УДК 385
Глушкова Екатерина Олеговна
Шарьинский филиал
Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова
tyfelka_@rambler. т
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматривается модель развития социальной компетенции студентов вуза, анализируется модель формирования и развития социальной компетентности. Характеризуется понятие «модель».
Ключевые слова: компетентность, социальная компетентность, модель.
Проектировочная деятельность процесса формирования социальной компетент-. ности начинается с создания модели современного бакалавра, специалиста, магистра на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОСВПО) по существующим в нашей стране направлениям подготовки. В современных госстандартах третьего поколения (2011) наблюдается переход от квалификационной к компетентност-ной модели подготовки кадров. Такая модель носит системный характер и объединяет преимущества квалификационной и компетентностной моделей (И.А. Зимняя).
Согласно системной модели выпускник вуза, освоивший образовательную программу бакалавра, специалиста, магистра, должен характеризоваться не только общепрофессиональными, специальными, но и социально-личностными компетенциями.
Данные компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение выпускника вуза на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования.
В современных социокультурных условиях эффективность процесса воспитания связаны с созданием в обществе развивающей образовательной среды как системы условий и возможностей для саморазвития личности.
Организация воспитания как педагогического процесса в условиях вуза не может быть эффективной только в рамках традиционной педагогики, рассматривающей процесс воспитания студенческой молодежи как однонаправленную передачу прежних образцов культурно-исторического опыта и воспроизведение его уже «готовых» ценностей, культурных форм, норм и правил социального взаимодействия и коммуникации. Методологической основой эффективной воспитательной работы со студенческой молодежью в современных социокультурных условиях выступает гуманистическая образовательная парадигма с опорой на личностно ориентированный подход, нацеленная на максимальную самореализацию студентов. В соответствии с этим, воспитание выступает важнейшей составляющей образовательного процесса вуза, обеспечивающей образовательный процесс вуза, более эф-
фективное и профессиональное развитие студентов, формирование у них социальной активности и способствующей их полноценной самореализации.
В этом случае можно говорить об усилении воспитательной функции образовательного процесса в вузе. Основными воспитательными целями высшей школы в современных социально-экономических условиях выступают формирование у студентов социально-профессиональной компетентности, воспитание личности выпускника вуза с качествами гражданской ответственности и патриотизма, готовит к активному участию в экономической и социально-культурной жизни страны.
В этой связи представляется актуальной проблема разработки модели формирования социальной компетентности студента вуза.
Для достижения поставленной нами задачи, в первую очередь, необходимо рассмотреть современное состояние педагогических, теоретических подходов решения данной проблемы и дать общее определение «модели».
Модель - это воспроизведение или схема чего-либо [7, с. 318]; норма, образец, служащий эталоном (стандартом), описание, схема, прообраз какого-либо объекта [3, с. 339]. Таким образом можно утверждать, что модель - это символ любой науки.
Модель - мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящей в символической форме их основные типические черты; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах [7, с. 157].
Процесс создания моделей в современной науке называется моделированием. Оно выступает в качестве исследовательского инструментария для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа и позволяет свести сложное к простому, сделать объект или процесс более доступным для тщательного и всестороннего изучения.
Модели нередко классифицируют на описательные, дающие представление о сути, структуре основных элементов педагогического процесса, явления; на функциональные, отображающие процесс, явление в системе их связей с социальной средой; прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния рассматриваемого процесса или явления [6, с. 256].
© Глушкова Е.О., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
151
Таким образом, модель есть теоретическая конструкция, в которой отражается набор существенных положений, дающих представление о целостности процесса.
Мы за основу берем описательную модель и, в связи с ее логикой, будем вести речь о теоретических подходах, компонентах модели и содержании каждого из них.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время авторы предлагают разные модели социальной компетенции личности (В.М. Басова, Д.Б. Воронцов, Х.И. Галимзянова,
Н.Н. Кормягина, И.В. Леднева, М.И. Рожков и др.)
В частности В.М. Басова в своем исследовании в структуру такой модели включает: 1. Целевой компонент; 2. Ценностный блок; 3. Содержательный блок; 4. Организационный блок; 5. Результативный блок [2, с. 17].
Исследователь рассматривает образовательный процесс и педагогическую деятельность в нем как институт поддержки и развития «самости» личности студентов, приобретения, наращивания и интерио-ризации ими социального опыта. Исходя из этого, целью воспитательных программ по формированию социальной компетентности определяется создание условий для освоения обучаемыми социальных знаний, обретения опыта принятия решений, осуществления личного выбора, развития навыков социального взаимодействия и чувства ответственности.
Придерживаясь точки зрения, что ценности не могут быть просто трансформированы, опираясь на особенности экзистенционального подхода к процессу и результатам воспитания, В.М.Басова отнесла к ценностному блоку развитие у обучаемых признания уникальности личности, ценности человеческой жизни, совместного бытия, взаимосвязи темпоральных модусов (прошлого, настоящего, будущего).
Ключевым понятием содержательного компонента педагогической деятельности по формированию социальной компетентности учащихся, признается диахтония ориентирования и содействия, которая включает проблемное, экзистенциальное, социальное и практическое ориентирование.
В других источниках формирование социальной компетентности студентов рассматривается как основа для создания модели специалиста, которая глубоко исследуется во многих работах (В.А. Адольф, Л.Г. Антропова, В.М. Басова, А.И. Тимонин и др.). Как отмечает И.Ш. Галеева, модель специалиста включает в себя профессиональную подготовку, физическое и нравственное здоровье, образованность, общекультурную грамотность [5, с. 44-45]. По мнению Н.Н. Кормягиной, модель специалиста - это цель для построения процесса его подготовки и критерий определения качества, условия развития его личности как субъекта профессиональ-
ной деятельности [4, с. 70].
По нашему мнению, создавая модель формирования социальной компетентности студента вуза необходимо ответить на вопросы: что это такое, для чего, чему и как учить, как воспитывать обучаемого, какие задачи он должен уметь решать, какими знаниями и умениями владеть и на каком уровне, какими должны быть его личностные качества?
При разработке модели формирования социальной компетентности студентов вуза мы исходим из следующего:
1. Важнейшей составляющей успешной профессиональной деятельности будущего специалиста является его социальная компетентность. Основы ее закладываются и формируются непосредственно в период обучения в университете.
Этот процесс предполагает совокупность социально-психологических характеристик, способствующих формированию у них знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволят им успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле.
В течение жизни любому человеку предстоит постоянно делать выбор и принимать решения для преодоления проблем в различных социальных ситуациях, и в разных временных рамках - от ежедневных, ежечасных проблем до отдаленных жизненных перспектив.
2. В адаптации и самореализации студентов в новых социально-экономических условиях велика роль социальной компетентности и развития навыков принятия альтернативных решений, предусматривающих развитие умений определять проблемы, их осознавать, осмысливать, анализировать ситуации; находить возможные варианты решения проблемы; просчитывать последствия различных вариантов; осуществлять выбор одного из возможных вариантов реализация принятого решения.
По нашему мнению, одним из основных навыков в структуре социальной компетентности студента вуза в современных условиях становится навык анализа социальных ситуаций и принятия самостоятельных решений, позволяющий делать выбор адекватной стратегии поведения в условиях неопределенности и риска. Именно этот навык позволяет ему ориентироваться в усложнившейся социальной среде, эффективно решать социальные проблемы и достигать самореализации в быстро изменяющихся социальных условиях.
3. В качестве составляющих в структуре социальной компетентности студентов можно выделить еще и такие компоненты, как: ценностный аспект процесса принятия решений; рефлексивный, включающий знания человека о себе и социальной среде; исполнительно-деятельностный, отражающий целеустремленность и независимость личности в принятии и реализации решений.
152
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
4. Представляется, что социальная компетентность - это интегратор целостности студентов вуза, отвечающий за их поведение в отдельных ситуациях и за самореализацию на протяжении профессиональной карьеры и жизненного пути.
Процесс социальной компетентности студентов вуза может характеризоваться как постоянно действующая система освоенных специальных знаний, установок, способов, приемов, навыков, приобретенных в ходе профессиональной и правовой, морально-психологической, физической, подготовок.
5. Определенными потенциалами формирования социальной компетентности студентов вуза обладают различные формы воспитательной работы. Они обусловлены соответствием интересам студентов, оказанием социально-педагогической помощи обучаемым в социально-экономической и правовой, в психолого-педагогической и культурно-досуговой сферах.
Таким образом, целью модели является формирование социальной компетентности студентов, рассматриваемой в образовательном пространстве вуза в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальным жизненным опытом личности.
В соответствии с этим, составными элементами модели являются ценностно-ориентационный, содержательный, деятельностно-практический и оценочно-рефлексивный блоки.
Ценностно-ориентационный блок такой модели предполагает направленность воспитательной деятельности студентов в мир ценностей, по таким направлениям, как:
1. Выработка общемировоззренческих, социально-политических, нравственно-правовых взглядов и убеждений (как, например, гражданская позиция специалиста).
2. Развитие у будущих специалистов системы нравственных убеждений, ценностных ориентаций, потребностей и мотивов профессиональной деятельности.
3. Привитие культуры профессионального поведения и общения с людьми.
Содержательный блок - основная его цель воспитать, сформировать и развить личность специалиста, способного эффективно решать служебные задачи как в обычных, так и в экстренных ситуациях. Для этого решаются следующие задачи:
- проведение диагностики исходного уровня профессиональных и личностных качеств студентов;
- формирование установки на самосовершенствование;
- развитие навыков общения и поведения в учебном коллективе;
- общее повышение уровня культуры студентов, развитие их творческого мышления;
- формирование культуры профессионального общения и взаимодействия;
- формирование служебной активности, чувства социально-правовой защищенности, развитие навыков обеспечения личной безопасности;
- уяснение сущности социальных и профессиональных ролей будущей служебной деятельности;
- формирование психической подготовленности к выполнению служебных обязанностей, а также навыков самообразования и самовоспитания в условиях практической деятельности.
Следующий блок - деятельностно-практический. В него комплексно входит воспитательная работа в университете. В принципе основные задачи воспитательной работы похожи на то, что было представлено в предыдущих блоках.
Оценочно-рефлексивный блок предусматривает обзор собственной профессиональной культуры студентов, сложившуюся на конкретный момент обучения. Он определяется по следующим критериям:
- знания человека о себе и социальной среде, на основе которых он анализирует ситуации и принимает решения;
- способность изменить себя для достижения успеха в самостоятельной познавательной деятельности (анализ и коррекция отношений между целями, средствами и последствиями действий);
- ценностный критерий;
- исполнительно-деятельностный критерий (способность к реализации принятых решений);
- саморегуляция.
Для всех блоков характерны следующие методы воспитательной работы:
1) методы изучения личности: наблюдение; анализ практической деятельности; тестирование, письменные опросы, устные беседы (индивидуальные и групповые);
2) методы воспитательного воздействия: убеждение, пример, включение студентов в различные виды деятельности; поощрение.
Умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии обучаемых и формировании у них социальных компетенций.
Библиографический список
1. Басов Н. Ф. Подготовка специалистов по социальной работе в университете. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005.
2. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004.
3. Большой психологический словарь / под ред.
В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. - М., 2000.
4. Кормягина Н.Н. Формирование социальной компетентности студентов экономико-управленческих специальностей. - Ярославль, 2007.
5. Педагогика. - 2000. - N° 2. - С. 44-45.
6. Психолого-педагогический словарь. - Ростов-на-Дону, 1998.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
153
7. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. ально-педагогического обеспечения профессио-
Л.В. Мардахаев. - М., 2002. нального становления студента вуза. - Кострома:
8. Тимонин А.И. Концептуальные основы соци- КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.
УДК 621.391
Мосина Софья Викторовна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Рассматриваются проблемы разработки научно-методических подходов к формированию коммуникативной компетентности в образовательно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, компетентностный подход, коммуникативные навыки и умения, образовательно-воспитательный процесс, методология.
В условиях, происходящих в России социально-экономических преобразований; развития, роста демократических институтов и движений, становления демократического гражданского общества, - роль коммуникации, коммуникативных процессов и взаимодействий становится ведущей социальной силой созидания, осмысления, утверждения и конструирования новых отношений во всех сферах социальной жизни.
В последние десять лет во всем мире активизировались поиски в области обновления образования, и, в частности, его содержания. Инновационным подходом для обновления содержания общего образования является компетентностный подход, который «предполагает усиление практической направленности образования» и «выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы» [5], что, однако, не исключает возможности разумного сочетания предметно-знаниевой и компе-тентностной моделей образования.
Сегодня можно констатировать, что коммуникация в российской системе образования приобретает особое значение. В условиях модернизации современного образования большое внимание уделяется формированию компетентностной модели качества подготовки выпускников ВУЗов и колледжей. Само понятие «компетентность» в современном трактовании ведущими учеными определено следующим образом: а) компетентность как знания, умения, навыки и опыт; б) компетентность как способность; в) компетентность как проявление компетенции. В работах Л.А. Петровской, М.Б. Бергельсон, А.В. Назарчука, А.А. Леонтьева, А.А. Бодалева, А.В. Хуторского, И.А. Зимней компетентность рассматривается как сложное, интегративное качество личности, четко разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция выступает общей нормой, стандартизированной для многих индивидов, а компетентность - «характеристикой меры соответствия какого-то явления, про-
цесса заданному или задаваемому эталону», способствующей личностной самореализации [2; 3; 4].
Анализ научной литературы позволил выделить важнейшую особенность компетентностного подхода: он позволяет человеку в результате образования не только овладеть знаниями и умениями, но и обеспечить применение их на практике, в реальной социально-экономической среде. Компетентно-стный подход способствует максимальной востребованности личностного потенциала учащегося и нахождению им своего места в мире (В.А. Болотов, В.В. Сериков); значительно усиливает практическую направленность образования (Л.И. Боголюбов, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, А.В. Хуторской); являясь системным и междисциплинарным характеризуется как личностным, так и деятельностным аспектами (И.А. Зимняя), в связи с чем, в полной мере способствует подготовке учащихся к жизни и к практической деятельности. По мнению
С.Е. Шишова, быть компетентным, не означает быть ученым или образованным, быть компетентным означает умение мобилизовать в данной конкретной ситуации полученные знания и опыт реализации.
Среди принятых Советом Европы (Совет Культурной Кооперации) (1996) пяти ключевых компетенций, которыми должны обладать все современные молодые люди, называется и коммуникативная компетентность, которая относится к владению устной и письменной коммуникацией и особенно важна для успешной работы и социальной жизни. Обобщение данных отечественных и зарубежных исследований позволяет определить коммуникативную компетентность человека как важнейший фактор его успешного трудоустройства (Л.В. Гостюшин, И.В. Зорин, С.Л. Карташов, Ю.Г Олегов, И.А. Кокорев). С другой стороны, показано (Л.П. Егоршин, Е.Е. Смирнова, Е.В. Резапкина), что коммуникативно-компетентные специалисты наиболее востребованы на современном рынке труда [1; 2; 5].
Под коммуникативной компетентностью понимается комплекс профессионально-личностных ка-
154
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Мосина С.В., 2012