Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов М.С., Легостаева А.А.

В статье представлен зарубежный опыт создания и функционирования системы управления проектами государственно-частного партнерства. В ходе исследования авторами выделены их особенности и представлены наиболее успешные практики его развития. Систематизированы основы законодательно-нормативного обеспечения, принципы успешного функционирования системы государственно-частного партнерства, основы организации системы органов государственного управления в рамках государственно-частного партнерства, долгосрочного планирования развития инфраструктуры, применяемые инструменты и методы формирования и организации органов государственного управления в рамках государственно-частного партнерства. На основе собранных данных, а также в ходе изучения накопленного в сфере государственно-частного партнерства практического опыта определены основные критерии успешности систем государственного управления проектами в сфере государственно-частного партнерства. В соответствии с выделенными критериями авторами рассмотрена возможность совершенствования механизмов государственно-частного партнерства в Республике Казахстан по выделенным направлениям. По мнению авторов, это позволит повысить эффективность управления и реализации проектов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE FORMATION OF A PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECT MANAGEMENT SYSTEM

The article presents foreign experience in the creation and functioning of a public-private partnership project management system. In the course of the study, the authors highlighted their features and presented the most successful practices of its development. The fundamentals of legislative and regulatory support, the principles of successful functioning of the public-private partnership system, the basics of organizing the system of public administration bodies within the framework of public-private partnership, longterm planning of infrastructure development, the tools and methods used to form and organize public administration bodies within the framework of public-private partnership are systematized. Based on the collected data, as well as during the study of practical experience accumulated in the field of public-private partnership, the main criteria for the success of public project management systems in the field of public-private partnership are determined. In accordance with the selected criteria, the authors considered the possibility of improving the mechanisms of public-private partnership in the Republic of Kazakhstan in the selected areas. According to the authors, this will improve the efficiency of management and implementation of public-private partnership projects.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

УДК 334.723(574)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

М.С. Степанов, А.А. Легостаева

В статье представлен зарубежный опыт создания и функционирования системы управления проектами государственно-частного партнерства. В ходе исследования авторами выделены их особенности и представлены наиболее успешные практики его развития. Систематизированы основы законодательно-нормативного обеспечения, принципы успешного функционирования системы государственно-частного партнерства, основы организации системы органов государственного управления в рамках государственно-частного партнерства, долгосрочного планирования развития инфраструктуры, применяемые инструменты и методы формирования и организации органов государственного управления в рамках государственно-частного партнерства. На основе собранных данных, а также в ходе изучения накопленного в сфере государственно-частного партнерства практического опыта определены основные критерии успешности систем государственного управления проектами в сфере государственно-частного партнерства. В соответствии с выделенными критериями авторами рассмотрена возможность совершенствования механизмов государственно-частного партнерства в Республике Казахстан по выделенным направлениям. По мнению авторов, это позволит повысить эффективность управления и реализации проектов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; система управления; зарубежный опыт управления.

M.S. Stepanov, A.A. Legostaeva. FOREIGN EXPERIENCE IN THE FORMATION OF A PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECT MANAGEMENT SYSTEM

The article presents foreign experience in the creation and functioning of a public-private partnership project management system. In the course of the study, the authors highlighted their features and presented the most successful practices of its development. The fundamentals of legislative and regulatory support, the principles of successful functioning of the public-private partnership system, the basics of organizing the system of public administration bodies within the framework of public-private partnership, long-term planning of infrastructure development, the tools and methods used to form and organize public administration bodies within the framework of public-private partnership are systematized. Based on the collected data, as well as during the study of practical experience accumulated in the field of public-private partnership, the main criteria for the success of public project management systems in the field of public-private partnership are determined. In accordance with the selected criteria, the authors considered the possibility of improving the mechanisms of public-private partnership in the Republic of Kazakhstan in the selected areas. According to the authors, this will improve the efficiency of management and implementation of public-private partnership projects.

Keywords: public-private partnership; management system; foreign management experience.

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) - это уникальный тип сотрудничества между государственным и частным секторами, направленный на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов в социальной и инфраструктурной сферах с установлением соотношения «цена и качество». В Республике Казахстан в 2015 г данное направление было регламентировано принятием Закона «О государственно-частном партнерстве» [1], который включил в себя меры государственной поддержки для предпринимателей и потенциальных инвесторов.

Несмотря на это формирование и развитие системы управления проектами ГЧП в Казахстане продолжает сталкиваться с рядом проблем, обусловленных столкновением интересов государственного и частного секторов, а также выбором наиболее эффективной формы взаимоотношений и модели развития всего механизма ГЧП в государстве. В связи с этим возникает потребность поиска результативных механизмов осуществления взаимодействия частного и государственного секторов в сформированной и эффективно функционирующей системе государственного управления ГЧП.

84

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 2(48)

На сегодняшний день не существует универсальной модели государственного управления сферой ГЧП. Каждое государство развивается поступательно, выбрав индивидуальный путь развития в соответствии с приоритетными задачами и действующими программами развития экономики государства и регионов. Каждая страна формирует свои национальные модели управления ГЧП.

Проекты ГЧП широко применяются в Великобритании, Соединенных Штатов Америки (далее - США), Австралии, Канаде, Германии, Франции, Венгрии, Китае, Испании и Ирландии, где государственно-частное партнерство выступает базовым условием эффективного и стабильного развития экономической системы. Для этого подготовлена нормативно-правовая база; обеспечивается вовлеченность государства через формирование национальной по-

литики государственно-частного партнерства; создана организационная инфраструктура; поддерживается политическое и финансовое благополучие на макро- и микроуровнях.

Рассмотрим результативность функционирования системы ГЧП в разных странах (табл. 1).

Изучение опыта зарубежных стран позволило определить критерии успешности системы управления проектами ГЧП и их особенности (табл. 2).

Как видно из табл. 2, в зарубежных странах модель ГЧП интегрирована в систему управления инфраструктурным комплексом. В рамках финансово-экономических органов исполнительной власти созданы инфраструктурные центры. Примером этому выступает Франция (агентство FIN INFRA), Великобритания (подразделение Казначейства IPA), Канада (PPP Canada). Все проекты в обязательном поряд-

Таблица 1

Результативность функционирования системы ГЧП

Государство Результат функционирования системы ГЧП

Великобритания В Великобритании модель частной финансовой инициативы, принятая еще в 1980-х гг., вплоть до своей отмены в 2018 г., привлекла за период своего действия более 700 проектов ГЧП при частных инвестициях порядка 56 млрд фунтов стерлингов. Казначейством страны был утвержден инфраструктурный план до 2028 г., предусматривающий инвестиции в размере 600 млрд фунтов стерлингов, из которых 50 % должно быть привлечены посредством ГЧП. В период с 2017 по 2021 г., по данным Всемирного банка, Великобритания является одним из лидеров на европейском рынке по числу проектов и объему, привлеченных средств в инфраструктуру, который насчитывает более 2000 проектов. За данный период реализовано более 30 проектов на сумму около 7,5 млрд евро

Франция Во Франции только сумма инвестиций в проекты по схеме «Marché de partenariat» (соглашения о партнерстве) превышает 40 млрд евро, а количество различных форм концессий и аналогичных им структур («Délégations de service public») превышает 15000. По оценкам Европейского центра развития ГЧП, доля проектов ГЧП в общем объеме инфраструктурных инвестиций во Франции достигает 12 %. По данным Всемирного банка, за период с 2017 по 2021 г. во Франции было реализовано около 80 проектов ГЧП на общую сумму более 13 млрд евро. Таким образом, Франция является безусловным лидером по этому показателю

Германия Германия на рынке ГЧП проектов в Европе за период с 2017 по 2021 г. занимает 3 место, уступая лишь Франции и Великобритании. За этот период было реализовано 25 проектов, в которые привлечено порядка 6 млрд евро

США По данным Национального совета, созданного в целях эффективного развития ГЧП на всех уровнях, инфраструктурным проектам США, реализованных через механизм ГЧП, насчитывается более 200 лет. Около 1000 проектов эксплуатируются по настоящее время

Российская Федерация Рынок проектов ГЧП в России по состоянию на 2021 г. составляет 3648 реализованных проектов. С 2006 г. успешно подписано и запущено около 200 проектов стоимостью более 1 млрд руб. (примерно 13 млн долл. по курсу на март 2022 г.). По объемам инвестиций они занимают около 95 % рынка проектов ГЧП

Канада ГЧП в Канаде представлена различными схемами, по которым на текущий период инициировано более 250 крупных инфраструктурных проектов на общую сумму порядка 110 млрд долл., а бюджетные поступления в государственную казну от данных проектов за каждый инвестированный в проект доллар равны 3,6 долл. B настоящее время осуществляется крупный инфраструктурный план «Investing in Canada», согласно которому вложения в социальную инфраструктуру составят порядка 187 млрд долл. в течение последующих 12 лет

Примечание: составлено авторами на основе [2; 8; 10; 11]

Таблица 2

Критерии успешности системы управления проектами ГЧП и их особенности

Государство Наличие в законодательстве закона о ГЧП Наличие специализированного юридического лица Наличие национального центра развития ГЧП Наличие механизма принятия решения альтернативного способа реализации проекта Наличие единого банка данных по проектам ГЧП Наличие стандарта оценки, анализ ценности партнерства (ValueForMoney) Особенности системы управления ГЧП

Великобритания Нет Да Да Да Да Да Отсутствует закон о ГЧП. Оператором проектов является Partnership UK. Обязательная предварительная независимая оценка V1M

Франция Да Да Да Да Да Да Интеграция ГЧП в систему управления инфраструктурным комплексом. Инфраструктурные центры в рамках финансово-экономических органов исполнительной власти. Обязательная предварительная независимая оценка V1M . Несколько органов управления системой ГЧП

Германия Да Да Да Да Да Да Специальные государственно-частные компании для управления ГЧП. Дополнение национальных центров ГЧП региональными структурами с высокой степенью власти

США Нет Да Да Да Да Да Национальный совет по ГЧП. Демократичность формирования государственно-частных партнерств на федеральном, локальном уровнях, а также на уровне штата. Вопросами управления и развития ГЧП ведают профильные министерства

Австралия Нет Да Да Да Да Да Институт по выработке и улучшению политики в сфере ГЧП - Рабочая группа национального форума по ГЧП (Foriim'sNational РРР WorkingGroup)

Российская Федерация Да Нет Да Нет Да Нет Платформа-экосистема участников рынка ГЧП. Применение разнообразных правовых форм ГЧП: создание специализированных структур, рынка инфраструктурных проектов региона с раскрытием правовой конструкции и источников финансирования. Активное привлечение регионов к самостоятельному управлению проектами ГЧП

Канада Нет Да Да Да Да Да Ведение базы данных проектов ГЧП-РЗ SPECTRUM. Органы по управлению ГЧП на более низких уровнях государственного управления. Обязательная предварительная независимая оценка V1M

о ¡54 €

R §

£ ¡54

Примечание: составлено авторами на основе [3-7; 9]

ке проходят предварительную независимую оценку VfM. Создана эффективная система контроля за реализацией инфраструктурных проектов как на национальном, так и на региональном уровне, которые взаимосвязаны друг с другом через национальные инфраструктурные планы [3].

Несмотря на имеющиеся различия в законодательстве, действующие модели ГЧП независимы от тех финансовых инструментов, которые закреплены в законодательных документах.

Мировая практика демонстрирует, что для обеспечения эффективного управления ГЧП необходимо создание единого органа управления с высококвалифицированным штатом сотрудников, имеющих опыт в области управления и навыки продвижения проектов разных уровней сложности. Создание данных органов, как правило, инициировано государственной исполнительной властью с полным контролем управления, либо они сформированы при поддержке бизнеса, но с преобладающим пакетом акций в уставе данных совместных предприятиях. Это позволяет выполнять данным органам следующие функции:

- государственная поддержка ГЧП на всех уровнях организации;

- реализация стратегии в сфере развития института ГЧП на всех уровнях власти;

- подготовка и оснащение всех участников проектов ГЧП различных областей проектной документацией и методическими рекомендациями;

- выбор способа поддержки через распределение государственного финансирования ГЧП;

В зарубежной практике отсутствует единый организационно-правовой механизм ГЧП.

В одних странах (Канада, Венгрия, Австралия, США) возможно финансирование проекта ГЧП из нескольких источников.

В других странах (Франция, Ирландия, Нидерланды, Греция) - это финансирование из центра ГЧП, который является структурным подразделением государственных органов власти и напрямую подчиняется Министерству экономики и финансов. Все это способствует

координации и управлению проектами ГЧП, продвижению данного механизма как основы инвестиционной политики государства. Управление основными финансовыми операциями при этом сохраняется и контролируется, как правило, Министерством экономики и финансов, координирующим все организационные процессы независимо от того, создается единый орган управления ГЧП при координирующем министерстве или как самостоятельная организация.

В-третьих странах (Великобритания, Чехия и Германия) создается отдельный правовой агент или юридическое лицо, которое может представлять собой как коммерческую, так и некоммерческую структуру, при этом обе компании имеют доминирующую долю государственного участия. Этот обеспечивает децентрализацию ГЧП за счет передачи государственных функций в области экспертного продвижения, выбора целесообразности и способов реализации проектов, анализа и оценки проектных предложений, контроля сторонними структурами. Так, например, оператор проектов Partnership UK в Великобритании не только имеет 49 % доли государственного владения, но и принимает участие в разработке и утверждении нормативно-правовой базы ГЧП [3].

Для наглядной иллюстрации представим различные системы управления проектами ГЧП в нескольких государствах (рис. 1-3).

Прослеживается тесная взаимосвязь с наличием в странах специального уполномоченного центра, в основе которого сформирована инстуционально-правовая и методологическая база продвижения и распространения ГЧП с высоким уровнем развития института ГЧП в целом.

Интересен опыт Германии, где путем создания Консалтингового сообщества Partnerschaften Deutschland, как и в Великобритании и Франции, решается вопрос об организации центра ГЧП. Учитывая особенности государственного устройства Германии и ее исконно федеративную форму становления власти, она имеет богатую историю развития ГЧП. А особенностью в данном случае являет-

Министерство финансов

Группа разработки политики ГЧП

Группа анализа проектов

О

-W

Рartnership UK

Отраслевые

управляющие

компании

Региональные представители

Проекты ГЧП по отраслям и регионам

Рис. 1. Система управления проектами ГЧП в Великобритании

Министерство

финансов

Министерство Межведомственная

юстиции комиссия

Компания PPP «Centrum»

Министерство экономики и транспорта 1

Проекты ГЧП по отраслям и регионам

Рис. 2. Система управления проектами ГЧП в Венгрии

Рис. 3. Система управления проектами ГЧП в Австралии

ся то, что большая доля деятельности в рамках отношений государственного и частного сектора концентрируется на региональном уровне, и национальные центры ГЧП дополнены региональными структурами. Уполномоченные за ГЧП подразделения организуются и функционируют при федеральных министерствах экономики и финансов, науки и спорта, труда и социального развития, транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и т.д. [7].

Государственно-частное партнерство в Канаде представляет собой форму альтернативного предоставления услуг, которая предполагает официальное соглашение о сотрудничестве между государственными и частными секторами в рамках нескольких инициатив, как правило, долгосрочного характера. Первоначальное обоснование ГЧП в Канаде состояло в том, чтобы обеспечить города высококачественной инфраструктурой без увеличения прямого долга государственного сектора.

В Канаде правительством была создана государственная корпорация PPP Canada, в обязанности которой входит предоставление ряда услуг частному сектору, а также финансирование как на федеральном, так и на провинциальном уровнях. На сегодняшний день корпорация PPP Canada была расформирована в связи с тем, что опыт по внедрению ГЧП вошел в обычную практику по всей Канаде. Та-

ким образом, опыт Канады также представляет особый интерес для государств, которые находятся на пути становления и развития систем по управлению ГЧП [9].

Резюмируя проанализированный в ходе исследования материал, нами определены следующие основные принципы успешного функционирования системы ГЧП (табл. 3).

Таким образом, популяризация создания системы управления проектами ГЧП в обозначенных странах выступает одной из ключевых форм развития социальной инфраструктуры и направлений инвестиционной политики.

Рассмотренный нами критерий у государств с успешно развитой системой управления ГЧП свидетельствует о том, что наличие закона о ГЧП не всегда является обязательным условием успешного функционирования ГЧП. Это прослеживается в практике формирования системы ГЧП в Великобритании, Канаде, США и Австралии.

Можно наблюдать весьма интересную зависимость: зачастую в странах с менее развитой средой, определяющей рыночные отношения, деятельность ГЧП регулируется специальным законом. Этот принцип работает и в обратном порядке. Так, специальные законы приняты лишь в 41 % развитых стран, а в Восточной Европе и Центральной Азии (в эту группу входит Российская Федерация и Республика Казахстан) - в 95 % стран.

88

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 2(48)

Таблица 3

Принципы успешного функционирования системы ГЧП

Со стороны го сударственного сектора - создание и поддержание равных прав перед законом частных и государственных партнеров; - обеспечение достижения целей проектов ГЧП с учетом интересов всех стейкхолдеров (представителей частного и государственного секторов, населения, потребителей, пользователей объектов инфраструктуры и иных заинтересованных лиц); - формирование прозрачной и доступной системы правил и всех процедур, осуществляемых при управлении проектами ГЧП; - создание благоприятной конкурентной среды в процессе конкурсного отбора частного партнера во все проекты; - предоставление свободного доступа субъектов бизнеса к участию в организованном конкурсном отборе и отсутствие любого вида дискриминации при определении участников и победителей конкурса на право заключения договора о реализации проекта ГЧП; - поддержание справедливого распределения между партнерами рисков, выгод, гарантий и обязанностей, связанных с исполнением договора ГЧП; - эффективное государственное управление системой проектов ГЧП в тесном контакте с бизнес-сектором, а также в необходимых случаях с привлечением финансирующих организаций с соблюдением баланса их прав и законных интересов; - неизменность правового режима, действующего на момент заключения договоров по проектам ГЧП

Со стороны частного сектора - добросовестное и взаимовыгодное сотрудничество для реализации проекта ГЧП; - достижение установленных системой управления проектами ГЧП критериев и показателей, позволяющих оценить результативность этой системы; - привлечение всех видов ресурсов (в т.ч. инвестиций, квалифицированных кадров, передовых технологий и т.д.) в проекты ГЧП для поддержки и стабильного развития данного механизма и системы в целом; - соблюдение требований и условий, установленных нормативно правовыми актами действующей системы управления проектами ГЧП в государстве

Со стороны иных участников и заинтересованных лиц - активное участие в стабильном функционировании и предложении мер по совершенствованию системы управления проектами ГЧП; - участие в конкурсной комиссии по определению частных партнеров по проектам; - мониторинг реализации проектов ГЧП; - участие в нормативно-правовом обеспечении системы управления проектами ГЧП, разработке и обсуждении типовых конкурсных документаций проектов ГЧП

Примечание: составлено авторами на основе [3-7; 9]

Однако практика функционирования системы управления проектами ГЧП Франции свидетельствует об обратном. При наличии специального закона о ГЧП государство успешно реализовало преобладающую часть проектов по сравнению с другими Европейскими странами [6].

Не менее важной составляющей, помимо наличия специализированных органов управления, в развитии всей системы является уровень эффективности работы государственных служащих и их квалификация в вопросах проектного управления и вопросах реализации ГЧП.

Резюмируя проанализированный материал, а также опираясь на опыт зарубежных стран, отметим, что создание специализированного органа управления проектами ГЧП и модель управления в рамках общей системы государственного управления являются двумя базовыми моделями формирования системы ГЧП.

Как отмечает И.С. Фадюшин, большая часть европейских стран предпочитает идти по первому пути, причем это относится и к той категории стран, в которой отсутствует специализированное законодательство. Очевидно, что создание таких органов позволяет осуществлять более эффективное управление проектами ГЧП, содействовать их реализации, выполнять функции контроля и мониторинга [9].

В целом, в целях эффективного управления системой ГЧП необходимо объединить усилия различных структур исполнительной власти для осуществления планов по достижению существенных результатов в применении механизмов ГЧП.

Концентрация всех компетенций в области ГЧП в подобных образованных структурах способствует созданию предпосылок для наиболее эффективного продвижения ГЧП, поиску успешных форм и моделей управле-

ния системой ГЧП. В рамках данной системы основная централизация функций будет сосредоточена на мониторинге инициирующихся проектов и отбора из них наиболее перспективных для совершенствования нормативно-правовой базы, а также для выбора наиболее оптимальных механизмов партнерских отношений в сфере развития инфраструктуры [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенного анализа и выделенных критериев успешного функционирования ГЧП в передовых зарубежных государствах видится возможным совершенствование системы ГЧП Республики Казахстан по следующим направлениям:

1. Формирование в системе управления проектами ГЧП специализированного государственного органа как самостоятельной структуры на базе профильных министерств или организация работы ведомства.

2. Подготовка специалистов, наделенных полномочиями в сфере реализации и управления проектами ГЧП, обладающих необходимой квалификацией по управленческим и экономическим специальностям и профильными компетенциями.

3. Создание системы мониторинга результатов реализации проектов ГЧП, базирующейся на существующих лучших и оптимальных решениях по проектам.

4. Создание единого информационного доступа к основным показателям реализуемых и планируемых к реализации проектов ГЧП. Это необходимо для решения проблемы коррупционных и скрытых рисков, формирования прозрачности в системе управления проектами ГЧП.

5. Создание эффективного механизма по качественному отбору проектов ГЧП, четкой их дифференциации. Это обеспечит возможности выбора оптимального варианта решения о реализации проекта посредством ГЧП через государственные закупки или путем формирования бюджетного инвестиционного проекта. Целесообразно проводить сравнение эффективности различных способов его реализации в целях определения наиболее оптимального.

В Республике Казахстан функционирует национальный центр развития ГЧП, который осуществляет экономическую экспертизу инвестиционных проектов, исследовательскую деятельность в области ГЧП, обучение и повышение квалификации специалистов и экспертов в области ГЧП. Предлагаемая нами система критериев позволит повысить эффективность управления в сфере ГЧП на всех этапах про-

ектов. Взвешенное использование зарубежного опыта для развития ГЧП в Республике Казахстан поможет увеличить эффективность данной модели взаимодействия государства с частным сектором. Данная форма сотрудничества также позволит государству выйти на новый уровень страновой конкурентоспособности посредством результативного привлечения средств частного капитала в существующий инфраструктурный комплекс и значительно повысит его уровень развития.

Список литературы

1. О государственно-частном партнерстве: закон Республики Казахстан от 31.10.2015 № 379-V. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400001413 (дата обращения: 25.02.2022).

2. Базы данных Платформы «Росинфра» (Национального центра ГЧП) по состоянию на 01.11.2020. URL: https://rosinfra.ru/project (дата обращения: 16.06.2022).

3. Бедняков А.С. Государственно-частное партнерство как модель развития публичной инфраструктуры // Вестник МГИМО Университета. 2022. Т. 15. № 1. С. 134-176.

4. Дмитриева Е.О., Гусева М.С. Центры развития государственно-частного партнерства: анализ международной практики создания и развития // Науковедение: интернет-журнал. 2016. Т. 8. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/pdf/39evn616. pdf (дата обращения: 16.06.2022).

5. Долганова О. Тенденции развития системы управления государственно-частным партнерством // Вестник института экономики Российской академии наук. 2010. № 1. С. 97-105.

6. Фадюшин И.С. Международный опыт развития ГЧП // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 4 (82). С. 39-43.

7. Ястребов О.А. Организационный механизм управления развитием государственно-частного партнерства за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экономика». 2011. № 4. С. 82-86.

8. Global Infrastructure Hub. URL: https://www. gihub.org (Accessed 16.06.2022).

9. Infrastructure Canada. Investing in Canada -Canada's Long-Term Infrastructure Plan. URL: https://www.infrastructure.gc.ca/ plan/about-invest-apropos-eng.html (Accessed 04.03.2022).

10. Market Update. Review of the European PPP Market in 2018 // European Investment Bank. 2019. URL: https://www.eib.org/attachments/ epec/epec_market_update_2018_en.pdf (Accessed 16.06.2022).

11. PPP Data Base World Bank as December of 2019. URL: https://ppi. worldbank.org/en/ppidata (Accessed 15.06.2022).

References

1. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve [On Public-Private Partnership]: zakon Respubliki Kazakhstan ot 31.10.2015 № 379-V. URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/P1400001413 (Accessed 25.02.2022).

2. Bazy danny Platformy «Rosinfra» (Natsio-nal'nogo tsentra GChP) po sostoyaniyu na 01.11.2020. URL: https://rosinfra.ru/project (Accessed 16.06.2022).

3. Bednyakov A.S. Gosudarstvenno-chastnoe part-nerstvo kak model' razvitiya publichnoj infrastruk-tury [Public-private partnership as a model for the development of public infrastructure] // Vestnik MGIMO Universiteta. 2022. T. 15. № 1. S. 134-176.

4. Dmitrieva E.O., Guseva M.S. Tsentry raz-vitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: analiz mezhdunarodnoj praktiki sozdaniya i razvitiya [Public-private Partnership Development Centers: analysis of international practice of creation and development] // Naukovedenie: internet-zhurnal. 2016. T. 8. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/pdf/39evn616. pdf (Accessed 16.06.2022).

5. Dolganova O. Tendentsii razvitiya sistemy upravleniya gosudarstvenno-chastnym partnerstvom [Trends in the development of the public-private partnership management system] // Vestnik instituta

ekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2010. № 1. S.97-105.

6. Fadyushin I.S. Mezhdunarodnyj opyt razvitiya GChP [International experience of PPP development] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatefskij zhurnal. 2019. № 4 (82). S. 39-43.

7. Yastrebov O.A. Organizatsionnyj mekhanizm upravleniya razvitiem gosudarstvenno-chastnogo partnerstva za rubezhom [Organizational mechanism for managing the development of public-private partnership abroad] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Ekonomika». 2011. № 4. S. 82-86.

8. Global Infrastructure Hub. URL: https:// www.gihub.org (Accessed 16.06.2022).

9. Infrastructure Canada. Investing in Canada -Canada's Long-Term Infrastructure Plan. URL: https://www.infrastructure.gc.ca/plan/about-invest-apropos-eng.html (Accessed 04.03.2022).

10. Market Update. Review of the European PPP Market in 2018 // European Investment Bank. 2019. URL: https://www.eib.org/attachments/ epec/epec_market_update_2018_en.pdf (Accessed 16.06.2022).

11. PPP Data Base World Bank as December of 2019. URL: https://ppi. worldbank.org/en/ppidata (Accessed 15.06.2022).

СТЕПАНОВ Михаил Сергеевич - докторант. Карагандинский университет Казпотребсою-за. Республика Казахстан. Караганда. E-mail: misha stepanov.1997@mail.ru.

ЛЕГОСТАЕВА Анна Анатольевна - кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента и инноваций, ученый секретарь. Карагандинский университет Казпотребсоюза. Республика Казахстан. Караганда. E-mail: anjal@mail. ru.

STEPANOV, Mikhail Sergeevich - Doctoral Student. Karaganda University of Kazpotrebsoyuz. Republic of Kazakhstan. Karaganda. E-mail: misha_stepanov.1997@mail.ru.

LEGOSTAEVA, Anna Anatolyevna - Candidate of Economics, Professor of the Department of Management and Innovation, Academic Secretary. Karaganda University of Kazpotrebsoyuz. Republic of Kazakhstan. Karaganda. E-mail: anjal@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.