Научная статья на тему 'Проблемы развития конкуренции на региональном продовольственном рынке'

Проблемы развития конкуренции на региональном продовольственном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / РЫНОК / ПРОИЗВОДСТВО / COMPETITION / FOOD / MARKET / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева О. В.

В статье дана оценка состояния конкуренции на продовольственном рынке Самарской области. Выявлены тенденции развития спроса и предложения основных видов продуктов питания. Предложен и обоснован комплекс мер по развитию конкуренции на продовольственном рынке Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMPETITION DEVELOPMENT AT THE REGIONAL FOOD MARKET

The situation with competition development of the food market in Samara region has been evaluated. The present trends of food products supply and demand development are revealed. The package of competition development measures on the food market in Samara region is suggested and substantiated.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития конкуренции на региональном продовольственном рынке»

Проблемы развития конкуренции на региональном продовольственном рынке

О.В. Алексеева, аспирантка, Самарская ГСХА

Ключевые слова: конкуренция, рынок, продовольствие, продукты, производство.

На российском продовольственном рынке с сентября 2007 по июнь 2008 г. отмечался стремительный рост цен на продовольствие. За этот период индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 121%, при этом цена хлебных изделий увеличилась на 25%, молочных продуктов — на 32,5%, яиц — на 19,2%, овощей — на 57,7%. Наряду с повышением цен на энергоносители это повлекло за собой значительный рост инфляции, борьба с которой провозглашена в качестве основного приоритета экономической политики РФ.

Аналогичная картина наблюдалась и в Самарской области: цены на продукты питания за этот период повысились в регионе на 21,4%, что не могло не сказаться на уровне жизни жителей региона, особенно социально незащищенных слоев населения. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, увеличилась с 1727,4 руб. в октябре 2007 г. до 2355 руб. в июне 2008 г., или на 36,3%. В наибольшей степени в регионе подорожали овощи (на 74,0%), молочная продукция (35,6%), хлеб и хлебобулочные изделия (27,8%).

Основным направлением выхода из сложившейся ситуации на государственном уровне было определено развитие конкуренции на продовольственном рынке, а органам власти субъектов Российской Федерации было поручено разработать и принять соответствующие региональные программы [1, 2]. В связи с этим для органов исполнительной власти Самарской области большую важность приобретает качественное решение следующих практических задач:

□ оценка сложившегося уровня конкуренции на продовольственном рынке региона в разрезе важнейших видов продукции;

□ прогнозирование состояния конкуренции на продовольственном рынке Самарской области в среднесрочной перспективе с учетом основных тенденций развития спроса и предложения по выделенным видам продукции;

□ формирование и обоснование системы мер по развитию конкуренции на продовольственном рынке региона с учетом специфики его отдельных сегментов.

Продовольственный рынок Самарской области представляет собой сложную и динамично развивающуюся систему, которая оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона. Следует отметить, что обо-

рот розничной торговли продовольственными товарами на душу населения в 2007 г. по сравнению с 2000 г. увеличился в 3,5 раза, а суммарная емкость продовольственного региона в 2007 г. достигла 130 млрд. руб. против 34,6 млрд. руб. [3].

В области наблюдается опережающий рост доходов и спроса населения по сравнению с динамикой внутрирегионального производства продовольственных товаров. Возникающий дисбаланс покрывается за счет наращивания импорта, удельный вес которого в структуре продовольственных ресурсов региона увеличился с 43% в 2004 г. до 47% в 2007 г., а также поставок из других субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что у Самарской области существуют серьезные резервы роста в торговле с соседними регионами (Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Пензенской областями, республиками Башкортостан и Татарстан), на долю которых в настоящее время приходится 21% от общего товарооборота продовольственными товарами. Вместе с тем для практических целей не менее важно определить влияние инорегиональных и импортных поставок в разрезе основных видов продукции (хлебных изделий, картофеля, овощей, мяса, молочных продуктов, яиц). Такая детализация позволит выявить наиболее уязвимые сегменты рынка, что будет в дальнейшем являться основой для принятия государственных управленческих решений по развитию конкуренции в каждом из них. Для этого следует рассчитать следующие показатели:

1. Степень удовлетворения региональных потребностей за счет собственного производства (Ксу): П

Ксу = ------100% , (1)

С

^факт

где П — объем производства продукции в регионе;

С,

факт

— объем спроса фактический.

Данный показатель характеризует уровень зависимости регионального продовольственного рынка от ввоза из других регионов и импорта. Если он стремится к 100%, то следует говорить о конкуренции между товаропроизводителями внутри региона; если <100%, то необходимо учитывать инорегиональных поставщиков.

2. Коэффициент зависимости регионального рынка от внешних поставок (Кз) рассчитывается по следующей формуле:

Ввоз

Кз = -

(2)

П — Вывоз

где Ввоз — объем ввозимой продукции, включая импорт;

Вывоз — объем вывозимой продукции, включая экспорт.

Этот показатель учитывает не только входящие, но и исходящие товарные потоки. Пороговое значение коэффициента зависимости регионального рынка от внешних поставок должно находиться в пределах 0,3. Превышение указанного норматива говорит о низком уровне продовольственного самообеспечения региона. Значения вышеприведенных показателей за 2002— 2007 гг. представлены в табл. 1.

Зависимость продовольственного рынка Самарской области от импортных и инорегиональ-ных поставок по основным видам продукции существенно дифференцирована. Наиболее сильно внешние поставщики влияют на рынок продукции животноводства — мяса, молока, яиц.

Это связано не только с системными проблемами в данных отраслях в последние годы, но и со значительным увеличением их потребления в регионе. В то же время собственных ресурсов вполне достаточно для полного удовлетворения потребностей в хлебной продукции, картофеле и овощах.

В идеале масштабы регионального агропроизводства должны не только обеспечивать удовлетворение существующих потребностей жителей области в продуктах питания, но и способствовать достижению научно обоснованных норм потребления, установленных Институтом питания РАМН.

В этой связи для дальнейшего исследования большой интерес приобретает оценка соотношения между фактическим и потенциальным объемами спроса на продукты питания в регионе (Ксс), которое определяется по формуле:

С

Ксс = ±фкт- .100% , (3)

с

^потенц

где Спотенц — объем спроса потенциальный, который, в свою очередь, определяется по формуле:

Спотенц = Ч . 01ч ПОТПеНЦ , (4)

где Ч — численность населения Самарской области;

— потребление продукта на душу населения в год, разработанное Институтом питания РАМН.

В Самарской области практически исчерпаны резервы увеличения масштабов внутреннего рынка картофеля и хлебных продуктов, близки к насыщению рынки яиц и овощей. Наименьший уровень удовлетворения потенциального спроса отмечается по мясу (69,9%) и молочным продуктам (63,1%). Это вызвано комплексом взаимосвязанных причин, основными из которых являются низкий уровень платежеспособного спроса населения, спад производства продукции в регионе и значительное влияние на региональный рынок импортных поставок. Тенденции развития производства и потребления основных продуктов питания в Самарской области представлены в табл. 2.

1. Влияние ввоза продукции на сегменты регионального продовольственного рынка

Вид продукции Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Хлеб и хлебопродукты Ксу Кз 215,7 0,16 220,1 0,20 184,7 0,15 218,9 0,12 216,6 0,09

Картофель Ксу Кз 147,8 0,03 139,8 0,03 137,2 0,02 131,2 0,03 140,4 0,03

Овощи Ксу Кз 99,6 0,15 101,1 0,12 99,6 0,12 110,9 0,09 102,8 0,09

Мясо и мясопродукты Ксу Кз 63,7 0,61 56,9 0,80 51,6 1,01 54,8 0,86 58,0 0,70

Молочная продукция (в пересчете на молоко) Ксу Кз 79,5 0,46 68,5 0,69 62,6 0,91 61,6 0,91 62,7 0,86

Яйца Ксу Кз 43,4 1,41 40,5 1,59 38,4 1,75 36,0 2,07 35,9 2,10

2. Тенденции производства и потребления основных продуктов питания в Самарской области в 2000—2007 гг., кг на 1 человека в год

Вид продукции Уравнение тренда

потребление производство

Хлеб и хлебопродукты ~ = 2,02* t +100,1 ~ =-15,76* t + 367,2*

Картофель ~ = 7,88* t + 93,5 ~ = 10,54* t +131,5

Овощи ~ = 8,85* t + 45,8 ~ = 10,55* t + 36,4

Мясо и мясопродукты ~ = 2,81* t + 36,6 ~ = 0,85* t + 25,5

Молочная продукция (в пересчете на молоко) ~ = 9,71* t +181,3 ~ = -5,07* t +192,9

Яйца ~ = 9,82* t +190,9 мэ + * со (N О* 1 II

* — учитывалось только производство продовольственного зерна

3. Уровень конкуренции на продовольственном рынке Самарской области в 2007 г.

Показатели Продукция

хлебные продукты картофель овощи мясо молочные продукты яйца

Коэффициент рыночной концентрации, % (пороговое значение > 45%) 31 15 5 15 19 12

Индекс рыночной концентрации Герфинделя -Гиршмана (пороговое значение > 1000) 523 35 3 55 174 29

Среднегодовые темпы роста потребления основных видов продуктов питания, за исключением картофеля и овощей, значительно превосходят аналогичные показатели их производства. Наиболее сложная ситуация сложилась на рынках молочных продуктов и яиц, где рост потребления сопровождается спадом регионального производства. Картофелеводство и овощеводство в регионе развиваются очень динамично, что обусловлено высоким уровнем прибыльности этих направлений агробизнеса.

Оценка уровня конкуренции в отдельных сегментах розничного продовольственного рынка Самарской области в 2007 г. была выполнена на основании Приказа Федеральной антимонопольной службы «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2006 №108 [4] (табл. 3).

Ни на одном из основных сегментов продовольственного рынка региона в 2007 г. не отмечено ограничения конкурентной деятельности, значения индикаторов находятся в допустимых пределах. Однако дополнительное исследование рынка закупки цельного молока и хлебных изделий позволило установить, что на них существуют предпосылки для монопольного сговора переработчиков в ущерб сельхозтоваропроизводителям. Так, ОАО «Самаралакто» выпускает 70% молочной продукции, а пять крупнейших хлебозаводов Самарской области производят более половины всего объема хлебобулочных изделий.

Исходя из вышеизложенного, предлагается система мер по развитию конкуренции на продовольственном рынке Самарской области по следующим направлениям.

В сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров:

□ увеличение объемов выпуска продукции;

□ расширение ассортимента и повышение ее качественных параметров;

□ дополнительные меры поддержки отрасли животноводства за счет областного бюджета. Для этого важно создать сельхозтоваропроизводителям региона наилучшие условия для использования ими возможностей «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной

продукции, сырья и продовольствия на 2008— 2012 гг.», утвержденной Постановлением Правительства РФ №447 от 14.07.2007 г. [5].

В сфере совершенствования региональной системы сбыта продуктов питания:

□ развитие системы сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков и ярмарок;

□ развитие инфраструктуры регионального продовольственного рынка;

□ стимулирование кооперации в сфере заготовки сельскохозяйственной продукции.

В сфере стимулирования потребления продовольственных товаров:

□ ежеквартальная индексация величины адресных социальных выплат малоимущим слоям населения в размере, позволяющем компенсировать рост цен на продовольственные товары;

□ по результатам постоянного мониторинга ценовой ситуации на продовольственном рынке области при необходимости будет осуществляться корректировка размеров бюджетных ассигнований, направляемых на закупку продовольственных товаров для государственных и муниципальных нужд.

В сфере администрирования функционирования регионального продовольственного рынка:

□ постоянный мониторинг ситуации на продовольственном рынке области, систематический анализ процессов ценообразования в основных продуктово-технологических цепочках, направленный на предупреждение случаев ограничения конкуренции;

□ координация действий местных органов исполнительной власти, налоговых и правоохранительных органов с целью выявления нелегально действующих или уклоняющихся от уплаты налогов субъектов регионального продовольственного рынка;

□ организация взаимодействия с ассоциациями и общественными организациями торговли и производителей продуктов питания по действиям, направленным на развитие конкуренции, недопущение необоснованного роста цен на продовольственные товары на основе мониторинга торговых наценок;

□ обеспечение защиты прав потребителей на продовольственном рынке области;

□ поддержка образовательных программ подготовки и переподготовки кадров для отраслей потребительского рынка.

Реализация подобных мер усилит позиции областных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной продукции и насыщению товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией.

Литература

1. Якунин, В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в

Российской Федерации / В.И. Якунин, A.C. Сулакшина, И.Р. Ахметзянова // Власть. 2007. № 5. С. 9—11.

2. http://www.agrobel.by/?q=ru/node/l 1271.

3. Экономическая энциклопедия регионов России. Самарская область / глав, редкол.: Ф.И. Шамхалов (гл.ред.) и др.; редкол. тома: Г.Р. Хасаев и др., предисл. В.В. Артякова; НПО «Экономика»; Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 396 с.

4. Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке: приказ Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006. № 108.

5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.»: [утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 14.07.2007 г.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.