УДК 621.391
С. В. Мосина
Формирование коммуникативных навыков в процессе экологического воспитания
в детских оздоровительных лагерях
Изложены подходы к формированию коммуникативных навыков и умений в процессе экологического воспитания школьников на примере детских экологических лагерей.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки, экологическое образование, экологическое воспитание, детские экологические лагеря.
S. V. Mosina
Formation of Communicative Skills in the Course of Ecological Education in Children's Health Camps
Approaches to formation of communicative skills in the course of ecological education of schoolchildren on the example of children's ecological camps are stated.
Key words: communications, a communicative competence, communicative skills, ecological education, ecological up-bringing, children's ecological camps.
В последние десятилетия во всем мире активизировались поиски в области обновления образования, и в частности его содержания. Инновационным подходом для обновления содержания общего образования является компетентностный подход, который «предполагает усиление практической направленности образования» и «выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы» [1].
Анализ научной литературы позволил выделить важнейшую особенность данного подхода: он позволяет человеку в результате образования не только овладеть знаниями и умениями, но и обеспечить применение их на практике, в реальной социально-экономической среде. Компе-тентностный подход способствует максимальной востребованности личностного потенциала учащегося и нахождению им своего места в мире (В. А. Болотов, В. В. Сериков); значительно усиливает практическую направленность образования (Л. И. Боголюбов, В. С. Леднев, Н. Д. Ни-кандров, М. В. Рыжаков, А. В. Хуторской); являясь системным и междисциплинарным, характеризуется как личностным, так и деятельностным аспектами (И. А. Зимняя), в связи с чем, в полной мере способствует подготовке учащихся к жизни и к практической деятельности. По мнению С. Е. Шишова, быть компетентным не озна-
© Мосина С. В., 2012
чает быть ученым или образованным, а означает умение мобилизовать в данной конкретной ситуации полученные знания и опыт их реализации.
В настоящее время в РФ проводятся научные исследования, в которых анализируется уровень коммуникативной компетентности студентов вузов, колледжей, школьников, осуществляется поиск методических подходов к формированию коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков [2-4].
Так, в Московской области с целью изучения сформированной коммуникативной компетентности у старшеклассников - потенциальных субъектов рынка труда проводились социологические исследования, в которых респондентами выступили около двух тысяч выпускников средних школ Подмосковья. В ходе исследований (анкетирование, интервью, наблюдение и тестирование) был установлен достаточно низкий уровень коммуникативной компетентности старшеклассников, которые показали несоответствующий современным требованиям уровень коммуникативных знаний и умений в вопросах целенаправленного поиска работы и технологии трудоустройства [4].
По результатам исследований, проведенных в Калужском государственном университете, сделан вывод об актуальности и важности изучения
особенностей развития основ коммуникативной компетентности, коммуникативных навыков и умений учащихся общеобразовательных учреждений, студентов вузов, а также средств и методов эффективного воздействия на этот фактор в процессе обучения. При этом, отмечая особую важность и актуальность вопросов экологии в настоящее время, которые входят неотъемлемой составной частью во все сферы жизнедеятельности, следует предположить, что формирование коммуникативной компетентности, навыков и умений в данной сфере является важнейшим элементом образовательно-воспитательного процесса.
Базовое среднее школьное образование дает учащимся объективные знания о природе, ее взаимосвязях, человеческом организме, здоровом образе жизни, спектре актуальных проблем взаимодействия общества и природы. Однако для многих учащихся они остаются лишь учебными темами, слабо осознаются, не становятся личностно значимыми, не определяют их поведение и действия. Поэтому, особое значение приобретает внеклассная и внешкольная работа. Она весьма разнообразна: можно организовать кружок, клуб, провести экскурсии и поездки. Вместе с тем, получающая все большее распространение такая форма работы с детьми и подростками, как организация экологического лагеря, в настоящее время становится наиболее эффективной для формирования экологической культуры учащихся и приобщения их к миру живой природы.
При комплексном подходе в таких лагерях можно решать широкий круг разнообразных педагогических, организационных и экологических задач. Это - экологическое воспитание, практическое обучение школьников и студентов навыкам и методам проведения экологических исследований; выявление и поддержка талантливой молодежи, побуждение к расширению экологических знаний; содействие возникновению творческих научных коллективов по перспективным направлениям исследований в области охраны окружающей среды; обмен опытом работы и научными достижениями; объединение усилий государственных и общественных организаций для решения экологических проблем региона, развития молодежного экологического движения; повышение квалификации педагогических кадров в сфере экологического образования и воспитания; экологическое просвещение населения и т. д.
Целями работы детских экологических лагерей могут быть определены:
- организация творческой и развивающей среды, обеспечивающей комплекс условий и возможностей для осознания и реализации каждым ребенком своих личностных потребностей и интересов;
- создание условий для становления субъектного опыта эмоционально-ценностного и прак-тико-деятельностного отношения к окружающей среде;
- формирование общей, правовой и экологической культуры молодежи и школьников, гражданской позиции и основ здорового образа жизни;
- предоставление школьникам возможности овладения различными социальными ролями (например, разработчик плана, партнер, лидер, организатор, статист, корреспондент и т. д.) в совместной деятельности со взрослыми, направленной на качественно новое взаимоотношение с окружающей средой, направленное на ее защиту, сохранение и оздоровление.
При очевидной положительной роли экологических детских лагерей в процессе экологического воспитания школьников (по результатам анализа форм и методов работы) выявлен ряд проблем, связанных с дальнейшим эффективным использованием полученной экологической информации в школьном образовательном процессе. Выступления учащихся 7-10 классов на уроках, а также различного уровня школьных конференциях и слушаниях показывают неспособность спорить, обоснованно и логически четко доказывать свою точку зрения. Многоплановость экологических проблем требует от учащихся универсальных навыков, разностороннего развития, высокого уровня аналитических способностей, логики в мыслях и рассуждениях, которые способствовают росту творческого потенциала учащегося, раскрытию способностей в коллективной деятельности.
Можно предположить, что сложившаяся ситуация связана с недостаточным вниманием к формированию коммуникативных навыков и умений в используемых формах и методах работы в области экологического воспитания. В образовательно-воспитательном процессе методически не в полной мере закреплена интеграция трех видов деятельности: образовательная деятельность (учение), игровая деятельность (игра) и коммуникативная деятельность (общение). В итоге, при развитии у школьников экологической культуры, интереса и положительной моти-
Формирование коммуникативных навыков в процессе экологического воспитания в детских оздоровительных лагерях
вации к природоохранной деятельности в целом, представляется недостаточным формирование коммуникативной компетентности, самостоятельной коммуникативной деятельности.
Для обеспечения повышения эффективности и качественного уровня образовательной деятельности предлагается разработка образовательно-воспитательной программы по организации детских экологических лагерей с приоритетом решения задач формирования коммуникативной компетентности, навыков и умений. При разработке программы можно учесть опыт формирования компетентностного подхода в образовательных программах ИТИП РАО. В них предлагается, что в ходе обучения учащиеся осваивают представленные ниже коммуникативные компетенции, которые систематизированы по пяти содержательным блокам, соответствующих компетентности учащихся в определенных сферах коммуникативной деятельности: «Аналитическая работа с различными источниками информации»; «Передача информации другим людям понятными способами»; «Активное слушание и понимание партнера; «Установление контактов с другими людьми»; «Установление контакта с собеседником, ведение переговоров» [4].
Использование указанного подхода применительно к образовательно-воспитательному процессу в детских экологических лагерях позволит интегрировать и оптимизировать данный процесс. Познание школьниками природы станет более желаемым и увлекательным в результате осознания возможности практической реализации знаний и их востребованности в обществе.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию детей невозможна без учета компетентностного подхода к данному процессу. Формирование коммуникативных навыков и умений в системе экологического воспитания в детских экологических лагерях - актуальная и необходимая задача, тесно связанная с
вопросами повышения эффективности и качественного уровня образовательно-воспитательного процесса. Для выработки новых научно-методических подходов к решению этой важнейшей задачи, с учетом рассмотренных в статье аспектов и проблемных вопросов, насущной необходимостью является организация системного, регулярного, организованного взаимодействия педагогов. Результатом обмена опытом на конференциях, семинарах станут зарождающиеся в процессе диалога, споров, обсуждений новые идеи, совместные проекты, возможность получить доброжелательную положительную или критическую, но справедливую оценку коллег. Создание организованной системы взаимодействия специалистов-профессионалов и тех энтузиастов, кто любит работать с детьми, организующих и проводящих полевые экологические лагеря - важное стратегическое направление совершенствования экологического образования и воспитания в настоящее время.
Библиографический список:
1. Боголюбов, Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения [Текст] / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 9. - С. 45-48.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. - 236 с.
3. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А. Петровская. - М. : Изд-во МГУ, 1989. -216 с.
4. Чернов, С. В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства [Текст] / С. В. Чернов // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сборник научных статей / под ред. В. А. Ермоленко. - М. : ИТИП РАО, 2007. - С. 158-165.