Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВО / ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басова Наталья Владимировна, Сенишин Александр Владимирович, Лошицкий Игорь Сергеевич, Тунешев Арман Владимирович

В статье проанализированы современное состояние государственно-частного партнерства аграрного сектора экономики, его роль в формировании валового внутреннего продукта. Исследованы ключевые направления сотрудничества государства и предпринимателей в сфере реализации проектов агропромышленного кластера. Определены основные направления развития государственночастного партнерства в аграрном секторе, предполагающие обмен знаниями, разработку комплексных стратегий, концессионные соглашения, создание особых экономических зон, технопарков и технополисов, формирование интегрированных структур, кластеров и инвестиционных фондов, развитие цепей создания стоимости. Выделены основные формы реализации проектов государственно-частного партнерства. Предложены направления реализации проектов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Басова Наталья Владимировна, Сенишин Александр Владимирович, Лошицкий Игорь Сергеевич, Тунешев Арман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE FIELD OF THE DOMESTIC AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX USING THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article analyzes the current state of public-private partnership in the agricultural sector of the economy, its role in the formation of gross domestic product. The key areas of cooperation between the state and entrepreneurs in the implementation of projects of the agro-industrial cluster have been studied. The main directions for the development of public-private partnerships in the agricultural sector have been identified, involving the exchange of knowledge, the development of integrated strategies, concession agreements, the creation of special economic zones, technology parks and technopolises, the formation of integrated structures, clusters and investment funds, the development of value chains. The main forms of implementation of public-private partnership projects are identified. Directions for the implementation of public-private partnership projects are proposed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_3_2_115 УДК 338.43

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Басова Наталья Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики государственного контроля, Институт государственной службы и управления, РАНХИГС, г. Москва, Россия, e-mail: Basova-nv@ranepa.ru

Сенишин Александр Владимирович,

студент второго курса направления подготовки «Управление государственными и муниципальными предприятиями», Институт государственной службы и управления, РАНХИГС, г. Москва, Россия, e-mail: Asenishin@rambler.ru

Лошицкий Игорь Сергеевич,

студент второго курса направления подготовки «Управление государственными и муниципальными предприятиями», Институт государственной службы и управления, РАНХИГС, г. Москва, Россия, e-mail: Loshitskiyis@rambler. ru

Тунешев Арман Владимирович,

студент второго курса направления подготовки «Управление проектами и программами», Институт государственной службы и управления, РАНХИГС, г. Москва, Россия, e-mail: AVtuneshev@yandex.ru

В статье проанализированы современное состояние государственно-частного партнерства аграрного сектора экономики, его роль в формировании валового внутреннего продукта. Исследованы ключевые направления сотрудничества государства и предпринимателей в сфере реализации проектов агропромышленного кластера. Определены основные направления развития государственно-частного партнерства в аграрном секторе, предполагающие обмен знаниями, разработку комплексных стратегий, концессионные соглашения, создание особых экономических зон, технопарков и технополисов, формирование интегрированных структур, кластеров и инвестиционных фондов, развитие цепей создания стоимости. Выделены основные формы реализации проектов государственно-частного партнерства. Предложены направления реализации проектов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; аграрный сектор; государство; проекты; инновационное развитие; стратегии.

UDC 338.43

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS IN THE FIELD OF THE DOMESTIC AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX USING THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Basova Natalya Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of State Control, Institute of Public Administration and Management, RANEPA, Moscow, Russia, e-mail: Basova-nv@ranepa.ru

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Senishin Alexander Vladimirovich,

second-year student in the field of study "Management of state and municipal enterprises", Institute of Public Administration and Management, RANEPA, Moscow, Russia, e-mail: Asenishin@rambler.ru

Loshitsky Igor Sergeevich,

second-year student in the field of study "Management of state and municipal enterprises", Institute of Public Service and Management, RANEPA, Moscow, Russia, e-mail: Loshitskiyis@rambler.ru

Tuneshev Arman Vladimirovich,

second-year student in the field of study "Project and Program Management", Institute of Public Administration and Management, RANEPA, Moscow, Russia, e-mail: AVtuneshev@yandex.ru

The article analyzes the current state of public-private partnership in the agricultural sector of the economy, its role in the formation of gross domestic product. The key areas of cooperation between the state and entrepreneurs in the implementation of projects of the agro-industrial cluster have been studied. The main directions for the development of public-private partnerships in the agricultural sector have been identified, involving the exchange of knowledge, the development of integrated strategies, concession agreements, the creation of special economic zones, technology parks and technopolises, the formation of integrated structures, clusters and investment funds, the development of value chains. The main forms of implementation of public-private partnership projects are identified. Directions for the implementation of public-private partnership projects are proposed.

Keywords: public-private partnership; agricultural sector; state; projects; innovative development; strategies.

Введение. Потребности поиска действенных подходов к внедрению современных моделей хозяйствования, дополнительных инструментов привлечения инвестиционных ресурсов, которые дадут возможность реализовать имеющийся отраслевой потенциал аграрного сектора экономики, учитывая ключевую роль последнего в формировании продовольственной безопасности, увеличении экспортного потенциала государства, обеспечении сельскохозяйственной продукцией внутреннего рынка, требуют от государства активной деятельности в решении указанных вопросов. Исследования свидетельствуют, что в 2022-2030 гг. в аграрный сектор необходимо привлечь порядка 800 млрд руб. инвестиций. Признавая необходимость значительных финансовых потребностей для дальнейшего развития аграрной отрасли, целесообразность использования управленческого опыта и необходимых компетенций в современных инфраструктурных проектах, инновационного инструментария хозяйственной деятельности, усиления социальных составляющих в предпринимательской деятельности, существенным становится смещение акцентов на использование партнерских отношений между представителями различных форм собственности для достижения общих целей.

Результаты сотрудничества государства и частного сектора в реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в транспортной, энергетической, информационной, образовательной и других сферах доказывают перспективность указанного способа организации хозяйственной деятельности, которая удовлетворяет общественные потребности.

Материалы и методы. Мировой опыт демонстрирует, что использование в аграрном секторе моделей государственно-частного партнерства будет способствовать проведению модернизации, привлечет в отрасль необходимые ресурсы и расширит производственные возможности, а также усилит конкурентные преимущества того или другого кластера.

Исследованию вопросов развития государственно-частного партнерства в аграрном секторе экономики уделяется повышенное внимание исследователей. В частности, Э. Р. Закирова [7] определила механизмы и инструменты ГЧП в аграрном секторе национальной экономики, которые являются наиболее оптимальными и действенными. Н. Г Нечаев и А. И. Солодовник [14] обосновали необходимость использования механизма государственно-частного партнерства

в агропромышленном комплексе. Д. В. Пар-шуков и Д. В. Ходос [15], исследуя организационно-экономические механизмы развития аграрного сектора, в качестве их формирования рассматривают государственно-частное партнерство.

М. А. Голубков [4], исследуя реализацию ГЧП в сельском хозяйстве, обосновывает механизм финансовой поддержки аграрного сектора экономики России со стороны государства. И. В. Иванюк, Л. В. Коршик [8] исследуют подходы по улучшению институциональной среды в аграрном секторе за счет улучшения инвестиционного климата в создании аграрных кластеров и агротехно-парков. В. Г Варнавский [2] предлагает использование ГЧП в сельском хозяйстве как объединение ресурсов, способствующих эффективному использованию бюджетных средств.

Учитывая актуальность вопроса, указанная проблематика требует рассмотрения отдельных подходов к определению ключевых направлений развития государственно-частного партнерства в аграрном секторе.

Целью статьи является проведение анализа реализации проектов государственно-частного партнерства в аграрном секторе экономики и разработка подходов по активизации стратегических направлений развития партнерства государственного и частного собственника в аграрном секторе.

Для достижения установленных целевых показателей в различных сферах деятельности необходимо определить целесообразность применения определенных подходов, правил, действий и возможных направлений деятельности, что предполагает использование имеющихся ресурсных возможностей, механизмов, методов, средств и эффективного инструментария в системе государственного управления.

Результаты. Формирование государственной политики предусматривает:

- установление целевых ориентиров приоритетов;

- определение условий реализации политики;

- разработку последовательных задач для реализации выбранной политики;

- выбор соответствующих инструментов и действий;

- диагностику проблемных ситуаций.

Определенные отраслевыми стратегическими законодательными актами задачи по социально-экономическому развитию, повышению уровня жизни, обеспечению продовольствием, реагированию на динамические изменения внешней среды в сегодняшних условиях невозможно решить отдельно за счет государственного или частного владельца. Решение обозначенных задач предусматривает необходимость использования в государственной секторальной политике моделей управления, основанных на эффективности и конкуренции, проектного финансирования, которые возникают за счет объединения возможностей государственного и частного сектора в аграрной сфере экономики [1; 3; 5; 6; 10-13].

Аграрный сектор экономики играет ключевую роль в наращивании продовольственного ресурса, усилении позиций на внешних товарных рынках, обеспечении продовольственной безопасности. Мировая статистика свидетельствует, что глобальная добавленная стоимость, создаваемая сельским и лесным хозяйством, а также рыболовством, в 2000-2020 гг. увеличилась на 72 %. В денежном выражении данная тенденция к 2021 г. достигла 4,2 трлн долл. США, демонстрируя рост на 1,5 трлн по сравнению с 2000 г.

Например, общий объем производства мяса в 2020 г. в мире достиг 373 млн т, что на 48 % больше по сравнению с 2000 годом (252 млн. т) Площадь орошаемых сельскохозяйственных земельных участков достигла в 2020 г. 357 млн га, что на 17 % больше по срав -нению с 2000 г. Стоимость мирового экспорта продовольственных товаров увеличилась в 2000-2020 гг. с 380 млрд дол. США до почти 1,7 трлн в 2020 г., со значительным ростом во всех продовольственных товарных группах [19]. Рост спроса на сельскохозяйственную продукцию (переработанные пищевые продукты, продукты животного происхождения, молочные продукты, зерновые, корнеплоды и биотопливо) к 2024 г. будет обусловлен активностью экономики в развивающихся странах [18]. Указанное также свидетельствует о росте объемов в аграрной сфере и предопределяет потребности увеличения количества рабочих мест в будущем.

В Российской Федерации на аграрный сектор приходится порядка 10 % занятости. Экспорт агропродовольственных товаров со-

ставляет около 50 % общего экспорта России [17]. Ожидается, что Россия постоянно будет наращивать долю в мировой торговле и достигнет 20 % мирового экспорта к 2030 г. По прогнозам, Россия увеличит урожайность на 1,7 % в год, при условии увеличения севооборота в сочетании с лучшими аграрными практиками и отказом от непродуктивных земель. Важной характеристикой аграрного сектора является повышенная устойчивость экспорта сельскохозяйственной продукции в кризисных ситуациях в экономике, отражающей низкую эластичность спроса на продовольствие по доходу (при снижении доходов спрос на него сокращается умереннее по сравнению с другими товарами).

Таким образом, в структуре российского экспорта высокая доля товаров смягчила ситуацию во время экономического кризиса в 2020 г.

Исходя из изложенного, следует отметить, что аграрная сфера играет существенную роль в развитии отечественной экономики, но стратегические шаги предусматривают привлечение инвестиционных ресурсов, внедрение новых технологий с высокой добавленной стоимостью, переход на современные формы хозяйствования. Одним из способов, который может усилить позиции аграрного сектора в России, обеспечить дополнительными ресурсами и инновационными подходами к развитию отрасли, может стать распространенная в мировой практике модель взаимодействия государственного и частного сектора - государственно-частное партнерство. Появление ГЧП в аграрном секторе экономики является усилением потребностей в предоставлении общественных благ, таких как, например, обеспечение продовольственной безопасности, защита окружающей среды, усиление жизнеспособности сельских территорий.

Для решения все большего количества общественных задач государственных ресурсов оказывается недостаточно, чтобы качественно выполнять собственные функции. Поэтому появляются гибридные формы управления, которые позволяют делегировать часть собственных функций государства тем, кто может это реализовать более эффективно, а именно частному владельцу. Идеями данного подхода стали концепции нового государственного менеджмента, ос-

нованного на минимизации роли государства, децентрализации функций управления, рыночной ориентации публичных служб, заключении контрактов, результативности, конкуренции. Новый государственный менеджмент пропагандировал государственно-частное партнерство как инструмент, сочетающий лучшие выгоды государственного и частного секторов в обеспечении инфраструктуры, тем самым уменьшая финансовую нагрузку на государство и достигая эффективности в реализации проектов. В рамках данной парадигмы ключевыми институциональными возможностями, поддерживающими государственное использования ГЧП, определяются верховенство права, доверие и потенциал [19].

Государственно-частное партнерство рассматривается как долгосрочный контракт между частной стороной и государственными органами на предоставление государственного имущества или услуги, в котором частная сторона несет значительный риск и ответственность за управление, а вознаграждение связано с результатами деятельности [9]. В ситуации дефицита государственных финансов, износа инфраструктуры, увеличения дефицита инфраструктурных объектов и требований для достижения Целей устойчивого развития ООН по инфраструктурному обеспечению страны в настоящее время сталкиваются с проблемами в инфраструктурном развитии. Обозначенные проблемы мешают быстрому и устойчивому прогрессу в экономическом росте и уменьшению неравенства. В этом контексте государственно-частные партнерства рассматриваются как альтернативное решение для преодоления существующего дефицита инфраструктуры в странах, которые не могут финансировать ее из бюджета и лишены преимуществ, связанных с ее развитием.

Кроме уменьшения фискальной нагрузки стран, ГЧП предлагает и другие преимущества, привлекая частные ресурсы, обеспечивающие экономию средств и времени. Кроме того, они помогают достичь лучшего соотношения цены и качества и обеспечивают надлежащее распределение рисков. Договоренности о ГЧП предусматривают сотрудничество, а также распределение ответственности, а основной целью является аккумулирование ресурсов для построения

инфраструктуры. ГЧП могут использоваться для финансирования инфраструктуры в энергетике, транспорте, информационно-коммуникационных технологиях, водоснабжении и канализации, санитарии и социальном секторе. ГЧП может быть успешным только в том случае, если рабочая договоренность между государственным и частным секторами является гармоничной, руководители проектов ГЧП играют важную роль в формировании благоприятных взаимных от-

ношений, демонстрируя подход относительно распределения власти, доверия и готовности к переговорам.

В процессе реализации масштабных инфраструктурных проектов могут быть различные варианты участия субъектов: представителей государственного или муниципального сектора и представителей частного сектора в рамках соглашений по государственно-частному партнерству (рис. 1).

Инфраструктурный проект

Участие государственного сектора

Государственно-частное партнерство

Участие частного сектора

Государственные соглашения на проектирование строительство и обслуживание

1 .Соглашения об оказании услуг (восстановление, эксплуатация, передача)

2.Соглашение на управление (восстановление, эксплуатация, управление)

3 .Соглашения об аренде (аренда, строительство, эксплуатация)

4. Совместная деятельность

■ (строительство, эксплуатация, передача;

■ строительство, передача;

■ строительство, владение, эксплуатация, передача;

■ проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация;

■ проектирование, строительство, управление, финансирование и др. варианты)

Частное предоставление услуг, приобретение

прав собственности на объект

Рисунок 1 - Реализация инфраструктурных проектов со степенью привлечения и инвестиционной ответственности

Современное состояние развития государственно-частного партнерства в мире характеризуется значительным количеством проектов и общего объема инвестиционных привлечений. Динамика количества проектов в развивающихся странах и суммы инвестиционных средств в 2015-2020 гг. [20] показаны на рис. 2. Предложенная выборка учитывает информацию об инфраструктурных проектах стран, имеющих низкий и средний уровень доходов (Китай, Индия и др.).

По данным отчета «Частное участие в инфраструктуре» [21], опубликованного Всемирным банком, в 2020 г. частные инвестиционные обязательства в сфере энергетики, транспорта, информационно-коммуникационных технологий, водоснабжения и недавно включенной инфраструктуры по обращению

с твердыми бытовыми отходами в странах с низким и средним уровнем дохода составили 45,7 млрд дол. США по 252 проектам, что на 52 % ниже уровня 2019 г. Тем не менее, несмотря на продолжающуюся пандемию, инвестиции во второй половине года выросли на 15 % по сравнению с первым полугодием 2020 г. Инвестиционные обязательства транспортного сектора были самыми низкими за последнее десятилетие как по количеству проектов, так и по уровню инвестиций. Из 129 проектов по производству электроэнергии 117 проводились в секторе возобновляемых источников энергии. Энергетический сектор привлек 29,8 млрд долл. США в 145 проектов. Сектор переработки твердых бытовых отходов получил 1 млрд долл. США на 19 проектов, а в сектор водоснабжения при-

Рисунок 2 - Количество проектов ГЧП и сумма инвестиций, 2015-2020 гг.

влечено 4 млрд долл. США на 46 проектов.

В Российской Федерации практика ГЧП ежегодно выстраивает приоритеты как по количеству проектов, так и по объемам финансирования в той или другой сфере. Однако участие в развитии агропромышленного комплекса со стороны государства ограничивается преимущественно инфраструктурными масштабами в виде строительства дорог и подведения инженерных коммуникаций на сельских территориях.

Так, например, в 2015 г. в рамках ГЧП было запущено 73 проекта, из которых только 8 в системе АПК с общим государственным финансированием (федеральным и региональным) на сумму 37, 8 млрд руб. (АПК: 5,9 млрд руб. государственных средств и 7,4 млрд руб. частных). В 2020 г. в рамках ГЧП размещена 421 проектная инициатива, запущено уже 80 проектов с общим объемом инвестиций порядка 280,9 млрд руб., из них частных - 162,2 млрд руб., где на прямое участие государства в развитии АПК приходится всего 5 % [16].

При этом сельское хозяйство не исключается из состава приоритетной сферы экономики и нуждается в поддержке производственного сектора: зерновой, мясо-молочный (селекция, семеноводство), а также повышение производства земель, экономического (повышение рентабельности с/х предприятий и выход на инновационный путь развития), социальный (улучшение качества жизни населения, проживающих на сельских территориях).

В качестве эффективного варианта организацию и стимулирование инновационной деятельности в аграрном секторе можно рассматривать в виде активного привлече-

ния государственных ресурсов на основе государственно-частного партнерства, что позволит стимулировать участие частного сектора в инновационных процессах, объединяя возможности, распределяя доходы и риски, способствуя развитию конкурентной среды и эффективному использованию бюджетных средств [8]. Субъекты хозяйствования, которые диверсифицируют собственную деятельность, наращивают объемы производства, могут получить эффект от сочетания собственных интересов с интересами государства в аграрном секторе, что позволит гарантировать социальную защиту, улучшить условия на местных рынках труда, эффективно распределять доходы, обеспечить основными и оборотными средствами, получить технологическую поддержку.

ГЧП в аграрном секторе является формализованным партнерством между государством и субъектами предпринимательской деятельности, направленным на достижение устойчивого развития сельского хозяйства, что предусматривает выгоды государства от реализации проекта, распределение между участниками инвестиций и рисков на всех этапах реализации проекта. ГЧП в аграрном секторе рассматривают как институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации национальных и локальных приоритетных проектов, которая осуществляется на принципах взаимовыгодности и консолидации совместных усилий.

Как основные направления сотрудничества субъектов системы аграрного сектора и частных партнеров ученые рассматриваются:

- обмен знаниями (прямые трансферы технологий) с подходами к экспериментальному обучению с акцентом на практических навыках, личном взаимодействии, сотрудничестве и программ научного обмена;

- построение платформ на основе частных ресурсов для привлечения соответствующих партнеров, определение стимулов, согласование взаимных целей и распределения ролей и обязанностей;

- разработка комплексных стратегий управления и уменьшения рисков;

- определение направлений влияния, где возможно улучшить благосостояние и жизнедеятельность агропроизводителей за счет ГЧП.

Развивая указанные направления внедрения проектов ГЧП, возможно повышение рентабельности деятельности в аграрном секторе, развитие среды для малого и среднего бизнеса производственной сферы сельского хозяйства, создающих продукцию для внутреннего и внешнего потребления.

Для того чтобы раскрыть имеющийся потенциал аграрного сектора, необходим высокий уровень инвестиций в цепи создания сельскохозяйственной стоимости. Такие инвестиции включают исследования и технологии, повышающие производительность, развитие человеческих ресурсов и инфраструктуру для транспорта, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции. ГЧП в аграрном секторе может обеспечить:

- функцию распределения рисков ГЧП, которая может помочь структурировать проекты для решения целого ряда отраслевых рисков (производственный, рыночный и др.);

- преимущества, связанные с повышением эффективности и доступа к рынку путем использования инновационных технологий и высоких управленческих и маркетинговых навыков частного сектора;

- результаты продовольственной безопасности и стимулирование развития цепей создания стоимости, которые включают мелких фермеров и малые и средние сельскохозяйственные предприятия как ключевых поставщиков сырья для предприятий агробизнеса.

Научная литература рассматривает следующие общие разновидности проектов ГЧП в аграрном секторе:

- партнерства, направленные на развитие производственно-сбытовых цепочек добав-

ленной стоимости в сельском хозяйстве для обеспечения доступа на внутренние и внешние рынки (VCD);

- партнерства для совместных исследований в сельском хозяйстве, инноваций и передачи технологий, которые создаются для коммерциализации инновационных технологий, нацеленных на повышение производительности и доступа к рынку (ITT);

- партнерские отношения для построения и модернизации рыночной инфраструктуры, нацеленные на развитие торговых центров, складских помещений, логистических систем (MI);

- партнерства для предоставления услуг по развитию бизнеса фермерам и малым сельскохозяйственным предприятиям, включая развитие рыночных информационных систем, субсидирование услуг развития бизнеса [4].

Распространенными проектами государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе являются:

- внедрение инноваций (исследования в аграрной отрасли, внедрение инновационных продуктов, которые повышают эффективность и производительность аграрного производства и доступ на рынок инноваций);

- обновление объектов производственной и социальной инфраструктуры в аграрной сфере (переработка и хранение продукции, объекты социальной сферы села, мелиоративные системы) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными формами государственно-частного партнерства рассматривают разработку и реализацию целевых программ и приоритетных национальных проектов, концессионные соглашения, создание особых экономических зон, технопарков и технополисов, формирование интегрированных структур, кластеров и инвестиционных фондов. Группы договоров, опосредующих оформление сотрудничества государства и аграрного бизнеса, включают договорные формы агроинвестиционной деятельности, например: формирование уставных капиталов субъектов аграрного предпринимательства (учредительный договор, договоры о совместной деятельности и т. п); осуществление агроинвестиционной деятельности на основе агроинвестиционного договора.

Кроме того, перспективы в использовании механизма государственно-частного партнер-

ства для оказания агропроизводителям помощи в организации рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель при обследовании почв, составлении агрохимических паспортов, проектов севооборотов, создании полезащитных лесополос и т.д.

Внедрение механизма государственно-частного партнерства в аграрном секторе должно стать объектом стратегического управления в рамках общеэкономической политики государства, что будет способствовать стабильности институционального регулирования. Представляется необходимым при разработке Стратегии развития аграрного сектора определить государственно-частное партнерство как один из механизмов реализации приоритетных долгосрочных направлений и задач, результатом выполнения которых должно быть устранение имеющихся диспропорций и ориентация на динамичное и устойчивое развитие. Развитие аграрной сферы путем ГЧП предусматривает применение риск-ориентированного подхода в процессе реализации контроля государства и приоритетного финансирования инновационных проектов в аграрной сфере. Опираясь на цепь полного цикла «выращивание - переработка - продажа», обеспечивающего проект ГЧП кластерным объединением, необходимым является внедрение предприятий, которые должны обеспечить все этапы вплоть до реализации сельскохозяйственной продукции. Например, органическое производство, процесс которого совместно контролируется частным и государственным партнерами, в виде ко-

Направления реализации проектов ГЧП должны включать как создание и модернизацию объектов инфраструктуры, так и направления, связанные с наращиванием потенциала и технологиями продвижения продукции на рынок (табл. 1).

нечной сертифицированной продукции может реализовываться на внутреннем рынке (в пределах кластера) и на внешних рынках.

Процессы стратегического планирования и создания необходимой инфраструктуры в аграрном секторе предусматривают формирование в секторальных стратегиях возможности использования сотрудничества государственного и частного сектора (рис. 3).

Однако продуктивному привлечению моделей государственно-частного партнерства мешает отсутствие отдельных стратегий. Например, целесообразно в рамках транспортной стратегии выделить Проект развития устойчивой логистики до 2030 г., которая должна повысить мобильность транспортировки грузов, привлечь инвестиции в отрасль грузоперевозок, в полной мере задействовать транзитный потенциал России, а следовательно, уменьшить потери сельхозпроизводителей.

В качестве инструментов реализации государственной политики, направленной на развитие аграрного сектора на основе реализации проектов ГЧП, следует предложить:

- создание технологических парков и бизнес-инкубаторов во всех регионах страны (в настоящее время охвачено 30 % регионов);

- реализация сельскохозяйственных кластерных проектов и цепей добавленной стоимости;

Таблица 1 - Отдельные отрасли деятельности ГЧП в аграрном секторе

Отрасль Примеры направлений / услуг Партнеры из государственного /частного сектора

Безопасность пищевых продуктов / качество Нормы производства Обработка после сбора урожая Инфраструктура переработки Информация о рынке Системы сертификации Службы отслеживания Маркетинговые объединения Государственные органы Ассоциации производителей МСБ Импортеры / экспортеры / трейдеры Сертифицированные аудиторы Частные лаборатории Перерабатывающие предприятия

Инфраструктура: общая и отраслевая Автодороги Информационно-коммуникативные технологии Объекты логистики Транспорт Государственные селекционные центры Исследовательские центры Питомники Фермеры Логистические предприятия

Наращивание потенциала Договоры пролонгации Демонстрационные фермы Обучение предпринимательству Государственные учреждения Образовательные и научные учреждения Ключевые производители и объединение производителей

Целевые ориентиры

Инфраструктурное развитие

Устойчивое развитие

Рост уровня

жизни населения

Эффективное государственное регулирование

V

Т"

Сферы деятельности

Транспортные сети

Логистическое обеспечение

Аграрное производство

Производство сельхозтехники

Документы, реализация

которых возможна в рамках ГЧП

т

Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года

а

т

i

Стратегия инновационного развития строительной отрасли до 2030 года Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса до 2030 года

Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ до 2030 года Национальная экспортная стратегия РФ

до 2030 года Стратегия развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 года

Направления

Производственная инфраструктура

Потребности

t

t

Человеческий капитал, инвестиции, технологии, эффективность

Рисунок 3 - Модель реализации стратегического развития сфер деятельности АПК

- привлечение венчурного капитала и средств инвестиционных фондов;

- налоговое стимулирование инновационной деятельности в аграрном секторе;

- активизация программ компенсации процентных ставок по привлеченным кредитам на строительство инфраструктуры.

В рамках настоящего исследования целесообразным является анализ существующих в разных странах стратегий развития государственно-частного партнерства в аграрной сфере. Например, в Мексике новое видение развития аграрной сферы предполагает совместную инициативу государственного и частного секторов по активизации и обеспечение новых направлений для сельского хозяйства. Указанные подхо-

ды разработаны в рамках мирового экономического форума.

Институциональные механизмы были установлены в отдельных отраслевых направлениях (масличные культуры, зерновые, фрукты и овощи, кофе и какао) на основе партнерства государства и частного сектора для каждой группы продуктов питания. Каждое направление товарной группы возглавляют мощные национальные или многонациональные корпорации с акцентом на совместные программы среди разнообразных групп компаний. Благодаря работе в отрасли ожидается выигрыш на производстве, сбыте и увеличении инвестиций.

Япония разработала стратегию «Made With Japan», способствующую развитию ми-

ровой цепочки стоимости продуктов питания, особенно в развивающихся странах с помощью ГЧП. Установленные пищевые цепочки добавленной стоимости отражают лучший потребительский спрос. В сфере сельскохозяйственного сотрудничества правительство сотрудничает со странами-партнерами с целью создания цепочек добавленной стоимости, привлекающих субъектов частного сектора с обеих сторон.

Бразильское агентство сельскохозяйственных исследований (ЕтЬгара) разработало стратегию для нового научного видения, направленного на исследование на следующие 20 лет. Эти усилия координируются с помощью программы «Agropensa», созданной в 2012 г., которая действует через сетевой подход.

«Agropensa» специализируется на взаимодействии с соответствующими заинтересованными сторонами в Бразилии и за рубежом, целью которой является производство и распространение стратегических знаний о будущих технологических проблемах и возможностей для сельского хозяйства на основе партнерства между государственными и частными субъектами на национальном и международном уровнях.

Использование инструментария государственно-частного партнерства в аграрном секторе имеет значительные преимущества:

- реализация общественно важных инфраструктурных проектов в аграрном секторе экономики за счет привлечения ресурсов частного сектора;

- повышение конкурентоспособности отрасли;

- модернизация основных производственных фондов, материально-технической и сырьевой базы предприятий аграрного сектора;

- повышение производительности сельского хозяйства;

- рост качества продукции сельского хозяйства;

- восстановление состояния окружающей природной среды;

- дополнительные возможности государственного регулирования и реализация комплексных программ в аграрной сфере;

- повышение технологического, финансового и экспортного потенциала в сельском хозяйстве, в том числе на региональном уровне.

Результатами реализации проектов ГЧП в аграрном секторе следует определить социальную направленность функционирования инфраструктуры путем оптимизации человеческого потенциала в аграрной сфере (обеспечение рабочими местами в сельской местности; подготовка, привлечение специалистов; уменьшение тенденций к миграции); совершенствование управленческих и производственных процессов за счет создания интегрированных предпринимательских структур (кластеров), холдингов и особых экономических зон; расширение возможностей научной и образовательной сфер, специализирующихся на аграрном секторе; развитие предпринимательской среды и социальной ответственности.

Возможные проекты ГЧП в аграрном секторе могут быть реализованы при наличии соответствующей институциональной среды, обеспечивающей основные правила и нормы, которые позволяют достичь необходимых результатов. Важными показателями являются:

- стабильность в реализации государственной политики развития государственно-частного партнерства в аграрной сфере;

- формирование и внедрение стратегических планов в указанных сферах деятельности;

- эффективность и динамичность системы государственного управления и регулирования;

- возможность управления рисками (колебания процентных ставок, резкие изменения политического курса, изменения в налоговой системе, форс-мажорные обстоятельства);

- внедрение действенной антикоррупционной системы;

- обеспечение верховенства права;

- защита имущественных прав и интеллектуальной собственности;

- поддержка предпринимательской деятельности;

- развитие финансовых институтов и улучшение инвестиционного климата.

Выводы. Необходимость успешного развития аграрного сектора экономики России определяется использованием инновационного инструментария хозяйственной деятельности и управленческих компетенций, привлечением существенных инвестиционных ресурсов, распределением рисков, уси-

лением сотрудничества государственного и частного секторов на основе моделей ГЧП.

В аграрном секторе модели государственно-частного партнерства целесообразно определить в качестве долгосрочных комплексных взаимовыгодных договорных отношений субъектов государственного и частного секторов на основе децентрализации властных полномочий, предполагающих передачу государством соответствующих функций, прав и ответственности частному партнеру для реализации государственных, частных и общественных интересов, направленных на достижение устойчивого развития сельского хозяйства, в процессе строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов.

Среди основных направлений реализации проектов ГЧП в аграрном секторе следует выделить:

- расширение рыночной инфраструктуры;

- формирование агропродовольственных цепей на основе кластерного подхода и создание технопарков;

- проекты в сфере образования и науки, совместных исследований, инноваций и передачи технологий аграрного направления;

- повышение уровня использования возобновляемой энергетики;

- оказание услуг по развитию бизнеса фермерам и малым сельскохозяйственным предприятиям и др.

Основными результатами реализации проектов ГЧП в аграрном секторе, по результатам исследования, выступили:

- социальная направленность функционирования инфраструктуры путем оптимизации человеческого потенциала в аграрной сфере;

- совершенствование управленческих и производственных процессов за счет создания интегрированных предпринимательских структур, холдингов и особых экономических зон;

- расширение возможностей научной и образовательной сфер, специализирующихся на аграрном секторе;

- развитие предпринимательской среды и социальной ответственности.

Предложенная модель реализации стратегического планирования развития сфер деятельности, связанных с аграрным сектором, на основе возможного использования ГЧП, предполагает формирование новых стратегических документов, связанных с развитием аграрного сектора, и принятие обновленной Стратегии развития сельского хозяйства на среднесрочный период, где ключевым инструментом развития аграрного сектора необходимо определить ГЧП.

В основе предложенных подходов по использованию государственно-частного партнерства в аграрном секторе заложена необ -ходимость обеспечения институциональной среды, предполагающая:

- формирование и внедрение стратегических планов в указанных сферах деятельности;

- эффективность и динамичность системы государственного управления и регулирования, возможность управления рисками;

- внедрение антикоррупционной системы;

- обеспечение верховенства права;

- защиту имущественных прав и интеллектуальной собственности;

- поддержку предпринимательской деятельности;

- развитие финансовых институтов;

- реализацию экспортного потенциала страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из указанного, в будущих исследованиях будут предлагаться к рассмотрению подходы в сфере совершенствования комплексного механизма формирования институциональной среды для развития аграрного сектора на основе использования ГЧП.

Список литературы -

1. Баранова, С. А. Государственно-частное партнерство в агропромышленном комплексе / С. А. Баранова, М. А. Дмитриева // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 1. - URL: https://human.snauka. ru/2016/01/13972 (дата обращения: 25.01.2022).

2. Варнавский? В. Г Управление государственно-частными партнерствами за рубежом / В. Г Варнавский // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - №2. - С. 134-147.

3. Васькин, В. Ф. Продовольственная безопасность в Российской Федерации / В. Ф. Васькин, Н. Г Карагузина // Социально-экономические и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. - Брянск : БГАУ, 2016. - С. 369-374.

4. Векленко, В. И. Современное состояние и направления развития государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве / В. И. Векленко, С. П. Пугач // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - № 2. - С. 77-80.

5. Голубков, М. А. Государственно-частное партнерство в области развития сельского хозяйства / М. А. Голубков // Российский внешнеэкономический вестник. - 2026. - № 9. - С. 30-40.

6. Ефимова Л. И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. -URL: www.eatc.ru/rus/doc.id_71.book_1.php. (дата обращения: 11.02.2022).

7. Закирова, Э. Р. Государственно-частное партнерство: аспекты применения в аграрной сфере / Э. Р. Заки-рова // Вестник ВГУИТ. - 2017. - № 4. - С. 260-266.

8. Иванюк, И. В. Концептуальные основы формирования инвестиционной стратегии развития аграрных предприятий / И. В. Иванюк, Л. В. Коршик // Территория науки. - 2017. - № 5. - С. 91-99.

9. Инновационное развитие предприятий агропромышленного сектора: монография / Л. А. Молчанова, Д. П. Кравченко, З. Ч. Пак и др. - Белгород : ООО «Эпицентр», 2021. - 260 с.

10. Кочеткова, С. А. Механизмы государственно-частного партнерства в российском АПК / С. А. Кочеткова, Ю. А. Акимова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 10 (часть 2). - С. 398-402.

11. Лукашкина, О. В. Особенности применения зарубежного опыта государственно-частного партнерства в отечественном сельском хозяйстве / О. В. Лукашкина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - № 1. - С. 264-267.

12. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Официальный сайт. - URL: http://www.mcx.ru (дата обращения: 25.01.2022).

13. Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт. - URL: https://www. economy.gov.ru (дата обращения: 25.01.2022).

14. Нечев, Н. Г Перспективы развития АПК на основе государственно-частного партнерства / Н. Г Нечаев, А. И. Солодовник // Вестник аграрной науки. - 2017. - 6(69). - С. 142-147.

15. Паршуков, Д. В. Организационно-экономический механизм развития аграрного сектора /Д. В. Паршуков, Д. В. Ходос, С. Г Иванов // Эпоха науки. - 2015. - №4. - С. 102-107.

16. Росинфа - Цифровая экосистема участников рынка ГЧП. Официальный сайт. - URL: https://rosinfra.ru (дата обращения: 25.01.2022).

17. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.01.2022).

18. Экспорт и импорт России по товарам и странам. Официальный сайт. - URL: https://ru-stat.com/analytics/7839 (дата обращения: 25.01.2022).

19. Casady, C. B., Eriksson, K., Levitt, R. E. & Scott, W. R. (2019). (Re) defining public-private partnerships (PPPs) in the new public governance (NPG) paradigm: an institutional maturity perspective. Public Management Review, 22(2), 161-183 [in English].

20. The World Bank. (2020). Private Participation in Infrastructure (PPI) 2020. Retrieved from https://ppi.worldbank. org/en/ppi [in English].

21. The World Bank. (2020). PPI Project Database. Retrieved from http://ppi.worldbank.org [in English].

References_

1. Baranova S.A., Dmitrieva M.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v agropromy'shlennom komplekse. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016. № 1. URL: https://human.snauka.ru/2016/01/13972 (data obrashheniya: 25.01.2022).

2. Varnavskij V.G. Upravlenie gosudarstvenno-chastny'mi partnerstvami za rubezhom. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2012. №2. S. 134-147.

3. Vas'kin V.F. Karaguzina N.G. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v Rossijskoj Federacii. Social'no-e'konomicheskie i gumanitarnye issledovaniya: problemy, tendencii i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryansk : BGAU, 2016. S. 369-374.

4. Veklenko V.I., Pugach S.P. Sovremennoe sostoyanie i napravleniya razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sel'skom xozyajstve. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. 2018. № 2. S. 77-80.

5. Golubkov M.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v oblasti razvitiya sel'skogo xozyajstva. Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2026. № 9. S. 30-40.

6. Efimova L.I. Nekotorye modeli gosudarstvenno-chastnyx partnerstv: tendencii i zarubezhnyj opy't. URL: www. eatc.ru/rus/doc.id_71.book_1.php. (data obrashheniya: 11.02.2022).

7. Zakirova E'.R. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: aspekty' primeneniya v agrarnoj sfere. Vestnik VGUIT. 2017. № 4. S. 260-266.

8. Ivanyuk I.V., Korshik L.V. Konceptual'ny'e osnovy' formirovaniya investicionnoj strategii razvitiya agrarny'x predpriyatij. Territoriya nauki. 2017. № 5. S. 91-99.

9. Innovacionnoe razvitie predpriyatijagropromyshlennogo sektora: monografiya/ L.A. Molchanova, D.P. Kravchenko, Z.Ch. Pak i dr. Belgorod: OOO «E'picentr», 2021. 260 s.

10. Kochetkova S.A., Akimova Yu.A. Mexanizmy' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v rossijskom APK. Fundamental'ny'e issledovaniya. 2016. № 10 (chast' 2). S. 398-402.

11. Lukashkina O.V. Osobennosti primeneniya zarubezhnogo opy'ta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v otechestvennom sel'skom xozyajstve. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2016. № 1. S. 264-267.

12. Ministerstvosel'skogoxozyajstvaRossijskojFederacii. Oficial'ny'j sajt. URL: http://www.mcx.ru (data obrashheniya: 25.01.2022).

13. Ministerstvo e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. Oficial'ny'j sajt. URL: https://www.economy.gov.ru (data obrashheniya: 25.01.2022).

14. Nechev N.G., Solodovnik A.I. Perspektivy' razvitiya APK na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Vestnik agrarnoj nauki. 2017. 6(69). S. 142-147.

15. Parshukov D.V., Xodos D.V., Ivanov S.G. Organizacionno-e'konomicheskij mexanizm razvitiya agrarnogo sektora. E'poxa nauki. 2015. №4. S. 102-107.

16. Rosinfa Cifrovaya e'kosistema uchastnikov rynka GChP. Oficial'ny'j sajt. URL: https://rosinfra.ru (data obrashheniya: 25.01.2022).

17. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Oficial'ny'j sajt. URL: http://www.gks.ru (data obrashheniya: 25.01.2022).

18. E'ksport i import Rossii po tovaram i stranam. Oficial'ny'j sajt. URL: https://ru-stat.com/analytics/7839 (data obrashheniya: 25.01.2022).

19. Casady C. B., Eriksson K., Levitt R. E. & Scott W. R. (2019). (Re) defining public-private partnerships (PPPs) in the new public governance (NPG) paradigm: an institutional maturity perspective. Public Management Review, 22(2), 161-183 [in English].

20. The World Bank. (2020). Private Participation in Infrastructure (PPI) 2020. Retrieved from https://ppi.worldbank. org/en/ppi [in English].

21. The World Bank. (2020). PPI Project Database. Retrieved from http://ppi.worldbank.org [in English].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.