Научная статья на тему 'Проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации'

Проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уполномоченный по правам человека / конституционно-правовой статус / институт / права человека / омбудсмен / Commissioner for human rights / constitutional and legal status / institution / human rights / Ombudsman

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чакар Саадуевна Идрисова, Саида Эмирхановна Деникаева

В статье исследуются проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В данной работе рассматриваются вопросы расширения компетенции уполномоченного с целью повышения эффективности его деятельности. В исследовании нашли отражение различные взгляды ученых-конституционалистов относительно изучаемого института. Выявлены недостатки правового статуса уполномоченного, сделан вывод о необходимости внесения дополнений в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the institution of the Commissioner for human rights in the Russian Federation

The article examines the problems of development of the institution of the Commissioner for human rights in the Russian Federation. This paper discusses the issues of expanding the competence of the Commissioner in order to improve the effectiveness of his activities. The study reflects various views of constitutional scholars regarding the institution under study. The shortcomings of the legal status of the Commissioner are revealed, and the conclusion is made that it is necessary to make amendments to the current legislation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 96 — 98. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4): 96 — 98.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 340 134 NIION: 2007-0062-4/21-019

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-96-98 MOSURED: 77/27-004-2021-04-219

Проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Чакар Саадуевна Идрисова1, Саида Эмирхановна Деникаева2

1 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 c-idrisova@mail.ru

2 desaida@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуются проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В данной работе рассматриваются вопросы расширения компетенции уполномоченного с целью повышения эффективности его деятельности. В исследовании нашли отражение различные взгляды ученых-конституционалистов относительно изучаемого института. Выявлены недостатки правового статуса уполномоченного, сделан вывод о необходимости внесения дополнений в действующее законодательство.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, конституционно-правовой статус, институт, права человека, омбудсмен

Для цитирования: Идрисова Ч.С., Деникаева С.Э. Проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 96 — 98. doi: 10.24411/ 2073-3305-2021-4-96-98.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Problems of development of the institution of the Commissioner for human rights in the Russian Federation

Chakar S. Idrisova1, Saida E. Denikayeva2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 c-idrisova@mail.ru

2 desaida@yandex.ru

Abstract. The article examines the problems of development of the institution of the Commissioner for human rights in the Russian Federation. This paper discusses the issues of expanding the competence of the Commissioner in order to improve the effectiveness of his activities. The study reflects various views of constitutional scholars regarding the institution under study. The shortcomings of the legal status of the Commissioner are revealed, and the conclusion is made that it is necessary to make amendments to the current legislation.

Keywords: Commissioner for human rights, constitutional and legal status, institution, human rights, Ombudsman

For citation: Idrisova Ch.S., Denikayeva S.E. Problems of development of the institution of the Commissioner for human rights in the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):96-98. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-96-98.

Попытки повышения эффективности деятельности уполномоченных по правам человека уже предпринимались. Так, в апреле 2015 г. В.В. Путин подписал Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по пра-

© Идрисова Ч.С., Деникаева С.Э., 2021.

вам человека» [1]. Его принятие затронуло статус как федерального уполномоченного, так и статусы уполномоченных в субъектах Российской Федерации, но весь спектр недостатков правовой регламентации института охватить не удалось. Следует подробнее рассмотреть проблемные компоненты правового статуса уполномоченного и предложения по совершенствованию законодательства.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Статья 1 № 1-ФКЗ главной функцией уполномоченного называет «восстановление нарушенных прав», что указывает на реактивный характер деятельности омбудсмена — он реагирует уже после дискриминации прав граждан и может предпринимать правозащитные действия по собственной инициативе лишь в исключительных случаях. Стоит отметить, что в большинстве стран стандартом является закрепление профилактической функции омбудсменов — они уполномочены осуществлять контроль за соблюдением прав граждан и без наличия жалоб (исключение составляет Парламентский комиссар Великобритании). Представляется, что реализация уполномоченным своих должностных функций стала бы более действенной благодаря заимствованию опыта зарубежных стран, а именно наделению его правом проявлять инициативу вне зависимости от наличия или отсутствия жалоб от лиц, чьи права были нарушены и возможностью реагирования на информацию, размещенную в СМИ, социальных сетях, петициях.

Необходимо расширение сферы компетентности уполномоченного по правам человека за счет расширения круга субъектов, полномочных направлять ему жалобы. Процесс постепенного делегирования государственных полномочий частным по своей природе инстанциям диктует необходимость вести омбудсменом контроль за соблюдением прав как органами власти и государственными служащими, так и организациями, выполняющими функции публичного характера (нотариат, управляющие компании, СРО, ГК) [2].

А.В. Набиев полагает, что для повышения эффективности защиты прав и свобод граждан необходимы изменения процессуального законодательства — закрепление за омбудсменом следующих прав:

1) права по результатам рассмотрения жалобы обращаться в суд в целях защиты неопределенного круга лиц;

2) права до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения в целях защиты социальных прав отдельных граждан либо неопределенного круга лиц;

3) права обжаловать вступившие в законную силу судебные акты [3].

Хотя главным критерием эффективности работы уполномоченного является оказание помощи лицу, права которого нарушены и их восстановление, решение, принятое по итогам рассмот-

рения конкретной жалобы, носит лишь рекомендательный характер. Поэтому к ответственности за его неисполнение органы и должностные лица не могут быть привлечены. A.M. Османова видит в этом недоработку законодателя [4].

Одна из целей ежегодного доклада уполномоченного — формирование предложения по совершенствованию законодательства. Однако Государственная Дума не выносит постановления по итогам его заслушивания, как это определено в отношении докладов Правительства РФ, Счетной палаты и Центробанка России. Учет данных рекомендаций в работе парламентариев в сфере законотворчества позволил бы оптимизировать предупреждение и преодоление коллизий в законодательстве о защите прав.

Таким образом, существуют определенные проблемы развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Законодательная регламентация предложенных изменений правового регулирования института позволит значительно повысить эффективность работы омбудсмена по восстановлению нарушенных прав человека, а в некоторых ситуациях действовать на опережение, предупреждая различные формы дискриминации прав.

Список источников

1. Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» / / Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Ищу к В.Г. Основные элементы конституционно-правового статуса уполномоченного по правам человека // Юристъ - Правоведъ. 2017. № 1 (80). С. 21—25.

3. Набиев A.B. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и направления его совершенствования // Academy. 2016. № 4. С. 42—46.

4. Османова A.M. О некоторых проблемных аспектах правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ // Государственная служба и кадры. 2019. № 2. С. 71—73.

5. Страх Р.И. Проблемы и перспективы дальнейшего развития института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. № 19 (205). С. 323—327.

2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

97

References

1. Federal Law of April 6, 2015 No. 76-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to improve the activities of ombudsmen for human rights" / / Access from the Union of Right Forces "ConsultantPlus".

2. Ischuk V.G. The main elements of the constitutional and legal status of the human rights ombudsman // Jurist — Pravoved. 2017. No. 1 (80). P. 21—25.

3. Nabiev A.V. Constitutional and legal status of the Commissioner for Human Rights in

the Russian Federation and directions for its improvement // Academy. 2016. No. 4. P. 42—46.

4. Osmanova A.M. On some problematic aspects of legal regulation of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation // State Service and Personnel. 2019. No. 2. P. 71 — 73.

5. Strakh R.I. Problems and prospects for the further development of the institution of the ombudsman for human rights in the constituent entities of the Russian Federation / / Young scientist. 2018. No. 19 (205). P. 323—327.

Информация об авторах

4.С. Идрисова — магистрант 3-го курса Юридического института;

С.Э. Деникаева — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors Ch.S. Idrisova — 3rd year master's student of the Law Institute;

5.E. Denikayeva — candidate of law, associate professor of the department of constitutional and international law.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.10.2021; одобрена после рецензирования 25.1 1.2021; принята к публикации 06.12.2021.

The article was submitted 25.10.2021; approved after reviewing 25.1 1.2021; accepted for publication 06.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.