Научная статья на тему 'К вопросу о транспортных центрах в современной структуре логистической системы'

К вопросу о транспортных центрах в современной структуре логистической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ / TRANSPORTATION CENTERS / LOGISTIC SYSTEMS / MATERIAL FLOWS / THE DIRECTION OF OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионов В. И., Макаренко С. А.

В статье рассматривается ряд вопросов связанных с развитием транспортных центров в современной структуре логистической системы в плане обеспечения предприятий и потребителей необходимыми материальными ресурсами в установленные сроки. Проведён анализ и предлагаются возможные направления их оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of transportation centers in the current structure of logistic system

The article discusses several issues related to the development of transport centers in the present structure of the logistics in terms of businesses and consumers with the necessary material resources in a timely manner. The analysis and suggests possible directions for optimization.

Текст научной работы на тему «К вопросу о транспортных центрах в современной структуре логистической системы»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. время к автомобилям российской сборки.

Выводы

Сегодня автопромышленники имеют множество внутренних проблем, начиная от устаревшего оборудования, нехватки технологических и производственных мощностей до отсутствия современных технологий и кадрового дефицита, поэтому сами предприятия говорят о невозможности существования их заводов без государственной поддержки. В этих условиях необходимо создавать совместные производства с еще более тесными внутренними связями, стимулировать иностранные инвестиции в НИОКР и производство компонентов, создавать здоровую конкуренцию между отечественными производителями. Кроме поддержки государства, самим предприятиям необходимо освоить современные технологии, повысить качество выпускаемой продукции, оптимизировать производство. Но здесь опять же без поддержки государства не обойтись. О мерах, принятых во время кризиса, можно говорить, что они являются не вполне эффективными, а только являются необходимыми для защиты национального производителя.

Литература

1. Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе на тему: «О законодательном обеспечении развития автомобильной промышленности» от 15 декабря 2009 года

2. Анциферов А.В. Эффективность мер государственной поддержки автомобилестроения для стабилизации российской экономики // Вестник Иркутского государственного технического университета, № 5(45), 2010. - С. 277-281

3. Беликов Д. Премьер посигналил автопрому // Коммерсантъ.2008.№233Щ (4050).

4. www.gks.ru

5. Яковенко Г.В., Полякова Н.С., Волкова Я.А., Яковенко А.Г. Конкурентоспособность российского автопрома как важный фактор реализации стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации // Известия МГТУ МАМИ № 2 (12) - 2011

К вопросу о транспортных центрах в современной структуре логистической системы

к.э.н. проф. Ионов В .И., Макаренко С.А.

Университет машиностроения 8(495) 223-05-23 доб.13-48

Аннотация. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с развитием транспортных центров в современной структуре логистической системы в плане обеспечения предприятий и потребителей необходимыми материальными ресурсами в установленные сроки. Проведён анализ, и предлагаются возможные направления их оптимизации.

Ключевые слова: транспортные центры, логистические системы, материальные потоки, направления оптимизации.

Рассмотрим роль транспортных центров, их возможности и влияние на работу логистической системы (рисунок 1).

Развитие рыночных отношений оказало влияние на структуру управления материало-потоками, организационно-прадовые формы предприятий, занимающихся транспортно-складским обслуживанием и спектр их услуг. Существовавшая транзитная система матери-ально-те^шческого снабжения стимулировала создание на складах предприятий излишних запасов продукции, что, как известно, влечет за собой дополнительные расходы. При таком положении вещей предприятие вряд ли сможет организовать безубыточное производство и вести борьбу за овладение долей рынка. Использование транспортных центров позволяет избежать расходов на содержание избыточных запасов на складах, упаковку, транспортировку и хранение продукции.

Располагаясь на каналах товародвижения, транспортные центры, кроме того, являются

важными элементами сферы маркетинга и могут осуществлять дополнительные сервисные услуги. Являясь посредниками между источниками сырья и производством, они позволяют существенно сократить количество транзитных связей предприятия, особенно если номенклатура исходных материалов и комплектующих, а также ассортимент готовой продукции достаточно широки. Развитие современного транспорта связано с существенными изменениями в структуре его управления и различными экономическими факторами. Размеры перевозимых партий товаров уменьшаются, а их стоимость возрастает, это требует большей гибкости транспорта, более высокого уровня сервиса и качества перевозок. Направляя материа-лопотоки через транспортный центр, можно достичь их концентрации по определенным направлениям и в результате увеличить частоту отправления, ускорить доставку, сократить затраты и повысить качество сервиса. Транспортные центры, являясь пунктами концентрации и распределения материалопотоков, могут быть самостоятельными микрологистическими системами и выступать в роли связующих звеньев при перевозках между поставщиками и потребителями в масштабах глобальной логистической цепи. Главной задачей транспортных центров является снижение стоимости транспортных услуг за счет концентрации и увеличения объема перевозок, а также расширение их ассортимента.

—----------- Информационные потоки

- Материал» потоки

Рисунок 1 - Схема информационного обеспечения логистической системы Формирование сети транспортных центров осуществляется на кооперативной основе, инвесторами являются промышленные предприятия, фирмы и группы предпринимателей. Строительство осуществляется на условиях акционирования. Такой подход дает возможность использовать преимущества транспортных центров, не затрачивая больших капиталовложений на создание собственной транспортно-свдадской инфраструктуры. К важнейшим функциям, выполняемым транспортными центрами, относятся:

• поучение и обработка грузов, поступающих транспортом дальнего следования;

• выполнение погрузочно-р^^узочных операций;

• промежуточное складирование;

• формирование партий товаров, соответствующих размеру заказов предприятий, упаковка и доставка;

• обеспечение информационной связи между поставщиками и потребителями сырья, свое-

временное информирование об объеме запасов, ведение документации и слежение за перемещением материалопотока;

Известны примеры организации транспортных центров, осуществляющих функции промежуточного складирования и доставки сырья предприятиям, его перерабатывающим. Однако представляется целесообразным возложить на них также задачу доставки готовой продукции потребителям, поэтому к перечисленным выше функциям добавится еще одна: сбор готовой продукции предприятий, доставка в транспортный центр и дальнейшая доставка потребителю.

Для обеспечения оперативности и достоверности информации об уровне запасов, своевременном оформлении заказов и слежением за прохождением материалопотока необходимо создание развитой информационной сети, интегрирующей поставщиков и потребителей сырья, транспортные центры, покупателей готовой продукции (оптовые склады, предприятия розничной торговли и пр.) В современных условиях решение этой задачи не составляет особого труда, а затраты на создание такой сети довольно быстро окупаются за счет сокращения документооборота и, следовательно, времени выполнения заказов. Высокий уровень развития телекоммуникационных технологий, в частности использование системы электронной почты и других сервисов и протоколов передачи данных в глобальной сети Internet, позволяет создать мощную информационную систему, способную за короткий интервал времени получить, проанализировать и обработать большие объемы информации, предложить оптимальные варианты решения, оформить и передать заявку на доставку определенного товара.

Принцип организации информационной сети можно проиллюстрировать схемой, приведенной на рисунке 1.

Структура каналов распределения определяется множеством условий и зависит от топологической схемы материально-информационных потоков, наличия и расположения транспортных центров и др. Рассмотрим, как изменяется схема каналов продвижения мате-риалопотоков при их использовании.

Перед построением системы, включающей в себя транспортные центры, определяются конкретные логистические цели, выявляются предприятия, которые будут пользоваться услугами транспортных центров, и составляется схема материалопотоков.

За базовую примем схему распределения с прямыми связями между поставщиками сырья, перерабатывающими предприятиями и потребителями продукции (рисунок 2).

------------Каналы движения готовой продукции х^

_ Каналы движения сырт,я и комплектующих л:^

Рисунок 2 - Схема движения материалопотока с прямыми связями

При такой схеме прохождения материалопотока предприятию приходится поддерживать 1*Хц связей с поставщиками сырья и связей с потребителями продукции. Предприятия, производящие широкий ассортимент товаров, могут иметь достаточно большое количество поставщиков сырья и комплектующих и поставлять свою продукцию множеству по-

требителей. Таким образом, расходы, связанные с заключением договоров, транспортировкой, складированием материальных ценностей, а также экспедированием готовой продукции, возрастают пропорционально числу каналов прохождения материалопотока.

В этом случае имеет смысл использовать другую схему, включающую в себя транспортные центры (рисунок 3).

I

--------- Каналы движения еатовой продукции

- Каналы движения сырья и комплектующих

Рисунок 3 - Схема движения материалопотока с использованием транспортных центров

Включение в схему I транспортных центров позволяет сократить число каналов прохождения материалопотока до 1*хд. Грузы из различных источников концентрируются в транспортных центрах, объединяются в партии оговоренного размера и отправляются на перерабатывающие предприятия по мере необходимости. Таким образом, осуществляется укрупнение материалопотоков, что способствует более рациональному использованию транспортных средств, кроме того, снижается число холостых пробегов, так как на обратном пути возможна доставка готовой продукции с предприятий в транспортные центры. За счет сокращения расстояния снижаются тарифы на перевозку автомобильным транспортом, сокращаются объемы запасов на складах, что соответствует логистической концепции организации производства. И, наконец, предприятия получают возможность сконцентрировать внимание непосредственно на производственном процессе, оставив решение задач своевременного снабжения производства необходимыми ресурсами транспортному центру.

При принятии решения об организации транспортного центра необходимо учитывать конкретные условия региона, то есть существующую сеть железных и автомобильных дорог, наличие грузовых терминалов, складов и размещать центры таким образом, чтобы затраты на прохождения материального потока были минимальны. Необходимо определить, при каких условиях будет получена экономическая выгода от использования схемы движения материалопотока, включающая транспортный центр.

Предположим, что рассматриваемое предприятие п олучает сырье и комплектующие от I поставщиков и отгружает продукцию к покупателям, тогда общее число каналов движения материалопотоков ук составит 1+к. При использовании I транспортных центров количество таких каналов составит 2*1 (умножение I на два объясняется тем, что мы будем рассматривать каналы, по которым на предприятие поступает сырье и отгружается готовая продукция, раздельно). Пусть ск - расходы на обслуживание одного канала, х% - число услуг, предоставляемых предприятию 1-м транспортным центром, а сц - стоимость услуги. Тогда условие выгодности использования транспортного центра можно записать в виде неравенства:

. (1)

То есть экономическая целесообразность использования транспортного центра будет иметь место, если общие затраты предприятия на материально-те^шческое обслуживание производства будут больше стоимости услуг транспортного центра на выполнение этой задачи. Однако необходимо учитывать и заинтересованность транспортного центра, для этого

в правой части неравенства вводится величина АР - минимальная необходимая прибыль от деятельности транспортного центра. Так как транспортный центр строится для совместного использования несколькими фирмами, формула (1) примет вид:

•ЕЪ-Сч+М^^Уя-с* • (2)

Если услугами транспортного центра пользуется несколько предприятий, необходимо добавить следующие ограничения:

2Х*а, (3)

^ * • (4)

где: 0\ - пропускная способность транспортного центра, Т - суммарное время обслуживания предприятий, ¿тах - максимально допустимая длительность времени поставки.

Эти ограничения вводятся для обеспечения оговоренного времени поставки и пропускной мощности транспортного центра. Используя приведенные выше зависимости, можно определить для каждой конкретной ситуации целесообразность применения транспортного центра в структуре логистической системы. Роль транспортных центров в структуре логистической цепи при определенных условиях может оказаться достаточно значительной.

Выводы

Создание логистической системы - довольно сложный процесс, значительное количество задач необходимо при этом решить. Зачастую логистические цепи создаются на базе действующих производственных систем.

Для обеспечения наибольшей эффективности необходимо решать вопрос организации управления предприятием с учетом комплексного подхода, рассматривая весь круг задач в целом, с применением логистических методов достижения целей, инструментария маркетинга, а также используя принципы стратегического планирования.

Применение логистики в совокупности с использованием традиционных методов и подходов к управлению производством позволяет достичь существенных результатов в плане обеспечения предприятий необходимыми материальными ресурсами в установленные сроки.

Использование логистических методов дает предприятию дополнительный запас конкурентоспособности и оказывает положительное влияние на устойчивость в условиях рыночной экономики.

Литература

1. Аникин Б.А., Родкина ТА. Логистика. М.: Проспект, 2008.

2. Ионов В И. Макаренко С.А. К вопросу о управлении информационными, материальными и сопутствующими потоками промышленных предприятий /Известия МГТУ «^АМИ» № 1 (11) - 2011.

3. Гаджинский А.М. Логистика. М.: Дашков и К, 2006.

4. Желена М. Информационные технологии в бизнесе. [Текст]. -СПб.: Питер, 2002. - 1117с.

5. Калянов ГЛ. Применение CASE-тeжoлoгий для проектирования систем автоматизации предприятий и учреждений // Приборы и системы. - 1997. №8. С.9-14.

6. Родкина ТА. Управление информационными потоками в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах: Концепция, методология, реализация: [Текст]: дисс. д-ра экон. наук. - М, 2001.

7. Родкина ТА. Информационная логистика. - М: «Экзамен», 2001.288с.

8. Шер Август-Вильгельм. Бизнес-^оцессы. Основные понятия. Теория. Методы. -М.: Ме-таТехнология, 1999. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.