5. Дикинов А.Х., Атабиева А.Х. Проблемы рационализации отраслевых пропорций регионального развития // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2012. № 3. С. 121-125.
6. Дикинов А.А., Дикинова А.А. Современные приоритеты развития агроэкономики // «Известия» КБНЦ РАН. 2014. № 1 (57). С. 79-84.
7. Дикинов А.Х., Хасиева Т.А. Проблемы социо-эко-лого-экономической асимметрии уровня развития регионов под влиянием макроэкономических тенденций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 85-90.
8. Дикинов А.Х., Джанаева З.А.Формирование инновационной активности - определяющий фактор развития экономики региона (на примере СевероКавказского федерального округа) // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 3 (53). С. 75-80.
9. Ильмиева З.Б., Факов А.И., Дикинов А.Х. Управление процессом привлечения инвестиций в реаль-
ный сектор региональной экономики. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2010. № 6а - 1а. С. 81-87.
10. ECONOMY OF THE NORTH CAUCASUS: PROBLEMS, DIAGNOSIS, PROSPECTS Mamedov O., Gvarliani T., Khasheva Z., Zenchenko S., Tatuev A., Molchan A., Klochko E., Kuzmenko V., Kuyantsev I., Tumanyan Y., Trysyachny V., Dikinov A.collective monograph / Oktai Mamedov (Editor). Berlin, 2014. Том 1 Russian Economists on the Russian Economy. Р. 218.
11. Овчинников В.Н. Социально-экономические проблемы и ресурсы стабилизации положения на Северном Кавказе в новом геоэкономическом формате // Стратегические приоритеты модернизации экономики российских регионов: Северо-Кавказский вектор: Материалы всероссийской научной конференции («IV домбайские чтения»), Домбай, 12-16 апреля 2012 г. - Черкесск: Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 2012. - С. 6.
12. http://investkavkaz.ru Инвестиционный портал СКФО
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГЧП ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Есева Екатерина Павловна
аспирант кафедры менеджмента и маркетинга, Сыктывкарский государственный университет
им. П. Сорокина, г. Сыктывкар
WORLD TENDENCY IN PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP MECHANISM USAGE FOR PUBLIC FUNCTIONS IMPLEMENTATION Eseva Ekaterina, Graduate Student, Department of management and marketing, Syktyvkar State University named after P. Sorokin, Syktyvkar
АННОТАЦИЯ
Актуальность развития государственно-частного партнерства в современных экономических условиях обусловлена все возрастающими социальными потребностями ввиду роста потребностей населения в повышении уровня и качества жизни, увеличения продолжительности жизни. Удовлетворение соответствующих потребностей относится к государственным полномочиям, что ставит перед государственными структурами задачи поиска эффективных инструментов реализации социально значимых проектов.
Целью настоящей статьи является определение мировых тенденций в сфере государственно-частного партнерства и выработка рекомендаций по применению механизмов государственно-частного партнерства для эффективной реализации государством своих полномочий с учетом указанных тенденций.
На основании анализа базы данных мировых проектов государственно-частного партнерства в статье обобщен опыт реализации таких проектов, выделены приоритетные сферы деятельности, в которых эффективно используются механизмы государственно-частного партнерства, определены тенденции и закономерности государственно-частного партнерства, в том числе с учетом отражения масштабности реализуемых проектов на условиях государственно-частного партнерства с учетом ее изменения во времени.
В результате проведенного исследования сформулированы рекомендации - базовые положения, являющиеся одним из способов первичной оценки целесообразности использования механизмов государственно-частного партнерства для реализации публичных проектов.
ABSTRACT
The relevance of private-public partnership development in contemporary economic situation is stipulated by growing social needs due to increasing needs in level and quality of life and life expectancy rise. Respond to the needs is the public power; so the state needs to find out effective mechanisms for social projects implementation.
The aim of the article is to find out the world trends in the sphere of private public partnership and to develop recommendations on private public partnership mechanisms usage for effective implementation of public powers considering the trends.
One the base of the world private public projects data base analyses the private public project implementation practice is summarized, the spheres are distinguished in that private public mechanisms are used, trends and regularities of the private public partnership are determined including taking into account the project scale and its variation in time.
As a result of the research the recommendations were formulated; these are the basic statements that should be one of the ways of initial assessment of private public partnership mechanisms usage advisability for public projects implementation.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; мировой опыт; тенденции; социально значимые проекты; инфраструктура.
Keywords: private public partnership; word experience; trends; social projects; infrastructure.
Использование лучших мировых практик, перенос их на почву экономических, законодательных, политических и иных условий той или иной страны - один из наиболее эффективных механизмов социального и экономического развития, позволяющий избежать многих ошибок становления таких практик. В настоящее время своего рода лучшей практикой - одним из успешно используемых в мировой практике механизмов привлечения дополнительного финансирования для реализации большего числа социально значимых проектов и удовлетворения нарастающих социальных потребностей, осуществление которых относится к государственным полномочиям, - является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП).
К настоящему моменту в мире с использованием механизма ГЧП реализованы, реализуются и планируются к реализации 3 407 проектов [3]. При этом в 260 случаев из них (7,6%) от реализации проекта отказались, 16 проектов (0,5%) решено было реализовать на основе иных механизмов, 31 проект (0,9%) - заморожен.
Социально значимые проекты, в рамках которых подписаны соглашения о ГЧП (на 01.06.2015)*
Таким образом, функционирующих проектов ГЧП в мире к настоящему моменту 3 100, по 1 620 (52,3%) из которых подписаны соглашения, т.е. они находятся на стадии реализации (инвестиционная/эксплуатационная) или уже завершены. Соответственно, можно отметить, что эффективность использования механизмов ГЧП составляет 86,2%. Под эффективностью использования механизмов ГЧП для настоящего исследования мы понимаем количество успешных проектов ГЧП (находящихся на стадии реализации, а также реализованных) в общем количестве проектов ГЧП, по которым были заключены соглашения,
В целях определения основных сфер, в рамках которых эффективно использование ГЧП с учетом мировой практики, рассмотрим состав сфер реализации указанных 1 620 проектов, которые успешно доведены до стадии реализации (или завершены).
Таблица 1
№ п/п Отрасль Количество проектов Стоимость проектов
1. Здания центрального правительства (в данную категорию относятся как здания для государственных учреждений, так и здания аэропортов и морских портов, для которых не выделены отдельные категории в перечне) 30 От 9,5 млн. английских фунтов стерлингов до 1,2 млрд. долл. США
2. Тюрьмы и суды 58 От 5 млн. английских фунтов стерлингов до 650,0 млн. евро
3. Оборона 60 От 1 млн. английских фунтов стерлингов до 2,5 млрд. английских фунтов стерлингов
4. Образование 325 От 0,06 млн. английских фунтов стерлингов до 700,0 млн. английских фунтов стерлингов
5. Энергетика 23 От 0,9 млн. английских фунтов стерлингов до 1,5 млрд. долл. США
6. Здравоохранение 384 От 0,2 млн. английских фунтов стерлингов до 2,2 млрд. канадских долл.
7. Жилищное строительство и обновление 105 От 1,7 млн. английских фунтов стерлингов до 800,0 млн. английских фунтов стерлингов
8. Досуг и библиотеки 49 От 0,9 млн. английских фунтов стерлингов до 1,0 млрд. австралийских долл.
9. Железные дороги 47 От 6,1 млн. английских фунтов стерлингов до 6,3 млрд. английских фунтов стерлингов
10. Автодороги и уличное освещение 221 От 2,4 млн. евро до 7 млрд. евро
11. Водоснабжение, водоотведение и отходы 114 От 5,5 млн. английских фунтов стерлингов до 5,4 млрд. долл. США
12. Аварийные службы 45 От 3,0 млн. английских фунтов стерлингов до 1,47 млрд. английских фунтов стерлингов
№ п/п Отрасль Количество проектов Стоимость проектов
13. 1Т и телекоммуникации 58 От 0,6 млн. английских фунтов стерлингов до 490,0 млн. английских фунтов стерлингов
14. Здания местного самоуправления (в данную категорию относятся как здания для государственных учреждений, так и небольшие порты, местные аэропорты, парковки, дорожная инфраструктура городов, парки, для которых не выделены отдельные категории в перечне) 45 От 1,0 млн. английских фунтов стерлингов до 900,0 млн. долл. США
15. Другие сферы 56 От 25,7 млн. евро до 750,0 млн. долл. США
* таблица составлена на основе анализа данных [3]
Структура проектов ГЧП в мире, по которым заключены соглашения, приведена на рисунке 1.
3%
4%
7%
14%
3%
3%
5%
3%
4%
4%
20%
□ Тюрьмы и суды
■ Оборона
□ Образование
□ Энергетика
□ Здравоохранение
□ Жилищное строительство
□ Досуг
□ Железные дороги
■ Автодороги
□ Вода и отходы
□ Аварийные службы
□ И и телекоммуникации
■ Правительственные объекты
□ Другое
Рисунок 1 - Структура проектов ГЧП в мире, по которым подписаны соглашения (на 01.06.2015)*.
* Рисунок составлен на основе данных [3]
1%
6%
23%
Отдельно отметим масштаб проектов ГЧП в мире: в соответствии с приведенной информацией проекты, реализуемые и реализованные на принципах ГЧП, варьируются от относительно небольших - 0,06 млн. английских фунтов стерлингов (5,1 млн. рублей по курсу ЦБ РФ на 23.06.2015 [5]) - до очень масштабных - 6,3 млрд. английских фунтов стерлингов (535,0 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 23.06.2015 [5]). В целях определения существующих тенденций в сфере ГЧП в таблице 2 приведено сравнение проектов ГЧП по основным сферам реализации таких проектов, подписание соглашений по которым произведено в 2000-2004 гг. и в 2010-2014 гг.
Таблица 2
Масштабность мировых проектов ГЧП, по которым заключены соглашения, в сферах с наибольшим количеством
таких проектов*._
Таким образом, с учетом результатов мирового опыта в сфере ГЧП, приведенных в таблице 1 и на рисунке 1, основными сферами, в которых используются механизмы ГЧП, являются:
- здравоохранение;
- образование;
- автодороги.
При этом механизмы ГЧП также успешно используются практически во всех сферах, относящихся к государственным полномочиям.
№ Сфера Количество Средняя Средний срок Страны, реализующие проекты ГЧП
п/ реалии- проектов стоимость, млн. реализации, лет (доля проектов соответствующей
п зации Рублей1 страны)
2000- 2010- 2000- 2010- 2000- 2010- 2000-2004 2010-2014 гг.
2004 гг. 2014 гг. 2004 гг. 2014 гг. 2004 гг. 2014 гг. гг.
Великобритания
(33,3%), Канада
1. Здра-воох-ранение 141 51 2725,5 19124,5 17,6 28,0 Велико-бри-тания (95,7%), Италия (3,6%), Австрия (0,7%) (19,6%), Австралия (9,8°%), Италия (7,7°%), Турция и Испания (по 5,9%), Германия и Португалия (по 3,9%), Польша, Нидерланды, Малайзия, Мексика и Франция (по 2%)
1 Стоимость проектов переведена в рубли по курсу ЦБ РФ на 23.06.2015 [5].
№ Сфера Количество Средняя Средний срок Страны, реализующие проекты ГЧП
п/ реалии- проектов стоимость, млн. реализации, лет (доля проектов соответствующей
п зации Рублей1 страны)
2000- 2010- 2000- 2010- 2000- 2010- 2000-2004 2010-2014 гг.
2004 гг. 2014 гг. 2004 гг. 2014 гг. 2004 гг. 2014 гг. гг.
Великобритания
(58,0%), Франция
(14,5%), Австралия,
Велико-бри- Филиппины, Канада,
Обра- тания США и Германия (по
2. зова-ние 109 69 2680,7 9460,4 19,1 27,4 (96,3%), Германия (3,7%) 2,8%), Финляндия, Бельгия, Норвегия, Испания, Польша, Казахстан, Греция, Новая Зеландия и Ирландия (по 1,5%)
Велико-бри- Индия (17,5%), Вели-
тания кобритания (16,5%),
(34,2%), Пор- Нидерланды (8,3%),
тугалия Франция (7,2%), США
(15,8%), (5,2%), Канада и Испа-
Испания ния (по 4,1%), Турция,
(7,9%), Австралия, Россия и
Автодороги и уличное освещение Польша, Венгрия, Германия (по 3,0%), Ирландия, Бельгия
3. 38 97 18952,6 43654,3 19,9 27,7 Ирландия, Италия и и Литва (по 2,0%), Малайзия, Австрия,
Франция (по 5,3%), Индонезия, Берег слоновой кости,
Австралия, Хорватия, Норвегия, Нидерланды, Германия и Румыния (по 2,6%) Ямайка, Филиппины, Финляндия, Словакия, Пуэрто Рико, Чили, Бангладеш, Сенегал, Португалия, Пакистан, Бразилия, Новая Зеландия (по 1,0%)
* таблица составлена на основе анализа данных [3]
С учетом анализа мировых проектов ГЧП, по которым заключены соглашения [3], отметим следующие тенденции:
- наиболее масштабные проекты ГЧП реализуются в сферах автодорог, железных дорог, водоснабжения и отходов (таблица 1);
- масштабность проектов ГЧП увеличивается со временем: так проанализировав мировые проекты ГЧП на стадии реализации и завершенные в сферах с наибольшим количеством проектов - здравоохранение, образование, автодороги (таблица 2), следует отметить, что средняя стоимость проектов ГЧП увеличилась в 2,3 - 7 раз, а средний срок их реализации увеличился 1,4 - 1,6 раза. Тенденции к увеличению масштабности проектов объясняются значительными затратами (как временными, так и финансовыми) на планирование и подготовку проектов ГЧП. При этом издержки на подготовку не сильно зависят от масштаба проектов (всегда при-сутству ют стандартные статьи расходов - привлечение финансовых и инвестиционных консультантов, юристов, проведение операций по расчетам и т.д.). Очень большие суммы тратятся на переговоры и подписание договоров. В связи с этим, в стане с
наибольшим опытом реализации проектов ГЧП, которой является Великобритания, проекты стоимостью ниже 20 млн. фунтов (порядка 1,7 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 23.06.2015 [5]) не реализуются на условиях ГЧП. [6] Кроме того, значительны и затраты времени на подготовку проекта и заключение соглашения: в Великобритании только от запуска конкурсных процедур до финансового закрытия проекта затрачивается в среднем 35 месяцев [1, стр. 38], а в целом на подготовку проекта ГЧП до момента его подписания может уходить более 5 лет [2].
Более того затраты несет как государство, осуществляющее структурирование проекта с учетом всех потребностей и ограничений, так и частные организации -участники конкурсов на право заключения соглашений о ГЧП, проводящие оценку своих возможностей и подготовку конкурсных предложений;
- при росте масштабности проектов их количество в социальной сфере снижается (в здравоохранении -почти в 3 раза, в образовании - почти на 40%), а в сфере развития автодорог наряду с масштабностью
растет и количество проектов, по которым заключены соглашения (с учетом анализа данных таблицы 2). Такая ситуация объясняется текущей структурой мировой потребности в инфраструктуре: по итогам исследования, проведенного компаниями «Urban Land Institute» и «EY» в 2014 году [4, стр. 2-3], приоритетом в мире для дальнейшего инвестирования в инфраструктуру в настоящее время названо обновление общественной транспортной системы, а также автодорог, мостов и инфраструктуры для пешеходов. При этом значимость обновления социальной инфраструктуры (в частности здравоохранения) в мире на ближайшую перспективу ниже (находится в середине среди обследованных сфер деятельности), что объясняется ее удовлетворительным состоянием с точки зрения респондентов, участвовавших в указанном исследовании;
- с учетом данных, приведенных в таблице 2, более 95% проектов ГЧП в социальных сферах (здравоохранение, образование) в 2000-2004 гг. реализованы в Великобритании, в сфере автодорожного хозяйства в том же периоде британских проектов больше трети; к 2010-2014 гг. роль Великобритании в сфере ГЧП снижается, при этом в социальных сферах она остается значительной (58% проектов ГЧП -в образовании и 33% - в здравоохранении), а в сфере автодорог доминирования Великобритании не наблюдается (здесь 17,5% проектов реализуются в Индии, 16,5% - в Великобритании, 8,3% - в Нидерландах, 7,2% - во Франции);
- возросло число стран, использующих механизмы ГЧП (таблица 2); отметим, что в социальной сфере проекты ГЧП в 2010-2014 гг. реализуют в основном развитые страны, а в сфере развития автодорог данный механизм к 2010-2014 гг. успешно применяется как в развитых, так и развивающихся станах. Учитывая вышеизложенное, отметим, что механизмы ГЧП используются для реализации общественно значимых проектов во всех сферах, традиционно относящихся к полномочиям государства. При этом к приоритетным сферам с учетом мировой практики можно отнести здравоохранение, образование, развитие автодорог, т.к. обычно решение проблем в данных сферах требует принятия безотлагательных решений.
Кроме того, происходит совершенствование механизмов ГЧП, что подтверждает эффективность и востребованность данных механизмов при реализации общественно значимых проектов, а также дает возможность использовать накопленный опыт при планировании деятельности в сфере ГЧП для стран, не имеющих собственного опыта реализации ГЧП-проектов как в отдельных сферах деятельности, так и в целом.
Таким образом, с учетом сложившихся мировых тенденций в сфере ГЧП при планировании деятельности в сфере ГЧП, на наш взгляд, целесообразно исходить из следующих положений:
1. чем масштабнее проект, в частности с учетом требуемых финансовых затрат, тем более обосновано использование механизмов ГЧП ввиду оптимизации издержек на подготовку, структурирование и конкурсные процедуры по проекту;
2. при отборе проектов основным ориентиром должны быть первоочередные потребности всей территории, которые не могут быть удовлетворены с помощью имеющихся у государства средств;
3. мировой опыт показывает, что механизмы ГЧП эффективно применяются в целях реализации всех государственных полномочий, но в числе первоочередных - здравоохранение, образование и транспортная инфраструктура.
Список литературы
1. A new approach to public-private partnerships / HM Treasury report. URL: http://cdn.hm-treasury.gov.uk/ infrastructure new approach to public private par nerships 051212.pdf.
2. Hoicka D. Public Private Partnerships and Affordable Housing. URL: http://www.slideshare.net/ David Hoicka/public-private-partnerships-ppp-and-affordable-housing-by-david-hoicka.
3. Project Tracker / Partnerships bulletin. URL: http:// www.partnershipsbulletin.com/projects/index/.
4. Urban Land Institute and EY. Infrastructure 2014: Shaping the Competitive City. Washington, D.C.: Urban Land Institute, 2014.
5. Курсы валют ЦБ. URL: http://cbrf.magazinfo.ru.
6. Мусатаева Ж. Государственно-частное партнерство в Великобритании. / Официальный Интернет-ресурс Министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: http://economy.gov.kz /pressservice/78/35291/.
К ВОПРОСУ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Касаев Борис Султанович,
доктор экон. наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Разаков Азат Асхатович,
канд. экон. наук, Строительный Концерн - Холдинг Славянский, соискатель, г. Москва
TO A QUESTION OF THE BALANCED DEVELOPMENT OF INNOVATIVE AND INVESTMENT ACTIVITY OF CONSTRUCTION CORPORATIONS
Kasaev Boris Sultanovich, Doctor of Economics, professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow