Научная статья на тему 'Использование франчайзинга в торговле'

Использование франчайзинга в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Г. Г.

… однако у франчайзинга есть и серьёзные изъяны. Так, одно из ограничений этой системы большая роль личных отношений между первыми лицами сетевой компании и партнерами-франчайзи. Зачастую именно налаженность отношений и контактов имеет решающее значение для успеха или неудачи франчайзинга. Окончание. Начало в № 12/2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование франчайзинга в торговле»

как бы мне, рябине...

использование франчайзинга в торговле

Окончание. ... однако у франчайзинга есть и серьёзные

Начало в № 12/2005 изъяны. Так, одно из ограничений этой

системы - большая роль личных отношений

_ между первыми лицами сетевой компании и

партнерами-франчайзи. Зачастую именно налаженность отношений и контактов

_ имеет решающее значение для успеха или

неудачи франчайзинга.

Стараясь снизить риски совместного бизнеса с незнакомыми компаниями, некоторые сетевые компании вводят специальные требования к потенциальным партнерам. Другой проблемой, требующей постоянного внимания, является необходимость непрерывного совершенствования системы контроля франчайзинговой сети. Об этом свидетельствует опыт российских сетей, прошедших по отечественным меркам большой путь в этом направлении. Методы и формы контроля, применяемые сетевыми компаниями, различны и зависят от стадии развития системы и области деятельности.

Не стоит забывать и еще про один аспект фран-чайзинговых отношений, несущий потенциальный риск для организатора сети, - возможной конкуренции со стороны обученного ноу-хау и технологиям ведения бизнеса франчайзи. По мере того как фирма-франчайзи набирается опыта и обретает силу, приблизительно равную силе франчайзера, ему становтся все сложнее держать ее в своей власти. Таким образом, резюмируя, можно сказать, что франчайзинговые схемы обладают следующими недостатками:

- невозможностью досрочного завершения отношений с тем франчайзи, который не следу-

Иванов Г.Г.

канд. экон. наук,

доцент Российской

экономической

академии

им. ГВПлеханова

оссийское предпринимательство

ет правилам системы. стараясь снизить риски

Франчайзинговый дого-

вор определяет природу совместного бизнеса отношений между

франчайзером и фран- с незнакомъши компаниями,

чайзи. В большинстве _

случаев он содержит некоторые сетевые компании

ряд положений, защи-

щающих франчайзи и вводят специальные

предусматривающих

невозможность для требования к потенциальным

франчайзера досрочного расторжения кон- партнерам

тракта с франчайзи. Та- _

кие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов

франчайзингового бизнеса; _

- необходимостью кропотливой, продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом; _

- франчайзи не являются работниками франчайзора.

Франчайзи являются независимыми владельца- _

ми бизнеса. Даже при наличии франчайзинго- _

вого договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи;

- влиянием плохо работающих франчайзин-

говых предприятий на репутацию компании в _

целом.

Многие потребители воспринимают каждое _

франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым

товарным знаком. И если какой-нибудь фран- _

чайзи плохо ведет свой бизнес, то это бросает _

тень на всю франчайзинговую систему;

- недостаточной правдивостью отчетности.

Роялти (периодические выплаты франчайзи _

франчайзеру) начисляются, как правило, в про- _

центах от оборота франчайзи, а сам оборот рассчитывается исходя из предоставляемой франчайзи бухгалтерской и финансовой отчетности, и, к сожалению, не всегда просто определить, насколько эта отчетность соответствует действительности. Самый эффективный _

для франчайзера способ обеспечить правдивость отчетности - вести централизованный _

бухгалтерский учет, то есть освободить фран-чайзи от ведения отчетности и взять эту функцию на себя;

- отсутствием географической гибкости.

В случае неудачной деятельности франчайзин-гового предприятия, франчайзер не может самостоятельно закрыть или перенести его в другое место;

- недоплатой или выплатой взносов с опозданием.

Франчайзеры устанавливают структуру выплат за услуги, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии.

-

Франчайзи обязаны предоставлять отчет об об щей сумме продаж (товарообороте) франчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзеру; - трудностью сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющих_ ся интеллектуальной собственностью фран-

_ чайзера. Эти принципы бизнеса представляют

собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзера. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно вероятность ее разглашения ос__таётся. Франчайзеру

по мере того как фирма- сложно с этим бороться,

поэтому если ему не

франчайзи набирается опыта удастся выработать эффективные меры, то вся и обретает силу, франчайзинговая система может сильно по-

приблизительно равную силе страдать;

выходом из франчай-

франчайзера, ему становтся зинговой системы успешно работающих

все сложнее держать ее в своей франчайзи.

Франчайзи может счи-власти тать, что франчайзинго-

российское предпринимательство

вые отношения накла- многие потребители дывают на него слиш-

ком большие ограниче- воспринимают каждое ния. Расторгнув кон-

тракт с франчайзером, франчайзинговое предприятие

он, возможно, захочет

открыть свой собствен- как часть одной цепи ный бизнес, который

уже будет представлять предприятий, работающих под

прямую конкуренцию

франчайзеру. единым товарным знаком

Для того чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры долж- _

ны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы.

Как правило, договоры франчайзинга устанав- _

ливают запрет на конкуренцию, который может распространяться и на франчайзера, и на франчайзи. Обязательства по ограничению конкуренции могут быть абсолютными, либо могут касаться определенных видов товаров

(работ, услуг), категорий потребителей или _

сроков. При этом ограничения могут регламентировать следующие запреты: _

- на создание объектов франчайзинга в месте, _

отличном от специально отведённого, или вне__

специально отведённой территории; _______

- на рекламу в месте, отличном от специально_______

отведённого, или вне специально отведённой

территории;

- на реализацию товаров определенным кате- _

гориям потребителей;

- на продажу товаров определенным способом;

- временньй запрет;

- иные временные ограничения конкуре привязанные к определенному объему продаж, либо к соблюдению графика развития фран-чайзинговой сети.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод: франчайзинг - это перспективный метод развития торговли, который, прежде всего, предполагает продажу «бренда» и уже на этой основе создание конкурентных преимуществ для фирм-франчайзи.

особом; енции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.