Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно частное партнерство / инвестор / государство / сотрудничество / соглашения между государством и бизнесом / фонд финансирования инфраструктуры / фонд субсидирования финансирования / public private partnership / investor / state / cooperation / agreements between the state and business / infrastructure finance fund / funding subsidy fund

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожомбердиева Насипахан Ташполотовна, Саматова Эльвира Эскендеровна, Хасанова Диларом Ибрагимовна, Буланова Назбийке Нурлановна

В статье исследовано, что одним из приоритетных направлений развития национальной экономики республики является создание определенных приоритетов для экономического развития и формирование инновационной модели производства. Наиболее эффективным механизмом для реализации этих направлений развития экономики страны является государственно-частное партнерство. Определено, что актуальность данной темы весьма высока, так как поставленная тема исследования остается актуальной в настоящее время. В работе отмечено, что государственно частное партнерство – это механизм привлечения частных инвесторов к разрешения социальных, общественных и значимых задач на взаимовыгодных условиях, что оно предполагает сотрудничество и соглашения между государством и бизнесом долгосрочного контракта на реконструкцию либо строительство и совместную эксплуатацию государственного имущества. В статье представлено, что при реализации проектов государственно-частного партнерства все имущество – существующее, обновленное или построенное остается у государства. В статье рассмотрены программы развития республики, рассмотрены проблемы государственно частного партнерства и предложены рекомендации для достижения этой цели и определены задачи (по-шагово) для совершенствования обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожомбердиева Насипахан Ташполотовна, Саматова Эльвира Эскендеровна, Хасанова Диларом Ибрагимовна, Буланова Назбийке Нурлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN KYRGYZSTAN

The article explores that one of the priority areas for the development of the national economy of the republic is the creation of certain priorities for economic development and the formation of an innovative production model. The most effective mechanism for the implementation of these areas of development of the country's economy is a public-private partnership. It is determined that the relevance of this topic is very high, since the research topic set remains relevant at the present time. The paper notes that public-private partnership is a mechanism for attracting private investors to resolve social, public and significant tasks on mutually beneficial terms, that it involves cooperation and agreements between the state and business on a long-term contract for the reconstruction or construction and joint operation of state property. The article presents that when implementing public-private partnership projects, all property existing, renovated or built remains with the state. The article discusses the development programs of the republic, considers the problems of public-private partnership and offers recommendations to achieve this goal and defines the tasks (step by step) to improve the identified problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. ЭКОНОМИКА

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. ECONOMICS

e-ISSN: 1694-8734 №1 (2)/2023, 49-58

УДК: 338.24 DOI: https://doi.org/10.52754/16948734 2023 1 7

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В

КЫРГЫЗСТАНЕ

КЫРГЫЗСТАНДА МАМЛЕКЕТТИК-ЖЕКЕ eнeКТeШТYКТY eНYКТYРYYДeГY

кейгейлер

PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN KYRGYZSTAN

Кожомбердиева Насипахан Ташполотовна

Кожомбердиева Насипахан Ташполотовна Kozhomberdieva Nasipahan Tashpolotovna

к.э.н., доцент, Ошский технологический университет им. М. Адышева

э.и.к., доцент, М. Адышева ат. Ош технологиялыкуниверситеты Candidate of Economics, Associate Professor, Osh Technological University named after M. Adyshev

nasiba.kozhomberdieva@mail.ru

Саматова Эльвира Эскендеровна

Саматова Эльвира Эскендеровна Samatova Elvira Eskenderovna

к.э.н., доцент, Ошский государственный университет

э.и.к., доцент, Ош мамлекеттикуниверситети Candidate of Economics, Associate Professor, Osh State University elvira knu@mail.ru

Хасанова Диларом Ибрагимовна

Хасанова Диларом Ибрагимовна Khasanova Dilarom Ibragimovna

Ошский государственный университет

Ош мамлекеттик университети _Osh State University_

Буланова Назбийке Нурлановна

Буланова Назбийке Нурлановна Bulanova Nazbiyke Nurlanovna

Ошский государственный университет

Ош мамлекеттик университети Osh State University

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КЫРГЫЗСТАНЕ Аннотация

В статье исследовано, что одним из приоритетных направлений развития национальной экономики республики является создание определенных приоритетов для экономического развития и формирование инновационной модели производства. Наиболее эффективным механизмом для реализации этих направлений развития экономики страны является государственно-частное партнерство. Определено, что актуальность данной темы весьма высока, так как поставленная тема исследования остается актуальной в настоящее время. В работе отмечено, что государственно - частное партнерство - это механизм привлечения частных инвесторов к разрешения социальных, общественных и значимых задач на взаимовыгодных условиях, что оно предполагает сотрудничество и соглашения между государством и бизнесом долгосрочного контракта на реконструкцию либо строительство и совместную эксплуатацию государственного имущества. В статье представлено, что при реализации проектов государственно-частного партнерства все имущество - существующее, обновленное или построенное остается у государства. В статье рассмотрены программы развития республики, рассмотрены проблемы государственно - частного партнерства и предложены рекомендации для достижения этой цели и определены задачи (по-шагово) для совершенствования обозначенной проблемы.

Ключевые слова: государственно - частное партнерство; инвестор; государство; сотрудничество; соглашения между государством и бизнесом; фонд финансирования инфраструктуры; фонд субсидирования финансирования.

Кыргызстанда мамлекеттик-жеке внвктвштYктY eHYKmypYYderY квйгвйлвр

Аннотация

Макалада республиканын улуттук экономикасын е^ктуруунун приоритеттуу багыттарынын бири экономиканы енушуруу^н белгилYY бир артыкчылыктарын TY3YY жана инновациялык ендYPYш моделин калыптандыруу болуп санала тургандыгы изилденет. 9лке экономикасын енYкTYPYYнYн бул багыттарын ишке ашыруунун эн, натыйжалуу механизми мамлекеттик-жеке енектештук болуп саналат. Бул теманын актуалдуулугу ете жогору экендиги аныкталды, анткени изилдее темасынын топтому азыркы учурда актуалдуу бойдон калууда. Гезитте мамлекеттик-жеке енектештYк - бул эки тарапка тен пайдалуу шарттарда социалдык, мамлекеттик жана олуттуу милдеттерди чечYY YЧYн жеке инвесторлорду тартуу механизми, ал реконструкциялоо же курулуш боюнча узак меенеттYY контракт боюнча мамлекет менен бизнестин ортосундагы кызматташтыкты жана макулдашууларды камтый турганын белгилеген. жана мамлекеттик менчикти биргелешип пайдалануу. Макалада мамлекеттик-жеке енектештук долбоорлорун ишке ашырууда бардык мYлк - учурдагы, ондоп-TYзееден еткен же курулган - мамлекеттин менчигинде калаары керсетYлген. Макалада республиканын енYгуY программалары талкууланып, мамлекеттик-жеке енектештуктун кейгейлерY каралат жана бул максатка жетуY боюнча сунуштар берилет жана аныкталган кейгейдY жакшыртуу боюнча милдеттер (кадам-кадам) аныкталган.

Ачкыч свздвр: мамлекеттик-жеке енектештук; инвестор; мамлекет; кызматташуу; мамлекет менен

Problems of the development of public-private partnerships in Kyrgyzstan

Abstract

The article explores that one of the priority areas for the development of the national economy of the republic is the creation of certain priorities for economic development and the formation of an innovative production model. The most effective mechanism for the implementation of these areas of development of the country's economy is a public-private partnership. It is determined that the relevance of this topic is very high, since the research topic set remains relevant at the present time. The paper notes that public-private partnership is a mechanism for attracting private investors to resolve social, public and significant tasks on mutually beneficial terms, that it involves cooperation and agreements between the state and business on a long-term contract for the reconstruction or construction and joint operation of state property. The article presents that when implementing public-private partnership projects, all property - existing, renovated or built - remains with the state. The article discusses the development programs of the republic, considers the problems of public-private partnership and offers recommendations to achieve this goal and defines the tasks (step by step) to improve the identified problem.

Keywords: public private partnership; investor; state; cooperation; agreements between the state and

бизнестин ортосундагы келишимдер; business; infrastructure finance fund; funding subsidy

инфраструктураны каржылоо фонду; субсидиялоо fund. фондун каржылоо.

Введение. В настоящее время одним из приоритетных направлений развития национальной экономики республики является создание определенных приоритетов для экономического развития и формирование инновационной модели производства. Наиболее эффективным механизмом для реализации этих направлений развития экономики страны является государственно-частное партнерство.

Актуальность темы исследования заключается в том, что чтобы подготовить кадры для национальной экономики Кыргызской Республики необходимо рассмотреть вопрос законодательных норм, требований, а также внедрение информационных технологий в образовательный процесс и многое другое. Значит, подготовка будущих кадров в высших учебных заведениях, историческое исследование и мониторинг образования, техническое оснащение учебного процесса, качества предоставления образовательных услуг в вузе, описание перспектив и подходов к решению проблемы качества образования в вузе в настоящее время играет важную роль, и требует всестороннего изучения.

Цель исследования - изучить и рассмотреть государственно - частное партнерство, как механизм привлечения частных инвесторов к разрешения социальных, общественных и значимых задач на взаимовыгодных условиях, которое предполагает сотрудничество и соглашения между государством и бизнесом долгосрочного контракта на реконструкцию либо строительство и совместную эксплуатацию государственного имущества.

Очень важно, что при реализации проектов государственно-частное партнерство (ГЧП) все имущество - существующее, обновленное или построенное остается у государства. Частный партнер со своей стороны, получает только право пользования государственным имуществом. Такое соглашение заключается на временной основе, на определенный срок. За обозначенный срок частный партнер сможет достичь уровня окупаемости вложенных инвестиций. Поэтому вопрос изучения, рассмотрения государственно - частного партнерства в настоящее время приобретает особую актуальность.

Материалы и методы исследования. Государственно - частное партнерство (далее - ГЧП) - это механизм привлечения частных инвесторов к разрешения социальных, общественных и значимых задач на взаимовыгодных условиях [5]. Оно предполагает сотрудничество и соглашения между государством и бизнесом долгосрочного контракта на реконструкцию либо строительство и совместную эксплуатацию государственного имущества. Очень важно, что при реализации проектов государственно-частное партнерство (ГЧП) все имущество - существующее, обновленное или построенное остается у государства. Частный партнер со своей стороны, получает только право пользования государственным имуществом. Такое соглашение заключается на временной основе, на определенный срок. За обозначенный срок частный партнер сможет достичь уровня окупаемости вложенных инвестиций.

Инфраструктура Кыргызской Республики за годы независимости и развития пришла в плачевное состояние, то есть возник «инфраструктурный дефицит». «Инфраструктурный дефицит» представлен следующим: плачевное состояние дорог, больниц, школ, детских садов, административных зданий, энергетики, систем водо - и теплоснабжения и других объектов социальной инфраструктуры.

Производя расчет себестоимости коммунальных услуг администрация государственных и муниципальных учреждений и организаций планово закладывает в расчет платы за коммунальные услуги (по целевому назначению) все планируемые расходы по содержанию своих объектов. Однако, как расходуются собранные финансовые вложения оставляют желать лучшего. Оплачивая коммунальные услуги плательщики создают определенные вложения на специальных счетах организаций, которые должны целенаправленно быть использованы на развитие вышеуказанных муниципальных предприятий и организаций. Республиканский бюджет самостоятельно не в силах справиться с возникающими проблемами. На сегодня государственный бюджет не справляется с задачей своевременного и полноценного финансирования объектов инфраструктуры. Такая обстановка сложилась от объективных и субъективных факторов и условий.

Привлекая частных инвесторов на развитие объектов социальной инфраструктуры на основе ГЧП, государство решает жизненно важные вопросы развития инфраструктуры республиканского и местного значения.

Основные понятия и элементы государственно-частного партнерства присутствуют в Законе Кыргызской Республики «О концессиях и концессионных предприятиях» [3], который был принят в 1992 году, а также в Законе Кыргызской Республики «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» от 2002 года [4].

Оба закона предусматривают возможность долгосрочного, на основе контракта, сотрудничества государства и бизнеса, но на практике оба закона оказались нежизнеспособными.

Первые упоминания о собственно понятии ГЧП появились в Стратегии развития Кыргызской Республики на 2008 - 2011 годы [13]. Таким образом, 11 мая 2009 года был принят закон КР «О государственно-частном партнерстве» [5]. Это было событие мирового значения. Принятый Закон отвечал международно-признанным стандартам и практикам. Однако, принятый Закон носил заявительный характер, без детализации процессов и категорий оценки, т.е он явно не соответствовал основным критериям ГЧП (например, как отсутствие четких и ясных правил конкурсного отбора, обязательных условий, соглашений, описания моделей ГЧП, порядка распределения рисков и много другое.).

ГЧП - вопрос не одного дня, его внедрение потребует целенаправленных и планомерных шагов.

Результаты и обсуждения. 2012 году принимается новый закон [6], который решил ряд правовых пробелов и проблем. В этом законе добавили принцип охраны окружающей среды, распределили рисков между государственными и частными партнерами, расширили полномочию Правительства, обозначена государственная поддержка проекта, гарантии, стадии отбора проекта, мониторинг и оценка реализации проекта. Но недостатки в этом Законе тоже были и остались. Например: отсутствовали элементы ГЧП, которые должны быть обязательны при реализации ГЧП. Такими элементами могут быть субъекты и объекты ГЧП, партнерство реализовывается на возмездной и безвозмездной основе, соглашения ГЧП с наличием обязательного срока

проекта, предоставление технико-экономического обоснования, наличие тендера, представление формы и механизмы ГЧП.

В обновленном Законе проблемной частью оставалось не обозначенные формы и механизмы ГЧП (статья 22 Закона КР) [6], например, строительство, владение, управление, где права собственности на проект находятся у частного партнера до конца всего срока проекта. Не обозначены промежуточные сроки действия соглашения. Указан только максимальный срок - до 50 лет, с учетом продления. Надо было бы ввести градацию по времени реализации проекта краткосрочный - до 1года, среднесрочный -от 3 лет до 5 лет или долгосрочный - до 50 лет, что позволит распределить временной интервал проектов и другие.

Таким образом, четкость формулировки проекта, сроки его реализации не нашли отражение в Законе.

В 2014 году был образован Фонд финансирования и подготовки проектов ГЧП для финансирования разработки проектов ГЧП [9]. Указанный Фонд профинансировал определенное количество проектов и продолжает рассматривать новые проектные инициативы на территории Кыргызстана.

В 2016 году Постановлением Правительства Кыргызской Республики принята программа развития государственно-частного партнерства на 2016-2021 годы [10]. Программа подтвердила важность ГЧП, как элемента развития экономики страны и обозначила:

1. Создание фонда финансирования инфраструктуры, направленного на предоставление заемных средств, гарантийного фонда, проводящего анализ рисков для частных источников финансирования проектов ГЧП;

2. Создание Фонда субсидирования финансирования, служащих финансовой поддержкой, проектов ГЧП, являющимися недостаточно доходными, но имеющие социальную значимость.

На основании Постановления Правительства Кыргызской Республики было приняло решение о создании Совета по государственно-частному партнерству для мониторинга и координации за ходом реализации процессов ГЧП в республики, включая принятие решений высокого уровня по вопросам препятствующим развитию ГЧП.

По положению Совет несет в себе консультативно-совещательные полномочия и взаимодействует с государственными и муниципальными органами. Функциями данного Совета являются утверждение планов, выработка проектов концепций, стратегий, программ, анализ нормативно-правовых актов в области ГЧП.

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2018 - 2040 годы рассматривает ГЧП [14], как приоритетное направление развития экономики страны, с вовлечением в него субъектов предпринимательской деятельности и является важным элементом развития государства.

2019 год, на основании Указа Президента Кыргызской Республики, был обозначен, как «Год развития регионов и цифровизации страны» [1], который закрепил, где устанавливаются ориентиры в области усиления развития инфраструктуры, с участием привлечения инвестиций, закрепить 20 городов роста, создать благоприятные условия

для бизнес-среды, продумать создание региональных центров компетенций, направленных на выработку и поиск новых знаний, технологий, методов решения возникших проблем. Представленное может взаимодействовать по схеме государство -бизнес - среда, высшее учебное заведение - бизнес-среда.

Таким образом, с улучшением национальной инфраструктуры, развитием территорий, формированием новой модели государственного управления и дальнейшего развития государства и повышения уровня жизни населения, ГЧП выступает, как инструмент по направлению получения инвестиций.

Немаловажное значение имеет взаимодействие высшее учебное заведение -бизнес-среда. Как отмечают в своей работе Э.Э.Саматова, Г.К.Ташкулова и Н.Жанболотова, «современное образование представлено двухуровневой системой образования, которая основывается на государственные образовательные стандарты, ориентированными на критерии, предложенные аккредитационными агентствами (например, ассоциация учреждений образования <^пеЪ>) [16, С.28-35].

Исследователь, доцент Ошского государственного университета Э.Э,Саматова (Саматова Э.Э., Хасанова Д.И., Якубов С.Н., Раимжанов Ж.Р., 2021) подчеркивает, что: «Основной задачей высшего учебного заведения становится не только формирование у обучающихся академических знаний, но, прежде всего - способностей трудится, жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире. Если заглянуть в истории формирования и определения значения термина образование, то мы видим, что оно имеет очень широкие значения, например, «создавать», «формировать», «выращивать», создавать нечто новое цельное». Таким образом, можно сделать вывод о том, что будущий специалист по соответствующему направлению может и должен обладать определенными знаниями, умениями, владениями и навыками, определенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Кыргызской Республики [17, С.185-196].

28 июня 2019 года за №333 было принято Постановление Кыргызской Республики «О создании государственного учреждения», «Центр государственно-частного партнерства» при Национальном агентстве по инвестициям при Президенте КР, был создан Центр государственно-частного партнерства при Министерстве экономики КР, в качестве государственного ведомства по координации и оказанию поддержки государственным органам при разработке и продвижению проектов ГЧП [11].

22 июля 2019 года был принят Закон КР «О государственно-частном партнерстве», который предусматривал более упрощенные процедуры для подготовки и реализации проектов [7].

11 августа 2021 года была принята новая редакция Закона «О государственно-частном партнерстве» [8], направленная на усиление роли уполномоченных органов в сфере ГЧП и оптимизацию процедур, механизмов и сроков подготовки проектов ГЧП.

В соответствии с новой редакцией Закона КР «О государственно-частном партнерстве» постановлением Кабинета Министров КР от 25 марта 2022 года №160 утверждены ряд актов, регулирующих процедуры реализации проектов ГЧП [12].

Таким образом, механизм ГЧП на сегодняшний день активно поддерживается в республике, как один из наиболее актуальных инструментов привлечения частных инвестиций, о чем свидетельствуют Указы Президента КР о развитии и реализации

механизмов ГЧП, решения Кабинета Министров КР в сфере ГЧП и особую роль ГЧП нашло в Национальной программе развития КР на 2022 - 2026 годы [15], Утвержденной Указом Президента КР от 12 октября 2021 года №435 [2].

Выводы. За все время развития ГЧП в современных условиях были успешно реализованы 19 проектов и на стадии подготовки рассматриваются около 50 проектов:

1. Организация услуг гемодиализа в городе Бишкек, Ош и Джалал-Абад - 12 млн. долл. США;

2. Электронное билетирование в общественном транспорте в г. Бишкек - 731тыс. долл. США;

3. Реконструкция кинотеатра Кызыл Кыргызстан - 420 400 долл. США;

4. Благоустройство инфраструктуры учебного корпуса №2 КНУ имени Ж. Баласагына - 11 973 долл. США;

5. Создание научно-промышленного плодового ягодного питомника на 20 ГА земли сельскохозяйственного назначения (сортоиспытательный участок) - 450 тыс. долл. США;

6. Строительство спортивного борцового зала Дворца спорта имени Каба уулу Кожомкула - 400тыс. долл. США;

7. Лотерейная деятельность в Кыргызской Республике 7млн 76 тыс 380 долл. США;

8. Строительство здания кладовых, помещений бытового обслуживания и швейного цеха 200 тыс. долл. США;

9. Развитие рыбоводства, организации базы отдыха на Ала Арчинском наливном водохранилище Чаша №1- 707 тыс. 638 долл. США;

10. Создание производственного комплекса Катта-Талдык - 200тыс. долл. США;

11. Реконструкция и модернизация филиала Восточного автовокзала- 600 тыс. долл. США;

12. Установка компьютерных томографов в организациях здравоохранения Кыргызской Республики - 500 тыс. долл. США;

13. Информационная система электронного взимания сборов 58 млн. 200 тыс. долл. США;

14. Строительство каркасных высотных солнечных электростанций мощностью 300 мВт - 285 млн. долл. США;

15. Строительство рыбного хозяйства на базе земельного участка в селе Новопокровка - 350тыс.долл

16. Строительство зоны отдыха на базе земельного участка филиала «Ошское МПОТ» в Кара-Суйском районе, с\у 67 тыс. долл. США;

17. Ремонт плавательного бассейна детско-юношеской спортивной школы по игровым и зимним видам спорта в физкультурно-оздоровительном комплексе г. Кант - 180тыс. долл. США;

18. Реконструкция ГП «Туратали базары» Карасуйский район;

19. Реконструкция и модернизация производственной базы ГП «Кыргызтеплоэнерго», в селе Ново-Покровка - 1млн. долл. США.

На стадии подготовки рассматриваются вновь предлагаемые 50 проектов, которые в дальнейшем смогут сыграть важную роль в совершенствовании инфраструктуры государства.

ГЧП играет ключевую роль в снижении уровня бедности, повышает производительность и обеспечивает развитие страны.

В этой в связи, в целях активного применения механизмов ГЧП для концентрации государственных и частных инвестиций по модернизации экономической и социальной инфраструктуры в КР и развития механизмов ГЧП на национальном уровне, разработана данная Программа развития ГЧП в КР на 2022 - 2026 годы [15].

В этой программе отмечается, что будут предприняты дальнейшие шаги по практическому внедрению механизмов ГЧП и созданию необходимых для этого условий путем повышения качества проектов, улучшения государственного управления и усилия человеческого потенциала в сфере ГЧП, повышения осведомленности о механизме ГЧП, а также развития финансовых инструментов ГЧП

Целью программы является укрепление и развитие ГЧП в стране для развития инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта государственного и частного секторов для эффективной и правильной реализации экономически и социально значимых и фискально-устойчивых проектов.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

• Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере ГЧП;

• Улучшения фискального (бюджетного) управления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Создание финансовых инструментов для поддержки жизнеспособности и финансовой привлекательности проектов ГЧП;

• Реализация значимых и перспективных проектов ГЧП;

• Усиление институциональной структуры;

• Цифровизация управления и развития цифровой инфраструктуры.

Литература

1. Указ Президента Кыргызской Республики о объявлении 2019 года «Год развития регионов и цифровизации страны», 2019 год

2. Указ Президента Кыргызской Республики от 12 октября 2021 года №435

3. Закон Кыргызской Республики «О концессиях и концессионных предприятиях», 1992 год

4. Закон Кыргызской Республики «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании», 2002 год

5. Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве», 11 мая 2009 год

6. Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве», 2012 год

7. Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве», 22 июля 2019 год

8. Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве», 11 августа 2021 год

9. Постановление Правительства Кыргызской Республики принята программа развития государственно-частного партнерства на 2016-2021 годы, 2016 год

10. Постановления Правительства Кыргызской Республики О создании Совета по государственно-частному партнерству для мониторинга и координации за ходом реализации процессов ГЧП в республики, 2016 год

11. Постановление Кыргызской Республики «О создании государственного учреждения», «Центр государственно-частного партнерства» при Национальном агентстве по инвестициям при Президенте КР, был создан Центр государственно-частного партнерства при Министерстве экономики КР, в качестве государственного ведомства по координации и оказанию поддержки государственным органам при разработке и продвижению проектов ГЧП, 28 июня 2019 года за №333

12. Постановление Кабинета Министров КР от 25 марта 2022 года №160 утверждены ряд актов, регулирующих процедуры реализации проектов ГЧП

13. Стратегии развития Кыргызской Республики на 2008 - 2011 годы

14. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2018 - 2040 годы

15. Программа развития ГЧП в КР на 2022 - 2026 годы

16. Саматова Э.Э., Ташкулова Г.К., Жанболотова Н. Инновационное развитие науки и образования: Монография. Проблемы и направления деятельности образовательного учреждения в области формирования кадровой политики и стратегии управления персоналом. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 25 июня 2019 года. - с.28-35, https://elibrarv.ru/item.asp?id=38200407

17. Саматова Э.Э., Хасанова Х.И., Якубов С.Н., Раимжанов Ж.Р., Проблемы формирования модели выпускника в современных условиях//Наука и инновационные технологии.-2021.-№ 4(21).-С.185-196, https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=47949613

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.