Научная статья на тему 'Проблемы развития и регулирования регионального продовольственного рынка'

Проблемы развития и регулирования регионального продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупов А.Ю.

Накопившиеся проблемы в развитии рынков продовольственной продукции, неравные конкурентные условия для отечественного сельского хозяйства на мировом рынке, подверженность этой отрасли народного хозяйства сезонным колебаниям обосновывают необходимость совершенствования механизма государственного регулирования продовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и регулирования регионального продовольственного рынка»

Юсупов А.Ю.

ДГУ

Г. Махачкала abakar89@ya.ru

Проблемы развития и регулирования регионального продовольственного рынка

Аннотация: Накопившиеся проблемы в развитии рынков продовольственной продукции, неравные конкурентные условия для отечественного сельского хозяйства на мировом рынке, подверженность этой отрасли народного хозяйства сезонным колебаниям обосновывают необходимость совершенствования механизма государственного регулирования продовольственного рынка.

Ключевые слова: продовольственный рынок, Республика Дагестан, государственное регулирование, контроль качества, безопасность.

Yusupov A.Yu. Problems of development and regulation of regional food market

Abstract: Existing problems in the development of markets for food products, unequal competitive conditions for domestic agriculture in the global market, exposure of this sector of the economy to seasonal fluctuations justify the need to improve the mechanism of government regulation of the food market. Key words: food market, Republic of Dagestan, government regulation, quality control, safety.

Продовольствие, его производство, обмен и потребление являются составной частью функционирования хозяйственной системы и занимают особое место в приоритетах экономического развития, поскольку эта сфера деятельности непосредственно связана с жизнедеятельностью людей и их жизнеобеспечением. Состояние продовольственного рынка и пути его стабильного обеспечения продуктами питания представляют собой важные направления экономической политики для большинства стран мира, включая Россию и ее регионы, в частности Республику Дагестан. Состояние продовольственного рынка должно быть таким, чтобы обеспечивался постоянный гарантированный доступ населения региона к необходимому количеству продовольствия для поддержания высокого качества жизни.

Важность регулирования региональных продовольственных рынков в России обусловлена огромной территорией государства, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуации. Проблемы развития и регулирования регионального продовольственного рынка являются на сегодняшний день одними из самых актуальных и сложных вследствие того, что в них фокусируются социальные, экономические и политические аспекты, определяющие уровень благосостояния населения и экономической безопасности государства.

Анализ продовольственного рынка Республики Дагестан показывает, что в последние годы он динамично развивается. Приоритетную роль в обеспечении населения республики продовольственными товарами играют сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Одним из наиболее развитых секторов экономики Республики Дагестан является торговля. В составе видов экономической деятельности в республике торговля относится к числу важнейших сфер, ее доля в ВРП составляет более 25%, это больше, чем доля таких видов экономической деятельности, как строительство (17,4%) и промышленность (6,8%). Доля государственной торговли из года в год уменьшается, и если в 2000 году она составляла 14,1 %, то в настоящее время - едва достигает 1,0% [2].

Оборот розничной торговли за 2011год составил 374936,0 млн. рублей, что составляет 106,8% к уровню 2010 года, (2010 год к 2009году - 105,0%). 61,7% оборота розничной торговли формировалось торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в торговой сети (вне рынка). С 2008 года наметилась тенденция к снижению роли рынков и ярмарок в обеспечении населения как продовольственными, так и непродовольственными товарами, что отмечается как положительный фактор. Однако, по-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом и птицей, картофелем, плодоовощной продукцией, одеждой и обувью. Объем продаж товаров на рынках составил 38,3% (в 2010 - 40,0%).

В структуре оборота розничной торговли снизился удельный вес непродовольственных товаров с 53,8% в 2010 году до 52,8% в 2011 году, доля продовольственных товаров составила 47,2% [2].

Выявляются негативные тенденции в обслуживании покупателей, которые обусловлены ослаблением государственного регулирования торговли, широким развитием внемагазинных форм торговли, недостаточной профессиональной подготовкой большинства предпринимателей и персо-

82

нала, непосредственно занятого реализацией товаров, незнанием ими нормативных документов, регламентирующих порядок приемки, продажи товаров, а также законодательства, регулирующего взаимоотношения между продавцом и потребителем, между поставщиком и продавцом.

Однако, несмотря на устойчивый ежегодный рост оборота розничной торговли, в этой сфере существуют объективные факторы, сдерживающие ее развитие:

— недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка;

— несоблюдение технических регламентов, санитарных правил, правил торговли;

— наличие внемагазинных форм торговли и низкая культура обслуживания населения;

— наличие значительного объема теневого оборота.

Основными мероприятиями, направленными на улучшение состояния потребительского рынка и розничной торговли в республике, являются:

— принятие комплекса мер по упорядочению объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидации несанкционированной и стихийной торговли;

— уменьшение индекса физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмарках;

— усиление контроля качества на всех этапах товародвижения от производства до потребления;

— принятие мер по поддержке отечественного сельхозтоваропроизводителя;

— организация и проведение рейдов по устранению фактов торговли в неустановленных местах.

Проблема стабильного и безопасного продовольственног обеспечения населения является одной из самых важных государственных задач, от решения которой в значительной степени зависит здоровье нации. В интересах сохранения и укрепления здоровья нации необходимо полноценное питание в соответствии со структурой, дифференцированной по регионам, видам трудовой деятельности, традициями.

Контроль за безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов при производстве и обращении проводится в рамках реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.06 № 28 «Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов». Большое значение для решения рассматриваемой проблемы имеет проведение постоянного мониторинга как загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и структуры питания населения.

Отсутствие производственного контроля на предприятиях, вовлечение в производство и оборот продуктов питания лиц, без соответствующей профессиональной и санитарно-гигиенической подготовки, нарушение технологических режимов производства, условий хранения и реализации пищевых продуктов и другие причины, приводят к изменению качества и безопасности пищевых продуктов, вызывая необходимость забраковки опасной продукции и принятия мер административного принуждения.

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.00 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» из обращения изымаются пищевые продукты: не соответствующие требованиям нормативных документов; с явными признаками недоброкачественности; без документов, подтверждающих их происхождение и качество, без соответствующей информации для потребителя; не соответствующие представленной информации.

Обеспечение населения страны продовольственными товарами невозможно без стабильного функционирования и развития агропромышленного комплекса, что обусловливает его приоритетную роль в экономической и социальной политике всех развитых стран мира. На сегодняшний день существует объективная необходимость не допустить сокращения объема выпускаемой пищевой продукции, а также обеспечить стабилизацию и наращивание производства и расширения ассортимента в дальнейшем.

Накопившиеся проблемы в развитии рынков продовольственной продукции, неравные конкурентные условия для отечественного сельского хозяйства на мировом рынке, подверженность этой отрасли народного хозяйства сезонным колебаниям обосновывают необходимость совершенствования механизма государственного регулирования агропродовольственного рынка.

Одной из основных целей развития отечественного агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе является повышение объема производства конкурентоспособной по цене и качеству продукции, до уровня, необходимого для бесперебойного снабжения населения продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем. Одним из главных направлений государственной политики

в области развития агропродовольственного рынка является создание условий для ускоренного развития животноводства, ориентированного на импортозамещение. Это соответствует интересам отечественных производителей как животноводческой, так и растениеводческой продукции

Необходимо провести также комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию продовольственного рынка, повышение долгосрочной мотивации к развитию бизнеса у участников рынка и обеспечение конкурентоспособности и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Основными мероприятиями являются:

1. Меры по институциональному развитию продовольственного рынка.

2. Создание и реконструкция объектов и элементов инфраструктуры.

3. Финансовая поддержка товаропроизводителей.

4. Проведение государственных товарных и закупочных интервенций 5. Социальная ответственность предприятий АПК в обеспечении качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Решение вопросов формирования продовольственного рынка в соответствии с принципами социальной рыночной экономики, во-первых, обеспечивает экономическую национальную безопасность страны, во-вторых, создает надежную отечественную основу повышения благосостояния населения в условиях эффективной и наиболее плодотворной занятости, в-третьих, формирует базу для развития инвестиционной сферы.

Региональный продовольственный рынок развивается в результате взаимодействия нескольких групп экономических субъектов [1]:

1) субъекты в сфере сельского хозяйства, формирующие предложение продуктов питания, производимых в сельскохозяйственных предприятиях, фермерских и личных подсобных хозяйствах;

2) субъекты в сфере перерабатывающей промышленности, формирующие предложение продовольственных товаров после промышленной переработки продовольственного сырья;

3) субъекты в сфере рыночной инфраструктуры, формирующие процессы заготовки, транспортировки, хранения и реализации продовольствия.

Анализ продовольственного рынка РД показал, что отсутствие необходимых условий для устойчивого функционирования регионального продовольственного рынка приводит к незащищенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей от резких колебаний цен на нем. Дальнейшее развитие продовольственного рынка невозможно без поддержки и стимулирования отечественного производителя продовольствия, а также регулирования спроса на продовольственные товары со стороны государства.

На мой взгляд, основными направлениями государственного регулирования продовольственного хозяйства должны стать: целевые комплексные программы государственного регулирования продовольственного хозяйства; цены; финансово-кредитная политика; налогообложение; страхование; протекционистская политика в отношении товаропроизводителей продовольственного рынка; государственное регулирование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия и др.

Государство должно оказывать субъектам предпринимательства финансовую поддержку. Совершенствование механизма финансовой и кредитной поддержки предпринимательства возможно на основе:

- обеспечения доступа предпринимателей к государственным финансовым и кредитным ресурсам через органы государственной поддержки предпринимательства;

- установления системы льгот при выдаче банковских кредитов субъектам предпринимательства, осуществляющим деятельность по перечню приоритетных направлений в соответствии с утвержденными законодательными актами Республики Дагестан;

- определения квот отечественных и зарубежных кредитных ресурсов в целях направления их на развитие предпринимательства;

- организации специализированных банков с участием государства для обслуживания субъектов предпринимательства;

- страхования эффективных программ в сфере развития предпринимательства путем образования гарантийных и страховых фондов и др.

«Главными целями жесткого государственного регулирования являются: баланс между спросом и предложением, обеспечение стабильных доходов фермерам, недопущение ценовых скачков»

84

[4, с. 34] Реализация этих предложений и рекомендаций будет способствовать совершенствованию системы государственного регулирования предпринимательства на рынке продовольственных товаров и повышения эффективности его функционирования.

Использованная литература:

1. Стуканова И.П. Маркетинговый подход к формированию регионального рынка продовольствия. -//АПК: экономика и управление. - 2009. -№2.

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gmcgks.ru

3. Ибаев Р.К. Проблемы регулирования регионального продовольственного рынка в условиях реформирования АПК // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2009, №2, с.105-111

4. Балиянц К.М. Защита аграрного рынка в развитых странах—участниках ВТО // Вопросы структуризации экономики 2012, №1, с. 32-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.