7. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. ально-педагогического обеспечения профессио-
Л.В. Мардахаев. - М., 2002. нального становления студента вуза. - Кострома:
8. Тимонин А.И. Концептуальные основы соци- КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.
УДК 621.391
Мосина Софья Викторовна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
sofiamosina@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Рассматриваются проблемы разработки научно-методических подходов к формированию коммуникативной компетентности в образовательно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, компетентностный подход, коммуникативные навыки и умения, образовательно-воспитательный процесс, методология.
В условиях, происходящих в России социально-экономических преобразований; развития, роста демократических институтов и движений, становления демократического гражданского общества, - роль коммуникации, коммуникативных процессов и взаимодействий становится ведущей социальной силой созидания, осмысления, утверждения и конструирования новых отношений во всех сферах социальной жизни.
В последние десять лет во всем мире активизировались поиски в области обновления образования, и, в частности, его содержания. Инновационным подходом для обновления содержания общего образования является компетентностный подход, который «предполагает усиление практической направленности образования» и «выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы» [5], что, однако, не исключает возможности разумного сочетания предметно-знаниевой и компе-тентностной моделей образования.
Сегодня можно констатировать, что коммуникация в российской системе образования приобретает особое значение. В условиях модернизации современного образования большое внимание уделяется формированию компетентностной модели качества подготовки выпускников ВУЗов и колледжей. Само понятие «компетентность» в современном трактовании ведущими учеными определено следующим образом: а) компетентность как знания, умения, навыки и опыт; б) компетентность как способность; в) компетентность как проявление компетенции. В работах Л.А. Петровской, М.Б. Бергельсон, А.В. Назарчука, А.А. Леонтьева, А.А. Бодалева, А.В. Хуторского, И.А. Зимней компетентность рассматривается как сложное, интегративное качество личности, четко разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция выступает общей нормой, стандартизированной для многих индивидов, а компетентность - «характеристикой меры соответствия какого-то явления, про-
цесса заданному или задаваемому эталону», способствующей личностной самореализации [2; 3; 4].
Анализ научной литературы позволил выделить важнейшую особенность компетентностного подхода: он позволяет человеку в результате образования не только овладеть знаниями и умениями, но и обеспечить применение их на практике, в реальной социально-экономической среде. Компетентно-стный подход способствует максимальной востребованности личностного потенциала учащегося и нахождению им своего места в мире (В.А. Болотов, В.В. Сериков); значительно усиливает практическую направленность образования (Л.И. Боголюбов, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, А.В. Хуторской); являясь системным и междисциплинарным характеризуется как личностным, так и деятельностным аспектами (И.А. Зимняя), в связи с чем, в полной мере способствует подготовке учащихся к жизни и к практической деятельности. По мнению С.Е. Шишова, быть компетентным, не означает быть ученым или образованным, быть компетентным означает умение мобилизовать в данной конкретной ситуации полученные знания и опыт реализации.
Среди принятых Советом Европы (Совет Культурной Кооперации) (1996) пяти ключевых компетенций, которыми должны обладать все современные молодые люди, называется и коммуникативная компетентность, которая относится к владению устной и письменной коммуникацией и особенно важна для успешной работы и социальной жизни. Обобщение данных отечественных и зарубежных исследований позволяет определить коммуникативную компетентность человека как важнейший фактор его успешного трудоустройства (Л.В. Гостюшин, И.В. Зорин, С.Л. Карташов, Ю.Г Олегов, И.А. Кокорев). С другой стороны, показано (Л.П. Егоршин, Е.Е. Смирнова, Е.В. Резапкина), что коммуникативно-компетентные специалисты наиболее востребованы на современном рынке труда [1; 2; 5].
Под коммуникативной компетентностью понимается комплекс профессионально-личностных ка-
154
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Мосина С.В., 2012
честв и навыков, обеспечивающих результативность коммуникационного процесса.
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале субъектов коммуникативного общения [3; 4].
В настоящее время в Российской Федерации проводятся научные исследования, в которых анализируется уровень коммуникативной компетентности студентов ВУЗов, колледжей, учащихся общеобразовательных школ, осуществляется поиск методических подходов к формированию коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков. В Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского (КГУ) такие исследования проводятся под руководством профессора С.И. Маслова, молодыми учеными, соискателями и специалистами О.Е. Молчановой, В.О. Филоновой, Е.В. Карповой, Е.Ю. Савиным, Е.И. Сахаровой,
Н.А. Аксеновой, С.В. Мосиной.
В рамках таких исследований во главу угла ставится то, что нормативным правовым ориентиром в подготовке студентов педагогических ВУЗов и колледжей является компетентностный подход, декларируемый ФГОС третьего поколения. Цели профессионального образования конкретизированы в понятии «профессиональная компетентность», интегрирующем личностный, теоретический и практический аспекты.
В соответствии с требованиями образовательных нормативных документов, компетентностный подход предполагает существенные системные преобразования, затрагивающие преподавание учебного предмета, его содержание, использование образовательных технологий.
Подготовка специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования является важным звеном в системе образования Калужской области. Все более возрастающие требования к организации педагогического процесса обязывают образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой педагогов и воспитателей обеспечивать компетентность будущих специалистов.
Однако, при этом, анализируя сложившуюся ситуацию, следует констатировать, что большинство российских педагогов сегодня по-прежнему мало представляют себе теоретическое содержание этих коммуникативных дисциплин (что именно они изучают) и их педагогико-методическое наполнение (чему и как в рамках этих дисциплин учат). Коммуникативные знания и умения все больше признаются обязательным компонентом современного образования. По-прежнему актуальны для российских специалистов в сфере образования вопросы концептуального осмысления: Что понимается под коммуникативным подходом в современных социальных
науках? Как этот подход отличается от более традиционных наук: лингвистики, психологии, социологии? Как соотносятся категории «коммуникация» и «общение»? Существует ли методология в данной области? В попытках современных авторов учебников и учебных пособий коммуникация трактуется преимущественно как «обмен информацией в процессе деятельности и как пути сообщения», как «передача информации от человека к человеку», а вопросы методического обеспечения подготовки педагогов не находят должного внимания и проработки в современной научной и методической литературе.
Проанализировав научные работы в области роли коммуникации в образовательном процессе, развития коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов, подготовке студентов педагогических колледжей к общению с детьми, формирования социально-педагогической, профессиональной компетентности педагогов, профессионально-педагогической компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений, можно сделать вывод о необходимости и актуальности разработки научно-методической базы профессиональной подготовки студентов ВУЗов и колледжей. При этом итогом такой подготовки должна стать способность педагогов-выпускников в рамках образовательно-воспитательного процесса на высоком профессиональном уровне формировать коммуникативные навыки и умения и, в конечном счете, коммуникативную компетентность у детей.
Для обеспечения повышения эффективности и качественного уровня образовательно-воспитательного процесса предлагается разработка специальной программы по формированию коммуникативной компетентности, навыков и умений учащихся педагогических колледжей и лицеев. Разработка такой программы будет осуществляться в рамках диссертационных исследований в КГУ им. К. Э. Циолковского.
При разработке программы можно учесть опыт разработки компетентностного подхода в развитии образовательных программ в ИТИП РАО [5]. Предлагается, что в ходе обучения учащиеся будут осваивать коммуникативные компетенции, навыки и умения, которые систематизированы по блокам, соответствующих компетентности обучающихся в определенных сферах коммуникативной деятельности.
А. Умения в работе с различными источниками информации: читать и понимать прочитанное, вычленять главное из полученной информации, отбрасывать ненужную информацию, обрабатывать ее (классификация, систематизация, обобщение), отбирать необходимые и достаточные, полные и достоверные источники информации, использовать информацию для достижения поставленных целей.
Б. Установление контактов с другими людьми -знания: психологических основ коммуникативной
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
155
деятельности, приемов установления контактов с другими людьми; умения: войти в контакт с любым человеком, поддерживать контакты с другими необходимое время, располагать к себе, умение оказать сочувствие и поддержку другому человеку, оказывать и принимать знаки внимания от окружающих, обратиться к другому человеку с просьбой, адекватно реагировать на критику, быстро переходить с одного уровня общения на другой.
В. Умения передать информацию другим людям так, чтобы она была ими понята: четко и последовательно излагать свои мысли в устной и грамотно - в письменной форме; вести диалог; задавать вопросы и отвечать на них; использовать оптимальный темп речи.
Г. Активное слушание и понимание партнера -навыки: этических норм делового общения, активного слушания, восприятия информации других людей; умение понять другого человека, использовать приемы невербальной поддержки собеседника.
Д. Ведение бесед и переговоров - навыки проведения бесед и переговоров; умения: провести самооценку своих возможностей, осуществлять самопрезента-цию во время собеседований и конкурсных испытаний.
Создание методологии, разработка научно-методологических подходов к формированию комму-
никативной компетентности в образовательно-воспитательном процессе на всех его стадиях и уровнях - актуальная задача будущих диссертационных исследований в данной области.
Библиографический список
1. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - N° 9. -
С. 45-48.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. - М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. - 236 с.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974. - 367 с.
4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. -М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
5. Чернов С.В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сб. науч. статей / под ред. В.А. Ермоленко. - М.: ИТИП РАО, 2007. - С. 158-165.
УДК 378
Царан Александр Александрович
Магнитогорский педагогический университет
kompsan@mail.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
В статье рассматривается проблема возможного оказания педагогического содействия нравственному само-опрелению студентов в учебном процессе. Автором рассмотрены виды самореализации, разработана модель нравственного самоопределения будущих менеджеров, определены методологические подходы построения модели и ее компонентов.
Ключевые слова: самоопределение личностное, модель профессиональное, нравственное, моделирование, организационно-педагогические условия.
Проблема, связанная с профессиональным становлением и развитием личности студентов, постоянно находится в центре внимания педагогов и психологов. В настоящее время в связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, нравственное самоопределение студентов, их самореализация в профессиональной деятельности, приобретают особую актуальность.
В новых экономических условиях определенная часть студентов - будущих менеджеров, не имеет четкого представления о своем профессиональном будущем. Перед преподавателями вуза ставится задача оказания студентам своевременной педагогической поддержки на всех этапах профессиональ-
ного обучения. Для ее реализации этой задачи требуется владение психолого-педагогическими знаниями особенностей самоопределения студентов, факторов и условий, влияющих на нее.
Понятие «самоопределение» употребляется в научной литературе в самых различных смысловых значениях. Среди них можно выделить следующие смыслы: профессиональное самоопределение («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации); личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития); жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни); нравственное, моральное самоопределение. Это разделение условно, так как эти области самоопре-
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Царан А.А., 2012