Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков и умений у студентов в процессе экологической подготовки'

Формирование коммуникативных навыков и умений у студентов в процессе экологической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMUNICATION / A COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE SKILLS / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Софья Викторовна

В статье представлены методы формирования коммуникативных навыков и умений в образовательном процессе (на примере экологического образования) в рамках реализации компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Софья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Students’ Communicative Skills and Abilities in the Course of Ecological Training

Methods of formation of communicative skills and abilities in the educational process (on the example of ecological education) within the limits of realisation of the competence approach are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков и умений у студентов в процессе экологической подготовки»

УДК 621.391

С. В. Мосина

Формирование коммуникативных навыков и умений у студентов в процессе экологической подготовки

В статье представлены методы формирования коммуникативных навыков и умений в образовательном процессе (на примере экологического образования) в рамках реализации компетентностного подхода.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки и умения, экологическое образование.

S. V. Mosina

Formation of Students' Communicative Skills and Abilities in the Course of Ecological Training

Methods of formation of communicative skills and abilities in the educational process (on the example of ecological education) within the limits of realisation of the competence approach are presented.

Key words: communication, a communicative competence, communicative skills, ecological education.

Формирование коммуникативной компетентности, коммуникативных навыков и умений человека является актуальной проблемой современного образовательного процесса, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом [1, 2, 5].

В настоящее время в РФ проводятся научные исследования, в которых анализируется уровень коммуникативной компетентности студентов вузов, колледжей, учащихся общеобразовательных школ, осуществляется поиск методических подходов к формированию коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и навыков. В Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского (далее - КГУ) такие исследования проводятся молодыми учеными, соискателями и специалистами под руководством профессора С. И. Маслова.

В рамках таких исследований во главу угла ставится то, что нормативным правовым ориентиром в подготовке студентов педагогических вузов и колледжей является компетентностный подход, декларируемый ФГОС третьего поколения. Цели профессионального образования конкретизированы в понятии «профессиональная компетентность», интегрирующем личностный, теоретический и практический аспекты.

Учитывая особую важность и актуальность вопросов экологии в настоящее время, которые

входят неотъемлемой составной частью во все сферы жизнедеятельности, в результате проведенных исследований выявлено, что формирование коммуникативной компетентности, навыков и умений в данной сфере является важнейшим элементом образовательного процесса.

Учеными и специалистами КГУ (при участии д. б. н. А. Б. Стрельцова) совместно со специалистами Академии безопасности и специальных программ (далее - Академия) выделен комплекс необходимых психолого-педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетентности при освоении экологической проблематики в процессе обучения:

- создание положительной мотивации в изучении теоретического материала, занятий по самоподготовке, участия в семинарах - на основе внутренних потребностей и коммуникативных способностей обучающегося;

- использование специальной системы заданий и упражнений, в которых формирование коммуникативных умений рассматривается как специальная педагогическая и методическая задача;

- погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационно-компьютерных технологий, включая игровые;

- конструирование «образа специалиста» или «образа руководителя» посредством ролевых

© Мосина С. В., 2012

игр, рефлексивных заданий, рассматриваемое как условие формирования коммуникативных умений на продуктивном соревновательном, профессиональном и творческом уровнях;

- учет фактора экологического воспитания как важнейшего элемента становления личностных качеств образованного человека (формирование бережного отношения к природной среде, правосознания, активной гражданской позиции).

В настоящее время стала очевидной необходимость и целесообразность обучения в процессе коммуникативного общения в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: «преподаватель - группа», «преподаватель -обучающийся», «обучающийся - группа», «обучающийся - обучающийся».

Многолетний опыт обучения в данной сфере показал, что широкие возможности для активизации и повышения эффективности учебного процесса дает использование дискуссионных методов проведения занятий, индивидуальных, состязательных тестовых заданий и различных видов игр.

Дискуссионные методы. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные вопросы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников по поводу экологической проблематики. Наиболее эффективны формы дискуссионного метода: групповое обсуждение и ролевое рассуждение.

Групповая дискуссия или групповое обсуждение. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. В процессе дискуссии формируется коммуникативная установка партнера - своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения, включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия [4, 5].

В образовательном процессе с использованием групповых дискуссий используются прогрессивные разработки с применением компьютерных технологий. Одной из таких новаций является компьютерный вариант интеллектуального шоу «Что, где, когда?», разработанный с использованием программного комплекса Microsoft Office PowerPoint 2007. Формируется группа

обучающихся до 10 человек, а в случае, если группа насчитывает 15 человек и более - две группы. Выбирается капитан команды «знатоков». После всех вступительных атрибутов игры с использованием слайдов, голоса ведущего из известного телевизионного шоу, обучающиеся погружаются в атмосферу известной телепередачи и становятся ее виртуальными участниками. В отличие от телевизионного шоу несколько изменены временные рамки группового обсуждения в зависимости от категории сложности вопроса: средней сложности - 2, а сложные - 3 минуты. Участникам групповой дискуссии в процессе обсуждения разрешено пользоваться любой литературой, конспектами лекций. Основная обучающая цель - научить анализировать, систематизировать полученные на теоретических занятиях знания, активизировать процесс аналитического, ассоциативного мышления. В каждом вопросе, слайде, озвучиваемой мелодии имеются скрытые подсказки, позволяющие при определенном объеме знаний, интуиции обучающихся путем анализа и оценки предполагаемых гипотез найти верное решение поставленной экологической проблемы. Круг предлагаемых на групповое обсуждение вопросов носит исключительно практический характер и охватывает все сферы природоохранной проблематики. По итогам игры обучающиеся эффективно закрепляют теоретический материал, формируют умения: слушать, воспринимать информацию других людей, вычленять главное из полученной информации, обрабатывать ее (систематизация, обобщение), отбрасывать ненужную информацию, вести дискуссию, убедительно и аргументировано обосновывать свою точку зрения. При этом они не только приобретают навыки в процессе обсуждения, но и получают огромный заряд положительных эмоций.

Наиболее эффективным также является метод, основанный на понимании личности обучаемого как мыслящего и активно действующего участника событий, приближающихся к реальным в процессе дискуссии-соревнования или ролевого рассуждения. В этом процессе все участники разбиваются на две команды. В большинстве случаев, с одной стороны - это природополь-зователи, с другой - инспекторы надзорных экологических и иных ведомств. Выбирается арбитр или жюри, определяющие критерии оценки выдвигаемых аргументов: доказательность, четкость формулировок в рамках законодательства, логику, корректность выступающих, способ-

Формирование коммуникативных навыков и умений у студентов в процессе экологической подготовки

ность строго придерживаться темы. Предметом дискуссии, как правило, является совершенное экологическое правонарушение, либо общественные отношения в сфере экологии. Вести дискуссию-соревнование и быть арбитром в ней может и сам преподаватель. В конце дискуссии объявляются результаты, комментируются с точки зрения норм российского законодательства. В заключении - коллективное обсуждение с проведением всестороннего анализа всех этапов дискуссии. В процессе ролевого рассуждения отрабатываются коммуникативные умения: вести диалог, корректно задавать вопросы и отвечать на них, четко и аргументировано излагать свои мысли в устной и письменной формах, слушать, воспринимать информацию других людей.

Игровые методы. В деловых играх разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений, между разными уровнями управления и организации. В них обучающиеся поставлены хотя и в игровую, но более всего приближенную к реальности ситуацию. В игре «просматриваются» варианты выборов решений и поступков. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных и коммуникативных умений, дает возможность обучающимся всесторонне понять и изучить учебный материал с различных позиций. Ощутимый образовательный эффект дает использование на практических занятиях операционных, имитационных, ролевых игр [3, 6].

Имитационные игры. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность складывается из способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально и психологически программировать процесс общения, опираясь на профессиональные знания, опыт; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. Поэтому важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях [3, 5]. В силу этого на занятиях имитируется деятельность организации, предприятия или его экологического подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность в про-

цессе экологических правоотношений (деловое совещание, обсуждение плана экологических мероприятий, защита проекта и т. д.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет руководителя предприятия, зал заседаний, территория объекта). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. В процессе имитационной игры отрабатываются ключевые коммуникативные навыки и умения при ведении переговоров и совещаний: навыки приемов установления контактов с собеседником, этических норм делового общения, алгоритмов и правил проведения бесед и переговоров; умения осуществлять самопрезентацию во время собеседований и конкурсных испытаний, адекватно реагировать на критику, использовать оптимальный темп речи.

Операционные игры. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство подготовки будущих специалистов, а также формирования их личностных и деловых качеств, профессиональной компетентности. В них моделируется деловой процесс, прививаются навыки использования компьютерных технологий, программного обеспечения, использования информации для достижения поставленных целей. Игры такого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные и в этом заключена их практическая значимость для формирования обучающихся как будущих специалистов [3, 6].

Ролевые игры. В условиях ролевой игры обучающегося вводят в ситуацию, релевантную тем процессам, которые характерны для реальной профессиональной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки с учетом полученных новых знаний и умений. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается «модель-пьеса» ситуации и распределяются роли между обучающимися. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, его коммуникативная компетентность. Огромная практическая значимость ролевой игры заключа-

ется в максимальном усвоении пройденного теоретического материала, уяснении и уточнении практических вопросов, не затронутых на лекционных занятиях.

Особенностью рефлексивного метода является стремление к максимальной самостоятельности обучаемого. Он включает самостоятельное конструирование образа руководителя или специалиста, размышление, самоанализ слушателем собственных действий в процессе предполагаемых экологических правоотношений, умение провести самооценку своих возможностей. Для эффективной реализации данного метода в процессе обучения созданы и широко используются разнообразные формы самооценки специалистов, включая тестовые практические задания, тренинги.

В результате изучения теоретического курса и его закрепления на семинарских и практических занятиях с использованием вышеизложенных методов специалисты по программам повышения квалификации, а также студенты вузов, колледжей в полном объеме усваивают тематику, предусмотренную соответствующей учебной программой. В этом состоит универсальность таких разработок. В процессе обучения приобретаются дополнительные практические навыки и умения как в профессиональной деятельности, так и в сфере коммуникативной компетентности: умение взять на себя инициативу в начале диалога и в процессе его ведения, управлять его ходом и закончить в нужный момент; в процессе разговора - отобрать, выделить наиболее существенное из всего сказанного собеседником; достигать запланированной цели диалога таким образом, чтобы у собеседника сохранялось желание продолжать сотрудничество; выступить в роли арбитра между конфликтующими сторонами, понять их требования, найти конструктивную линию взаимодействия всех сторон и т. д.

Учитывая положительный опыт осуществления образовательного процесса в данной области, в рамках научных исследований планируется разработка аналогичных методических подходов в процессе школьного и даже дошкольного образования. В настоящее время это представляется особо актуальным. Многоплановость социальных, общественных проблем в современном российском обществе требует уже на стадиях среднего и младшего школьного возраста наличия разностороннего развития, определенного уровня аналитических способностей, логики в мыслях и рассуждениях, сформированных коммуникативных навыков и умений, которые способствовали бы росту творческого потенциала ребенка, раскрытию способностей в коллективной деятельности.

Библиографический список:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 376 с.

2. Бодалев, А. А. Психологическое общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 256 с.

3. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. - 162 с.

3. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг [Текст] / Ю. М. Жуков. - М. : Гардарики, 2003. - 223 с.

4. Мелибурда, Е. Л. Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е. Л. Мелибурда. -М. : Прогресс, 1986. - 265 с.

5. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А. Петровская. - М. : Изд-во МГУ, 1989. -216 с.

6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособ. / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 438 с.

Формирование коммуникативных навыков и умений у студентов в процессе экологической подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.