и под каждым ей листом...
проблемы развития гостиничного хозяйства
в Российской Федерации
Франчайзинговый договор по продаже лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети считается одним из наиболее успешных в мировой практике («Мариотт Гранд», «Мариотт Роял», «Мариотт Тверская» (Marriott), «Националы (Le Royal Meridien), «Виноградово» (Holiday Inn) и др.). При этом оператор не управляет гостиницами и не изменяется собственник. Так, московские отели Marriott управляются американской компанией Interstate, а «Националы остается муниципальным предприятием.
Франчайзинг может базироваться на контракте, предоставляющим исключительные права на управление и включающем в себя несколько договоров: на использование торговой марки, на предоставление персонала и know-how, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т.д. В качестве примера можно привести отель «Шератон Невский Палас». Франчайзин-говая сеть принимает обязательства по внедрению эффективной модели менеджмента в отеле, и ее вознаграждение напрямую зависит от достигнутого уровня доходов гостиницы. Наиболее распространен вариант договора, по которому оплата услуг отельного оператора складывается из вступительного взноса (для высококлассных отелей $100-150 тыс.), роялти (4-8% от валовой операционной прибыли), отчислений на маркетинговые цели и комиссионных за использование каналов сбыта. В России распространение получила практика создания совместных предприятий («Рэдиссон
Окончание.
Начало в № 5/2004
Морозов В.А.
канд. экон. наук г. Москва
1 Эксперт,2001. №2. - С.9.
2 Институт Финансовых исследований. Тема недели. 28.102002. - С. 443 Рыкова ИВ. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей / «Маркетинг в России и за рубежом», 200
Славянская», «Балчуг Кемпински», «Марко Поло Пресня», «Новотель Шереметьево», «Шератон Палас» и др.). В этом случае сеть становится одним из инвесторов проекта, вкладывает свой капитал и технологии на условиях участия в прибылях отеля.
Гостиничный оператор может выступать владельцем отеля, но такая схема требует больших финансовых вложений, что сдерживает расширение сети. В таких моделях владение отелем считается залогом стабильности бизнеса. Франчайзинговые сети охватывают более 70% х отелей Северной Америки. В Европе в пы и консорциумы входят лишь 16% гости-Практика ведения бизнеса показывает,
что входящие в цепь отели имеют на 60% боль-ий средний доход и на 8% большую заполняе-мость, чем независимые гостиницы2.
построении отношений франчайзора и таайзи возможны два основных варианта3. рранчайзинг, когда франчайзор прода-шизу напрямую местному предприни-гелю (франчайзи). Если образуется сеть международного франчайзинга, где географическое расстояние между франчайзором и фран-чайзи велико, то возникает проблема достаточной поддержки на местном уровне. При этом необходимо учитывать местные особенности. В случае косвенного франчайзинга (субфранчайзинга) международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории другой страны одному фран-чайзи, который в последующем будет заключать субфранчайзинговые договоры со следующими франчайзи.
Франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим но такая схема требует предпринимателям и
собирая с них сервисную плату (роялти). При выборе прямого что сдерживает расширение или косвенного фран-
__чайзинга важно учиты-
_франчайзинговой сети вать финансовый фак-
гостиничный оператор может
выступать владельцем отеля,
больших финансовых вложений,
тор, так как расширение франчайзор обычно склоняется
деятельности в междуна- _
родных масштабах тре- к заключению прямых бует от франчайзора
значительных денежных франчайзинговых договоров
инвестиций, которые
нужны для ведения пере- в стране, имеющей общую
говоров по заключению
франчайзингового дого- границу со страной вора или открытия собственного представи- франчайзора тельства, а также адаптации к местным условиям. Приходится решать _
проблему найма местных менеджеров, знакомых с требованиями местного законодательства, традициями и вкусами конечного потребителя. Эти менеджеры проходят обучение на специ- _
альных курсах и в дальнейшем используются как _
консультанты.
Наличие в стране потенциального развития та- _
кого предпринимателя, который имеет практический опыт, обладает финансовыми и человеческими ресурсами, а также способен выполнять функции генерального франчайзи, выгод- _
но для любой центральной фирмы- франчай-зора, так как позволяет ей не вкладывать значительных инвестиций в формирующуюся меж- _
дународную сеть и ускоряет внедрение данного бизнеса в данную страну.
Франчайзор обычно склоняется к заключению _
прямых франчайзинговых договоров в стране,
имеющей общую границу со страной франчай- _
зора. Если же страны географически отдалены, _
то сотрудничество становится затруднительным и требует больших трансакционных издержек, следовательно, франчайзор будет скло- _
няться ко второй форме франчайзинга (косвенной). При этом степень страновых отличий _
(разные языки, законы, религии, традиции, пристрастия потребителей, условия для предпринимательской деятельности) совместно с другими факторами оказывает влияние на выбор франчайзором формы франчайзинга.
Как представляется, решение проблем, связан- _
ных с развитием въездного туризма, требует _
создания национальных гостиничных цепей,
которые в последующем могут стать транснациональными.
Современный менеджмент гостиничного бизнеса предполагает межрегиональное объединение соответствующих предприятий, центры которых могут располагаться в крупных городах. По нашему мнению, в российских условиях в организации и управлении гостиничным хозяйством система франчайзинга должна найти самое широкое применение, поскольку она не требует изменения формы собственности. Сетевой подход к организации гостиничного хозяйства в России находится на начальном этапе своего формирования, поэтому сложившиеся к настоящему времени формы объединений, такие как Best Eastern Hotels, ГАО «Москва», не в полной мере соответствуют современным требованиям. Сказывается отсутствие отечественного опыта в ведении такого бизнеса, а также риски, обусловленные несовершенством законодательства, сложностью бюрократических процедур лицензирования, сертификации и т.п. Для применения франчайзинга в России существуют объективные предпосылки. Назрела необходимость активизации мер по продвижению на внутреннем и международном рынках отечественных товаров и услуг. Малое и среднее предпринимательство, преобладающее в сфере услуг, нуждается не только в финансовой, ресурсной поддержке, но и в юридической, информационной, маркетинговой, консалтинговой помощи на начальном этапе организации бизнеса. Франчайзинг предлагает современные действенные и доказавшие на практике свою эффективность технологии ведения бизнеса, что позволяет избежать ошибок организационно-технического характера.
Вместе с тем, франчайзинг как организационно-экономический инструмент требует стабильной законодатель-
в российских условиях
в организации и управлении гостиничным хозяйством
система франчайзинга должна найти самое широкое
применение
организационно-экономический
стабильной законодательной
основы, которой в нашей
стране пока нет
ной основы, которой в франчайзинг как нашей стране пока нет. Для отечественных предпринимателей вхождение в франчайзинговую инструмент требует сеть связано с наличием небольшого стартового капитала (для внесения разового паушального сбора), однако получить кредит на эти цели весьма непросто.
Для иностранных предпринимателей организация франчайзинга в России обусловлена риском политической нестабильности, отсутствием рыночных институтов в области землевладения и землепользования, давлением региональных властей, недостатком профессионально подготовленных кадров. Определенную поддержку развитию франчайзинга в России оказывает созданная в 1997 г. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), которая является некоммерческой организацией, функционирующей в качестве информационно-исследовательского центра. Ее деятельность направлена на обеспечение правовых ус ловий и улучшение рыночной среды для рас пространения франчайзинга. Представляется, что именно РАФ мож собствовать формированию отечественных франчайзинговых цепей. Для этого целесообразно использовать пилотный проект, н мер, по созданию цепи гостиниц 2-3-звез, уровня сервиса для обслуживания иност ных туристов по маршрутам ознакомле культурно-историческими, религиозными мятниками и объектами страны. Реализация пилотного проекта должна показать, что на этот вид деятельности существует спрос, технологию ведения бизнеса можно в относительно короткий срок передать фран-чайзи, при этом вложенный капитал, безусловно, окупится за приемлемый период времени.