франчайзинг как метод
корпоративного роста
Золотов Михаил Иванович
д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой спортивного менеджмента, экономики и права им. ВВ. Кузина
Золотов Михаил Михайлович
канд. экон. наук, доцент кафедры спортивного менеджмента, экономики и права им. ВВ. Кузина
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Новиков Павел Владимирович
канд. экон. наук, заместитель Министра спорта Российской Федерации
_Аннотация
В статье разработаны научно-методические и практические рекомендации, формирующие организационно-экономические условия для корпоративного роста во франшизных сетях. Сформулировано определение франчайзинга. Авторами выделены схемы функционирования франшизных сетей. Определены составляющие формирования взаимоотношений франчайзора и франчайзи.
Ключевые слова: франчайзинг, сети, корпоративный рост
Стабилизация и рост российской экономики, наблюдаемые в последние 6-7 лет, влияют на развитие малого и среднего предпринимательства, которое в свою очередь является ключевым элементом экономики. Несмотря на то, что предпринимательская активность на данный момент достаточно высока, в рамках сложившихся экономических условий малое и среднее предпринимательство развивается крайне медленно. Это, в первую очередь, связано с отсутствием стабильных условий ведения предпринимательской деятельности, неотработанным механизмом поддержки предприятий на начальном этапе их становления. Франчайзинг, использующий возможности крупного бизнеса с одной стороны и позволяющий сохранить независимость и предприимчивость малого бизнеса с другой стороны, является эффективным инструментом, позволяющим активно развивать предпринимательскую деятельность во многих сферах сервиса.
Одним из наименее разработанных элементов франшизного бизнеса являются взаимоотношения франчайзора со своими франчайзи, что влияет на корпоративный рост сети.
йское предпринимательство, № 23(245)/декабрь 2013
Франчайзинг как форма бизнес-сотрудничества
В рамках сложившихся экономических условий малое и среднее предпринимательство развивается в России крайне медленно. Наибольшее развитие малого и среднего предпринимательства на протяжении последних 5 лет можно наблюдать в сфере торговли и общественного питания. В других сферах ведения бизнеса наблюдается противоположенная тенденция.
Причинами медленного развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране являются следующие факторы: недостаток опыта ведения бизнеса у потенциальных предпринимателей, сложность в получении кредита на начальном этапе развития предприятия, отсутствие стабильных экономических условий, а также реальной и эффективной государственной поддержки.
Франчайзинг, используя отработанные технологии крупного бизнеса, большие финансовые ресурсы, сохраняя определенную независимость малого бизнеса, позволяет обеспечить стабильное развитие мелкого и среднего предпринимательства. Франшизные сети более устойчивы к банкротству в сравнении с отдельно взятыми малыми и средними предприятиями.
Таким образом, увеличение масштабов применения франчайзинга в организации бизнеса в России позволит стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечить стабильный и уверенный корпоративный рост, а также предоставит дополнительные рабочие места. В странах, где применяется франчайзинг, имеются различные трактовки данного термина, отражающие особенности ведения этого вида бизнеса. Так, в США франчайзинг видится как особый тип договорных отношений между франчайзором и фран-чайзи. В Италии при определении франчайзинга основной упор делается на наличие соглашения между юридически и финансово независимыми предприятиями, а также на предоставление фран-чайзи исключительных прав на создание и сбыт продукции под торговой маркой франчайзора. В Великобритании франчайзинговые отношения трактуются как занятие определенным бизнесом при использовании специфического наимено-
в рамках
сложившихся
экономических
и среднее предпринимательство
медленно
маркетинг
франшизные сети _более устойчивы
с
_предприятиями
1г=кт н
вног фр
вания, принадлежащего или ассоциируемого с франчайзором.
Проанализировав различные трактовки франчайзинга, авторы выделяют пять обязательных его элементов: контракт, франчайзор, франчайзи, торговый имидж и роялти.
Существующие формулировки франчайзинга позволили авторам сформулировать следующее определение: франчайзинг представляет собой форму бизнес-сотрудничества между франчайзором и франчайзи, основанную на предоставлении франчайзором проверенной и успешной бизнес-идеи, поддержки, обучения, снабжения, маркетинга, рекламы и на выплате франчайзи роялти за использование торгового имиджа, созданного франчайзором.
Схемы функционирования франшизных сетей
Исходя из международной практики и проведенно-о исследования можно выделить схемы функционирования франшизных сетей: классический франчайзинг, субфранчайзинг и генеральная франшиза. В отличие от классической схемы франчайзинга, где фигурируют две стороны - франчайзор и фран-убфранчайзинге и схеме генеральной раншизы добавляется еще одна сторона - своего да посредник.
неральная франшиза подразумевает форму франчайзинга с добавлением посредника, который выполняет функцию поиска и рекрутирования перспективных франчайзи, а также согласования с ними базовых параметров ведения бизнеса. Дальнейшие отношения в ведении бизнеса с франчайзи выстраивает франчайзор.
Проанализировав франшизные сети на российском рынке, авторы пришли к выводу, что самый привлекательный вид франчайзинга - субфранчайзинг, т.к. в этом случае франчайзор может в достаточно короткий срок аккумулировать большую сумму денег посредством выдачи субфраншиз. Это может быть актуально, когда требуется финансирование развития производства, разработки и внедрения новых технологий, выхода на новые сегменты рынка, увеличения оборотных средств. При использовании схем генеральной франшизы и субфранчайзинга, франчайзору не требуется осу-
чайзи
ществлять поиск новых франчайзи, изучать специфику рынка или предоставлять поддержку в том объеме, в котором это требуется при классической схеме функционирования франчайзинга. Таким образом, можно выделить следующие основные преимущества использования субфранчайзинга и генеральной франшизы:
- быстрое расширение сети. Франчайзинг сам по себе нацелен на то, чтобы расширить бизнес фран-чайзора, используя ресурсы других предпринимателей;
- поддержание единообразия во всей франшизной сети. Любой франчайзор заинтересован в том, чтобы его франшизная сеть работала в соответствии с установленными стандартами, постоянно увеличивая объемы продаж;
- адаптирование каждой индивидуальной точки к местным условиям. Как правило, субфранчайзоры и владельцы генеральной франшизы являются предпринимателями, которые уже давно работают в определенной области на определенной территории. Договор субфранчайзинга обуславливает, что субфранчайзор отвечает не только за поиск новых франчайзи, но и за развитие определенной территории, закрепленной за ним, посредством того, что берет на себя обязательства в определенные сроки открыть указанное в контракте количество точек;
- легкость в управлении большой сетью. Чем больше становится сеть, тем труднее ею управлять. Франчайзору приходится расширять штат, чтобы поддерживать контроль на необходимом уровне.
Составляющие формирования взаимоотношений франчайзора и франчайзи
Еще одним важным аспектом существования франчайзинга является установление успешных взаимоотношений франчайзора и франчайзи как совокупность основных трех составляющих. Особенно важным является вопрос начального этапа формирования взаимоотношений, т.к. он позволяет четко скоординировать дальнейшие действия каждой стороны, что особенно актуально для начинающих франчайзи.
На первом этапе сотрудничества обе стороны оценивают свои возможности и согласовывают базо-
самый
внш ф
I первом этапе сотрудничества обе
и согласовывают
базовые параметры _ведения бизнеса
вые параметры ведения бизнеса. Результатом этого является составление и утверждение конечного договора о франшизе и маркетингового плана. Второй составляющей успешных взаимоотношений двух сторон в франчайзинговом бизнесе является поддержание свободного потока информации между франчайзором и франчайзи. Свободный поток информации означает не только успешные взаимоотношения в сети между ее членами, но и повышение качества предоставляемой продукции и услуг, увеличение лояльности потребителей. Третьим параметром ведения бизнеса является постоянный анализ деятельности франчайзи. В России договор коммерческой концессии заключается на три года, что и будет являться оптимальным периодом для оценки проделанной работы. По истечению договорного срока франчайзор принимает решение о продолжении или аннулировании договора. Многие владельцы растущих и хорошо зарекомендовавших себя компаний опасаются, что развитие изнеса посредством франчайзинга приведет к снижению качества предоставляемой продукции и это подорвет имидж их брэнда, понизит лояль-) ность клиентов. Действительно, с развитием франшизной сети качество предоставляемых ею услуг может начать падать, но только в том случае, если ранчайзор не осуществляет постоянный и свое-еменный контроль деятельности франчайзи. менно разумный и своевременный контроль является одним из главных факторов, обеспечивающих успешное функционирование всей сети. Контроль деятельности потенциального франчай-зи начинается еще до того, как подписан договор о франшизе. Задача франчайзора на данном этапе заключается в оценке квалифицированности кандидата в франчайзи и выборе кандидатуры, знающей специфику намеченного рынка. Правильно выбранная кандидатура в франчайзи обеспечит в будущем эффективное сотрудничество и легкость во взаимоотношениях обеих сторон.
После того, как был выбран франчайзи, контроль со стороны франчайзора формируется уже на стадии составления договора о франшизе. В договоре прописываются стандарты и требования к деятельности франчайзи. Особое внимание франчайзору рекомендуется обратить на стандарты качества и
условия использования торговой марки, т.к. это и является базой для поддержания высокого уровня качества предоставляемых сетью услуг. Первые полгода после заключения договора о франшизе контроль деятельности франчайзи может осуществляться посредством предоставления поддержки. Иными словами, франчайзор, организуя обучающие курсы, встречи и конференции, может контролировать степень усвоения материала и применения его на практике, что становится ясным в ходе семинарских занятий и конференций. Дальнейший контроль может осуществляться непосредственно штатом полевых сотрудников фран-чайзора, нанесения блиц-визитов, использования независимых специалистов, анализа регулярных отчетов франчайзи, формирования списка обязательных поставщиков и анализа оценки деятельности франчайзи деловыми партнерами.
Выводы
Проведенные авторами исследования показали, что франчайзинг в России еще не так распространен, как в других странах. Это связано, в первую очередь, с тем, что отношения между франчайзором и фран-чайзи должны быть построены по схеме постоянного взаимодействия, обмена информацией, помощи со стороны франчайзора. В российской же практике ведения коммерческой деятельности им пока еще не принято тесно работать друг с другом для достижения успеха. В добавок к этому можно сказать, что правовая база касательно франчайзинга не сформирована. В правовых документах даже не применяется понятие «франчайзинг». Оно заменено на термин «коммерческая концессия».
Литература
1. Ганебных Е.В. Франчайзинг как способ развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2012. - № 19 (217). - с. 113-119. - http://www.creativeconomy.ru/articles/25239/
2. Королев М.В. Оффшорные фирмы. - М.: ЗАО Юридическая контора «Кукша», 2010. - 38 с.
3. Финансы в управлении предприятием / под ред. А.Т. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Becker, George S., and George J. Stigler, 1974, Law Enforcement, Malfeasance, and Compensation of
разумный
и своевременный
фактор обеспечивающих успешное
функционирование
всей сети
маркетинг
Enforcers, Journal of Legal Studies 3:1 18. Bell Journal of Economics 12 (Autumn): 380-391.
5. Caves, R.E., Murphy, W.F., 1999. Franchising: firms, markets, and intangible assets. South. Econ. J. 42, 572586 (April).
6. Hitt, M.A., Ireland, R.D., 1986. Relationships among corporate level distinct competencies, diversification strategy, corporate strategy, and performance. J. Manage. Stud. 23, 401-416.
Mikhail I. Zolotov
Doctor of Economical Sci., Head of the Academic Department of Sport management, Economics and Law n.a. V.V. Kuzin, Russian State University of Physical culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow Mikhail M. Zolotov
Candidate of Economical Sci, Associate Professor of the Academic Department of Sport management, Economy and Law n.a. V.V. Kuzin, Russian State University of Physical culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow Pavel V. Novikov
Candidate of Economical Sci, Deputy Minister of sports of the Russian Federation Franchising as a method of corporate growth
_Abstract
his author provides methodological and practical recommendations that aimed at creation of organizational and economic conditions for corporate growth in JL franchise networks. This paper provides the definition of the term "franchising". The authors point out operational schemes of franchise networks, define forming componentsfor interaction between thefranchiser andfranchisee. Key words: franchising, networks, corporate growth
poccuucKoe npednpuHumamenbcmeo,№ 23(245)/deKaöpb 2013