Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уполномоченный по правам человека / омбудсмен / принципы / независимость / гласность / законность / справедливость / конфиденциальность / Commissioner for Human Rights / ombudsman / principles / independence / transparency / legality / justice / confidentiality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдурахман Сайпудинович Магомедгазиев

Статья посвящена рассмотрению вопроса о руководящих идеях деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В работе отмечается отсутствие в отечественном законодательстве норм, непосредственно закрепляющих единые принципы деятельности Уполномоченного. Проводится изучение мнений ученых по теме исследования. Делается вывод о целесообразности введения в Закон № 1-ФКЗ отдельной нормы, устанавливающей основополагающие начала деятельности омбудсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ACTIVITY OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the consideration of the question of the guiding ideas of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. In this work, the absence of norms in the domestic legislation directly fixing the unified principles of the Commissioner's activity is noted. The opinions of scientists on the research topic are being studied. The conclusion is made about the expediency of introducing a separate norm in No. 1-FKZ, which establishes the fundamental principles of the activities of ombudsmen.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.5 ББК 67.400.6

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-97-98

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

________W W _ _

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Абдурахман Сайпудинович МАГОМЕДГАЗИЕВ,

магистрант 2-го курса Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: magomedgazievas@mail.ru

Научный руководитель: Р.А. Ниматулаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры

конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса о руководящих идеях деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В работе отмечается отсутствие в отечественном законодательстве норм, непосредственно закрепляющих единые принципы деятельности Уполномоченного. Проводится изучение мнений ученых по теме исследования. Делается вывод о целесообразности введения в Закон № 1-ФКЗ отдельной нормы, устанавливающей основополагающие начала деятельности омбудсменов.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека; омбудсмен; принципы; независимость; гласность; законность; справедливость; конфиденциальность.

PRINCIPLES OF ACTIVITY OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abdurahman Saipudinovich MAGOMEDGADZIEV,

2nd year Master Student of the Juridical Institute of Dagestan State University

E-mail: magomedgazievas@mail.ru

Scientific adviser: R.A. Nimatulaeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

of the Department of Constitutional and Municipal Law, Dagestan State University

Abstract. The article is devoted to the consideration of the question of the guiding ideas of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. In this work, the absence of norms in the domestic legislation directly fixing the unified principles of the Commissioner's activity is noted. The opinions of scientists on the research topic are being studied. The conclusion is made about the expediency of introducing a separate norm in No. 1-FKZ, which establishes the fundamental principles of the activities of ombudsmen.

Key words: Commissioner for Human Rights; ombudsman; principles; independence; transparency; legality; justice; confidentiality.

Конституционно-правовые основы деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации декларированы Конституцией РФ и раскрываются в специальном Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Данный акт направлен на регулирование вопросов целей деятельности, компетенции, порядка назначения и освобождения от должности, создания Аппарата Уполномоченного. Однако следует отметить, что в нем не содержатся нормы, непосредствен-

но закрепляющие единые принципы деятельности Уполномоченного, при том что на них базируется вся совокупность прав и обязанностей омбудсмена и условия их реализации. Принципы позволяют глубже раскрыть характер взаимоотношений Уполномоченного с гражданами и государственными органами, а значит, с обществом и государством в целом.

Некоторые ученые путем анализа законодательства и практической деятельности Уполномоченного сами определяют принципы, исходя из которых осуществляется реализация полномочий

2021 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

97

омбудсмена по защите прав и свобод человека и гражданина. Так, существует точка зрения, согласно которой Уполномоченный по правам человека строит свою правозащитную деятельность на основе принципов конституционности, законности, справедливости, уважения личного достоинства, а также открытости работы омбудсмена для общественности, конфиденциальности проверок по жалобам, политической нейтральности [3].

Имеет место мнение, согласно которому Уполномоченный по правам человека в России — институт, функционирующий в соответствии с одобренными Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/134 от 20 декабря 1993 г. Принципами, касающимися статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижскими принципами) [5].

А.В. Набиев считает, что особое значение в деятельности Уполномоченного по правам человека отводится принципам независимости и неподотчетности [6]. По мнению ученого, данные принципы определяют отсутствие возможности поставить под сомнение легитимность пребывания Уполномоченного на посту государственного правозащитника. Недопустимость вмешательства в работу омбудсмена, свобода и независимость в принятии решений являются непременным условием правозащитной деятельности Уполномоченного, гарантией его беспристрастности и объективности.

Т. А. Викулова среди основных принципов, на которых должна быть построена деятельность омбудсменов, помимо перечисленных называет [4]:

■ принцип независимости с тремя его составляющими (институциональной; функциональной; персональной);

■ принцип нейтральности, предполагающий сохранение беспристрастности, объективности и политической лояльности омбудсме-на при реализации своих полномочий;

■ принцип доступности, заключающийся в такой организации деятельности Уполномоченного и его аппарата, которая позволяет гражданам беспрепятственно обращаться к нему с целью защиты своих прав;

■ принцип непрерывности, который обеспечивается благодаря постоянному функционированию Уполномоченного путем: а) непрерывной замещаемости должности Уполномоченного; б) продолжения правозащитной деятельности в условиях чрезвычайного и военного положения (ст. 4 №1-ФКЗ);

■ принцип конфиденциальности — Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заяви-

теля и других лиц без их письменного согласия (ст. 28 Закона № 1-ФКЗ);

■ принцип гласности в деятельности Уполномоченного, реализующийся при его взаимодействии со средствами массовой информации и выражающийся в информировании населения о положении дел в области обеспечения и защиты прав и свобод человека в стране.

Соблюдение таких принципов, на наш взгляд, будет гарантировать успешность выполнения комплекса важнейших задач, стоящих перед Уполномоченным по правам человека.

Таким образом, элементом конституционно-правового статуса Уполномоченного, содержащим основополагающие идеи, являются принципы его деятельности. Они должны быть четко отражены в специальных законах и способствовать повышению эффективности правозащитной деятельности Уполномоченного — выполнению поставленных перед ним задач. В связи с этим целесообразно ввести в Закон № 1-ФКЗ отдельную норму, устанавливающую основополагающие начала деятельности омбудсменов. В такой норме должны быть изложены следующие принципы: независимости; законности; справедливости; нейтральности; доступности; непрерывности; оперативности; конфиденциальности; гласности; субсидиарности и принцип взаимодействия с другими государственными органами.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Норма, 2021.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 9 ноября 2020 г.) / / СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Вершинина И.Ф., Деменева A.B., Новикова А.Е., Дурнова ИА. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». М., 2012. С. 27—33.

4. Викулова ТА. Принципы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Омбудсмена (Акыйкатчы) в Киргизской Республике // Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. № 2. С. 61—65.

5. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. 2020. № 12. С. 133—139.

6. Набиев A.B. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и направления его совершенствования // Academy. 2016. № 4. С. 30—34.

98

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.