Научная статья на тему 'Влияние домашних хозяйств на формирование и развитие товарных рынков'

Влияние домашних хозяйств на формирование и развитие товарных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуева Ольга Николаевна

Обоснована необходимость учета сектора домашних хозяйств в логистической системе товарных рынков с целью оптимизации управления потоковыми процессами. Уточнено и расширено содержание понятия «товарный рынок», систематизированы и обоснованы его классификационные признаки, предложена методика исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние домашних хозяйств на формирование и развитие товарных рынков»

ЗУЕВА Ольга Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой товароведения и экспертизы непродовольственных товаров Уральского государственного экономического университета

Влияние домашних хозяйств на формирование и развитие товарных рынков

Переход на рыночные отношения изменил представление о роли домашних хозяйств, конкретных потребителей в экономике страны. Именно домохозяйства занимают особое стратегическое положение, обладают в определенном смысле суверенитетом, поскольку в пределах своих денежных доходов свободны покупать товары и услуги в наборе, наиболее подходящем для удовлетворения своих потребностей. Свобода потребительского выбора обусловливает поведение всех субъектов рыночных отношений, служит основой для конкуренции, придает направление и упорядоченность функционированию экономики и государственной политики в целом. Экономика должна надлежащим образом адаптироваться к изменениям предпочтений потребителей.

Об этом свидетельствует один из главных ключевых принципов, заложенных в философии менеджмента качества и реализованных в международных стандартах серии ИСО 9000, который определяет ориентацию на потребителя. Коммерческие организации всецело зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания [1].

Исследование товарных рынков в современных условиях хозяйствования приобретает особую актуальность и значимость, поскольку в настоящее время их положение характеризуется динамичностью, усложнением механизма формирования и развития, появлением новых факторов, оказывающих существенное и противоречивое воздействие.

По своим масштабам и значимости интеграционное исследование рынка относится к стратегическому анализу, который подразумевает необходимость изучения основных тенденций рыночного развития, оценку макроструктурных сдвигов, экономической эффективности товарно-денежных отношений и других закономерностей рынка. Особую значимость данная проблема приобрела в связи с использованием концепции логистики, выражающей подлинную экономическую заинтересованность всех участников кругооборота ресурсов, продуктов и доходов и взаимовыгодное сочетание их интересов.

Концепция логистики позволяет рассматривать товарные рынки в совокупности с материальными, финансовыми и информационными потоками как целостный механизм во всей логистической цепи товародвижения, в которой каждый из элементов должен оцениваться в свете его влияния на все остальные, при этом эффективная стратегия обеспечения конкурентного преимущества исходит не из абстрактной ориентации на рынок, а из направления на потребителя, на конкретное домохозяйство.

Рост товаропотребления функционирующих хозяйств, глобализация экономики, борьба за рынки и повышение избирательности потребительских предпочтений привели к поиску новых резервов сокращения издержек воспроизводства. В соответствии с современными представлениями в процессе движения материальные потоки служат объектами управления на следующих уровнях:

1) микроуровень - материальные потоки, управляемые самостоятельными «первичными» хозяйствующими субъектами различной отраслевой принадлежности, а также домашними хозяйствами;

2) мезоуровень - материальные потоки, управляемые объединениями (отраслевыми, межотраслевыми, региональными, межрегиональными), межнациональными корпорациями, крупными естественными монополиями, специальными институтами рыночной инфраструктуры (биржами);

3) макроуровень - материальные потоки между крупными отраслями и секторами экономики (в терминах межотраслевого баланса), внешнеторговые потоки в национальном масштабе.

Положительные результаты управления материальными потоками с помощью логистических технологий достижимы прежде всего на микроуровне, расширяющем применение логистики и открывающем новые возможности для приращения конечного эффекта в этой области [2. С. 88-97].

В экономической литературе наиболее широко и подробно освещаются вопросы применения логистических методов к формированию рынков средств производства. Также приходится констатировать, что исследования сущности и поведения экономических субъектов в переходной экономике, если иметь В виду микроэкономику, по большей части ограничиваются предприятиями и организациями. Это закономерно, но вряд ли достаточно для понимания всего круга проблем перехода к рыночным условиям хозяйствования. Применению логистических подходов к исследованию рынков потребительских товаров, особенно на стадии их движения от розничных предприятий к домашним хозяйствам, уделяется недостаточно внимания. В действительности они требуют пристального рассмотрения, что обусловлено наиболее быстрым оборотом и приращением капитала в этой сфере, удовлетворением платежеспособного спроса населения.

Общественное производство и потребление в любом государстве и регионе, взятое за сравнительно продолжительный период времени, носит поступательный характер и увеличивает свой масштаб, что отражает действие и закономерности теории экономического роста. Это требует адекватного возрастания мощности логистических каналов, обеспечивающих функционирование, движение и реализацию товаров на основном рынке конечных потребителей.

В то же время в связи с увеличением физической массы и расширением ассортимента реализуемых товаров, повышением их сложности, ростом информированности потребителей и благосостояния населения все большую актуальность приобретает реверсивная логистика, в рамках которой выявляются причины возникновения возвратных товаропотоков вследствие продажи некачественных товаров, а также недостатков в логистической цепи товародвижения от производителя к потребителю и др.

В целом использование функционально-логистического подхода в качестве методологической основы исследования сектора домашних хозяйств базируется на признании наличия и исследовании характера взаимного влияния деятельности субъектов логистических систем, объединении и обобщении идей и методов их логистического анализа и управления, проявлении специфических свойств в сложившейся системе общественных отношений.

В авторской трактовке логистика домашнего хозяйства - это комплексная система управления, направленная на изучение потребительского поведения домашних хозяйств на рынке товаров и услуг, оценку их влияния на все элементы логистической системы, оптимизацию и интегрирование внешних и внутренних товарных и информационных потоков для достижения оптимальных целей в сфере производства, обращения и потребления [3. С. 141].

Новизна предложенного подхода состоит во включении в состав логистической системы управления домашних хозяйств как важнейшего и завершающего звена

логистической цепи. Применение концепции логистики к сфере домашних хозяйств, реализующей системный подход в области товарного обмена, заключается в нахождении новых путей кардинального повышения эффективности использования торгового и производственного капитала, обеспечения более высокой конкурентоспособности всех участников интегрированных логистических цепей.

В этой связи существенное значение приобретают логистические товарные потоки. В агрегированной форме структурно-функциональная схема логистической системы товародвижения (рис. 1) включает следующие подсистемы: производство, оптовая торговля, посреднические организации, розничная торговля, домашние хозяйства. В соответствии с конъюнктурой рынка формируется спрос, находящийся В цепи обратной информационной связи между сферой потребления, обращения и производства. Исследование совокупности всех звеньев логистической системы необходимо при проведении комплексного анализа товарного рынка.

Товарный рынок определяется нами как наличие и экономически обусловленное движение по логистическим каналам прямых и возвратных товарных потоков, идущих от производителей к домохозяйствам и от них в виде конкретного товара или группы товаров, связанных между собой по принципу сопоставимости потребительских свойств, Возможной Взаимозаменяемости и конкурентоспособности либо по особенностям технологического процесса производства в пределах определенной территории.

Данное определение основано на комплексной оценке состояния товарных рынков в условиях развития рыночных отношений, интеграции различных подходов к его формулировке и учитывает логистические каналы товародвижения прямых (из сферы обращения в сферу потребления) и возвратных материальных потоков в определенных географических границах.

Аналитическим методом научного познания, как и методом практической деятельности, является классификация. В теоретических исследованиях и на практике классификация товарных рынков проводится в сочетании разных признаков деления объема этого понятия.

Рынок может рассматриваться и изучаться как однородное (гомогенное) явление, и в то же время в рыночной совокупности присутствуют признаки неоднородности (гетерогенности), что проявляется в сложной структуре, в выделении и вариации самостоятельных элементов рынка, в территориальных и динамических различиях рыночного пространства [4. С. 57]. Например, в статистике известно несколько методов оценки и критериев однородности и различий рыночных явлений, таких как разбиение совокупности на однородные группы (кластеры) и оценка дисперсии групп, рассмотрение показателей критериев распределения локальных рынков по размеру товарооборота и прибыли, определение вариации степени удовлетворения покупательского спроса и т. д.

Систематизация существующих классификаций товарных рынков с учетом значимости отдельных факторов и особенностей товарных групп позволила на основе общепринятых признаков выделить наиболее существенные с точки зрения практического применения (территориальный охват, место товара в процессе общественного воспроизводства, потребительная стоимость товара, способность удовлетворять потребности определенных групп населения, срок использования, уровень цен и др.), что обеспечивает комплексную и всестороннюю характеристику объекта исследования [3. С. 16].

В связи с изменившимися социально-экономическими условиями автором проведена корректировка методики исследования товарного рынка как единой логистической системы. Разработанная схема исследования включает пять основных элементов: предложение; спрос; факторы, формирующие спрос домашних хозяйств; потребительские предпочтения, оценка ассортимента и качества; регулирование товарного рынка (рис. 2).

_______________

Предприятия-

производители

А

прямые товарные потоки возвратные товарные потоки -► информационные потоки

Рис. 1. Логистическая схема системы товародвижения и информации

Предложение

Спрос

Предприятия- Завоз, вывоз Товарные

изготовители запасы

е

м Рн " Н" Е 4> Рч Рн О

« 3

^ К

ч5 и ^ 3 8 £.

Я

и

§ §

X О

1-4 М и_,

Рн

СО

е

О

со

н 3

о м

Рн я

о

о о Рн X!

Рн

Л

си

о Н а си со

Факторы, формирующие спрос домашних хозяйств

1 1 1 1

Потребительская оценка ассортимента и качества товаров

о

Рн

>>

о

Он

>>

X

Л о Рн л

>•> к

Н О)

ІІ Рн 40

Н 0І

и .1 о с

С с

л

I

I

X

о

с

Регулирование товарного рынка

. 1 1 І 1

г

о

я

л

ё « « 5 о. й г> О

« pH

<и ¡>> ’6Н

Л <и

с я

5 И

!=Г 2

5

£

Разработка выводов и предложений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Схема исследования логистической системы рынка потребительских товаров

Каждый из элементов данной логистической системы необходим, ему соответствует определенное место в системе, он обретает новые свойства, порождающиеся характеристиками целого. Сумма элементов достаточна для достижения поставленной цели, т. е. создан механизм функционирования логистической системы товарного рынка. Товарные потоки, как входящие в сектор домашних хозяйств, так и выходящие из него, являются структурообразующими в общей схеме передвижения товарных ресурсов в экономике.

Новизна данного подхода заключается в выборе из существующих методов и методик комплекса необходимых и достаточных элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии и составляющих в относительно определенных границах единое целое, при этом рынок товаров потребительского назначения рассматривался нами как часть единого рынка страны.

Апробация комплексного системного подхода к анализу товарных рынков позволила выявить ряд новых тенденций, количественных и качественных изменений, структурных преобразований в период становления рыночных отношений. В частности, установлено следующее:

рынки отдельных округов, регионов, областей и муниципалитетов представляют собой единый горизонтально интегрированный производственно-хозяйственный комплекс, который охватывает не только процессы, протекающие в масштабе страны, но и международные, как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья;

позитивные изменения макроэкономических показателей экономики, в том числе прирост валового национального продукта, снижение темпов инфляции, увеличение доходов населения, рост занятых в экономике, обусловили положительную динамику развития потребительского рынка;

с проведением коммерциализации и приватизации предприятия и организации потребительского рынка получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность, что создало условия для развития конкуренции;

наряду с положительными сдвигами, в сфере потребительского рынка имеется множество нерешенных проблем, связанных с действием факторов системного характера, сдерживающих развитие и снижающих эффективность функционирования рынка;

утрачен приоритет отечественных производителей в формировании товарных ресурсов продукции легкой промышленности и ряда других отраслей по причине нехватки собственных финансовых средств и потери части рынка из-за неконкурентоспособное™ отечественных товаров по сравнению с импортными;

сырьевая направленность промышленного комплекса обусловливает зависимость экономики регионов от внешнеэкономической конъюнктуры, недостаток инвестиций привел к невозможности проведения модернизации производства потребительских товаров, где отмечается низкий уровень применяемых технологий, старение основных фондов;

в результате либерализации политики цен продолжающийся рост их уровня ограничивает возможности повышения качества жизни населения, что усиливает социальную дифференциацию, сдерживает рост покупательского спроса;

несмотря на нестабильность реальных денежных доходов населения, потребительские расходы на покупку товаров и оплату услуг остаются относительно постоянными и составляют в среднем 70%;

высокая обеспеченность розничной торговли потребительскими товарами объясняется в условиях спада отечественного производства насыщением рынка за счет импорта;

по мере развития товарных рынков спрос на продукцию с низкими потребительскими свойствами снижается, растет потребление основных продуктов питания более высокого качества и непродовольственных товаров длительного пользования;

в условиях роста издержек, связанных с обеспечением таможенного контроля по импортным товарам, для функционирования товарных рынков необходимо улучшение взаимодействия организаций оптовой торговли с таможенной инфраструктурой, так как существующая организация транспортно-таможенных технологий, складского хозяйстване позволяет в полной мере реализовать принципы современного таможеннологистического управления процессом перевозки, хранения и оформления грузов;

потребительские товарные рынки являются открытой экономической системой, в которой направления развития отдельных сегментов, отраслей, товарных групп необходимо рассматривать во взаимосвязи с общими направлениями экономического развития страны в целом.

В ходе исследования было выявлено, что процесс становления российского рынка сопровождается формированием системы его регуляторов, базирующейся на правовой основе. Существенное влияние на совершенствование экономической политики и повышение эффективности проводимых реформ оказывает развитие функций Государственных структур под воздействием методов логистического управления.

В целом миссия органов власти и управления в сфере потребительского рынка состоит в обеспечении гармоничных отношений в системе «население (домашние хозяйства) - хозяйствующие субъекты - государство» путем создания институциональных и организационно-экономических условий для эффективной деятельности и удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах на уровне мировых стандартов качества жизни.

Авторская систематизация органов регулирования выделяет два блока. В первый вошли субъекты регулирования в сфере предпринимательства, осуществляющие экономические, юридические, административные мероприятия по обеспечению упорядоченного функционирования рыночных отношений, в том числе на региональном уровне. Второй блок составляют органы регулирования в области обеспечения качества и безопасности потребительских товаров. По нашему мнению, результативность социально-экономических преобразований на товарных рынках в значительной мере зависит от усиления регулирующей роли государства и муниципалитетов с целью обеспечения и усиления социальной направленности рынка. Дальнейшее развитие логистической системы товарного рынка будет определяться состоянием общеэкономических, политических и социальных условий в стране и регионах, адаптацией промышленных и торговых организаций к рыночным отношениям, уровнем жизни населения, стабилизацией денежных доходов отдельных домохозяйств.

Таким образом, рассмотрение товарных рынков с комплексных позиций как логистической системы, включающей домашние хозяйства, позволяет выявить диспропорции, исследовать и оценить внутренние резервы для активизации производственноторговой деятельности и социальной политики государственных предприятий и коммерческих организаций.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001.

2. Баскин, А. И. Управление материальными потоками в современной России / А. И. Баскин, Г. В. Зенкова // Проблемы прогнозирования. - 2001. - №4.

3. Зуева О. Н. Логистическое функционирование домашних хозяйств / О. Н. Зуева. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон ун-та, 2007.

4. Беляевский, И. К. Единство и различия процессов интеграции и дифференциации товарного рынка / И. К. Беляевский // Вопросы статистики. - 2001. - №7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.