553^»— Аграрный вестник Урала № 7 (99), 2012 г.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПЕРИОД ПОСТКРИЗИСНОГО
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
М А. ТИМОШЕНКО,
кандидат социологических наук, доцент,
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
400002, г. Волгоград, Университетский пр., д. 26
Положительная рецензия представлена Ю. Ю. Елсуковой, кандидатом экономических наук, заведующей кафедрой экономики и управления Волгоградского института экономики, социологии и права.
Ключевые слова: логистика, маркетинг, диверсификация экономики, логистическое управление, пост-кризисное развитие.
Keywords: logistics, marketing, diversification of the economy, logistics management, post-crisis development.
В настоящее время, в период посткризисного ди-версификационного развития экономики, на передний план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли фирмы, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителя, оказания ему комплекса услуг. Таким образом, если в условиях диверсификационного посткризис-ного развития экономики принцип «расчет — выгода — потребитель» находится в центре внимания, то потенциал логистики обеспечивает воплощение этого принципа.
Наряду с происходящими в российской экономике процессами дробления хозяйственных структур, автоматизации новых структурных образований, децентрализации управления, получают развитие процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности. В диверсификационной посткризис-ной экономике, предполагающей наличие различных форм собственности, всё большее значение приобретают интеграционные формы управления и тенденция к координации, которые в особенности характерны для логических процессов взаимодействия пред-приятий-изготовителей, потребителей, посредников, складского хозяйства и транспорта.
Особенно актуально в период диверсификации производства развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку составляющей логистических процессов являются информационные потоки. Технический фактор проявляется в том, что логистика выступает как система управления. Ее субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг. В свою очередь, коммерческая инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют внедрение новой техники в процессы управления материальными потоками, которые в условиях технической модернизации требуют эффективного управления на логической основе.
Большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения. Использование различных методов государственного управления для ре-
гулирования этих процессов адекватно логическим подходам. Они применимы и эффективно используются не только на микроуровне предприятий и организаций — участников процесса товародвижения, но и на региональном и федеральном уровне.
На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур — у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг.
Другая группа задач совершенствования матери-алопотоков касается взаимодействия коммерческих посредников между собой, с другими субъектами товарного рынка и транспортными предприятиями, развития и повышения эффективности системы складирования продукции. Решению этих задач также в значительной мере способствуют логистические формы и методы управления.
Рассмотрим влияние логистики на посткризисное развитие экономики. Требования логистики к наблюдению и оценке материалопотока, его организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и получателями продукции. Организуя и анализируя мате-риалопоток на всем его протяжении, они озабочены улучшением комплекса показателей во всех точках процесса, учитывают не только их на входе или выходе материалопотока, но и аналогичные показатели соответственно на выходе и входе у партнера.
Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции и т. д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.
Существенное значение приобретает при этом выбор оптимального варианта расходов на логистические операции. Первостепенная роль принадлежит в логистике оптимизационным решениям, например, по нормированию поставки продукции, формированию хозяйственных связей.
106
www. m-avu. narod. ru
Аграрный вестник Урала № 7 (99), 2012 г.
Экономика
Многообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции.
Многоплановое влияние оказывают логистические подходы на функции органов государственного управления в условиях посткризисного развития экономики.
Во-первых, востребуются их координационные функции. Это связано с тем, что в последний период хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе отдельных предприятий-поставщиков и потребителей, а также и с тем, что получили развитие многочисленные посреднические структуры со своими складами.
Во-вторых, в региональных органах управления получают функции рекомендательного и научно-методического характера при оказании государственной поддержки логистическим структурам.
В-третьих, с помощью использования логистических методов управления товаропотоками органы управления изыскивают дополнительные источники для улучшения бюджетных возможностей.
В-четвертых, использование логистических подходов на уровне органов управления должно способствовать развитию межотраслевых связей предприятий промышленности, транспорта, торговли.
И в-пятых, логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных связей. Поэтому они могут учитываться и широко использоваться в системе внешнеэкономических отношений России с другими странами при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.
Таким образом, развитие функций государственных структур под воздействием использования методов логистического управления влияет на совершенствование экономической политики, диверсификацию экономики, на повышение эффективности проводимых реформ в период посткризисного развития страны. Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса в России. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения общих издержек.
К основным тенденциям развития логистики относятся следующие факторы:
1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и
инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).
2. Достижение предела эффективности производства. Становится всё труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже «сняты все сливки». С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы.
3. Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина — у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10 % у розничных продавцов и 90 % у дистрибьюторов и производителей.
4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).
5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного объема данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположения средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики.
6. Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, представляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки материальных ресурсов «точно в срок», которая предъявляет очень высокие требования к поставщикам.
Таким образом, логистические подходы к управлению предприятием, коммерческим отношениям с партнерами (поставщиками и потребителями) в период посткризисного развития экономики позволяют эффективнее вести производство, успешнее завоевывать рынок и преодолевать трудности, возникающие на их тернистом пути.
ммм.т-эчи. пэгоб. ги
107