о с
С с
л
I
I
X
о
с
Регулирование товарного рынка
. 1 1 І 1
г
о
я
л
ё « « 5 о. й г> О
« pH
<и ¡>> ’6Н
Л <и
с я
5 И
!=Г 2
5
£
Разработка выводов и предложений
Рис. 2. Схема исследования логистической системы рынка потребительских товаров
Каждый из элементов данной логистической системы необходим, ему соответствует определенное место в системе, он обретает новые свойства, порождающиеся характеристиками целого. Сумма элементов достаточна для достижения поставленной цели, т. е. создан механизм функционирования логистической системы товарного рынка. Товарные потоки, как входящие в сектор домашних хозяйств, так и выходящие из него, являются структурообразующими в общей схеме передвижения товарных ресурсов в экономике.
Новизна данного подхода заключается в выборе из существующих методов и методик комплекса необходимых и достаточных элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии и составляющих в относительно определенных границах единое целое, при этом рынок товаров потребительского назначения рассматривался нами как часть единого рынка страны.
Апробация комплексного системного подхода к анализу товарных рынков позволила выявить ряд новых тенденций, количественных и качественных изменений, структурных преобразований в период становления рыночных отношений. В частности, установлено следующее:
рынки отдельных округов, регионов, областей и муниципалитетов представляют собой единый горизонтально интегрированный производственно-хозяйственный комплекс, который охватывает не только процессы, протекающие в масштабе страны, но и международные, как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья;
позитивные изменения макроэкономических показателей экономики, в том числе прирост валового национального продукта, снижение темпов инфляции, увеличение доходов населения, рост занятых в экономике, обусловили положительную динамику развития потребительского рынка;
с проведением коммерциализации и приватизации предприятия и организации потребительского рынка получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность, что создало условия для развития конкуренции;
наряду с положительными сдвигами, в сфере потребительского рынка имеется множество нерешенных проблем, связанных с действием факторов системного характера, сдерживающих развитие и снижающих эффективность функционирования рынка;
утрачен приоритет отечественных производителей в формировании товарных ресурсов продукции легкой промышленности и ряда других отраслей по причине нехватки собственных финансовых средств и потери части рынка из-за неконкурентоспособное™ отечественных товаров по сравнению с импортными;
сырьевая направленность промышленного комплекса обусловливает зависимость экономики регионов от внешнеэкономической конъюнктуры, недостаток инвестиций привел к невозможности проведения модернизации производства потребительских товаров, где отмечается низкий уровень применяемых технологий, старение основных фондов;
в результате либерализации политики цен продолжающийся рост их уровня ограничивает возможности повышения качества жизни населения, что усиливает социальную дифференциацию, сдерживает рост покупательского спроса;
несмотря на нестабильность реальных денежных доходов населения, потребительские расходы на покупку товаров и оплату услуг остаются относительно постоянными и составляют в среднем 70%;
высокая обеспеченность розничной торговли потребительскими товарами объясняется в условиях спада отечественного производства насыщением рынка за счет импорта;
по мере развития товарных рынков спрос на продукцию с низкими потребительскими свойствами снижается, растет потребление основных продуктов питания более высокого качества и непродовольственных товаров длительного пользования;
в условиях роста издержек, связанных с обеспечением таможенного контроля по импортным товарам, для функционирования товарных рынков необходимо улучшение взаимодействия организаций оптовой торговли с таможенной инфраструктурой, так как существующая организация транспортно-таможенных технологий, складского хозяйстване позволяет в полной мере реализовать принципы современного таможеннологистического управления процессом перевозки, хранения и оформления грузов;
потребительские товарные рынки являются открытой экономической системой, в которой направления развития отдельных сегментов, отраслей, товарных групп необходимо рассматривать во взаимосвязи с общими направлениями экономического развития страны в целом.
В ходе исследования было выявлено, что процесс становления российского рынка сопровождается формированием системы его регуляторов, базирующейся на правовой основе. Существенное влияние на совершенствование экономической политики и повышение эффективности проводимых реформ оказывает развитие функций Государственных структур под воздействием методов логистического управления.
В целом миссия органов власти и управления в сфере потребительского рынка состоит в обеспечении гармоничных отношений в системе «население (домашние хозяйства) - хозяйствующие субъекты - государство» путем создания институциональных и организационно-экономических условий для эффективной деятельности и удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах на уровне мировых стандартов качества жизни.
Авторская систематизация органов регулирования выделяет два блока. В первый вошли субъекты регулирования в сфере предпринимательства, осуществляющие экономические, юридические, административные мероприятия по обеспечению упорядоченного функционирования рыночных отношений, в том числе на региональном уровне. Второй блок составляют органы регулирования в области обеспечения качества и безопасности потребительских товаров. По нашему мнению, результативность социально-экономических преобразований на товарных рынках в значительной мере зависит от усиления регулирующей роли государства и муниципалитетов с целью обеспечения и усиления социальной направленности рынка. Дальнейшее развитие логистической системы товарного рынка будет определяться состоянием общеэкономических, политических и социальных условий в стране и регионах, адаптацией промышленных и торговых организаций к рыночным отношениям, уровнем жизни населения, стабилизацией денежных доходов отдельных домохозяйств.
Таким образом, рассмотрение товарных рынков с комплексных позиций как логистической системы, включающей домашние хозяйства, позволяет выявить диспропорции, исследовать и оценить внутренние резервы для активизации производственноторговой деятельности и социальной политики государственных предприятий и коммерческих организаций.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001.
2. Баскин, А. И. Управление материальными потоками в современной России / А. И. Баскин, Г. В. Зенкова // Проблемы прогнозирования. - 2001. - №4.
3. Зуева О. Н. Логистическое функционирование домашних хозяйств / О. Н. Зуева. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон ун-та, 2007.
4. Беляевский, И. К. Единство и различия процессов интеграции и дифференциации товарного рынка / И. К. Беляевский // Вопросы статистики. - 2001. - №7.