как бы мне, рябине...
использование франчайзинга в торговле
Окончание. ... однако у франчайзинга есть и серьёзные
Начало в № 12/2005 изъяны. Так, одно из ограничений этой
системы - большая роль личных отношений
_ между первыми лицами сетевой компании и
партнерами-франчайзи. Зачастую именно налаженность отношений и контактов
_ имеет решающее значение для успеха или
неудачи франчайзинга.
Стараясь снизить риски совместного бизнеса с незнакомыми компаниями, некоторые сетевые компании вводят специальные требования к потенциальным партнерам. Другой проблемой, требующей постоянного внимания, является необходимость непрерывного совершенствования системы контроля франчайзинговой сети. Об этом свидетельствует опыт российских сетей, прошедших по отечественным меркам большой путь в этом направлении. Методы и формы контроля, применяемые сетевыми компаниями, различны и зависят от стадии развития системы и области деятельности.
Не стоит забывать и еще про один аспект фран-чайзинговых отношений, несущий потенциальный риск для организатора сети, - возможной конкуренции со стороны обученного ноу-хау и технологиям ведения бизнеса франчайзи. По мере того как фирма-франчайзи набирается опыта и обретает силу, приблизительно равную силе франчайзера, ему становтся все сложнее держать ее в своей власти. Таким образом, резюмируя, можно сказать, что франчайзинговые схемы обладают следующими недостатками:
- невозможностью досрочного завершения отношений с тем франчайзи, который не следу-
Иванов Г.Г.
канд. экон. наук,
доцент Российской
экономической
академии
им. ГВПлеханова
оссийское предпринимательство
ет правилам системы. стараясь снизить риски
Франчайзинговый дого-
вор определяет природу совместного бизнеса отношений между
франчайзером и фран- с незнакомъши компаниями,
чайзи. В большинстве _
случаев он содержит некоторые сетевые компании
ряд положений, защи-
щающих франчайзи и вводят специальные
предусматривающих
невозможность для требования к потенциальным
франчайзера досрочного расторжения кон- партнерам
тракта с франчайзи. Та- _
кие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов
франчайзингового бизнеса; _
- необходимостью кропотливой, продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом; _
- франчайзи не являются работниками франчайзора.
Франчайзи являются независимыми владельца- _
ми бизнеса. Даже при наличии франчайзинго- _
вого договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи;
- влиянием плохо работающих франчайзин-
говых предприятий на репутацию компании в _
целом.
Многие потребители воспринимают каждое _
франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым
товарным знаком. И если какой-нибудь фран- _
чайзи плохо ведет свой бизнес, то это бросает _
тень на всю франчайзинговую систему;
- недостаточной правдивостью отчетности.
Роялти (периодические выплаты франчайзи _
франчайзеру) начисляются, как правило, в про- _
центах от оборота франчайзи, а сам оборот рассчитывается исходя из предоставляемой франчайзи бухгалтерской и финансовой отчетности, и, к сожалению, не всегда просто определить, насколько эта отчетность соответствует действительности. Самый эффективный _
для франчайзера способ обеспечить правдивость отчетности - вести централизованный _
бухгалтерский учет, то есть освободить фран-чайзи от ведения отчетности и взять эту функцию на себя;
- отсутствием географической гибкости.
В случае неудачной деятельности франчайзин-гового предприятия, франчайзер не может самостоятельно закрыть или перенести его в другое место;
- недоплатой или выплатой взносов с опозданием.
Франчайзеры устанавливают структуру выплат за услуги, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии.
-
Франчайзи обязаны предоставлять отчет об об щей сумме продаж (товарообороте) франчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзеру; - трудностью сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющих_ ся интеллектуальной собственностью фран-
_ чайзера. Эти принципы бизнеса представляют
собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзера. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно вероятность ее разглашения ос__таётся. Франчайзеру
по мере того как фирма- сложно с этим бороться,
поэтому если ему не
франчайзи набирается опыта удастся выработать эффективные меры, то вся и обретает силу, франчайзинговая система может сильно по-
приблизительно равную силе страдать;
выходом из франчай-
франчайзера, ему становтся зинговой системы успешно работающих
все сложнее держать ее в своей франчайзи.
Франчайзи может счи-власти тать, что франчайзинго-
российское предпринимательство
вые отношения накла- многие потребители дывают на него слиш-
ком большие ограниче- воспринимают каждое ния. Расторгнув кон-
тракт с франчайзером, франчайзинговое предприятие
он, возможно, захочет
открыть свой собствен- как часть одной цепи ный бизнес, который
уже будет представлять предприятий, работающих под
прямую конкуренцию
франчайзеру. единым товарным знаком
Для того чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры долж- _
ны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы.
Как правило, договоры франчайзинга устанав- _
ливают запрет на конкуренцию, который может распространяться и на франчайзера, и на франчайзи. Обязательства по ограничению конкуренции могут быть абсолютными, либо могут касаться определенных видов товаров
(работ, услуг), категорий потребителей или _
сроков. При этом ограничения могут регламентировать следующие запреты: _
- на создание объектов франчайзинга в месте, _
отличном от специально отведённого, или вне__
специально отведённой территории; _______
- на рекламу в месте, отличном от специально_______
отведённого, или вне специально отведённой
территории;
- на реализацию товаров определенным кате- _
гориям потребителей;
- на продажу товаров определенным способом;
- временньй запрет;
- иные временные ограничения конкуре привязанные к определенному объему продаж, либо к соблюдению графика развития фран-чайзинговой сети.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод: франчайзинг - это перспективный метод развития торговли, который, прежде всего, предполагает продажу «бренда» и уже на этой основе создание конкурентных преимуществ для фирм-франчайзи.
особом; енции,