Научная статья на тему 'Совершенствование механизма компенсации операционных затрат проектов государственно-частного партнерства'

Совершенствование механизма компенсации операционных затрат проектов государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ГЧП / ПРОЕКТЫ ГЧП / МОДЕЛИ ГЧП / ЧАСТНЫЙ ПАРТНЕР / КОНЦЕССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАРТНЕР / ЦЕНТР ГЧП / МЖӘ МЕХАНИЗМі / МЖӘ ЖОБАЛАРЫ / МЖӘ МОДЕЛЬДЕРі / ЖЕКЕ СЕРіКТЕС / МЕМЛЕКЕТТіК СЕРіКТЕС / МЖӘ ОРТАЛЫғЫ / PPP MECHANISM / PPP PROJECTS / PPP MODELS / PRIVATE PARTNER / CONCESSION / STATE PARTNER / PPP CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асабаев Ерлан Амангельдиевич

В современных условиях сотрудничество между государством и частным партнером играет ключевую роль в развитии социальной, транспортной, энергетической и других важных для населения инфраструктур.В статье рассматриваются вопросы реализации государственно-частного партнерства, приводится анализ международных практик и текущего состояния проектов государственно-частного партнерства в Республике Казахстан. Учитывая динамику развития данного направления, актуальность исследований сотрудничества государства и частного бизнеса ежегодно возрастает. В настоящее время для создания инвестиционного климата в Республике Казахстан Правительством создаются условия для привлечения в экономику страны иностранных ресурсов, в том числе уделяя особое внимание развитию государственно-частного партнерства. Проведенный анализ международного опыта показывает, что Законы, регулирующие государственно-частное партнерство, требуют существенных доработок, в особенности вопросов, которые касаются регулирования процессов финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства, в частности процессов получения доходов и возмещения затрат субъектами государственно-частного партнерства. Целью статьи является выявление пробелов в законодательстве, препятствующих эффективному взаимодействию государства и частного партнера. Предложены рекомендации по внесению изменений в Закон о Государственно-частном партнерстве и другие нормативноправовые акты Республики Казахстан.Урегулирование данных вопросов позволит решить ряд ключевых проблем, в частности, разгрузки государственного бюджета, своевременного реагирования на растущие потребности населения в инфраструктуре, развитие частного бизнеса, а также открывает дополнительные возможности для инновационных решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM FOR COMPENSATING OPERATING COSTS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS

In modern conditions, cooperation between the state and a private partner plays a key role in the development of social, transport, energy and other important infrastructures for the population.The article discusses the implementation of public-private partnerships, provides an analysis of international practices and the current state of public-private partnership projects in the Republic of Kazakhstan. Given the dynamics of this area, the relevance of research on cooperation between government and private business is increasing annually. Currently, to create an investment climate in the Republic of Kazakhstan, the Government is creating conditions for attracting foreign resources to the country’s economy, including paying special attention to the development of public-private partnerships.The analysis of international experience shows that the Laws governing public-private partnerships require substantial improvements, especially regarding financing of a public-private partnership project, reimbursement of costs of public-private partnerships, as well as revenue generation by public-private partnerships.The purpose of the article is to identify gaps in the legislation that impede the effective interaction of the state and the private partner. Recommendations on amendments to the Law on Public-Private Partnership and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan are proposed.Settlement of these issues will allow solving a number of key problems, in particular, unloading the state budget, timely response to the growing needs of the population in infrastructure, development of private business, as well as provide an opportunity for the state to get innovative solutions from private investors.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма компенсации операционных затрат проектов государственно-частного партнерства»

REFERENCES

1. Zabolotskij E.D. Opyt reformirovanijapensionnyh sistem Evropejskogo Sojuza i vozmozhnosti ego ispol'zovanija v Rossii / VestnikSPbGU. Jekonomika. - 2017. - T. 33. Vyp. 3. - S. 472-497.

2. Belov V.A., Kozhaeva Ju.P. Pravovoe regulirovanie trudovoj migracii gosudarstv-chlenov ES i EAJeSposredstvompodgotovkiprofessional'nyh kadrov v Vuzah ES i RF. Vestnik MFJuA №1/2017. - S. 108-120.

3. Zhurunova M.K. Problemy osushhestvlenija trudovoj dejatel'nosti grazhdanami stran EAJeS v ramkah dogovora o EAJeS. Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata № 2 (53) 2019. - S. 128-131.

4. Rjazancev S. V., Ter-Akopov A.A., Pis'mennaja E.E., Hramova M.N. Scenarii razvitija migracionnoj situacii v EAJeS v uslovijah usilenijajekonomicheskoj integracii. Analiticheskij vestnik № 19 (676). - S. 8-18.

5. Nadirova A.K. Trudovaja migracija i novye podhodyk reglamentacii truda inostrannyh rabotnikov / Vestnik Universiteta im. O.E. Kutafina (MGJuA) 10/2017. - S. 199-206.

6. Len 'shin A. A. Realizacija principa nedopushhenija diskriminacii v trudovom zakonodatel 'stve stran EAJeS. Vestnik Universiteta im. O.E. Kutafina (MGJuA) 10/ 2017. - S. 241-246.

УДК 334.723

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОМПЕНСАЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ ЗАТРАТ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Асабаев Ерлан Амангельдиевич

Корпоративный секретарь BI Group, магистрант специальности «Юриспруденция» Высшей школы права Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: e_asabayev@kazguu.kz

Ключевые слова: механизм ГЧП; проекты ГЧП; модели ГЧП; частный партнер; Концессия; государственный партнер; центр ГЧП.

Аннотация. В современных условиях сотрудничество между государством и частным партнером играет ключевую роль в развитии социальной, транспортной, энергетической и других важных для населения инфраструктур.

В статье рассматриваются вопросы реализации государственно-частного партнерства, приводится анализ международных практик и текущего состояния проектов государственно-частного партнерства в Республике Казахстан. Учитывая динамику развития данного направления, актуальность исследований сотрудничества государства и частного бизнеса ежегодно возрастает. В настоящее время для создания инвестиционного климата в Республике Казахстан Правительством создаются условия для привлечения в экономику страны иностранных ресурсов, в том числе уделяя особое внимание развитию государственно-частного партнерства.

Проведенный анализ международного опыта показывает, что Законы, регулирующие государственно-частное партнерство, требуют существенных доработок, в особенности вопросов, которые касаются регулирования процессов финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства, в частности процессов получения доходов и возмещения затрат субъектами государственно-частного партнерства.

Целью статьи является выявление пробелов в законодательстве, препятствующих эффективному взаимодействию государства и частного партнера. Предложены рекомендации по внесению изменений в Закон о Государственно-частном партнерстве и другие нормативно- правовые акты Республики Казахстан.

Урегулирование данных вопросов позволит решить ряд ключевых проблем, в частности, разгрузки государственного бюджета, своевременного реагирования на растущие потребности населения в инфраструктуре, развитие частного бизнеса, а также открывает дополнительные возможности для инновационных решений.

МЕМЛЕКЕТТ1К-ЖЕКЕШЕЛ1К ЭР1ПТЕСТ1К ЖОБАЛАРЫНЫЦ ОПЕРАЦИЯЛЬЩ ШЫГЫНДАРЫН вТЕУ МЕХАНИЗМ1Н ЖЕТ1ЛД1РУ

Ерлан Амангелд^лы Асабаев

BI Group корпоративтж хатшысы, «Куцыцтану» мамандыгыныц магистрi, Жогары зац MeKme6i, М.С. Нэржбаев атындагы КАЗГЮУуниверситетi, Нур-Султан ц., К^азацстан Республикасы; e-mail: e_asabayev@kazguu.kz

Tyüíu свздер: МЖЭ мeханизмi; МЖЭ жобалары; МЖЭ модeльдeрi; жеке сержтес; Концессия; мемлекеттж сержтес; МЖЭ орталыгы.

Аннотация. K)азiргi жагдайда мемлекет пен жеке сержтес арасындагы ынтымацта-стыц халыц Yшiн мацызды элеуметтж, колж, энергетикалыц жэне басца инфрацурылымдар-ды дамытуда шeшушi рвл атцарады.

Мацалада мемлекеттж-жекеменшж сержтестжтщ ЖYзeгe асырылуы талцыланады, халыцаралыц тэжiрибeгe жэне Цазацстан Республикасындагы мемлекеттж-жекеменшж сержтестж жобаларыныц цазiргi жагдайына талдау жасалады. Осы саланыц динамикасын ескере отырып, мемлекет пен жеке бизнес ынтымацтастыц саласындагы зерттеулердщ озектшт жыл сайын артып кeлeдi. Цазiргi уацытта Цазацстан Республикасында инвести-циялыц ахуалды цалыптастыру мацсатында, Утметпен мемлекет экономикасына шетелдж ресурстарды тарту ушш жагдай жасалып, оныц штде мемлекеттж-жеке меншж сержте-стiктi дамытуга ерекше назар аударылады.

Халыцаралыц тэжiрибeнi талдау, мемлекеттж-жекеменшж сержтестж туралы зацдар-ды, эЫресе мемлекеттж-жекеменшж сержтестж жобасын царжыландыру, мемлекеттж-жекеменшж сержтестж шыгындарыныц орнын толтыру, сондай-ац мемлекеттж-жеке меншж сержтестжтердщ юр^терт цалыптастыру болтнде айтарлыцтай жeтiлдiрудi талап ететтдтн корсетедь

Мацаланыц мацсаты - мемлекет пен жеке сержтестщ тиiмдi озара сцимылына кедер-гi кeлтiрeтiн зацнамадагы кeмшiлiктeрдi аныцтау. Мемлекеттж-жеке меншж эрттестж туралы зацга жэне Цазацстан Республикасыныц озге де нормативтж цуцыцтыц актiлeрiнe озгерютер eнгiзу туралы усыныстар бершген.

Осы сурацтарды оцтайландыру бiрцатар мацызды мэсeлeлeрдi шешуге жол берт, атап айтцанда, мемлекеттж бюджетке цысымды азайту, халыцтыц инфрацурылымга деген ост келе жатцан цажeттiлiктeрiнe дер кезтде жауап цайтаруга, жеке бизнeстi дамытуга, сон-дай-ац мемлекетке, жеке инвесторлардан, инновациялыц шeшiмдeрдi алуга мумктдж бeрeдi.

IMPROVING THE MECHANISM FOR COMPENSATING OPERATING COSTS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS

Yerlan Assabayev

Corporate Secretary of BI Group, Master of Law,

Graduate School of Law, M. Narikbayev

KAZGUU University; Nur-Sultan city,

Republic of Kazakhstan; e-mail: e_asabayev@kazguu.kz

Keywords: PPP mechanism; PPP projects; PPP models; private partner; concession; state partner; PPP center.

Abstract. In modern conditions, cooperation between the state and a private partner plays a key role in the development of social, transport, energy and other important infrastructures for the population.

The article discusses the implementation of public-private partnerships, provides an analysis of international practices and the current state of public-private partnership projects in the Republic of Kazakhstan. Given the dynamics of this area, the relevance of research on cooperation between government and private business is increasing annually. Currently, to create an investment climate in the Republic of Kazakhstan, the Government is creating conditions for attracting foreign resources to the country's economy, including paying special attention to the development of public-private partnerships.

The analysis of international experience shows that the Laws governing public-private partnerships

require substantial improvements, especially regarding financing of a public-private partnership project, reimbursement of costs of public-private partnerships, as well as revenue generation by public-private partnerships.

The purpose of the article is to identify gaps in the legislation that impede the effective interaction of the state and the private partner. Recommendations on amendments to the Law on Public-Private Partnership and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan are proposed.

Settlement of these issues will allow solving a number of key problems, in particular, unloading the state budget, timely response to the growing needs of the population in infrastructure, development of private business, as well as provide an opportunity for the state to get innovative solutions from private investors.

В 80-х годах прошлого века большинство стран мира начали активно применять способы привлечения частных ресурсов в развитие государственной инфраструктуры. Впервые механизмы государственно-частного партнерства были реализованы в США в социальной сфере, а годами позже данный механизм начал широко применяться в модернизации городских систем и в объектах общественного использования [1].

Сегодня государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) является эффективным и прогрессивным инструментом взаимодействия частного бизнеса с государством, при этом частный партнер выступает в роли источника финансирования, технологий, рабочей силы, инновационных решений и качественных услуг.

Стоит отметить, что одним из ключевых экономических курсов Стратегии «Казах-стан-2050», является создание эффективного частного сектора экономики и развитие ГЧП. Правительством уделяется особое внимание развитию ГЧП в сфере предоставления медицинских услуг (создание высокотехнологичных центров и клиник) и развития средней и высшей системы образования [2].

Благодаря данной политике, ГЧП в Республике Казахстан стремительно набирает обороты. За 28 лет нормативная база значительно усовершенствовалась, это дало возможность частным партнерам взаимодействовать с государством практически во всех отраслях экономики, но, несмотря на динамичность развития данных отношений, в правовой системе существует ряд неурегулированных механизмов, включая пробелы в законодательстве и чрезмерное регулирование государственной властью институционального и контрактного ГЧП.

Одним из барьеров на пути развития ГЧП является отсутствие единых подходов компенсации затрат частного партнера, а также строго регулируемые государством тарифы во всех секторах экономики.

Государственное-частное партнерство -это относительно новое явление в Казахстане, о котором сейчас говорят на всех уровнях власти, и Казахстан, следуя опыту международных стран, активно внедряет механизмы

и модели ГЧП в развитии городской и региональной инфраструктуры.

Одним из важнейших факторов развития ГЧП является наличие законодательства, а именно приемлемой правовой среды, тщательно проработанных тарифных методологий и высокого уровня компетенций, как на местном, так и на республиканском уровнях.

На сегодняшний день деятельность го су-дарственно-частного партнерства в Республике Казахстан регулируется Предпринимательским Кодексом, Законами о ГЧП и Концессиях, а также рядом подзаконных актов.

Однако, история развития законодательства Республики Казахстан о ГЧП был начата еще в 1991 году с принятием Закона «О концессиях», который функционировал до 1993 года. Данным законодательным актом осуществлялось регулирование экономических, правовых и организационных условий предоставления концессий. При этом, согласно данному закону концессии могли быть предоставлены иностранным инвесторам в виде земли, природных ресурсов и имущества.

Несмотря на столь продолжительный срок принятия закона, первые концессионные проекты на территории Казахстана были реализованы лишь в 2005 году, в частности, это проекты по строительству железнодорожной линии Шар-Усть-Каменогорск, строительство линий электропередач Северный Казахстан -Актюбинская область).

2006-2014 гг. - период усиления концессионной законодательной базы, создание специализированной организации по вопросам концессии (КазЦентр ГЧП) и утверждение программы развития ГЧП в Казахстане на 2011-2015 годы.

Началом динамичного роста проектов ГЧП послужило принятие в 2015 году Закона «О государственно-частном партнерстве», а также подзаконных нормативных правовых актов.

Количество проектов за период с 2018 по 2019 годы увеличилось с 304 до 615 на общую сумму 1,6 трлн. тенге.

По состоянию на 1 октября 2019 года на различных стадиях находятся 1 253 проекта на общую сумму более 3,4 трлн. тенге. Основная доля проектов приходится на проекты местного уровня (98%). На местном уровне

проекты имеют социальную направленность и составляют относительно малую стоимость проекта (в среднем около 1 млрд. тенге). В разрезе отраслевой структуры региональных проектов в ГЧП преобладают договоры в сфере образования - 54%, здравоохранения 21%, в то время как в промышленности аналогичный показатель составляет всего 1% [3, с.7].

В настоящее время Министерством национальной экономики осуществляется работа по совершенствованию методологии ГЧП для создания и поддержания баланса интересов государства и бизнеса. Целью является максимизация инвестиций в государственно-частное партнерство, путем повышения приоритета проектов с минимальным возмещением из бюджета1.

Таким образом, с начала 2019 года Министерством национальной экономики определены три категории проектов ГЧП:

"I категория проектов предусматривает полное возмещение из бюджета операционных затрат и инвестиций частного партнера. В эту категорию вошли 154 проекта ГЧП.

II категория проектов предусматривает частичное возмещение за счет бюджета инвестиций, оставшаяся часть инвестиций возмещается за счет услуг с рынка. К данной категории относятся 265 проектов ГЧП.

III категория не предусматривает возмещений затрат и инвестиций из бюджета. К данной категории относятся 137 проектов ГЧП."2 Согласно данной политике, проекты по которым полностью либо частично отсутствует возмещение из бюджета соответственно будут в приоритете.

Используя данный механизм, государственный партнер ожидает, что возмещение частным партнерам будет осуществляться за счет платных услуг, тарифов, государственных заказов и прочих платежей, тем самым снимая нагрузку с государственного бюджета, однако напрактике,данныймеханизм невозможно применить во многих отраслях экономики страны.

Например, в здравоохранении основная проблема реализации ГЧП с минимальным возмещением затрат из бюджета связана с низкой величиной тарифов медицинских услуг (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, обязательное медицинское страхование и платные услуги). Платные услуги и гарантированный объем бесплатной медицинской помощи недостаточны, например, для покрытия расходов на закуп и экс-

плуатацию медицинского оборудования.

По аналогии с ситуацией в здравоохранении невостребованным является жилищно-коммунальное хозяйство (далее-ЖКХ) (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, вывоз мусора) несмотря на то, что ЖКХ во всем мире считается устойчивым и надежным бизнесом, в Казахстане он является менее привлекательным по причинам, связанными с нестабильной ежегодной индексацией тарифов, а также изношенностью инфраструктурных сетей ЖКХ.

Изношенность сетей влияет на снижение качества предоставления коммунальных услуг, на сегодняшний день 50% оборудования требует замены, учитывая срока их эксплуатации 25 лет.

Сфера теплоснабжения также имеет низкую обеспеченность приборами учета, т.е. используется в два раза меньше приборов от требуемого количества.

Вышеуказанные причины не позволяют планировать возврат инвестиций частному партнеру [4].

Российский опыт реализации ГЧП также показал, что сфера ЖКХ остается наиболее рискованным и малопривлекательным направлением.

В России выделяют следующие проблемы развития ГЧП в ЖКХ:

ограничение инвестиционной мотивации бизнеса:

несовершенное тарифное регулирование;

отсутствие возможности залога и бюджетного гарантирования;

низкий уровень доходности и длительность сроков окупаемости проектов.

Политические риски.

Слабая мотивация банков.

Диверсификация рисков [5].

Одним из источников финансирования и возмещения затрат проекта ГЧП в Республике Казахстан является также плата за доступность. Понятие платы за доступность приведено в пункте 4 статьи 1 Закона РК «О государственно-частном партнерстве», в соответствии с которой "плата за доступность представляет собой денежную выплату, которая выплачивается за обеспечение качественных и эксплуатационных характеристик объекта ГЧП, обеспечение доступности объекта ГЧП для потребителей из бюджетных средств в соответствии с заключенным договором ГЧП"3.

1 Пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан «В приоритете проекты ГЧП с минимальным возмещением из бюджета — МНЭ РК» //https://primeminister. kz/ru/news/press/v-prioritete-proekty-gchp-s-minimalnym-vozmeshcheniem-iz-byudzheta-mne-rk (дата обращения 06.11.2019 г.)

2 Там же

3 Закон РК «О государственно-частном партнерстве» от 31 октября 2015 года № 379-У (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.04.2019 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37704720 (дата обращения 06.11.2019 г.)

В соответствии с нормами законодательства плата за доступность включает в себя:

- компенсацию операционных затрат частного партнера;

- вознаграждение за обеспечение частным партнером эксплуатационных и качественных параметров объекта ГЧП, а также обеспечение его доступности с учетом индивидуальных технических и экономических параметров4.

Данный механизм возмещения затрат частного партнера успешно применяется в международной практике к проектам, по которым платежи от населения недостаточны для покрытия расходов либо не предусмотрены совсем, однако в Республике Казахстан данный механизм ограничен и не представляет должной поддержки частному партнеру.

Вместе с тем, международный опыт показывает, что плата за доступность должна обладать более широким пакетом возмещения.

Например, в Российской Федерации деятельность государственно-частного партнерства регулируется Федеральным Законом о ГЧП5, в котором предусмотрен минимальный гарантированный доход, позволяющий обеспечить такой объем валовой выручки, который будет не менее объема, изначально установленного соглашением, что, в свою очередь, позволяет гарантировать окупаемость инвестиционных затрат частного партнера [6].

Таким образом, частный партнер может быть защищен в определенной мере при низкой доходности проекта.

Широкое применение ГЧП в США нашли транспортное сообщение, модернизация инфраструктуры, утилизация твердо-бытовых отходов и другие. По информации Национального института ГЧП 30% муниципальных служб сервиса работают с использованием механизмов ГЧП6.

Данные проекты финансируются за счет частных и государственных средств (федеральные, государственные и местные фонды). Большинство государственных гарантий для частного партнера закреплены, как в законодательстве, так и непосредственно в договорах ГЧП.

В США по аналогии с российским минимальным гарантированным доходом применяется гарантия дохода. То есть в договоре

сторонами предусматривается определенный уровень дохода проекта, в случае недостижения которого, частному партнеру государство доплачивает разницу.

В Южной Корее для проектов ГЧП предусмотрена неснижаемая плата «Minimum Revenue Guarantee», которая защищает инвестора от низкой доходности. Например, при реализации частным партнером проектов ГЧП в транспортной инфраструктуре, где плотность дорожного потока весьма высока, государство тем не менее гарантирует коммерческую привлекательность для инвестора7.

Таким образом, дальнейшее развитие ГЧП в Республике Казахстан во многом зависит от совершенствования законодательства, и должно первоочередно быть направлено на регулирование механизма компенсации затрат.

На основании представленного в статье материала, можно сформулировать вывод, что в целом существующая законодательная база не препятствует реализации проектов ГЧП, но основной проблемой является слабо развитый механизм компенсационных затрат, от которого во многом зависит дальнейшее развитие ГЧП в РК в целом.

С учетом проведенного анализа международного опыта и текущего состояния ГЧП в РК предлагаем:

дополнить п. 2 ст.17 Закона РК «О государственно-частном партнерстве» положением о том, что если в течение срока действия соглашения в законодательство РК были внесены изменения, которые привели к увеличению совокупной налоговой нагрузки или ухудшили положение частного партнера, государственный партнер обязан принять меры, которые обеспечат окупаемость инвестиций частного партнера не менее того объема, которое было определено соглашением.

В качестве мер по обеспечению определить:

- увеличение размера финансового обеспечения обязательств государственного партнера;

- увеличение срока действия соглашения с согласия частного партнера;

- дополнительные государственные гарантии.

2. Дополнить ст.25 Закона РК «О концессиях» аналогичным положением, согласно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» // http://adilet. zan.kz/rus/docs/V1500012717 (дата обращения 06.11.2019 г.)

5 Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-част-ном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102376338 (дата обращения 06.11.2019 г.)

6 The office of innovation and development alliances Partnering to Accelerate Entrepreneurship (PACE) // http://www. usaid.gov/news-information/fact-sheets/pace-initiative

7 Kim Jay Hyung, Kim Jung Wook, Shin Sung Hwan, Lee SeungYeon. Public-Private Infrastructure Projects: Case Studies from the Republic of Korea. Volume 1: Institutional Arrangements and Performance. Institutional Settings for Public-Private Partnerships. - С. 7.

которому конценденту необходимо принять меры, которые обеспечат окупаемость инвестиций концессионера и получения им валовой выручки.

Таким образом, данные изменения в законодательстве позволят существенно ускорить развитие ГЧП в РК, создать благоприятные условия для привлечения частных местных и зарубежных инвестиций, а также способствовать развитию инфруструктуры и решению важных общенациональных задач.

В заключении хочется отменить, что од-

ним из принципов законодательства о государственно-частном партнерстве является принцип сбалансированности, который подразумевает "взаимовыгодность процесса распределения обязанностей, рисков, доходов и гарантий между частным партнером и государством в процессе реализации проекта ГЧП"8.

Именно совершенствование законодательства и улучшение механизма компенсации затрат позволит в полной мере реализовать принципы ГЧП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скопина Е.В. Развитие механизмов государственно-частного партнерства в малом городе России.

// http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/66065/1/m_th_e.v.skopina_2018.pdf (дата обращения 06.11.2019 г.)

2. Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» http://www.akorda.kz/- (дата обращения 24.11.19 г.)

3. Мадиев Ж.Х. Основные тенденции развития государственно-частного партнерства в Казахстане. // Государственно-частное партнерство. - № 1. - 2019. // https://kzppp.kz/ documents/9 (дата обращения 23.12.2019 г.)

4. Садыбеков Е. Перемены в ЖКХ // Деловой Портал. https://kursiv.kz/opinions/2017-05/ peremeny-v-zhkkh (дата обращения 24.11.2019 г.)

5. Кочеткова Н.А. Проблемы реализации государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - № 5(21). - 2018. // http://elar. urfu.ru/bitstream/10995/59192/1/mamychenkov-an-5%20-2018. pdf (дата обращения 24.11.19 г.)

6. Егоров Е.В., Минина И.С. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в России и за рубежом // Электронный вестник. - № 68. - 2018. // http://e-journal.spa.msu.

ru/uploads/vestnik/2018/vipusk_68._ijun_2018_g./pravovie_i_polititcheskie_aspekti_upravlenija/

egorov_minina.pdf (дата обращения 06.11.2019 г.)

REFERENCES

1. Skopina E.V. Razvitie mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v malom gorode Rossii. //http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/66065/1/m_th_e.v.skopina_2018.pdf (data obrashhenija 06.11.2019 g.)

2. Poslanie Prezidenta RK narodu Kazahstana «Strategija «Kazahstan-2050»: novyjpoliticheskij kurs sostojavshegosja gosudarstva» http://www.akorda.kz/- (data obrashhenija 24.11.19 g.)

3. Madiev Zh.H. Osnovnye tendencii razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Kazahstane. // Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. - № 1. - 2019. // https://kzppp.kz/documents/9 (data obrashhenija 23.12.2019 g.)

4. Sadybekov E. Peremeny v ZhKH // Delovoj Portal. https://kursiv.kz/opinions/2017-05/ peremeny-v-zhkkh (data obrashhenija 24.11.2019 g.)

5. Kochetkova N.A. Problemy realizacii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva // Nauchno-prakticheskij jelektronnyj zhurnal Alleja Nauki. - № 5(21). - 2018. // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/59192/1/mamychenkov-an-5%20-2018.pdf (data obrashhenija 24.11.19 g.)

6. Egorov E.V., Minina I.S. Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii i za rubezhom // Jelektronnyj vestnik. - № 68. - 2018. // http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/

vestnik/2018/vipusk_68._ijun_2018_g./pravovie_i_polititcheskie_aspekti_upravlenija/egorov_

minina.pdf (data obrashhenija 06.11.2019 g.) .

8 Закон РК «О государственно-частном партнерстве» от 31 октября 2015 года № 379-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.04.2019 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37704720 (дата обращения 06.11.2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.