Научная статья на тему 'Проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в вузе'

Проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазова Вера Фёдоровна

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе разработки и внедрения новых образовательных технологий. Проводится анализ влияния различных факторов на эффективность их разработки и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в вузе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 378

Глазова Вера Фёдоровна

доцент, ТГУ г. Тольятти, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе разработки и внедрения новых образовательных технологий. Проводится анализ влияния различных факторов на эффективность их разработки и реализации.

Ключевые слова

Компетентностный подход в образовании, образовательная технология.

Компетентностный подход в образовании неразрывно связан с внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий. Образовательная технология представляет собой сложный комплекс, включающий средства диагностики текущего состояния знаний и умений обучаемых, а также результатов обучения, набор моделей обучения, критерии выбора оптимальной модели для заданных условий функционирования образовательной системы [1, с. 23].

Среди факторов, влияющих на процесс разработки и внедрения новых образовательных технологий в образовательную систему вуза, можно особо выделить факторы внешней и внутренней среды вуза, а также человеческий фактор [2, с. 30].

К числу проблем, обусловленных внешней средой вуза, можно отнести:

— законодательные ограничения, накладываемые государственными образовательными стандартами, которые в определённой степени сдерживают творческую инициативу разработчиков;

— существующие финансовые механизмы и ограничения в сфере высшего профессионального образования;

— использование для внешней оценки эффективности новых образовательных технологий инструментов тестирования, в то время как большинство новых технологий имеют своей целью формирование у обучаемых тех или иных компетенций, степень сформированности которых не может быть измерена с помощью только тестирования.

• Определяющую роль в сдерживании процесса разработки и внедрения новых образовательных технологий играют проблемы, обусловленные внутренней средой вуза:

— недостаточная гибкость и фрагментарность образовательной системы, не позволяющая реализовать системный подход на основе согласования и подчинения целей и задач отдельных учебных дисциплин общей цели подготовки компетентного специалиста, что приводит, в частности, к дублированию или к недостаточному раскрытию тех или иных учебных вопросов;

— отсутствие конструктивного диалога между разработчиками новых образовательных технологий и администрацией вузов, выражающееся, в частности, в необходимости заполнения и оформления множества разрешающих и подтверждающих документов;

— неопределенность целей реализации новых образовательных технологий, связанная с тем, что преподаватели, являющиеся чаще всего разработчиками новых образовательных технологий, в массе своей не включены в процесс формирования программы развития вуза;

— отсутствие гарантированного эффекта от реализации новых образовательных технологий при неизбежных затратах на оборудование, программное обеспечение, обучение и инфраструктуру;

— отсутствие единых критериев оценки эффективности разрабатываемых технологий и несогласованность инновационных процессов в вузе;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

— несовершенная поощрительная система, связанная с низкими возможностями материального стимулирования разработчиков, с одной стороны, и слабым использованием существующих возможностей нематериального стимулирования, с другой.

К проблемам разработки и реализации новых образовательных технологий, обусловленным человеческим фактором, можно отнести:

— высокие требования, предъявляемые к квалификации разработчиков в области современных информационных и коммуникационных технологий, включая уверенное владение приёмами использования современных Интернет-сервисов;

— распространённые психологические барьеры, такие как личные привычки, культурные традиции, осторожное отношение ко всему новому;

— возникающие опасения в связи с тем, что время, требуемое для разработки новой технологии, может существенно превысить оценку её важности и полезности руководством вуза.

Необходимость разработки и внедрения новых образовательных технологий продиктована состоянием современного образования. Это позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса и качество образования в целом [3, с. 6]. Список использованной литературы:

1. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Особенности применения информационных технологий для обеспечения деятельности вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (20). С. 22-28.

2. Богданова А.В. Теоретико-методологические предпосылки исследования вопросов диагностики качества образования в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 29-32.

3. Панюкова Е.В. Проектирование образовательных услуг на основе качества // Инновации. Наука. Образование. 2016. № 3 (2). С. 6.

© Глазова В.Ф., 2017

УДК 376.433

Гусева Ирина Николаевна

канд.пед. наук, доцент КГУ, Демидченкова Ксения Ивановна

студентка 4 курса, бакалавриат, НП Специальное (дефектологическое)образование

г. Курск, РФ E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТОИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности представлений о стоимости младших школьников с интеллектуальными нарушениями, приведён качественный и количественный анализ данных экспериментального курсового исследования.

Ключевые слова

Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, коррекционное обучение,

коррекционное обучение математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.