Научная статья на тему 'Проблемы развития и направления совершенствования налоговой системы в условиях цифровизации'

Проблемы развития и направления совершенствования налоговой системы в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / налоговая система / национальная экономика / федеральный бюджет / digitalization / tax system / national economy / federal budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Андреевич Ременцов

Развитие национальной экономики требует применения инновационных методов развития налоговой системы, которые позволят стабилизировать и увеличить налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты. Рост налоговых поступлений позволяет не только улучшить финансирование текущих потребностей государства, но и дает новые возможности для развития инфраструктуры и экономики. Налоговая система является основой для наполнения бюджетов государства и одним из основных факторов развития или сдерживания развития экономики. Поэтому оптимизация и модернизация налоговой системы являются одним из важнейших правительственных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development and directions of improvement of the tax system in the context of digitalization

The development of the national economy requires the use of innovative methods for the development of the tax system, which will stabilize and increase tax revenues to the federal and regional budgets. The growth of tax revenues allows not only to improve the financing of the current needs of the state, but also provides new opportunities for the development of infrastructure and the economy. The tax system is the basis for filling state budgets and one of the main factors in the development or restraint of economic development. Therefore, the optimization and modernization of the tax system is one of the most important government priorities.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и направления совершенствования налоговой системы в условиях цифровизации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 124—130. Audit journal. 2024;(1):124—130.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.228.3

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -1 24-1 30 NIION: 201 7-0074-1 /24-01 6

EDN: https://elibrary.ru/CBIQEV MOSURED: 77/27-021-2024-01-216

Проблемы развития и направления совершенствования налоговой системы в условиях цифровизации

Александр Андреевич Ременцов

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, rementsov.aa@rea.ru

Аннотация. Развитие национальной экономики требует применения инновационных методов развития налоговой системы, которые позволят стабилизировать и увеличить налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты. Рост налоговых поступлений позволяет не только улучшить финансирование текущих потребностей государства, но и дает новые возможности для развития инфраструктуры и экономики. Налоговая система является основой для наполнения бюджетов государства и одним из основных факторов развития или сдерживания развития экономики. Поэтому оптимизация и модернизация налоговой системы являются одним из важнейших правительственных приоритетов.

Ключевые слова: цифровизация, налоговая система, национальная экономика, федеральный бюджет

Для цитирования: Ременцов А.А. Проблемы развития и направления совершенствования налоговой системы в условиях цифровизации // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 124—130. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-124-130. EDN: https://elibrary.ru/CBIQEV.

TAXES AND TAXATION

Original article

Problems of development and directions of improvement of the tax system in the context of digitalization

Alexander A. Rementsov

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, rementsov.aa@rea.ru

Abstract. The development of the national economy requires the use of innovative methods for the development of the tax system, which will stabilize and increase tax revenues to the federal and regional budgets. The growth of tax revenues allows not only to improve the financing of the current needs of the state, but also provides new opportunities for the development of infrastructure and the economy. The tax system is the basis for filling state budgets and one of the main factors in the development or restraint of economic development. Therefore, the optimization and modernization of the tax system is one of the most important government priorities. Keywords: digitalization, tax system, national economy, federal budget

For citation: Rementsov A.A. Problems of development and directions of improvement of the tax system in the context of digitalization // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):124—130. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-124-130. EDN: https://elibrary.ru/CBIQEV.

Введение. Развитие национальной экономики требует применения инновационных методов развития налоговой системы, которые позволят стабилизировать и

© Ременцов А. А., 2024

увеличить налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты. Рост налоговых поступлений позволяет не только улучшить финансирование текущих потребностей государства, но и дает новые возможности для развития инфраструктуры и экономики. Налоговая сис-

тема является основой для наполнения бюджетов государства и одним из основных факторов развития или сдерживания развития экономики. Поэтому оптимизация и модернизация налоговой системы являются одним из важнейших правительственных приоритетов.

Государству важен не только размер ставки налогов, но и их достаточная собираемость для наполнения бюджета, выполнения обязательств перед гражданами, развития экономики и инфраструктуры, обеспечения защиты и безопасности. Поэтому государство стремится за счет цифровизации оптимизировать систему налогового администрирования РФ. Госу-

дарство стремится создать условия, которые позволят сделать простым процесс исчисления и уплаты налогов. Цифровизация позволяет обеспечить простую регистрацию в качестве налогоплательщика. Кроме этого, за счет цифровизации обеспечивается простое исполнение налоговых обязательств.

Основные проблемы. В современных условиях при реализации цифровизации в налоговой системе могут возникать определенные проблемы. Проблемы налоговой системы, порожденные цифровизацией, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Проблемы налоговой системы, порожденные цифровизацией [1]

Одной из существенных проблем налогообложения на современном этапе в условиях цифровизации является рост рисков по причине уклонения от уплаты налогов. Указанная проблема существует, потому что в наши дни буквально повсеместного распространения достигли различные бизнес-модели, основанные на осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации и присутствия в стране обязанного лица. Особенно сильно закрыт от налоговых органов бизнес, который осуществляется в сети Интернет. В частности, новым видом подобного бизнеса, на который стали обращать внимание налоговые органы,

является так называемое «инфоцыганство». Этот сектор экономики скрывает большие суммы налоговых доходов. На уровне государства стремятся разработать нормативно-правовую базу регулирования подобного направления бизнеса. Несмотря на то, что созданы специальные налоговые режимы, к примеру, налог на профессиональный доход самозанятых, вывести весь бизнес из тени достаточно сложно.

Относительно новым направлением налоговой системы в условиях цифровизации является разработка и внедрение единого налогового счета. Единый налоговый счет (ЕНС) —

счет налогоплательщика в Федеральном казначействе, на который он перечисляет единый налоговый платеж. Так, с 1 января 2023 г. налоговая служба перешла к работе в рамках единого налогового счета. При этом налогоплательщики жаловались на расхождения по сальдо и недоступность личных кабинетов. В конце января служба выпустила письмо, в котором запретила наказывать бизнес до сверки с ним сальдо по ЕНС до 1 марта. Впоследствии налоговые органы выявили, что проблемой при внедрении налогового счета стала ошибка в техническом коде. У многих налогоплательщиков из-за неудачного внедрения были проблемы, но хотя бы санкции налоговые органы отменили.

Очень часто недостатки возникают при исчислении и уплате НДС в бюджет. В рамках данного исследования была отмечена проблема незаконного возмещения сумм НДС и проблема уклонения от уплаты данного налога. В случае выявления неправомерно возмещенных сумм НДС в отношении организации может быть проведена выездная налоговая проверка. Риски проведения выездной налоговой проверки являются наиболее серьезными для любой организации.

Организации будет предложено уплатить налог на добавленную стоимость, ранее возмещенный в соответствии с решением инспекции, принятым по результатам камеральной налоговой проверки. Проблемой в данном случае является и начисление пеней на сумму неправомерно возмещенного налога.

Некоторое время арбитражными судами поддерживалось мнение, что «суммы налога на добавленную стоимость, возмещенные, но признанные впоследствии необоснованно возмещенными, не являются недоимкой и не могут быть предложены к уплате». На этом основании некоторые судьи указывали в решениях, что инспекция не вправе начислять сумму НДС в решении по результатам выездной проверки, если ранее эта сумма была возмещена по результатам камеральной проверки. Согласно позиции Президиума ВАС РФ необоснованное возмещение НДС — не что иное, как следствие неправомерного применения плательщиком НДС налоговых вычетов. Именно поэтому возврат суммы НДС является обязательным. То есть в данном случае налоговые органы требуют уплатить недоимку.

Рассматривая проблему нестабильности налогового законодательства, следует отметить, что система регулирования сложна и противоречива. Налогоплательщикам сложно понять многие положения налогового законодательства, разобраться в постоянных изменениях. Еще одним недостатком является высокая налоговая нагрузка. На сегодняшний день как физические лица, так и юридические лица уплачивают большое количество разных видов налогов. Действующим законодательством определены налоговые льготы и преференции, но не все налогоплательщики знают о таких преимуществах. В особенности, много налоговых льгот по региональным налогам. Налогоплательщики должны знать о таких возможностях, тем более цифровизация предоставляет широкие преимущества для донесения такой информации.

Были также отмечены такие проблемы, как риск утечки данных налогоплательщиков. Подобный риск может быть актуален по причине ошибок со стороны сотрудников налоговых органов, а также в результате атак на действующую информационную систему налоговых органов.

Важное значение следует отвести недостаткам при использовании налогового мониторинга. На сегодняшний день еще нет единого стандартизированного подхода к «витрине данных», возникают сложности при автоматизации контроля в организации. Во многих организациях отсутствуют разработанные системы внутреннего контроля и соответствующая документация.

Рассматривая налоговую систему в условиях цифровизации, следует отметить, что важная роль в данном процессе отводится налоговому контролю в целом. Рассмотрим препятствия, сдерживающие модернизацию налогового контроля на цифровой основе (рис. 2).

Следовательно, перечисленные проблемы налоговой системы и препятствия, сдерживающие модернизацию налогового контроля на цифровой основе, должны более внимательно рассматриваться налоговыми органами и на уровне государства. Перечисленные недостатки должны быть решены в рамках данного исследования.

Рис. 2. Препятствия, сдерживающие модернизацию налогового контроля на цифровой основе [2]

Направления совершенствования налоговой системы. Уклонение от уплаты налогов представляет собой серьезную угрозу налоговой безопасности государства. Из-за того, что налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов, бюджет недополучает налоговые поступления. Сегодня уже сделано многое — введен режим самозанятости, торговые сети оборудованы кассовой техникой, увеличены штрафы за уклонение. Но для решения данной проблемы необходимо сделать еще многое. Считаем, что одним из важных методов является развитие прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. В России прогрессивная шкала начала действовать с 2021 г. Ставка НДФЛ была увеличена с 13% до 15% на доходы граждан, превышающие 5 млн руб. в год, для остальных действует ставка 13%.

В рамках данного исследования предлагается ограничить от уплаты данного налога граждан, доходы в месяц у которых составляют менее 30 тыс. руб., или 360 тыс. руб. в год. В таком случае налогоплательщики, доход у которых минимален, не будут уклоняться от уплаты налогов. Предлагается также добавление еще одной процентной ставки для налогоплательщиков, доход которых превышает 25 млн руб. в год, с повышением ставки до 20%. Соответственно, предлагаются три ступени налогообложения доходов физических лиц.

Предлагается повысить штрафы за выявление работников, работающих «в тени» и не

уплачивающих налогов, в том числе для работодателей. Следует повысить штрафы для граждан, которые уличены в повторном уклонении от уплаты налогов. Подобное направление должно повысить ответственность налогоплательщиков и повысить объемы налоговых доходов, поступающих вбюджет.

Следующей проблемой являются сложности при работе с единым лицевым счетом. Предлагаем рекомендовать ФНС России провести дополнительную работу с налогоплательщиками по корректности заполнения уведомлений на уплату налогов, а также усилить взаимодействие с налогоплательщиками по сверке расчетов. Инспекторы должны провести с компанией разъяснительную работу, если выявят ошибку.

Следующий недостаток — наличие проблем с возмещением НДС. Рассмотрим в качестве направления совершенствования НДС использование системы специальных банковских счетов для осуществления движения средств, связанных с расчетами по НДС. Данные счета должны функционировать в определенных условиях. На специальный счет могут поступать: средства в части полученного НДС за реализованные организацией товары и услуги; средства с расчетного счета данной организации. С этого счета средства могут списываться по поручению организации, в бюджет в качестве уплаты налога, а также на расчетный счет организации. Особенностью данного счета должна стать возможность упла-

ты с него только НДС в бюджет. Подобное направление позволит бороться с «фирмами-однодневками», а также вывести уплату НДС из тени. Даже если организация будет ликвидирована или «исчезнет», то средства для уплаты ее налогов останутся.

Достаточно длительное время в России существует проблема нестабильности налогового законодательства. Некоторые положения действующих нормативных правовых актов являются неточными, возникают проблемы при исчислении и уплате налогов. Цифрови-зация данную проблему не уменьшила. Для устранения указанных недостатков предлагается уменьшить количество налогов, опреде-

лить четкие границы налоговой оптимизации, планомерно снизить налоговую нагрузку с предприятий путем переноса части налогового бремени с производственной сферы на сферу обращения.

Рассматривая сложности в системе налогового мониторинга, следует отметить следующее. Преимущества цифровизации данного процесса состоят в следующем (рис. 3). Для того чтобы налогоплательщики могли применять налоговый мониторинг, важно автоматизировать все процессы в организации и наладить систему внутреннего контроля. Данная система должна учитывать особенности деятельности каждой отдельной организации.

Оптимизация и цифровизация бизнес-процессов

Расширение взаимодействия с налоговыми органами

Г Л Предоставление надежного онлайн-доступа контролирующим органам к информационнойсистеме к ^

Гарантирование целостности и прозрачности предоставляемой информации

Обеспечение гибкой настройки прав доступа

Снижение рисков доначислений и претензий

Рис. 3. Преимущества и возможности применения налогового мониторинга для налогоплательщиков [3]

Важным направлением совершенствования налогового контроля в условиях цифровизации является внедрение риск-ориентированного подхода. В этих условиях ФНС России необходимо построить карту рисков каждой отдельной отрасли. В этом направлении налоговым органам может помочь каждый налогоплательщик, который применяет налоговый мониторинг. Это позволит сформиро-

вать базу для налоговых органов и адекватно оценить риски в отрасли.

Оценим эффективность направлений совершенствования налоговой системы в условиях цифровизации. Для этого используем показатели проведения выездных налоговых проверок, считаем, что этот показатель является наиболее оптимальным в данном случае. Данные за 2020—2022 гг. по проведению выездных налоговых проверок представим в табл. 1.

Таблица 1. Результаты проведенных выездных налоговых проверок в целомпо Российской Федерации [4]

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Изменение, +/—

Проведено выездныхпроверок 1275 2295 2348 1073

Из них выявивших нарушения 1171 2097 2198 1027

Результативность проведенных выездных налоговых проверок, % 96,2 93,0 95,2 -1

Дополнительно начислено платежей в ходе выездных налоговых проверок, тыс. руб. 43 619 952 129 884 897 200 948 619 15 7328 667

Как можем заметить, в 2021 г. происходит снижение результативности налоговых проверок, в 2022 г. отмечаем небольшой прирост показателя. Суммы дополнительно начисленных платежей ежегодно увеличиваются. По

результатам внедрения предлагаемых рекомендаций приведенные показатели могут значительно улучшиться. В табл. 2 представим прогноз проведения выездных налоговых проверок.

Таблица 2. Прогноз проведения выездных налоговых проверок на 2024— 2025 гг. [4]

Показатель 2024 г. 2025 г. Изменение, +/—

Проведено выездных проверок 2134 1654 -480

Из них выявивших нарушения 2078 1621 -457

Результативность проведенных выездных налоговых проверок, % 97,4 98,0 0,6

Дополнительно начислено платежей в ходе выездных налоговых проверок, тыс. руб. 186 773 664 151 223 112 -35 550 552

Как можно заметить, благодаря реализации предлагаемых рекомендаций, а также составлению карты рисков налогоплательщиков, налоговым органам удастся снизить необходимость проведения выездных налоговых проверок. Проверки будут проводиться только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Прогноз построен на основе эффективности реализации предлагаемых рекомендаций и данных ФНС России.

Проведение выездных налоговых проверок становится более результативным и эффективным методом налогового контроля. В результате проведения практически каждой проверки будут выявлены нарушения, снизится объем дополнительно начисленных платежей в результате проведения выездных налоговых проверок. Как можем заметить, результативность проведения выездных налоговых проверок повышается с 95,2% в 2022 г. до 98,0% в 2025 г. Данная динамика свидетельствует о безусловной эффективности предлагаемых мероприятий. Отмечаем и снижение дополнительно начисленных платежей за прогнозируемый период на 35 550 552 тыс. руб. Реализация направлений улучшения налоговой

системы России является эффективной, так как планируется снижение количества проведения выездных налоговых проверок, а каждая проведенная проверка позволит выявить возможные нарушения налогового законодательства.

Заключение. В процессе цифровизации организации могут столкнуться с различными проблемами налоговой системы. Среди основных проблем выделены такие, как повышение налоговых рисков, проблемы при внедрении единого налогового счета, незаконное возмещение сумм НДС, нестабильного налогового законодательства, недостатки в использовании налогового мониторинга и пр. Среди препятствий, сдерживающих модернизацию налогового контроля на цифровой основе, выделены сложности в данной процедуре, недоработки и пробелы действующего законодательства, появление цифровых рисков и необходимость использования технологии больших данных.

С целью совершенствования налоговой системы в условиях цифровизации предлагаем развитие прогрессивной шкалы налогооб-

ложения, повышение штрафов за неофициально устроенных работников, доработать ошибки при использовании единого лицевого счета, разработать систему специальных банковских счетов для осуществления движения средств с расчетами по НДС, уменьшить количество налогов, снизить налоговую нагрузку на предприятия, разработать карты налоговых рисков и пр.

В настоящее время в России наблюдается активное использование цифровых технологий в налоговой системе. Внедрение и развитие цифровых решений позволяют автоматизировать процессы сбора и обработки налоговой информации, улучшить взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также повысить эффективность и прозрачность налогообложения. Российская практика использования цифровых технологий в налоговой системе демонстрирует положительные результаты, такие как упрощение процессов налогообложения, повышение прозрачности и эффективности, а также сокращение административных барьеров для налогоплательщиков.

Список источников

1. Альбудаири Асад Хамед Хамза. История и современные тенденции цифровизации налогообложения в России // Инновации и инвестиции. 2022. № 5. URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennye-tenden-tsii-tsifrovizatsii-nalogooblozheniya-v-rossii

2. Анисимова А.А. Борьба налоговых органов с уклонением от уплаты налогов в услови-

ях цифровизации // Научные междисциплинарные исследования. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-nalo-govyh-organov-s-ukloneniem-ot-uplaty-nalogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii

3. Вишневский В.П., Гончаренко Л.И., Дементьев В.В., Гурнак А.В. Принципы налогообложения для цифровой экономики // Пространство экономики. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-nalo-gooblozheniya-dlya-tsifrovoy-ekonomiki.

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ // URL: http://www.nalog.ru.

References

1. Albudairi Asad Hamid Hamza. The history and modern trends of digitalization of taxation in Russia // Innovations and investments. 2022. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/is-toriya-i-modern-trends-digitalization-taxation-v-rossii

2. Anisimova A.A. The struggle of tax authorities against tax evasion in the context of digitalization // Scientific interdisciplinary research. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ borba-nalogovyh-organov-s-ukloneniem-ot-upla-ty-nalogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii

3. Vishnevsky V.P, Goncharenko L.I, Demen-tiev V. V., Gurnak A. V. Principles of taxation for the digital economy // Space of economics. 2022. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ printsipy - taxation-for-the-digital-economy.

4. The official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation // URL: http://www.nalog.ru.

Информация об авторе

А.А. Ременцов — ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук.

Information about the author A.A. Rementsov — Assistant at the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 15.01.2024; одобрена после рецензирования 15.02.2024; принята к публикации 1 5.03.2024.

The article was submitted 15.01.2024; approved after reviewing 15.02.2024; accepted for publication 15.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.