Научная статья на тему 'Проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих'

Проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ / CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION / MILITARY PERSONNEL / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / CONTRADICTIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быченко Юрий Григорьевич, Магомедов Магомед Камилович

В настоящее время обостряются противоречия межнационального общения как в Российской Федерации в целом, так и в рамках отдельных воинских коллективов. Сегодня важным условием развития культуры межнационального общения военнослужащих выступает процесс поиска и разрешения внутренних противоречий социокультурного взаимодействия военнослужащих. В данном контексте внутренние проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих рассмотрены как фактор торможения данных практик. Цель исследования анализ проблем развития культуры межнационального общения военнослужащих. Метод исследования анкетный опрос военнослужащих (декабрь 2018 г. март 2019 г.) в воинских частях городов Саратова, Махачкалы, Екатеринбурга, Хабаровска. Доказано, что культура межнационального общения военнослужащих это интегральное качество военнослужащих, выраженное не только в комплексе знаний о специфике этнических культур населения России, но и в наборе базовых ценностей, принципов, правил, норм, представлений, способностей бесконфликтного и толерантного общения. Обосновано, что развитие культуры межнационального общения военнослужащих представляет собой процесс поиска и разрешения внутренних противоречий социокультурного взаимодействия военнослужащих. Выявлены проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих: наличие неконтролируемых попыток активизации неформальной борьбы за власть, за материальные ресурсы различных этнических групп военнослужащих; неэффективная реализация социальных проектов развития культуры межнационального общения; сохранение различий во взглядах, ценностях и убеждениях военнослужащих различных этнических групп; отсутствие единой концепции национальной политики в Вооруженных силах; низкий уровень культуры межнационального общения у офицерского состава воинских коллективов.Currently, the contradictions of interethnic communication both in the Russian Federation as a whole and within the framework of individual military collectives worsen. At present, an important condition for the development of the culture of interethnic communication of servicemen is the process of searching and resolving internal contradictions of socio-cultural interaction of servicemen. In this context, the internal problems of the servicemen interethnic communication culture development are considered as a factor of these practices inhibition. The aim of the study is to analyze the servicemen’s interethnic communication development culture problems. In the course of the questionnaire survey of military personnel (December 2018 March 2019) in the military units of Saratov, Makhachkala, Yekaterinburg, Khabarovsk military units were interviewed. It is proved that the culture of interethnic communication of military personnel is an integral quality of the soldiers, expressed not only in the body of knowledge of the specifics of the ethnic cultures of the Russian population, but also in the set of basic values, principles, rules, norms, beliefs, abilities and conflict-free and tolerant communication. It is justified that the troops’ interethnic communication culture development is the process of searching and resolving internal differences of socio-cultural interaction soldiers. The revealed problems of troops’ interethnic communication culture development are: the presence of uncontrolled attempts to revitalize the informal power struggle over the material resources of the various ethnic groups of military personnel; the social projects ineffective implementation of interethnic culture communication development; the preservation of differences in attitudes, values and beliefs of the servicemen of different ethnic groups; the lack of the unified concept of the national policy in the Armed forces; the low level of international communication culture among the officers’ military groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих»



УДК 316.4.05

Проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих

Ю. Г. Быченко, М. К. Магомедов

Быченко Юрий Григорьевич, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, bychenkoug@gmail.com

Магомедов Магомед Камилович, адъюнкт (аспирант) кафедры гуманитарных и социальных наук, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, mk.desperado@mail.ru

В настоящее время обостряются противоречия межнационального общения как в Российской Федерации в целом, так и в рамках отдельных воинских коллективов. Сегодня важным условием развития культуры межнационального общения военнослужащих выступает процесс поиска и разрешения внутренних противоречий социокультурного взаимодействия военнослужащих. В данном контексте внутренние проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих рассмотрены как фактор торможения данных практик. Цель исследования - анализ проблем развития культуры межнационального общения военнослужащих. Метод исследования - анкетный опрос военнослужащих (декабрь 2018 г. - март 2019 г.) в воинских частях городов Саратова, Махачкалы, Екатеринбурга, Хабаровска. Доказано, что культура межнационального общения военнослужащих - это интегральное качество военнослужащих, выраженное не только в комплексе знаний о специфике этнических культур населения России, но и в наборе базовых ценностей, принципов, правил, норм, представлений, способностей бесконфликтного и толерантного общения. Обосновано, что развитие культуры межнационального общения военнослужащих представляет собой процесс поиска и разрешения внутренних противоречий социокультурного взаимодействия военнослужащих. Выявлены проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих: наличие неконтролируемых попыток активизации неформальной борьбы за власть, за материальные ресурсы различных этнических групп военнослужащих; неэффективная реализация социальных проектов развития культуры межнационального общения; сохранение различий во взглядах, ценностях и убеждениях военнослужащих различных этнических групп; отсутствие единой концепции национальной политики в Вооруженных силах; низкий уровень культуры межнационального общения у офицерского состава воинских коллективов.

Ключевые слова: культура межнационального общения, военнослужащие, воинский коллектив, проблемы развития, противоречия развития.

Поступила в редакцию: 02.12.2019 / Принята: 01.02.2020 / Опубликована: 01.06.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Military Servicemen's International Communication Culture Development Problems

Yu. G. Bychenko, M. K. Magomedov

Yuri G. Bychenko, https://orcid.org/0000-0003-2094-6453, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation, 158 Moskovskaya St., Saratov 410023, Russia, bychenkoug@gmail.com

Magomed K. Magomedov, https://orcid.org/0000-0002-3279-1279, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation, 158 Moskovskaya St., Saratov 410023, Russia, mk.desperado@mail.r

Currently, the contradictions of interethnic communication both in the Russian Federation as a whole and within the framework of individual military collectives worsen. At present, an important condition for the development of the culture of interethnic communication of servicemen is the process of searching and resolving internal contradictions of socio-cultural interaction of servicemen. In this context, the internal problems of the servicemen interethnic communication culture development are considered as a factor of these practices inhibition. The aim of the study is to analyze the servicemen's interethnic communication development culture problems. In the course of the questionnaire survey of military personnel (December 2018 - March 2019) in the military units of Saratov, Makhachkala, Yekaterinburg, Khabarovsk military units were interviewed. It is proved that the culture of interethnic communication of military personnel is an integral quality of the soldiers, expressed not only in the body of knowledge of the specifics of the ethnic cultures of the Russian population, but also in the set of basic values, principles, rules, norms, beliefs, abilities and conflict-free and tolerant communication. It is justified that the troops' interethnic communication culture development is the process of searching and resolving internal differences of socio-cultural interaction soldiers. The revealed problems of troops' interethnic communication culture development are: the presence of uncontrolled attempts to revitalize the informal power struggle over the material resources of the various ethnic groups of military personnel; the social projects ineffective implementation of interethnic culture communication development; the preservation of differences in attitudes, values and beliefs of the servicemen of different ethnic groups; the lack of the unified concept of the national policy in the Armed forces; the low level of international communication culture among the officers' military groups.

Keywords: culture of interethnic communication, military personnel, problems of development, contradictions of development.

Received: 02.12.2019 / Accepted: 01.02.2020 / Published: 01.06.2020

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2020-20-2-154-160

В условиях трансформации системы военных организаций России неизменным остается традиционный принцип формирования данных организаций на основе полиэтничности. Между тем государственные механизмы формирования культуры межнационального общения в современных условиях безнадежно устарели. Советская государственная идеологическая машина только определяла внешнее проявление этнической солидарности, идеологически смягчала негативное воздействие этнической и религиозной разобщенности, сглаживала общественные противоречия формирования локальной социокультурной идентичности. Национальная политика в целом создавала предпосылки формирования идентичности национальных групп военнослужащих, но не определяла факторы, тормозящие ее развитие, не сформировала стратегии целевого конструирования процессов развития культуры межнационального общения военнослужащих.

Таким образом, в настоящее время необходимо уточнение теоретической базы исследования процесса развития культуры межнационального общения военнослужащих, а также осуществление эмпирического анализа факторных проблем его реализации.

В современных научных источниках представляются теоретические разработки процессов развития культуры межнационального общения как социальной базы межэтнических взаимодействий в многонациональных воинских коллективах России1. Исследователи доказывают, что данная форма культуры представляет собой «обусловленную социальной потребностью активную деятельность наций и народностей по взаимному познанию и выражению своего отношения к национальному»2. Одновременно культура межнационального общения характеризуется взаимосвязью и взаимоотношениями, «в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами»3. Культура межнационального общения характеризуется способностью адекватно воспринимать этническое своеобразие индивидов «и в соответствии с этим управлять своим поведением»4. В конечном итоге она, с одной стороны, проявляется в способностях и поведении социетальных групп, с другой - является фактором сплочения социума5.

По сути, культура межнационального общения является формой военно-организационной культуры. Она представляет собой интегральное качество групп военнослужащих, характеризующееся не только знаниями культуры, традиций, обычаев других этносов6, но и «уважительным и толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям, отличных от собственных; умением преодолевать трудности в коммуникативных

и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в процессе воинской службы и выполнения боевых задач»7. В данном контексте культура межнационального общения проявляется как в коллективном (групповом), так и личностном контекстах. Она выступает как форма выражения коллективной культуры членов организации, обусловленной влиянием внешней и внутренней социокультурной среды8.

В расширительном контексте развитие культуры межнационального общения военнослужащих эффективно осуществляется при создании благоприятных условий взаимодействия и общения военнослужащих, принадлежащих к различным этническим группам. Данный процесс отражает: 1) нормативные положения, возведенные в ранг закона, регламентирующие взаимоотношения военнослужащих различных национальностей (данные положения определяют обязательные процедуры при реализации общения)9; 2) сложившиеся традиционные нормы взаимоотношений военнослужащих между представителями различных национальностей, основанные на общечеловеческих идеалах братства, дружбы и уважения к другим народам; 3) социально ориентированную на основе принципов интернационализма «поведенческую характеристику личности в условиях межличностного межнационального общения и соответствующие этим требованиям характер, стиль и уровень поведения»10.

Таким образом, культура межнационального общения военнослужащих - это интегральное качество военнослужащих, выраженное не только в комплексе знаний о специфике этнических культур населения России, но и в наборе базовых ценностей, принципов, правил, норм, представлений, способностей бесконфликтного и толерантного общения. Она характеризует способность акторов преодолевать практики межэтнического напряжения в процессе реализации служебно-трудовой деятельности. Развитие культуры межнационального общения военнослужащих представляет собой процесс поиска и разрешения внутренних противоречий социокультурного взаимодействия военнослужащих. В данном контексте внутренние проблемы этих процессов будем рассматривать как фактор, препятствующий развитию культуры межнационального общения военнослужащих.

Представляется анализ данных социологического опроса военнослужащих, проведенного в декабре 2018 г. - марте 2019 г. (Ы = 944). Опрошены военнослужащие воинских частей городов Саратова, Махачкалы, Екатеринбурга, Хабаровска. Выборка случайная (пошаговый отбор из представителей личного состава исследуемых военнослужащих). Среди опрошенных 18,3% - офицеры, прапорщики, 81,7% - сержанты и солдаты. Все опрошенные проходят воен-

ную службу по контракту. Возраст респондентов колеблется от 18 до 55 лет. Процент отклика составляет 100%. Для проведения анкетного опроса была разработана анкета «Культура межнационального общения в современном воинском коллективе: состояние, проблемы, перспективы развития», которая состояла из открытых, а также закрытых вопросов. Данный метод использовался как основной для получения необходимой эмпирической информации.

Рассмотрим проявление проблем, препятствующих развитию культуры межнационального общения военнослужащих. На начальной стадии осуществлен теоретический анализ и выявлены противоречия развития культуры межнационального общения военнослужащих. В ходе анализа результатов социологического опроса нами решены две задачи: 1) уточнены практики проявления проблемных противоречий развития культуры межнационального общения военнослужащих; 2) структурированы данные проблемные противоречия по уровню значимости.

При структурировании выявленных проблем применялись следующие универсальные показатели: степень проявления данного проблемного противоречия; количественный состав военнослужащих, указывающих на данную проблему; степень влияния выявленной проблемы на процессы развития культуры межнационального общения военнослужащих. Используя данные показатели, ранжируем выявленные проблемы, определим направления их разрешения в контексте разработки социальных проектов целевого развития культуры межнационального общения военнослужащих.

В результате обработки данных анкетирования, можно ранжировать проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих на следующие группы.

1. Активизация неформальной борьбы за власть различных этнических групп военнослужащих. Данную проблему как наиболее важную выделяют 30,6% военнослужащих. Респонденты обращают внимание на то, что в результате реализации военно-гражданских реформ в рамках воинских коллективов проявляются административно-управленческие противоречия. Этнические группы пытаются, с одной стороны, воздействовать на формальные управленческие процессы, с другой - определять неформальные управленческие воздействия на воинский микроколлектив в целом, а также его отдельные структурные подразделения. Хотя этнические группы в целом ограничены и жестко лимитированы в реализации служебно-трудовой деятельности, в новых условиях у них появляются возможности, интерес, а также мотив навязывания поведенческих практик, проявлять собственную управленческую инициативу, изменять (а порой и искажать) первоначально поставленные управленческие задачи, навязывать собственное виде-

ние специфики служебно-трудовых отношений в воинском коллективе.

2. Борьба за материальные ресурсы различных этнических групп военнослужащих. Выделяют как наиболее важную проблему 17,6% военнослужащих. Воинский коллектив как регламентированная, управляемая и структурированная (иерархизированная) система состоит из групп, взаимодействие которых осуществляется по принципу доминирования/подчинения. По уровню многонациональности и содержанию межэтнических отношений военнослужащих воинские коллективы неоднородны. Этническая группа, независимо от своей численности, нацелена на закрепление за собой лидирующих позиций в неформальной иерархии воинского коллектива. В таких коллективах одна этническая группа может сосредоточивать в своих руках как властные, так и материальные ресурсы и закрепляет за собой возможность формировать удобный для себя формат национальных отношений.

Военнослужащие, находясь в специфичных условиях пребывания, на территории военной организации исполняя обязанности военной службы (будучи лишенными свободы действий и ограниченными в материальных и денежных средствах), зачастую сталкиваются с трудностями удовлетворить свои личные и материальные потребности. Представители доминирующих этнических групп в воинских коллективах решают свои личные потребности путем присвоения продовольственного, вещевого имущества, а также денежного довольствия военнослужащих иных этнических групп, тем самым становясь на путь нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Любая форма отчуждения (присвоения) материальных средств независимо от субъектов взаимоотношения сопряжена с правонарушением и должна пресекаться со стороны командования воинских частей и подразделений.

3. Неэффективность социальных проектов развития культуры межнационального общения. Данную проблему как наиболее важную выделяют 20,9% респондентов. Основополагающим механизмом организации и регулирования национальных отношений в нашей стране является программно-целевой подход, который применяется в рамках реализации государственной национальной политики. Существует ряд подпрограмм, среди которых: «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России», «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве»11, а также «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»12 (последняя является подпрограммой национальной программы развития культуры).

Несмотря на принимаемые меры, направленные на развитие межэтнических (межнацио-

нальных) отношений, имеются негативные факторы, препятствующие данному процессу:

- недостаточность проектируемых мероприятий, направленных на формирование российского гражданского единства и идентичности, изучение традиций, обычаев и истории российских народов, образовательное воспитание культуры межнационального общения;

- высокий уровень региональной экономической дифференциации, социального и имущественного неравенства, пропаганда средствами массовой информации негативных стереотипов в отношении малых этносов;

- утрата традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

- стремление к политизации религиозного и этнического фактора в регионах страны;

- однообразие влияния процессов глобализации на местные культурные субъекты, расползание международного терроризма и радикального религиозного экстремизма, противостояние в социуме секулярных и религиозных взглядов.

4. Сохранение различий во взглядах, ценностях и убеждениях военнослужащих, в том числе религиозных. Данную проблему как наиболее важную выделяют 20,0% военнослужащих. Вышеприведенный результат закономерен в силу ряда причин: отсутствия целостной государственной идеологии и информационной повестки, нацеленной на формирование единого гражданского общества; смены единой советской идентичности на множество сегментированных этнических, религиозных и региональных иден-тичностей. В ходе глубинных тектонических социальных трансформаций по созданию открытого либерального общества, а также внедрению ценностей рыночной экономики были запущены процессы, разрушительные по своему характеру, производными от которых стали межнациональная нетерпимость, кризис общероссийской идентичности, терроризм и сепаратизм, приведшие в действие механизмы дезинтеграции общества. На фоне таких процессов происходит деградация культурно-духовной сферы общества (сокращение количества культурно-духовных учреждений, в которых происходит производство и потребление благ обществом, печатных и электронных литературных изданий и т.д.). Военнослужащий, как неотъемлемый член различных этнических, религиозных сообществ, оказывается под воздействием разной идеологии и информации, которая не всегда носит конструктивный характер.

5. Отсутствие единой концепции национальной политики в Вооруженных силах. Данную проблему как наиболее важную выделяют 15,8% респондентов. Необходимо отметить, что из 85 административных единиц Российской Федерации 26 относятся к национально-административным субъектам и охватывают около 53% территории нашей страны. Национальный фак-

тор занимает отнюдь не последнее место среди приоритетных задач, стоящих перед Вооруженными силами. Основополагающим документом в области государственной национальной политики выступает «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N° 1666. В п. «г» ст. 21.1 данного нормативного акта говорится о необходимости учета «этнических и религиозных аспектов при работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей»13.

При детальном анализе сферы национальной политики на военном ведомственном уровне можно наблюдать отсутствие нормативно-правовой базы и сформированной на ее основе концепции, направленной на выстраивание конструктивных межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление межнационального согласия, гражданского единства, недопущение дискриминации по признаку языковой, национальной или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.

В приказе Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных силах Российской Федерации», а также в аналогичном приказе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации» затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания, но при этом не регламентируются вопросы межэтнического взаимодействия, развития культуры межнационального общения и профилактики конфликтов на межэтнической почве. Органы военного управления не обладают в своем арсенале нужным информационным, нормативным, экономическим инструментарием для разрешения возникающих межнациональных проблем; зачастую, реагируя и переводя последствия в плоскость межличностной или межгрупповой напряженности, оставляют предпосылки (причины) межэтнического конфликта без должного их анализа и последующей профилактики.

6. Возникновение микрогрупп отрицательной направленности по принципу землячества и национальной принадлежности. Данную проблему как наиболее важную выделяют 16,4% респондентов. Хотелось бы подчеркнуть, что военная организация, несмотря на свой формальный характер, оставляет место для неформальной

самоорганизации. Официальная администрация воинского коллектива не способна объять все интересы и стороны социальной сферы военнослужащего и оставляет возможность для его этнического самовыражения.

В воинских коллективах с многонациональным составом активно протекает становление национального самосознания военнослужащего. Этому способствует его взаимодействие с сослуживцами других национальностей, их культурой и нравами. В процессе такого взаимодействия военнослужащий все глубже осознает себя как представителя специфического этноса, и это может стать причиной возникновения этнически обособленной группы по принципу землячества, так сказать неформального разделения военнослужащих по этнической и религиозной принадлежности. Не всегда такая группа в коллективе может иметь антиобщественную направленность, но, как показывает практика, зачастую в таких образованиях возрождаются и получают применение всякого рода обычаи, этнические пережитки, привычки, неформальные злоупотребления. Негативная сторона «землячества» заключается в стремлении к обособленности, отчуждению от других членов воинского коллектива, и представители сообщества действуют по принципу «один за всех, и все за одного», когда военнослужащим своей группы прощается все, чего не скажешь в отношении других членов воинского коллектива.

Таким образом, микрогруппы, сформированные по принципу землячества, в большинстве случаев деструктивно влияют на функционирование и служебную деятельность подразделения. Они представляют собой фактор замедления развития культуры межнационального общения и требуют к себе пристального внимания со стороны администрации в целом и непосредственного командования в частности.

7. Недостаточное внимание администрации военной организации к вопросам проектирования развития культуры межнационального общения. Данную проблему как наиболее важную выделяют 14,6% военнослужащих. Должностные лица органов управления оперативно-территориальных объединений, соединений воинских частей в повседневной жизнедеятельности при организации работы с личным составом руководствуются приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации». Данный приказ регламентирует основные направления работы с личным составом, такие как: работа по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка; информационно-воспитательная работа; военно-социальная работа; психологическая работа; культурно-досуговая работа.

Анализ нормативно-правовой базы ведомства показывает отсутствие систематической работы, направленной на проектирование культуры межнационального общения военнослужащих. В результате отсутствует деятельность, направленная на гармонизацию и регулирование межэтнических отношений, целевое формирование межэтнических культурных ценностей. В настоящее время командиры воинских частей и подразделений не имеют ни программ, ни проектов развития и формирования культуры межэтнического общения в воинских коллективах и социокультурного развития военных организаций.

8. Неэффективность работы военной прокуратуры. Данную проблему как наиболее важную выделяют 15,0% респондентов. Необходимо отметить, что военная прокуратура и военно-следственный отдел в воинских частях гарнизона принимают участие в комплексе мероприятий по профилактике небоевых потерь, самовольного оставления воинской части, сохранению жизни и здоровья военнослужащих, искоренению насильственных действий в сфере межличностных и межнациональных отношений. Данная работа осуществляется в рамках месячников в комплексе с мероприятиями, запланированными командованием воинских частей, и заключается в проведении встреч с личным составом воинских частей, на которых доводятся примеры судебной практики, основные положения Уголовного кодекса и обзор о преступлениях, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Военная прокуратура также осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами военного управления и производство предварительного следствия по уголовным делам, находящимся в ее компетенции. Данная работа осуществляется от случая к случаю, отсутствует системность, а также постоянство контактов представителей прокуратуры с коллективами военнослужащих.

9. Низкий уровень культуры межнационального общения у офицеров. Данную проблему как наиболее важную отмечают 10,1% военнослужащих. Анализ данной проблематики показывает, что имеется ряд объективных причин ее усугубления. Во-первых, в военных образовательных организациях высшего образования программа подготовки курсантов по дисциплинам не предусматривает формирования навыка управления многонациональным подразделением и развития культуры межнационального общения. Дисциплина «Военная педагогика» предусматривает проведение двух лекций по два часа на темы «Особенности воспитания военнослужащих различных религиозных конфессий», «Особенности воспитания военнослужащих различных национальностей Российской Федерации» и четырехчасового индивидуального собеседования по вышеуказанным темам. Дисциплины «Воен-

ная психология» и «Профессиональная этика и служебный этикет» данную проблематику в программе обучения курсантов не рассматривает вовсе. Такой объем учебных часов недостаточен для формирования необходимых навыков работы в многонациональном воинском подразделении.

Во-вторых, как отмечалось выше, для организации повседневной жизнедеятельности в подразделениях и воинских частях отсутствует программа или методические разработки для руководства в ходе работы с личным составом в многонациональном подразделении. В-третьих, формирование культуры межнационального общения у курсантов, как и у офицеров, является второстепенным. Приоритет данному направлению на практике не отдается. Между тем, например, сфера межнациональных отношений в СССР считалась приоритетной и решалась на высшем государственном уровне. Консолидация и укрепление отношений между народами страны считались одними из фундаментальных основ существования советской страны. Идеология советского общества, основанная на марксистско-ленинском учении, была направлена на формирование нового советского человека, единой гармоничной идентичности на основе интернационализма (дружбы народов) и атеизма (господства научных взглядов). В рамках господствующей идеологии, системы ценностей и единой идентичности советского человека отпала необходимость акцентировать внимание на религиозных и национальных различиях. Противоречия между народами были минимизированы, а в поздний период советской власти проблемы национального взаимоотношения не поднимались как противоречащие идеологии. Вооруженные силы России после 1991 г., как правопреемники Вооруженных сил Советского Союза, переняли основные доктрины и направления строительства армии, в том числе непризнание или отсутствие религиозного и этнического фактора, которые в период либерализации и нарастания противоречий в обществе стали ошибочными. На государственном уровне был осуществлен отказ от принципа приоритетности развития культуры межнационального общения офицеров и прапорщиков воинских подразделений.

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что в условиях трансформации системы военных организаций России обостряются противоречия межнационального общения. Ежегодно в Российской Федерации появляется множество национальных религиозных организаций различного толка и содержания. Так, в 2019 г. было зарегистрировано около 500 новых религиозных организаций (христианские - 253, протестантские - 42, старообрядцы всех юрисдикций - 8, альтернативные православные - 3, армянская апостольская - 3, католики - 1, исламские - 152, буддисты - 12, иудеи - 4, неоязычники - 4). Также насчитывается 53 националистических (фашист-

ских) организаций, которые классифицируются как умеренные, радикальные и запрещенные. Среди данных организаций имеется огромное количество националистических движений славянского толка, но также присутствуют националистические движения, имеющие свое распространение в национальных субъектах. К таковым можно отнести татарский патриотический фронт «Алтын Урда (Золотая Орда)», выступающий за объединение всех этнических групп тюркского народа под единой идеологией их ордынского происхождения. Также в регионах, где преимущественно проживают тюркоязычные этнические группы, получает широкое распространение турецкая ультраправая националистическая организация «Серые волки» (Бозкурт). Данная структура насаждает идеологию пантюркизма (объединение тюркских мусульманских народов) и создание на территории Российской Федерации Великого Турана. Данная тенденция трансформируется и в различные организационные системы, в том числе и военную. В воинских коллективах наблюдается рост числа преступлений на этнической почве. Устойчиво растет число бытовых преступлений, которые зачастую приобретают характер межнациональных конфликтов из-за преднамеренного предания этнических оттенков одной из сторон конфликта или необъективного освещения события средствами массовой информации. Все это свидетельствует

0 необходимости системных мер информационного, просветительского, гуманитарного, общественного и государственного характера.

Данные противоречия усугубляются тем, что в воинских коллективах Российской Федерации на данный момент имеется множество проблем, определяющих препятствие развития культуры межнационального общения военнослужащих. Важнейшие из них следующие: наличие неконтролируемых попыток активизации неформальной борьбы за власть, за материальные ресурсы различных этнических групп военнослужащих; неэффективная реализация социальных проектов развития культуры межнационального общения; сохранение различий во взглядах, ценностях и убеждениях военнослужащих различных этнических групп; отсутствие единой концепции национальной политики в Вооруженных силах; низкий уровень культуры межнационального общения у офицерского состава воинских коллективов. Поэтому сохраняется межэтническая напряженность, возникают микрогруппы отрицательной направленности по принципу землячества и национальной принадлежности.

Примечания

1 См.: Баландина Т. М., Кузнецов Н. И. Особенности социальной адаптации курсантов современного военного института // Вестн. СГСЭУ 2018. № 4 (73). С. 166-171.

2 Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии. Кишинев, 1983. С. 58.

3 Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения : методология, теория и практика. Махачкала, 1998. С. 51.

4 Комаров В. П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы : дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1996. С. 42.

5 См.: Бурмистрова Т. Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные : культура межнационального общения. М., 1986.

6 См.: Баландина Т. М., Немоляев В. В. Социальное конструирование профессиональной культуры работников организаций // Вестн. СГСЭУ 2015. № 5 (59). С. 197-200.

7 Николаева Г. А. Сущностные характеристики культуры межнационального общения у военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http:// jurnal.org/articles/2008/ped11.html (дата обращения: 30.09.2019).

8 См.: Быченко Ю. Г., Ершов В. В. Проектное развитие культурного человеческого капитала военнослужащих-

контрактников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 247-253. Б01: 10.18500/1818-96012017-17-3-247-253

9 См.: Самойленко В. Ф., Шевцов В. М. Культура межнационального общения в советском воинском коллективе. М., 1989.

10 Лаврик В. В. Культура межнационального общения военнослужащих в Вооруженных Силах многонационального государства : дис. ... канд. филос. наук. М., 1992. С. 14.

11 См.: Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» : постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 (ред. от 29.03.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12 См.: О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» : постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 (ред. от 25.05.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477.

Образец для цитирования:

Быченко Ю. Г., Магомедов М. К. Проблемы развития культуры межнационального общения военнослужащих // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 154-160. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-2-154-160

Cite this article as:

Bychenko Yu. G., Magomedov M. K. Military Servicemen's International Communication Culture Development Problems. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 2, рр. 154-160 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/1818-9601-2020-20-2-154-160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.