Научная статья на тему 'Проблемы развития интеграционных процессов в АПК Российской Федерации'

Проблемы развития интеграционных процессов в АПК Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития интеграционных процессов в АПК Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.К. Кузнецова, ст. преп. Омского гуманитарного института

Одной из современных тенденций развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики России является установление и развитие интеграционных связей между различными хозяйствующими субъектами, объединяемыми определенным интересом к АПК. Стимулирование интеграционных процессов выступает одним из направлений государственной институциональной политики в АПК России.

К основным преимуществам агропромышленной интеграции относят:

- экономическую заинтересованность всех участников в производстве конечного качественного продукта;

- эффективную концентрацию и перераспределение финансовых, производственнотехнических, трудовых и иных ресурсов субъектов интегрированных формирований, повышение оперативности и маневренности в использовании ресурсов;

- повышение ответственности и эффективности действий каждого звена системы, упрощение процесса согласования интересов и путей взаимодействия между ними;

- повышение производительности труда;

- создание предпосылок для ускоренного освоения в производстве достижений НТП;

- обеспечение единого воспроизводственного процесса, цепочки производственного цикла и ускорение продвижения продукции из одной технологической фазы в другую;

- повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства;

- оперативную реакцию на изменения во внешней среде и активное влияние на ее компоненты;

- противостояние монополистическим

структурам в области ценообразования;

- сглаживание сезонности в аграрном производстве и в получении доходов за счет комбинирования многих видов деятельности;

- уменьшение зависимости от погодноклиматических условий за счет пространственной диверсификации.

В результате этого интегрированные формирования добиваются снижения производственных и трансакционных издержек, повышают собственную конкурентоспособность на рынке, расширяют рынки сбыта вплоть до дальнего зарубежья.

Развитие интеграционных процессов представляет повышенный интерес для национальной экономики, так как формируются и усиливаются внутрирегиональные и межрегиональные связи, растет производство и увеличивается ассортимент сельскохозяйственной продукции, сохраняются крупное товарное производство, рабочие места. В конечном итоге повышается экономическая мощь страны, обеспечивается ее продовольственная безопасность, решаются социальные проблемы села.

Но при всех достоинствах агропромышленной интеграции процесс ее развития и организационноэкономического оформления в России происходит медленно. Несмотря на активизацию интеграцион-

ных процессов в последние два года, по оценкам Центра международных инвестиций в АПК, они пока охватили не более 10% агропромышленных предприятий в РФ [1]. Причины сложившейся ситуации, по мнению российских ученых и практиков, заключаются в следующем:

- уровень общественного разделения труда в перерабатывающей промышленности опережает уровень общественного разделения труда в сельском хозяйстве, что приводит к неравномерности темпов развития производительных сил в аграрном секторе;

- недостаточная заинтересованность многих предприятий АПК в создании интегрированных формирований, отсутствие лидера объединительных процессов с определенной «рыночной зрелостью»;

- несовершенство правовой базы в области создания и функционирования интеграционных формирований, контроля за их деятельностью;

- отсутствие целенаправленной поддержки со стороны государства в лице региональных органов управления АПК;

- отсутствие паритета и гармоничных экономических взаимоотношений между участниками формирований;

- непредсказуемость воздействия корпоративных производств на экономику отдельных участников интеграции;

- контроль рынков продовольствия коммерческими структурами, не заинтересованными в замыкании полного технологического цикла, от производства сельхозпродукции до сбыта продуктов питания;

- отсутствие научнообоснованных методик выбора форм агропромышленных интеграционных систем, учитывающих специфические экономические условия отрасли и региона;

- низкий уровень материально-технического потенциала сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК;

- низкая инвестиционная активность в отраслях АПК;

- неудовлетворительное финансовое состояние аграрного производства;

- отсутствие механизмов, навыков и опыта стратегического планирования деятельности интегрированных формирований, в том числе в аспекте маркетинга, менеджмента, финансирования;

- трудность повышения квалификации, недостаточное образование сельскохозяйственных работников и другие факторы.

Следует отметить, что причины слабого развития интеграционных процессов в АПК являются дискуссионным вопросом. Разделяем точку зрения Д.А. Фомина, Н.С. Храмцова, согласно которой действующее законодательство позволяет юридически конструировать все найденные варианты агропромышленной интеграции. Также несостоятельны рассуждения об отсутствии экономических условий для развития интеграции. Не может служить объяснением неразвитости интеграционных процессов отсутствие научных проработок по проблемам создания и

функционирования агропромышленных объединений. Достаточно сказать, что многие варианты агропромышленной интеграции аграрных и промышленных товаропроизводителей проработаны и нашли свое практическое применение, хотя и в небольших масштабах. По их мнению, основная причина неразвитости интеграции заключается в неадекватности поведения хозяйствующих субъектов требованиям эффективности функционирования агропромышленного производства. Субъекты агропромышленного производства в настоящее время не заинтересованы в развитии интеграционных взаимодействий. Поэтому с целью развития интеграции необходимо изменить среду, в которой происходит функционирование агропромышленного производства [2].

В целом неразвитость интеграции в АПК определяется как макроэкономическими факторами, что связано с несовершенством системы государственного и хозяйственного управления АПК, так и факторами мезо- и микроуровней.

Следующий круг проблем связан с негативными явлениями, сопровождающими развитие интеграционных процессов в АПК страны по причине несовершенства рыночного механизма.

Так, не принесли положительных результатов первые рыночные интеграционные связи между сельхозтоваропроизводителями и перерабатывающими предприятиями на базе владения пакетами акций приватизированных перерабатывающих и обслуживающих предприятий АПК. Достаточно часто собственниками пакетов акций становились члены трудового коллектива предприятий, частные лица, не обладающие управленческими навыками и опытом установления взаимовыгодных интеграционных связей в новых условиях [3].

Сложным моментом в настоящее время является и выстраивание отношений между крупным инвестором-интегратором и прочими участниками агроформирования. При всех положительных сторонах привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики страны, как справедливо отмечают ученые Белгородской сельскохозяйственной академии, «современные интеграционные процессы идут под диктовку крупных инвесторов» [4]. Для достижения собственных целей инвестор иногда ликвидирует или ограничивает юридическую и хозяйственную самостоятельность сельхозпредприятий, не всегда считается с интересами сельхозпредприятий, уделяя особое внимание окупаемости вложенных им в производство денежных средств.

По-разному в интегрированных формированиях складываются земельные отношения. Часто земельные доли граждан передаются в уставный фонд управляющей компании, что не служит гарантией сохранения собственности на землю [5].

Определенный риск связан с крупными инвесторами промышленных отраслей экономики типа «Газпрома», Минтранса и др. При изменении конъюнктуры аграрного рынка они могут покинуть АПК, не создав соответствующей материально-технической и финансовой базы, что может обернуться банкротством сельскохозяйственных организаций, возврату их к исходным позициям.

Серьезную опасность представляет и чрезмерная концентрация сельскохозяйственного производства в отдельных интегрированных формированиях. В отдельных субъектах РФ формируются ква-

зикрупные объединения (до 300 тыс. га, а по некоторым оценкам - и до 500 тыс. га), которые в перспективе могут перерасти в монополистов. Поэтому высока вероятность появления латифундий по причине стремления инвесторов завладеть огромными массивами земель, рыночная цена которых в перспективе станет достаточно высокой [6].

Также вызывает вопросы деятельность крупных столичных компаний, занимающихся переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, которые охотно приобретают контрольные пакеты акций отечественных перерабатывающих предприятий, но отношения с сельхозтоваропроизводителями предпочитают строить на основе договоров. В настоящее время 19 московских предприятий оптового продовольственного комплекса города создали интегрированные структуры с 75 сельскохозяйственными предприятиями в 19 субъектах РФ. В 2003-2004 гг. на приобретение контрольных пакетов акций (долей) интегрированных сельхозпредприятий, их реконструкцию и развитие предприятиями оптово-продовольственного комплекса г. Москвы направлено более 5 млрд р., в том числе 1,3 млрд р. льготных долгосрочных кредитов Правительства Москвы [7].

Неоднозначной является и оценка влияния внешнего частного капитала на интеграционные процессы в АПК, так как возникают вопросы, связанные с обеспечением региональной и национальной продовольственной безопасности. Например, компания «Вимм-Билль-Данн», доля которой на молочном рынке страны составляет 28%, соков - 30%, имеет контрольные пакеты акций в ряде молочных комбинатов Краснодарского края, Московской области, городов Новосибирск, Владивосток, Нижний Новгород [8].

Недостатком крупных интегрированных агропромышленных структур является и монополизация местных рынков, а как следствие - высокие цены на продукты питания. Так, например, в 1999 г. производство мяса ОАО «Омский бекон» составило 90% общего объема свинины в Омской области [9]. В 2003 г. продукция ГП «Омский бекон» занимала 80% рынка колбасных изделий Омской области, а производство мяса в общем объеме области - 70% [10].

Острой проблемой развития интеграционных процессов в России остается и использование интегрированными структурами дешевой рабочей силы незаконных мигрантов, а не постоянного сельского населения [11]. Также происходит изменение крестьянского быта и т.д.

Отмеченные тенденции являются достаточно веским основанием для государственного регулирования развития интеграционных процессов в АПК страны. С одной стороны, органы государственной власти должны содействовать рыночной самоорганизации хозяйствующих субъектов АПК, способствовать формированию и развитию интеграционных взаимодействий (а в ряде случаев - и инициировать их), с другой стороны - смягчать недостатки рыночного механизма.

Для принятия обоснованных управленческих решений органы государственной власти должны располагать достоверной информацией, однако деятельность многих интегрированных структур в АПК представляет собой «белое пятно», затруднительно и отслеживание самого процесса интеграции. Поэтому существует потребность в разработке системы

мониторинга интеграционных процессов в АПК как отдельного региона, так и всей страны в целом. В этом направлении представляет интерес деятельность ученых Уральской сельхозакадемии, осуществляющих в течение нескольких лет мониторинг интеграционных процессов в АПК России и Уральском экономическом районе по заданию Минсельхозпрода Свердловской области; труды ученых ВНИИЭиН, активно исследующих интеграцию в субъектах Южного федерального округа; совместное экспедиционное обследование ряда крупных интегрированных формирований Белгородской области, проведенное учеными ВНИИЭСХ, Белгородской ГСХА и специалистами департамента программно-целевого развития АПК области [12].

Кроме обеспеченности достоверной информацией эффективность государственных решений напрямую зависит и от степени научного сопровождения процесса их разработки и принятия, поэтому объективной необходимостью является развитие теоретических основ государственного регулирования интеграционных процессов в аграрном секторе экономики.

Литература

1. Хлыстун, В.Н. Современные модели развития интеграционных процессов в АПК [Электронный ресурс] / В.Н. Хлыстун //Центр международных инвестиций в АПК. http://www.intEragroinvest.ru

2. Фомин, Д.А., Храмцов, Н.С. Экономические основы развития агропромышленной интеграции/ Д.А.Фомин, Н.С. Храмцов. - Пос. Краснообск Новосибирской обл.: Изд-во РАСХН СО НИИЭСХ,

2000. - С. 20-22.

3. Куликов, И.М. Кооперация и интеграция агропромышленных предприятий в условиях рынка/ И.М. Куликов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2000, № 5. - С. 47-48; Мингалев В.Д. Интеграционные процессы в агропромышленном комплексе Урала: дис. д-ра. экон. наук: 08.00.05 - Екатеринбург,

2001. - 305 с.

4. Турьянский, А.В., Аничин, В.Л. Опыт и тенденции развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции на современном этапе/ А.В.Турьянский, В.Л. Аничин // Междуна-

родный сельскохозяйственный журнал. - 2004, №3. - С. 35.

5. Ушачев, И. Интеграционные отношения в агропромышленном производстве России/ И. Ушачев // АПК: экономика и управление. - 2003, № 8. -С. 14-15.

6. Ушачев, И. Социально-экономические проблемы развития АПК России / И. Ушачев // АПК: экономика и управление. - 2003, №4. - С. 17; Емельянов, А. Взаимодействие форм хозяйств в аграрной экономике / А. Емельянов // Вопросы экономики. - 2003, №11. - С. 130.

7. Правительство Москвы. Постановления «О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы» [принято 30 ноября 2004 г. N 827-ПП]. - [Электронный ресурс] http ://www. garant. ru/

8. Агропромышленная интеграция на Юге России: опыт и тенденции /В.В. Кузнецов, Тарасов А.Н., Наумов С.А. и др. - Р-на-Д: ВНИИЭиН, 2003 -С. 29.

9. Кошелев, Б.С. Совершенствование размещения и специализации сельского хозяйства в Западной Сибири: монография/ Б.С. Кошелев. -Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. - С. 112-113.

10. Владимиров, В. Группа предприятий «Омский бекон» шестой раз подряд возглавила список «Агро-300». - [Электронный ресурс] В. Владимиров. // http://www.infors.ru/

11. Мипосердов, В.В. Рыночная кооперация и интеграция - магистральное направление развития АПК регионов/ В.В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004, № 1. - С. 8.

12. Агропромышленная интеграция на юге России: опыт и тенденции. Ростов-на-Дону: ВНИИЭиН, 2003; Семин, А.Н, Семина, Н.А. Варианты агропромышленной интеграции на Среднем Урале // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2003, № 2; Ушачев, ИГ. Развитие интеграционных процессов в АПК Белгородской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2002, № 2

РАЗВИТИЕ ФОРМ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

И.В. Семенова, к.э.н., засл. экономист РФ, вед. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Развитие интеграционных процессов в АПР зависит от спроса, предложения и ценообразования, причем наиболее сильное воздействие на них оказывает именно предложение. Ведь оно непосредственно находится под воздействием объема и ассортимента производства и переработки, инфраструктурной обеспеченности доставки продукции и ее хранения.

Принимая во внимание как фактор интеграции естественную территориальную специализацию производства сельскохозяйственных продуктов, необходимо учитывать территориальную специфику их переработки. Благодаря новейшим технологиям ко-

нечная продукция может производиться не только в зоне ее произрастания, но и в любом месте ввоза сырья, а затем транспортироваться для реализации на значительные расстояния, сохраняя свои качества.

Далее в действие вступают факторы вертикальной интеграции, которые экономически и юридически связывают стадии производства сельскохозяйственного сырья, его закупку, хранение, переработку, транспортировку, распределение и продажу конечному потребителю.

В результате создаются акционерные и кооперативные общества, агрофирмы, холдинги и производственно-торговые корпорации, которые стано-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.